Но Родина к нему вернулась…
Я много размышляю над его картиной «Каш-каш». Дерево — дорога — материнская утроба — рука — нога. Что это значит? Это вселенское тело бессмертного человека, слитое со всем живым. Рука-крона устремлена к небу, ноги-корни уходят в землю. Листья — ангельские детские головки — усыпали крону по кругу от зимы к лету, и прямо навстречу нам из ствола-дупла-чрева летит головой вперед младенец. Так умирает художник, так рождаются ангелы. Картина написана в год моего рождения, в 1942-м. Павлик тогда написал Марии Федоровне, что этот младенец — предчувствие: род Челищевых не прервется. Дело в том, что из всех сестер только моя бабушка успела родить в год революции мою маму, и я стал единственным продолжателем Дубровской ветви Челищевых.
В прошлом году на свой страх и риск я отправился в Калужскую губернию, узнав, что доехать надо до станции Думиничи, а потом свернуть с трассы налево и доехать до Дубровки. Мой друг, фотограф Евгений Зуев, повез меня на своей машине, ему тоже хотелось увидеть родовое гнездо Челищева, картины которого ему близки по духу. Мы свернули налево и поехали сквозь прекрасный строевой сосновый лес. Дело Федора Сергеевича не пропало. Дубровка, как многие современные деревни, была безлюдна, но первый же ее житель на вопрос, не знает ли он, где раньше была помещичья усадьба, радостно ответил: «Барский дом слева, там теперь дом пасечника. А фундамент сохранился, тот самый. Мне прадедушка мой рассказывал, что барин уезжал с одним чемоданом и сказал: „Теперь все это ваше. Владейте! Только ничего не рушьте“. Там дальше два пруда, один для скота, а другой с чистой водой питьевой. Сад яблоневый был цел до самой войны, потом его заново посадили. Яблони почти одичали, но видите, целы. А вон женщина моет машину — это правнучка садовницы вашего прадеда. Поговорите с ней».
Правнучка садовницы рассказала, что ее прабабушка вместе с Федором Сергеевичем в 1903 году посадили шесть лип. Липы с виду целые, но внутри уже пустые. Уцелело и дерево в виде человеческой фигуры с простертыми ввысь руками. Его я видел на многих картинах Павла. Я сорвал ветку липы и привез в Москву. В банке с водой она зазеленела.
Первая выставка Челищева на родине открылась в 2007-м, в галерее «Наши художники» на Рублевке. А «Феномена» заняла наконец почетное место в залах Третьяковки на Крымской набережной. Каждую «Ночь в музее» я прихожу к ней и долго вглядываюсь в лицо прадедушки, вечно пишущего картину внутри картины. Его мечта сбылась лишь отчасти: сам он не смог вернуться на родину, но родина к нему вернулась.
Внешние ссылки [ править ]
- Институт Кинси: биография и галерея нескольких картин Челищева
- GLBTQ биография
- Биография галереи Тейт
- Артнет-рецензия на выставку «Павел Челищев: Пейзаж тела»
- Коллекция MoMA
- Путеводитель по коллекции Павла Челищева в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке
Авторитетный контроль |
|
---|
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Биография
Родился в селе Дубровка (ныне в Думиничском районе Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (, Москва — , Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.
Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже стал известным театральным художником труппы Дягилева. Познакомился с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрировал в США со своим партнёром Чарльзом Генри Фордом. Там он достиг мировой славы как живописец, рисовал декорации и костюмы для таких постановщиков и хореографов как Джордж Баланчин и А. Эверетт Остин. С по 1949 годы он рисовал иллюстрации для журнала View издаваемого Фордом и Тайлером Паркером.
В уединился в Италии на вилле Фраскати. Переписывался с сёстрами Варварой Зарудной — кремлёвской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком — поэтом Константином Кедровым.
Челищев умер в 1957 году от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронения тоже сохранено.
Библиография
- Tyler P. The Divine Comedy of Pavel Tchelitchev. New York: Fleet,
- Kirstein L. Tchelitchev. Santa Fe: Twelvetrees Press,
- Константин Кедров «ВЕЩИ ЛЕЧЬ ЧЕЛИЩЕВ»
- в кн. «Параллельные миры». М. АиФпринт.2001
- Константин Кедров «Павел Челищев возвращается в Россию».»Новые Известия» 16 марта 2002 г.
- Константин Кедров «Нечетнокрылый Ангел» (поэма о Павле Челищеве)
- «Рай Павла Челищева»/ Предисловие на русском и на французском Александра Шумова со стихами на русском и франц. Константина Кедрова в переводе Кристины Зейтунян -Белоус. М.: Издательство Университета Натальи Нестеровой, .
- «Боярин и Ситвука (Штрихи к портрету Павла Челищева» // Рождественский Г. Треугольники. М.: Слово,
- Хан-Магомедова В. Прозрения Павла Челищева // Искусство (учебно-методическая газета), , № 17 (329), 1-15 сентября
- Кузьмина С. Внутренние пейзажи // Европа Экспресс,, № 42 (398), 17 октября
- Евгений Степанов о книге «Рай Павла Челищева» Дети Ра 8(21). 2005.
- Давенпорт Г. Челищев// Он же. Собака Перголези. Тверь: Митин журнал, , с.127-142
- Загадка Русского Дали
- Кузнецов А. Метаморфозы Павла Челищева / Павел Челищев: каталог выставки: 10 апреля — 17 июля 2011 г., галерея «Наши художники».- СПб.: Петроний, 2011.- С. 11-63.
Работы разных лет
Женщина с бусами Женский портрет —
Человек в голубой маске Портрет мужчины с тату —
Детство Орсона Обман слепого человека —
Давид и Голиаф Niobe
— — —
— — Золотая ваза
Солнце Корзина с клубникой
http://haikeus.blogspot.com/2011/06/blog-post.html
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Челищев,_Павел_Фёдорович
http://www.kommersant.ru/doc/721661
http://www.hechoamano.ru/Chelischev/
http://www.aej.org.ua/exhibitions/892.html
http://ilyabass.org/Stein/steintchel.html
http://ruckp.org/topic/9996-павел-челищев-первый-русский-сюрреалист-мисти/
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2527
http://www.arterritory.com/ru/teksti/recenzii/2781-medlennoe_vozvracshenie/
http://azbuka.gif.ru/critics/odin-iz-nashih/
http://azbuka.gif.ru/critics/emigrant-syurrealist/
http://azbuka.gif.ru/critics/pch/
http://www.rg.ru/2011/04/18/chelishev-site.html
http://magazines.russ.ru/ra/2005/6/st26.html
Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии
Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.
Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.
Где у ангела крылья?
Вспоминает Стравинский, как Челищев нарисовал ангела с крыльями, растущими из груди. Сам он ангелов видел — в человеке. Среди немногих, кто понимал и ценил мистический сюрреализм моего двоюродного деда, были Гертруда Стайн, поэтесса Эдит Ситуэлл, искусствовед Паркер Тайлер, написавший монографию «Божественная комедия Павла Челищева». Из нее я узнал, что Павлик всю жизнь писал триптих «Ад. Чистилище. Рай», а в «Феномене», томившейся в те годы в запасниках Третьяковки, изобразил ад. И что балетная труппа Баланчина ввезла ее в Советский Союз, замаскировав под театральную декорацию — иначе таможня не пропустила бы. Но подробности передачи музею непрошеного дара художника-эмигранта, служившего чертежником в армии Деникина, так и остались для меня загадкой.
От коммунизма Челищев эмигрировал в Европу, от фашизма — в Америку. И всюду жил в замкнутом кругу своих поклонников и меценатов, ужасаясь наступающему материализму. Его картина «Каш-каш» (прятки) ныне висит в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 40-х годах около нее толпились люди и часами разглядывали непонятную, но притягивающую живопись. «Каш-каш» — воспоминания о безмятежном детстве художника в имении отца, моего прадеда Федора Челищева. Павел любил уходить в лес со своими сестрами — там посреди лесной поляны он впервые ощутил религиозные чувства. «Я молюсь на деревья!» — сказал он сестре Марии.
Ссылки [ править ]
- ^ a b c Гибсон, Робин (2000). Живопись века: 101 портретный шедевр 1900-2000 гг . Лондон: Национальная портретная галерея . п. 109. ISBN 1-85514-289-9. OCLC 44851362 .
- ^ a b Чилверс, Ян (27.09.2017). Оксфордский словарь искусства и художников . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-102417-7.
- ^ a b c «Павел Челищев» . Институт Кинси . Архивировано из оригинала на 2012-08-24 . Проверено 11 ноября 2020 .
- ^ a b c Дэвид А. Герстнер, изд. Международная энциклопедия квир-культуры Рутледж. (Лондон: Рутледж, 2006). п. 553.
- ^ а б «Павел Челищев» . Artnet . Проверено 11 ноября 2020 .
- ^ a b Автор поиска помощи: Лиза Конатан (2009). « Путеводитель по собранию Павла Челищева ». Подготовлено для Йельского собрания американской литературы, Библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке, Нью-Хейвен, Коннектикут. Проверено 10 ноября 2020 года.
- ^ Авторы реестра коллекции: Кристи Фик, Лили Ки, Стефани МакГакен, Дэн Плехов и Малинда Триллер Доран (2018). « Документы Аллена К. Таннера ». Подготовлено для архивов и специальных коллекций, Колледж Дикинсона, Карлайл, Пенсильвания. Проверено 11 ноября 2020 года.
- ^ «Павел Челищев — EXCELSIOR» . Сотбис . Архивировано 11 ноября 2020 года . Проверено 11 ноября 2020 .
«Феномена»: разгадка тайны
Вот тогда-то и появился у меня интерес к картинам двоюродного дедушки, знаменитого Павлика, как и сегодня его любовно называют у нас в роду. И вскоре в ответ на мою просьбу прислать открытку с картиной пришла коричнево-белая репродукция, в которой я тогда ровным счетом ничего не понял. Какие-то громадные здания-пирамиды, люди в балахонах, пожилая женщина со спицами у входа в пещеру, странные уродцы, босоногий великан…
Я не знал, что здания — это небоскребы Нью-Йорка, женщина со спицами — Гертруда Стайн, покровительница Челищева, Хемингуэя, Ремарка (это она сказала первой о потерянном поколении). Босоногий великан — композитор Игорь Стравинский, а люди в балахонах — куклуксклановцы. Картина написана в 1938 году в Нью-Йорке, где он вместе с Шагалом, Бретоном, Леже, Мондрианом и другими знаменитостями спасался от фашизма.
Тогда я не мог и мечтать, чтобы эта картина оказалась в Советском Союзе. Но именно об этом мечтал ее автор. И вот три года спустя, в 1962-м, после его неожиданной смерти от инфаркта в 57 лет, в Москву приезжает балетная труппа самого Баланчина, друга Павлика. Пожелтевшая газета Большого театра за 1962 год сообщает, что балетмейстер передал в дар Третьяковке картину Челищева «Феномена». Мне 20 лет, я уже знаю, что такое сюрреализм. В моем архиве — альбом с последней выставки Павлика. Там портрет моего прадедушки, калужского помещика Федора Челищева: в виде головы тигра и одновременно пейзажа нашего родового имения Дубровки. За семь лет до Сальвадора Дали Челищев создавал такие портретопейзажи, или пейзажепортреты. Репродукция «Феномены» здесь черно-белая, но в большем формате. И мне уже не надо объяснять, кто такой Стравинский. Я много раз прослушал пластинку с музыкой к балету «Орфей», а вскоре вышли мемуары Стравинского, где Павлику посвящена глава — единственное упоминание о художнике за все годы советской власти. Стравинский пишет о нем как о мистике, верившем в гороскопы, и удивляется, что такой замечательный художник носил на запястье браслет из красной шерсти и был убежден, что красный цвет притягивает целительную энергию Марса. Забавно, что про этот браслет Павлик написал мне в открытке: у меня был в детстве ревматизм, и он рекомендовал именно это волшебное средство — браслет из красной шерсти.
Ходоки у Ленина
После 1917-го вся семья еще жила в родовом имении. Крестьяне снарядили делегацию к Ленину с просьбой оставить прадеда в Дубровке с многодетной семьей в должности лесничего. Прадед покрыл лесами всю Калужскую губернию, имение приносило ему 7 миллионов годового дохода — громадная по тем временам сумма. Ленин принял ходоков и приказал: «Выселить в 24 часа!» Подвода едва вместила многочисленное семейство: прадеда с женой и Павлика с сестрами — Натальей, Варварой, Марией, Софьей, Александрой. «Барышни, что же вы смеетесь? Не знаете, какая мука вас ждет», — сказал им сердобольный крестьянин. Уцелели три сестры: Мария — пройдя ГУЛАГ, Александра — в парижской эмиграции, Варвара, самая благополучная, жила в Москве, преподавала литературу в кремлевской школе. И хотя ее муж был расстрелян, пересылала Марии в конц-лагерь продовольственные посылки от Павлика.
У меня хранятся его письма к Варваре: он объясняет, что живопись его — не безумие, а новое духовное зрение. Теперь я понимаю, что он видел человека в мистической сферической перспективе, которую Павел Флоренский назвал обратной перспективой. Трудов Павла Флоренского Павел Челищев в далекой Америке не знал, ничего не ведал о соловецком узнике, но пришел к тем же выводам.
Последние годы жизни Павел провел в Италии, вблизи православного монастыря, ведя замкнутый образ жизни. Здесь, на родине всех художников, он нашел и последнее пристанище. Его письма 50-х годов наполнены ужасом перед материализмом, который захлестнул всю западноевропейскую цивилизацию. Он ищет выхода в невидимое глазу четвертое измерение, много думает о православной иконе и приходит к выводу, что овальная мандорла, окружающая Христа на старинных иконах, — это чертеж всего мироздания. Его картины все более утончаются, освобождаясь от материи. Сначала тело человека становится для него прозрачным, как рентгеновский снимок, потом анатомические очертания и вовсе исчезают, возникает сияющий чертеж души, сотканный из звездного света.
Биография
Автопортрет (1925)
Павел Челищев открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. Его творчеством восхищались, его боготворили в Европе и США, его называли «русским Дали». В то же время на родине в России имя этого самобытного и талантливого художника мало кому известно.
Художник Павел Федорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в Калуге, в аристократической и богатой семье. В детстве его окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей.
С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. Семья с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева. Там Павел, работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, познакомился с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, в дальнейшем не принял. Спасаясь от Красной Армии, Челищев бежал в Одессу, затем через Константинополь и Софию пробрался в Берлин, а оттуда переехал в Париж.
В Париже рождается Челищев-живописец — в 1925 году он впервые участвует в Осеннем салоне, знакомится с Гертрудой Стайн и получает статус её протеже. Стайн, с начала века опекавшая новое парижское искусство, не только покупала работы Челищева, но и делилась с ним секретами своих прежних любимцев, рассуждая о «цвете, форме и картине».
Портрет сидящего молодого человека (1927) Сбор урожая (1928) Испанский танцор (1930)
Китайская песня (1932) Портрет Чарльза Форда в маковом поле (1933) Маска света (1934)
Восприимчивый молодой эмигрант быстро усваивал уроки послевоенной парижской школы, художники которой продолжали эксперименты в русле течений начала века — фовизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, не боялись смешения стилей и вообще не боялись ничего.
С лёгкой руки Гертруды Стайн Челищев знакомится с английской поэтессой Эдит Ситуэл, портрет которой тоже есть в экспозиции. Безответно влюблённая, она покупает его работы, устраивает выставки, опекает, но со временем становится одной из причин разрыва Челищева и Стайн и настоящей обузой.
Портрет Линкольна Кирстена (1937) Джеймс Джойс (1937) Сибилла (1937)
Без названия / Мышь (1939) Портрет моего отца / Тигр (1939)
В 1934 году Челищев вместе с Чарльзом Фордом покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).
Дети-листья (1939) Портрет моего отца / семьи (1939) Белая лошадь и акробаты, эскиз (1941)
Феникс (1942) Внутренний пейзаж (1944) Прозрачная голова (1944)
Однако в конце 40-х интерес к сюрреализму падает под натиском рождающегося американского авангарда с мощными фигурами Поллока, Горки, Ротко, Де Кунинга, и Челищев вместе с Фордом и его сестрой перебирается в Италию, где увлекается астрологией, оккультизмом, вспоминает уроки отца. Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы… проекции высшего». Он больше не «стремится покорить вселенную», потому что «прежде всего надо понять самого себя». Человеческие головы и полуфигуры как под рентгеновскими лучами демонстрируют внутренние системы — кости, мышцы, сосуды, нервы. Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты», неожиданно отзывающиеся в эстетике оп-арта.
Анатомическая голова (1946) Анатомическая живопись (1946) Бог дождя (1947)
Золотой человек (1948) Лабиринт (1949) Апофеоз (1954)
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Карьера [ править ]
Челищев переехал в Париж в 1923 году и познакомился с Гертрудой Стайн, а через нее — с семьями Ситуэлл и Горер. Его интерес к созданию мультимедийных впечатлений в этот период сблизился живописи, кино и танец, привел к коллаборациям с балетным импресарио Сергеем Дягилевым (сценографом для Оды по Мясин , 1928) и хореографа Джорджу Баланчину . Его и Эдит Ситуэлл связывали давние близкие отношения, и они часто переписывались. Челищев написал шесть основных портретов Ситуэлла.
Его первая выставка в США была представлена его рисунками вместе с другими художниками в недавно открытом Музее современного искусства в 1930 году. В 1934 году он переехал из Парижа в Нью-Йорк со своим партнером, писателем Чарльзом Анри Фордом . В Нью-Йорке он продолжил работать с Баланчиным и встретил своего величайшего защитника и покровителя Линкольна Кирстайна . С 1940 по 1947 год он обеспечивал иллюстрации для сюрреалистического журнала View , редактировавшегося Фордом и писателем и кинокритиком Паркером Тайлером .
Его самая значительная работа — это картина в прятки , написанная в 1940–42 годах и в настоящее время принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке.
Ранняя живопись Челищева была абстрактной по стилю, описываемой как конструктивизм и футуризм, и находилась под влиянием его исследования с Александрой Экстер. После эмиграции в Париж он стал ассоциироваться с движением неоромантизма . Он постоянно экспериментировал с новыми стилями, в конечном итоге включив в свои картины множество перспектив и элементов сюрреализма и фэнтези. В качестве декоратора и художника по костюмам он сотрудничал, в том числе, с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным.
Работы Челищев можно найти в коллекциях Чикагского института искусств , Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , Института искусств Курто в Лондоне и Художественного музея Филадельфии .
Жонглер , холст, масло, картина Павла Челищева, 1931 г.
Среди известных картин Челищева — портреты Натальи Гласко , Эдит Ситуэлл и Гертруды Стайн, а также работы « Явления» (1936–1938) и Тайник (1940–1942). Челищев разработал декорации для Ode (Париж, 1928), L’Errante (Париж, 1933), Nobilissima Visione (Лондон, 1938) и Ondine (Париж, 1939). Он был известен тем, что маскировал тела и лица в геометрические линии или ландшафтные формы на произведениях искусства. Он использовал абстракционизм и символизм, чтобы передать как внешний, так и внутренний вид объекта.
Могила Павла Челищева
Карьера
Челищев переехал в Париж в 1923 г. и познакомился с Гертруда Стайн и через нее Сидеть и семьи Гореров. Его интерес к созданию мультимедиа опыт этого периода, который объединил живопись, кино и танцы, привел к сотрудничеству с балетом. импресарио Сергей Дягилев (сценограф для Ода к Леонид Мясин, 1928) и хореограф Джордж Баланчин. Он и Эдит Ситуэлл были давними близкими друзьями и часто переписывались. Челищев написал шесть основных портретов Ситуэлла.
Его первая выставка в США была представлена его рисунками вместе с другими художниками в недавно открывшемся музей современного искусства в 1930 году. В 1934 году он переехал из Парижа в Нью-Йорк со своим партнером, писателем Чарльз Анри Форд. В Нью-Йорке он продолжал работать с Баланчиным и встретил своего величайшего защитника и покровителя, Линкольн Кирштейн. С 1940 по 1947 год он иллюстрировал Сюрреалист журнал Вид, редактор Форд, писатель и кинокритик Паркер Тайлер.
Его самая значительная работа — это живопись Прятки, написана в 1940–42 годах и в настоящее время принадлежит Музею современного искусства в Нью-Йорке.
Ранняя живопись Челищева была абстрактной по стилю, описываемой как Конструктивист и Футурист и находился под влиянием его учебы с Александрой Экстер. После эмиграции в Париж он стал ассоциироваться с Неоромантизм движение. Он постоянно экспериментировал с новыми стилями, в конечном итоге включив в свои картины множество перспектив и элементов сюрреализма и фэнтези. В качестве декоратора и художника по костюмам он сотрудничал с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным, в том числе.
Работы Челищева можно найти в собраниях Художественный институт Чикаго, то Национальная художественная галерея в Вашингтон, округ Колумбия., то Институт искусств Курто в Лондон, а Художественный музей Филадельфии.
Жонглер, холст, масло картина Павла Челищева, 1931 г.
Среди известных картин Челищева — портреты Наталья Гласко, Эдит Ситуэлл и Гертруда Стайн и работы Явления (1936–1938) и Кэш Кэш (1940–1942). Челищев разработал наборы для Ода (Париж, 1928 г.), L’Errante (Париж, 1933 г.), Nobilissima Visione (Лондон, 1938) и Ундина (Париж, 1939 г.). Он был известен тем, что маскировал тела и лица в геометрические линии или ландшафтные формы на произведениях искусства. Он использовал абстракционизм и символизм, чтобы передать как внешний, так и внутренний вид объекта.
Могила Павла Челищева
Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
Видео-инструкция
В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.
Карьера
Челищев переехал в Париж в 1923 году и познакомился с Гертрудой Стайн, а через нее — с семьями Ситуэлл и Горер. Его интерес к созданию мультимедийных впечатлений в этот период сблизился живописи, кино и танец, привел к коллаборациям с балетным импресарио Сергеем Дягилевым (сценографом для Оды по Мясин , 1928) и хореографа Джорджу Баланчину . Его и Эдит Ситуэлл связывали давние близкие отношения, и они часто переписывались. Челищев написал шесть основных портретов Ситуэлла.
Его первая выставка в США была представлена его рисунками вместе с другими художниками в недавно открытом Музее современного искусства в 1930 году. В 1934 году он переехал из Парижа в Нью-Йорк со своим партнером, писателем Чарльзом Анри Фордом . В Нью-Йорке он продолжил работать с Баланчиным и встретил своего величайшего защитника и покровителя Линкольна Кирстайна . С 1940 по 1947 год он иллюстрировал сюрреалистический журнал View под редакцией Форд, писателя и кинокритика Паркера Тайлера .
Его самая значительная работа — это картина в прятки , написанная в 1940–42 годах и в настоящее время принадлежащая Музею современного искусства в Нью-Йорке.
Ранняя живопись Челищева была абстрактной по стилю, описывалась как конструктивистская и футуристическая, и находилась под влиянием его исследования с Александрой Экстер. После эмиграции в Париж он стал ассоциироваться с движением неоромантизма . Он постоянно экспериментировал с новыми стилями, в конечном итоге включив в свои картины множество перспектив и элементов сюрреализма и фэнтези. В качестве декоратора и художника по костюмам он сотрудничал, в частности, с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным.
Работы Челищу можно найти в коллекциях Чикагского института искусств , Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , Института искусств Курто в Лондоне и Художественного музея Филадельфии .
Жонглер , холст, масло, картина Павла Челищева, 1931 г.
Среди известных картин Челищева — портреты Натальи Гласко , Эдит Ситуэлл и Гертруды Стайн, а также работы « Явления» (1936–1938) и Тайник (1940–1942). Челищев разработал декорации для Ode (Париж, 1928), L’Errante (Париж, 1933), Nobilissima Visione (Лондон, 1938) и Ondine (Париж, 1939). Он был известен тем, что маскировал тела и лица в геометрические линии или ландшафтные формы на произведениях искусства. Он использовал абстракционизм и символизм, чтобы передать как внешний, так и внутренний вид объекта.
Могила Павла Челищева