Павел яковлевич пясецкий: биография

Байкал, Хинган, Париж

Панорама начинается Самаро-Златоустовской веткой, соединяющей европейскую Россию с Западно-Сибирской линией. Здесь преобладают мастерски выполненные горные пейзажи уральского хребта, прорезанного живописными реками. Ну, а собственно Сибирская магистраль берет начало от Челябинска. Почти до Красноярска это преимущественно равнинный пейзаж, на фоне которого перед зрителем разворачивается панорама великой стройки. В художественное повествование автор вплетает интерьеры вагонов или дорожную церковь, а иногда просто декорирует панораму богатой степной растительностью, мастерски передавая краски дня и ночи.

С. Лиственничное, сборка парома-ледокола. Фрагмент панорамы П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали»

Значительную часть сибирской панорамы составляют зарисовки, сделанные художником во время путешествия на пароходах по Шилке и Амуру, в местах, где железнодорожные пути только проектировались. Зачарованные зрители с изумлением разглядывали сцены прокладки тоннелей через неведомый Хинганский хребет при строительстве КВЖД…

По контракту Пясецкий должен был закончить панораму к 1900 году, что он и сделал. В тот же год его детище было представлено на Всемирной выставке в Париже, в павильоне, посвященном освоению Сибири. Причем, фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения. Надо ли говорить, что панорама вызвала огромный интерес, была заслуженно удостоена золотой медали, а самого Пясецкого наградили орденом Почетного легиона.

Установка вагона Транссибирского экспресса в павильоне Русских окраин.

На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Зрители занимали места в вагонах, и акварельная лента перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.

По контракту Пясецкий должен был закончить панораму к 1900 году, что он и сделал. В тот же год его детище было представлено на Всемирной выставке в Париже, в павильоне, посвященном освоению Сибири. Причем, фурор вызвал и сам способ демонстрации почти 900-метровой ленты: она медленно перематывалась за окном специального вагона, в котором усаживались зрители, и создавала абсолютную иллюзию движения. Надо ли говорить, что панорама вызвала огромный интерес, была заслуженно удостоена золотой медали, а самого Пясецкого наградили орденом Почетного легиона.

Рекламная афиша на Всемирной выставке в Париже 1900

Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) – собственно акварельное полотно. Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой. Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты строительства Транссиба, жизни и природы Сибири, большие города чередовались с поселками, маленькими станциями и разъездами. В конце «пути» зрители выходили в двери с другой стороны и попадали в Китайский павильон. Панорама П. Я. Пясецкого была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, а художник был награжден орденом Почетного легиона Франции.

Уникальное полотно длиной почти 900 метров — под стать величию Транссиба

Уникальное полотно длиной почти 900 метров — под стать величию Транссиба

17 марта 1891 г. был объявлен Высочайший рескрипт Александра III о строительстве Сибирской дороги с двух концов — от Урала на западе и Владивостока на востоке. 10 декабря 1892 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги во главе с наследником цесаревичем Николаем Александровичем. Он сохранил эту должность и став императором, руководя стройкой до ее завершения.

Именно Комитету мы обязаны созданием шедевра, хранящегося в фондах Эрмитажа. Уже на первоначальном этапе строительства было решено помимо технической и фотографической документации запечатлеть художественную панораму возведения магистрали. С этим предложением Комитет обратился к художнику-путешественнику Павлу Яковлевичу Пясецкому, известному чиновникам и Двору своими акварельными панорамами. Выбор оказался снайперски точным.

Павел Яковлевич был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Служа с 1872 г. в Петербургском Военно-медицинском управлении, много путешествовал в составе экспедиций как врач, а как художник — зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи.

Пясецкий собирал в путешествиях и этнографические коллекции, талантливо писал о своих поездках, читал публичные лекции, устраивал выставки. Но главное — из каждой поездки привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику. Наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, художник создавал непрерывную панораму путешествия. Так появились его знаменитые рулоны. Вот лишь некоторые из них:

..

Поражает огромная трудоспособность художника. Порой она кажется невероятной, учитывая длину полотен. Но даже на этом фоне Транссибирская панорама потрясает.

Пясецкий П. Я. Центральная улица Красноярска. Въездные ворота. Фрагмент панорамы. Бумага, наклеенная на холст, акварель, графитный карандаш.Государственный Эрмитаж

Сочинения

  • К вопросу о прививании кожи (Микроскоп. исслед.). — : Унив. тип. (Катков и К°), ценз. 1871. — 14 с.
  • О санитарных условиях и медицине Китая. — М.: Унив. тип. (Катков), 1876. — 68 с.
  • «Два месяца в Габрове. Из военных воспоминаний». 1877—1878 // Вестник Европы. — 1878, IX; 1883, X)
  • Путешествие по Китаю в 1874-1875 гг. (через Сибирь, Монголию, Восточный, Средний и Северо-Западный Китай) : из дневника члена экспедиции П. Я. Пясецкаго: в 2 т. — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1880.
    • Том 1.
    • Том 2
  • Неудачная экспедиция в Китай 1874-1875 гг. В ответ на защиту Сосновскаго по поводу книги «Путешествие по Китаю». — СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1881. — 298, II с.
  • Суд над полковником Сосновским. — СПб.: тип. А.С. Суворина, 1883. — , II, 82, 2 с.
  • Russian travellers in Mongolia and China. In 2 vol. — London: Chapman & Hall, 1884. (англ.)
  • Vol. 1. — 321 с.
  • Vol. 2. — 315 с.

Новости

  • 10.09.2022, 18:33 | 380

    Гроза, град, шквал: прекрасная погоды на севере Казахстана будет в воскресенье Читать далее >>

  • 10.09.2022, 18:20 | 344

    Так ли хорошо жить в деревне на севере Казахстана Читать далее >>

  • 10.09.2022, 15:18 | 316

    В селе Лобаново на севере Казахстана открыли колледж для менеджеров по туризму Читать далее >>

  • 10.09.2022, 14:58 | 438

    Моцареллу, сулугуни и гауду будут производить на севере Казахстана Читать далее >>

  • 09.09.2022, 13:33 | 1 369

    Пришла осень, наступила пора копать Копай в Петропавловске? Читать далее >>

  • 09.09.2022, 12:38 | 2 321

    «Третья дымовая труба ТЭЦ-2 стоит устойчиво» — руководитель АО «Севказэнерго» Читать далее >>

  • 09.09.2022, 12:27 | 867

    Власти Казахстана сравнили местные и зарубежные дороги Читать далее >>

  • 09.09.2022, 10:45 | 670

    Казахстанцы смогут следить за зарыблением водоемов Читать далее >>

  • 09.09.2022, 10:31 | 1 064

    В Петропавловске проверяют рыбу из Ишима на глистов Читать далее >>

  • 09.09.2022, 07:51 | 557

    В Казахстане появился новый способ оформить медстраховку Читать далее >>

  • 09.09.2022, 00:22 | 794

    Королева Великобритании Елизавета II скончалась на 97 году жизни Читать далее >>

  • 08.09.2022, 22:14 | 788

    На севере Казахстана объявлено штормовое предупреждение Читать далее >>

  • 08.09.2022, 21:55 | 1 540

    Когда в прежние годы в Петропавловске стартовал отопительный сезон Читать далее >>

  • 08.09.2022, 20:09 | 1 064

    «Ездят и вспоминают одним словом» — Кумар Аксакалов о колодцах на дорогах Петропавловска Читать далее >>

  • 08.09.2022, 19:55 | 10 334

    Новость о смерти английской королевы Елизаветы II оказалась фейковой Читать далее >>

  • 08.09.2022, 19:10 | 1 175

    На севере Казахстана построят новый мост через реку Ишим Читать далее >>

  • 08.09.2022, 17:39 | 604

    Сделано с умом: как вырастить шикарные орхидеи в квартире Читать далее >>

  • 08.09.2022, 17:38 | 1 788

    На севере Казахстана переименуют озеро Сасыкколь Читать далее >>

  • 08.09.2022, 17:02 | 902

    На севере Казахстана у хлебороба украли 12 тонн пшеницы нового урожая Читать далее >>

  • 08.09.2022, 13:29 | 629

    На севере Казахстана заблаговременно начали готовится к весеннему паводку Читать далее >>

  • 08.09.2022, 13:01 | 1 534

    В Петропавловске спасли девочку после травмы от газонокосилки Читать далее >>

  • 08.09.2022, 12:51 | 524

    ЕНПФ перевёл своим вкладчикам более трёх триллионов тенге на жилье и лечение Читать далее >>

  • 08.09.2022, 12:22 | 1 078

    Убила за измены: Жительницу Петропавловска осудили за убийство мужа-полицейского Читать далее >>

  • 08.09.2022, 10:51 | 761

    Как записать ребенка на бесплатный кружок в Петропавловске Читать далее >>

  • 08.09.2022, 08:32 | 1 055

    Фанерный комбинат в Петропавловске запустит производство ЛДСП Читать далее >>

  • 08.09.2022, 07:36 | 582

    Как вернуть деньги из страхового аннуитета в ЕНПФ Читать далее >>

  • 07.09.2022, 16:47 | 1 053

    Кумар Аксакалов поручил обеспечить североказахстанцев любимой маркой угля Читать далее >>

  • 07.09.2022, 16:43 | 1 131

    В Петропавловске 17 и 18 сентября не будет воды Читать далее >>

  • 07.09.2022, 15:14 | 1 963

    Итоги переписи населения подвели в Северо-Казахстанской области: жителей стало меньше Читать далее >>

  • 07.09.2022, 15:07 | 983

    Полицейские задержали 23-летнюю жительницу Петропавловска, находившуюся в розыске Читать далее >>

Биография

Родился 26 октября (7 ноября) 1843 года в Орле. Как и его братья, Игнат и Николай, учился в Орловской гимназии, куда был принят в 1855 году во 2-й класс. После окончания гимназии (1861) учился на медицинском факультете Московского университета.

Уже в молодые годы у него проявилась любовь к рисованию. Во время учёбы Пясецким были сделаны сотни рисунков по анатомии, гистологии, судебной медицине, акушерству, кожным болезням, служившие в качестве учебных пособий.

Отдав предпочтение хирургии, он стал последователем французского хирурга Ж. Ревердена, который в 1869 году разработал метод пересадки кожи. Работая в этом направлении, Пясецкий явился одним из первых русских учёных, обогативших трансплантологию новыми способами. Разработанная им в 1870 году операция получила известность в медицине как «метод Пясецкого». В 1871 году он получил степень доктора медицины за диссертацию «О возрождении эпителия».

После защиты диссертации Пясецкий переехал в Санкт-Петербург, где служил в Главном военно-медицинском управлении, в свободное время посещая мастерскую художника П. П. Чистякова в Академии художеств в качестве вольнослушателя.

В 1872 году поступил на военную службу, которую начал по линии Военно-медицинского управления. Когда в 1874 году была снаряжена экспедиция полковника Ю. А. Сосновского в Китай, Пясецкий был прикомандирован к ней в качестве врача и художника. Из своих рисунков Пясецкий составил свою первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири». Кроме этого, им были собраны минералогическая, ботаническая, зоологическая и этнографическая коллекции, написана книга «Путешествие по Китаю». Книга была отмечена большой золотой медалью Императорского русского географического общества.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов Пясецкий находился в действующей армии, в качестве военного врача в Шипкинском отряде. Здесь он, умирая от тифа, написал воспоминания «Два месяца в Габрове». Однако ему суждено было выздороветь.

Не менее известной заслугой П. Я. Пясецкого стало внедрение в отечественную медицинскую практику кефира, который до этого времени почти не был известен в России. Он привёз его из непродолжительной поездки по Северному Кавказу. Хотя впервые свойства кефира были рассмотрены в 1867 году медиками Джогиным и Сиповичем, Пясецкий одним из первых, наряду с Мечниковым, стал пропагандировать лечебные свойства кефира, чем внёс свою лепту в его распространение в пищевом рационе жителей России. В 1883 году он сделал доклад на эту тему на заседании Общества русских врачей в Санкт-Петербурге.

В 1894—1900-х годах по заказу комитета по сооружению Сибирской железной дороги Пясецкий изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба, которая была представлена на Всемирной выставке 1900 года в Париже. За эту панораму он был удостоен Ордена Почётного легиона.

В 1897 году ездил в качестве художника в Англию на крейсере «Россия» на юбилей королевы Виктории. В 1902 году посетил Болгарию, а в 1903 году совершил поездку на Дальний Восток, в свите военного министра Алексея Куропаткина.

«Панорама Персии»

В январе 1895 года Пясецкий был приглашен Куропаткиным участвовать в Чрезвычайном посольстве «России в Тегеран „для выполнения высочайше возложенного на него чрезвычайного поручения“ — сообщения о восшествии на российский престол императора Николая II».. Куропаткин взял Пясецкого с собою, чтобы он делал зарисовки трудного и живописного пути. Действительно, «езультатом этого путешествия и стала „Персидская панорама“». Она показывает путь по «Шахской дороге» от города Энзели через Решт и Казвин в Тегеран. Пясецкий окончил писать панораму, акварель на бумаге, в феврале 1895 г. в Ашхабаде. Длина целого рулона 59,6 м, высота 48,5 см. Сейчас он находится в Эрмитаже, куда поступил из Центрального географического музея в Санкт-Петербурге.

Пясецкий показал свою «Панораму Персии» на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где 7 августа видел её персидский шах Мозафареддин.

С 8 сентября 2015 года «Панорама Персии» экспонировалась в Эрмитаже в зале номер 389 на временной выставке «Культура и искусство Ирана VIII-начала XX веков», приуроченной к проведению в Государственном Эрмитаже VIII Европейской конференции по иранистике (14-19.09.2014). Для завершения показаний панорамы издана книга про неё.

В вагоне, верхом, на велосипеде

Это было невиданное по масштабу задание, но Пясецкого, привыкшего к длительным путешествиям, вызов не смутил. Продолжалась работа 10 лет, в течение которых летом и ранней осенью художник выезжал на очередной строящийся участок дороги. Ему был выделен специальный вагон-мастерская. Доезжая до места назначения, он нередко покидал вагон, перемещаясь в экипаже, верхом или на велосипеде — так можно было добраться до самых отдаленных участков трассы

. Паром «Байкал». 1899 г.

В девяти рулонах длиной от 54 до 127 метров Пясецкий сумел предельно сжать огромное пространство — 9288,2 км — и в то же время запечатлеть самое главное: большие города Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Чита чередуются с поселками и маленькими станциями, полустанками и разъездами. Городские улицы, площади, архитектурные памятники, местные промыслы и ремесла, жанровые сцены — ничто не ускользало от внимательного взора художника. В мельчайших деталях он зарисовал и сам процесс строительства- прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов.

Каждый отрезок пути, помещенный в рулон, автор стремился наделить особым, присущим только этой российской местности своеобразием. И это ему блестяще удалось.

П. Я. Пясецкий. Демонстрация панорамы Закаспийской железной дороги на публичной лекции в Санкт-Петербурге (журнал «Нива», 1985 г., №3).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: