ТВОРЧЕСТВО
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.
На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины Никола Пуссена, отличающиеся прозрачностью и торжественностью.
В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.
До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.
В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин , стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).
ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ
Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.
Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.
Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».
Сальвадор Дали был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.
Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975—76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.
В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:
Тренировки и портреты
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мифология | Пастухи Аркадии | 1836 г. | масло на холсте | 92 × 110 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Аллегория | справедливость | 1837 г. | масло на холсте | 41 × 32 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Академия | Мужская академия | 1837-1838 | масло на холсте | 81 × 65 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Религиозный | Побивание камнями святого Стефана | 1837-1840 гг. | масло на холсте | 33 × 41 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Мифология | Прометей | 1839 г. | масло на холсте | 32 × 41 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Молодая женщина | 1839–1849 | масло на холсте | 52 × 62 см | Художественный институт Чикаго | ||
Жанровая сцена | Арабский рассказчик | 1840 г. | масло на холсте | 46 × 38 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Г-н Мартин , ветеринар | 1840 г. | масло на холсте | 68 × 60 см | Кливлендский художественный музей | ||
Портрет | Леконт де Лиль | 1840-1841 гг. | масло на холсте | 117 × 81 см | Национальная художественная галерея , Вашингтон | ||
Портрет | Портрет мужчины | 1840-1841 гг. | масло на холсте | 59 × 47 см | Токийский художественный музей Фудзи | ||
Портрет | Автопортрет | 1840-1841 гг. | масло на холсте | 63 × 47 см | Музей изящных искусств (Бостон) | ||
Портрет | Автопортрет | 1841 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Портрет Аманда Оно | 1841 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Портрет Пьера Оно | 1841 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Портрет Луизы-Антуанетты Фёардент | 1841 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Центр Гетти , Лос-Анджелес | ||
Портрет | Автопортрет ( Моисей держит скрижали Закона) | 1841 г. | масло на холсте | 132 × 100 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Портрет Джавейна, мэра Шербура с 1830 по 1833 год | 1841 г. | масло на холсте | 100 × 81 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Г-н Фриго | 1841 г. | масло | 46 × 38 см | Национальная галерея Финляндии , Хельсинки | ||
Портрет | Мадам Фриго | 1841 г. | масло на холсте | 46 × 38 см |
Национальный музей , Стокгольм |
||
Портрет | Миссис Кэтрин Шанкойн | 1841 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Детройтский институт искусств | ||
Портрет | Миссис Вальмонт | 1841 г. о | масло на холсте | 101 × 81 см | Художественный музей Сен-Луи | ||
Портрет | Полина Оно в голубом платье (Первая женщина художника) | 1841-1842 гг. | масло на холсте | 73 × 60 см | Музей Тома-Анри , Шербур-ан-Котантен | ||
История | Древний саркофаг | 1841 г. | Музей классического искусства Мужена | ||||
Интерьер | Нормандский интерьер кухни | 1842 г. | Музей Шалон-ан-Шампань | ||||
Портрет | Портрет мадам вдовы Руми | 1842 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Музей Тома-Анри , Шербур-ан-Котантен | ||
Портрет | Портрет мадам Оно или тети — Полина Оно | 1842 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Музей Тома-Анри , Шербур-ан-Котантен | ||
Жанровая сцена | Сцена в парке | 1842 г. | масло на холсте | 25 × 33 см | Музей Тома-Анри , Шербур-ан-Котантен | ||
Портрет | Маленький гений живописи | 1842 г. | масло на холсте | 21 × 16 см | Музей Тома-Анри , Шербур-ан-Котантен | ||
Жанровая сцена | Пастушка прядет | 1842-1843 гг. | масло на холсте | 26 × 32 см | Музей Тома-Анри , Шербур-ан-Котантен | ||
Портрет | Мужчина с трубкой или Портрет Армана Оно | 1843 г. о | масло на холсте | 100,8 × 80,8 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Портрет Полины Оно в неглиже | 1843-1844 | масло на холсте | 100,2 × 81,2 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри | ||
Портрет | Мадам Деслоншам и ее дочь мадам де Водивиль | 1843-1844 | масло на холсте | 81 × 100 см | Шербур-ан-Котантен , музей Тома-Анри |
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.
Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.
В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.
В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.
Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.
Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.
20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
ТВОРЧЕСТВО
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.
На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины , отличающиеся прозрачностью и торжественностью.
В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.
До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.
В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин, стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).
ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ
Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».
Был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.
Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975-76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.
В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:
Хотя его произведения имеют чрезвычайное значение в искусстве на все художественные течения. Рисовал жанровые композиции, пейзажи, создал несколько портретов. Картина Милле «Сеятель» вдохновила Ван Гога на создание своих композиций на подобную тему. А его «Анжелюс» была любимой картиной , яркого представителя сюрреализма . Далее обращался к образам «Анжелюс» всю свою жизнь.