«Госпиталь Генри Форда», 1932
«Госпиталь Генри Форда» — первая картина Фриды Кало, написанная на металлической пластине, в традиции ретабло, испанских алтарных образов. На ней изображена еще одна трагедия — невозможность стать матерью, что было еще одним последствием чудовищной аварии в юности художницы. Фрида не раз пыталась родить от Диего, но каждая беременность заканчивалась выкидышем и еще сильнее подрывала здоровье Кало. Картина «Госпиталь Генри Форда» посвящена одному из таких эпизодов: летом 1932 года, во время жизни в Детройте, художница снова потеряла ребенка, несмотря на соблюдение строгого постельного режима. В один из худших моментов своей жизни Фрида снова обратилась к живописи. На полотне, которое стало для Фриды способом выразить страдания, боль и ужас, она изобразила пять символов. Неродившегося ребенка, о котором так мечтала пара; улитку — олицетворение мучительного и медленно текущего времени, проведенного в больнице; кости таза, раздробленные в аварии; орхидею, символизирующую женственность и материнство, и механическое устройство, обозначающее бесчеловечность и жестокость медицинских процедур. Позже Диего Ривера говорил, что Фрида — «единственная художница в истории искусств, которая вскрыла свою грудную клетку и собственное сердце, чтобы показать биологическую природу своих чувств». «Госпиталь Генри Форда» стал первой в истории мировой живописи картиной, посвященной потере неродившегося ребенка.
Период без Диего, развод, выставки
В 1934 году ловелас Диего вдруг воспылал страстью к младшей сестре Фриды – Кристина ему позировала. Всё раскрылось, разыгралась буря. Двойное предательство стало для Фриды душевным пожаром, который нельзя было погасить, просто скандаля и разбивая посуду. Она остригла волосы и решила развестись с мужчиной, которого до умопомрачения любила. Это был нелёгкий шаг. Пытаясь забыть Диего и в то же время заставить его ревновать, она открыто флиртует с мужчинами и женщинами, общими с мужем друзьями, совершенно не заботясь о своей репутации. Скульптор Ногути, Лев Троцкий, нью-йоркский модный фотограф Николас Мьюрей позволили Фриде на время забыть о Диего, сестре и их предательстве. Творческий кризис был преодолён, художница вдохновенно и много пишет. В 1938 году французский поэт и лидер сюрреализма Андре Бретон организует в Нью-Йорке первую выставку произведений Фриды Кало. Затем он же устраивает показ в Париже, где она имеет грандиозный успех (Лувр покупает одну картину).
Прошло несколько лет, только в 1939 году состоялся официальный развод. Диего хотел свободы, а Фриду не оставляли муки любви к нему.
Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри, 1940 год
Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри, 1940 год. За свою жизнь Фрида написала 55 автопортретов, среди которых наиболее известен – «Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри». Этот портрет Фрида завершила в 1940 году ровно через год после болезненного разрыва отношений с возлюбленным — мексиканским художником Диего Риверой. На картине художница запечатлела себя с пантерой и обезьяной. Выбор этих животных обусловлен, в том числе и тем, что во время семейной жизни Фрида и Диего держали в доме обезьянок в качестве домашних животных. Злые языки говорили, что так они компенсируют отсутствие детей.Фрида Кало и Диего Ривера с обезьянкой, 1937 год.В центре внимания – украшение из безжизненного терновника. Увядшие ветви оплетают шею Фриды, причиняя ей страдания, впиваясь в кожу шипами. В реальности Фрида стойко переносила бракоразводный процесс, поэтому выбрала такой символ для передачи внутренних эмоций и переживаний.
Знаменитые произведения
Одна из знаменитых работ уже упоминалась выше – это «Автопортрет в бархатном платье», 1926. Совсем юная Фрида изобразила себя в платье бордового цвета. Вытянутая шея и конечности говорят о некоторых познаниях художницы в области европейского искусства.
«Фрида и Диего Ривера», 1931 год
Картина-портрет семьи. Справа изображена хрупкая, миниатюрная художница, а слева — массивный, высокий супруг.
«Автопортрет с обрезанными волосами», 1940
Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства (МоМА).Данная работа написана после развода мексиканки с мужем. По словам Кало, супруг очень любил ее волосы. Художница изобразила себя сидящей на стуле в мужском костюме, а на полу разбросаны ее волосы. В верхней части картины – слова мексиканской песни: «Послушай, если я любил тебя, то из-за твоих волос. Теперь, когда их нет, я больше не люблю тебя».
«Корни», 1943
2006 год – картина продана почти за 6 миллионов долларов США. На тот момент никакое другое латиноамериканское произведение искусства не было оценено так высоко. Работа представляет собой портрет лежащей Фриды. Ее локоть подпирает голову, а из тела произрастают корни винограда. Но почва под художницей не совсем благоприятная – засуха и трещины препятствуют развитию жизни растения.
«Раненый олень», 1946
Картина представляет собой изображение оленя с головой Фриды. Олень повержен стрелами и истекает кровью.Произведение имеет неоднозначный смысл. Предполагают, что олень – это древний символ правой ноги у ацтеков, а вонзенные стрелы в теле полуживотного-получеловека – искалеченная нога Фриды. Интересно следующее: внизу картины написано слово «Карма».
«Две Фриды»
Пожалуй, самая известная работа Кало.Изображения двух ее разных портретов символизируют переживания по поводу развода с Диего. Фрида слева одета в европейскую одежду, а ее сердце разорвано. Фрида справа, наоборот, имеет здоровое сердце, а одета в мексиканскую одежду.Картина располагается в Музее современного искусства (Мехико) и считается крупнейшим произведением художницы.
Правило 5: никогда не сдавайся
«У меня нет болей. Только слабость… и, что естественно, часто отчаяние. Нет слов, чтобы описать это отчаяние. Но тем не менее я хочу жить. Я уже начала писать небольшую картину».— из дневника Фриды Кало (1950)
Последние годы жизни Фриды были омрачены обострением болезни, ампутацией правой ноги и долгим восстановительным периодом в госпитале. Но последнее, что её интересовало — это жалость к себе. Медсёстры любили Фриду за жизнерадостность и неизменное чувство юмора. И даже друзья, приходившие, чтобы поддержать её, выходили из палаты успокоенные, морально укреплённые. «Мы все нуждались в ней», — вспоминала Элена Васкес Гомер, близкая подруга Фриды.
Каждому из своих многочисленных визитёров художница предлагала оставить подпись на гипсе, а сама нарисовала на нём серп и молот. Когда врачи приказали убрать из палаты краски, Фрида начала рисовать йодом и губной помадой.
Последняя картина Фриды Кало «Да здравствует жизнь» (1954)
Первая персональная выставка Фриды Кало в её родной Мексике состоялась примерно за год до смерти. К тому моменту её состояние настолько ухудшилось, что она практически не вставала с кровати. Но пропустить собственный триумф Фрида не могла.
Она появилась у здания галереи на санитарной машине. Художницу, одетую в один из любимых народных костюмов, на носилках перенесли в специально установленное ложе в центре зала. С балдахина, покачиваясь, свисали скелеты из папье-маше, а сама кровать была украшена фотографиями Диего. Превозмогая боль, художница весь вечер принимала комплименты, шутила, пила текилу и пела любимые песни. Буквально до самого последнего момента Фрида оставалась собой, и тот вечер стал кульминацией её впечатляющего и самобытного художественного пути.
Photo: Frida Kahlo (1939) / Bettmann
Картины и автопортреты Фриды Кало
Фрида Кало “Что мне дала вода” Фрида написала около 70 автопортретов. Первая ее работа «Авария” была написана всего через год после катастрофы. Трагические события жизни художницы окрашивали ее картины во все более мрачные тона. Чем хуже было ее внутреннее и физическое состояние, тем ужасающе выглядели ее работы. Фрида не боялась открыто выражать чувства, что было сразу видно по ее откровенным произведениям. Анатомия человеческого тела, уродства и патологии – все это помогало открыто выражать чувства художницы. Наиболее известными работами Фриды стали следующие картины:
- «Маска смерти»;
- «Фрукты земли»;
- «Что мне дала вода»;
- «Сон»;
- «Автопортрет» («Диего в мыслях»);
- «Моисей» («Ядро Создания»);
- «Маленькая лань»;
- «Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль»;
- «Автопортрет со Сталиным»;
- «Без надежды»;
- «Сиделка и я»;
- «Память»;
- «Госпиталь Генри Форда»;
- «Двойной портрет».
Фрида Кало “Автопортрет “(Диего в мыслях) Работы написанные в после операционный период, имеют особый смысл. Сразу становиться очевидным, насколько значимый и непоправимый вред испытывала на себе Фрида, во время подобных вмешательств в своем теле.
«Сон, или Кровать» (1940)
Фото: artchive.ru
1940 год. Фрида Кало проходит лечение в Сан-Франциско у лучшего врача по болезням позвоночника. Она истощена постоянными болями в спине, раздробленной ноге и тазу. Поэтому в картинах воссоздает собственный уход. Так она передает свои мысли о суициде.
Яркое воплощение этой идеи — картина «Сон, или Кровать». На ней изображена кровать с балдахином, в которой спит Фрида.
Наверху скелет, овитый цветами и динамитом. Это Иуда, предавший Христа. У мексиканцев есть традиция: в пасхальную субботу подрывать чучело Иуды. Они считали, что тот освободится от бремени предательства, только убив себя.
Так и Фрида — спящая девушка, овитая растениями (прикованная, привязанная, обездвиженная), — ждет избавления от страдания.
Биография Фриды Кало
Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954) – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.
Сюрреализм
Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее, Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к, “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.
Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».
Искусство Латинской Америки и картины Фриды
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.
Из биографии Фриды Кало
В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.
Фрида Кало и Диего Ривера
В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения Их бурная совместная жизнь стала легендой. Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру. Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.
Правило 2: преобразуй боль в творчество
«Ведь, если серьёзно, мы с тобой любим друг друга, несмотря на всю ту разрушительную силу, на которую оказываемся способны».— письмо к Диего Ривьере (23 июля 1936)
С любовью (и болью) всей своей жизни, Диего Ривьерой, Фрида познакомилась в 1928 году. Она — молодая девушка, недавно оправившаяся после ужасной травмы и только начинающая свой творческий путь. Он — самый успешный мексиканский художник своего времени с тремя браками за плечами и скверной репутацией. Даже в художественном плане они были абсолютными противоположностями: её миниатюрность, камерность, детализированность и его станковость, монументальность. Как позже говорила Фрида, Диего стал второй катастрофой её жизни после аварии.
Роман развивался стремительно, и уже на следующий год пара сыграла свадьбу: ей было 22, ему — 43. На свадебной вечеринке, по воспоминаниям Фриды, «Диего закатил такой пьяный кутёж, что вытащил пистолет, сломал какому-то человеку мизинец и разбил разные вещи. Мы сцепились, я заплакала и ушла домой». Этот эпизод весьма характерен для их отношений, полных скандалов, слёз, расставаний, страстных примирений и драматических развязок. Исступлённая любовь к Диего, его бесконечные измены, безуспешные попытки завести детей — всё это на долгие годы стало главным мотивом её творчества.
Фрида Кало «Автопортрет с обрезанными волосами» (1940)
Условным поводом для написания одной из самых известных работ Фриды «Всего-то несколько царапин!» послужило нашумевшее убийство женщины ревнивым любовником. В попытках оправдаться он и произнёс фразу, вынесенную в название картины. Но истинной причиной стало желание Кало отразить в творчестве свою собственную боль, причинённую очередной изменой мужа.
Диего никогда не отличался супружеской верностью, но в этот раз мимолетная интрижка обернулась настоящим предательством. Его любовницей оказалась родная сестра Фриды. Следующий автопортрет художницы с обрезанными волосами ознаменовал новый этап жизни Фриды — она подала на развод. По словам Диего, Фрида была единственной художницей в истории искусств, «которая вскрыла свою грудную клетку и собственное сердце, чтобы раскрыть биологическую природу своих чувств».
Фрида Кало на обложке Vogue (1939)
Правило 3: не бойся быть не как все
Своими пёстрыми нарядами Фрида резко выделялась на фоне модниц того времени. Чего только стоят легендарные серьги в виде кистей рук, подаренные ей Пикассо и изображённые на одном из автопортретов! Её уникальный стиль был по достоинству оценён модной индустрией. В 1939 году она даже попала на обложку парижского Vogue.
От яркой помады она не отказывалась даже в самые тяжёлые дни болезни. А своих сросшихся бровей и намечающихся усиков Кало не то чтобы не стеснялась, даже наоборот — специально подчеркивала. Корсеты, которые ей приходилось носить всю жизнь из-за больной спины, и длинные гофрированные юбки, которыми она прикрывала искалеченные ноги, художница превратила в свою визитную карточку.
Фрида Кало «Автопортрет посвященный Доктору Элоессеру» (1940)
А когда ей ампутировали правую ногу, Фрида сконструировала себе протез с ярко-красной туфлей на платформе, вновь преобразив травму в материал для творчества
О том, насколько важной для Фриды была её одежда, говорит решение Диего запереть гардероб возлюбленной от любопытных глаз на 50 лет
Когда содержимое шкафа было представлено публике в 2004 году, стало ясно, что выбор одежды для Фриды был не просто практическим и эстетическим, но и концептуальным вопросом. Неизменный образ мексиканской художницы с традиционными блузами, широкими юбками ярких расцветок, бусами и оригинальными аксессуарами был не менее продуманным и цельным произведением искусства, чем и её картины.
Фрида Кало / Photo: Nickolas Muray
Творчество Фриды Кало
В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.
Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).
Выставки
В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.
Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.
Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.
Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
Памятные места и музеи в Мексике
Дом-музей Фриды Кало в Мехико
“Лазурный дом” Фриды Кало, в котором она родилась и принимала семью Троцкого, в настоящее время превращен в дом-музей. Именно с этим местом Фрида имела самые тесные отношения и испытывала к нему особенные чувства. Дом-музей полон ее работ, туристы, ценители искусства и все кто желает прикоснуться к личности гения, обязательно в момент посещения этого дома ощущают на себе ту необычайную атмосферу, пропитанную неистовыми эмоциями яркой и бунтарской мексиканской натуры.
Мексика это страна контрастов, ее жители как тогда, так и сейчас имеют особый темперамент и мировоззрение. Отношение к жизни и смерти здесь, может вызывать много вопросов и непонимания, однако жизнь Фриды и ее прекрасно сохранившийся дом с высоким голубым каменным забором, позволяют ощутить атмосферу настоящей Мексики.
Сегодня, исследуя и рассматривая картины Кало, невозможно не обратиться для начала к биографии и истории жизни Фриды. Ее боль, утраты, семейные отношения, разрыв брачных уз, восприятие мира, переживание за бедных, нищих и брошенных позволяют лучше понять, какие чувства она как автор пыталась передать и что с подвигло ее на выражение эмоций подобным образом.
Мексика и весь мир хорошо знакомы с личностью этого талантливого мастера и весьма яркой и притягательной женщины. Широкую огласку Фрида Кало до сих пор имеет благодаря ряду нескольких значимых факторов:
- в 2002 году в свет вышел художественный фильм-биография посвященный Фриде Кало, который максимально приближенно освятил подробности ее жизни;
- в 2005 году, в Лондоне в художественной галерее Tate прошла выставка работ Кало;
- в 2010 году правительство Мексики символично увековечило супружескую пару Кало и Риверы, поместив их портреты по разным сторонам 500 купюры песо.
В 2005 году сняли фильм “Фрида”, посвященный Фриде Кало
Сегодня Фрида Кало–герой национального значения в Мексике и важная фигура культуры этой уникальной страны. Именно поэтому, посещение Лазурного дома-музея является неотъемлемой программой туристических маршрутов и важным объектом культурного просвещения в области художественного искусства.
Раненный олень, 1946 год
Раненный олень, 1946 год.
Автопортрет, на котором Фрида изобразила себя в образе оленя, чье тело пронзают стрелы, тематически близок полотну «Сломанная колонна». Это рефлексия на тему переживаемой эмоциональной и физической боли, которая сопровождала процесс долгой реабилитации.
Фрида Кало и ее олень, 1939 год.
Выбор животного обусловлен тем, что у Фриды жил олененок по имени Гранизо. На переднем плане картины – сломанная ветвь, образ, который постоянно появляется в мексиканском погребальном дискурсе. Очевидно, что олень на картине – обречен на смерть. В этот период здоровье Фриды сильно пошатнулось, у нее началась гангрена, требовалась ампутация, она постоянно испытывала боли во всем теле.
Святой Себастьян, художник Андреа Мантенья.
Обе картины – и «Раненный олень», и «Сломанная колонна» — написаны в традиции христианской иконописи. Согласно Библии, Святой Себастьян был застрелен стрелами, и сюжет о его мученической смерти вдохновлял многих мастеров на протяжении столетий.
Фриды Кало не стало в 1954 году. На память о ней остались картины, которые до сих пор хранят ее переживания, невысказанную боль, приоткрывают нам внутренний мир этой безгранично талантливой художницы.
Две Фриды, 1939 год
Две Фриды, 1939 год.
«Две Фриды» – еще один автопортрет, написанный в период расставания с Диего. Внутренний дуализм, переживания нашли отображение в двух абсолютно разных женских образах. Слева – девушка с разбитым сердцем, одетая в европейском стиле. Справа – ее антипод: ее сердце цело и бьется, а сама она – в традиционном мексиканском платье (такую одежду Фрида предпочитала после свадьбы с Диего).
Фрида Кало пишет автопортрет *Две Фриды*, 1939 год.
На картине показана связь девушек: они держатся за руки, а также их соединяет кровоточащая артерия. Слева Фрида зажала сосуд медицинскими щипцами, справа – артерия соединена с крохотным медальоном, на котором нанесен портрет Диего (многие зрители упускают из виду эту важную деталь).Этот автопортрет – иллюстрация внутренней борьбы Фриды, тяжелых раздумий, которые предшествовали тому, чтобы принять развод, примириться с ситуацией. «Я никогда не пишу мечты или ночные кошмары. Я пишу мою собственную реальность», — говорила она.
Сломанная колонна, 1944 год
Сломанная колонна, 1944 год.
Сравнивая два трагических события в своей жизни, Фрида признавалась, что развод с Диего оказался страшнее катастрофы. В 1925 году в возрасте 18 лет она попала в автомобильную аварию и получила серьезную травму позвоночника, из-за чего долго была прикована к постели. Сломанная колонна – это образ ее собственного разбитого тела.
Фрида Кало раскрашивает корсет во время лечения.
Автопортрет стал отражением тягот, перенесенных во время лечения. Оковы и металлический остов – аллюзия к корсету, который пришлось носить, к сломанному позвоночнику. Обнаженное тело – это тоже отсылка к «больничному прошлому», постоянным осмотрам врачей. Фрида создает образ мученицы, в чье тело вонзаются десятки гвоздей, в этом явная связь с традициями иконописи и изображения распятого Христа.
*Автобус*, художник Фрида Кало.
В 1929 году Кало пишет картину «Автобус». Это воспоминания о том, что она увидела за секунду до инцидента. Память художницы хранила этот волнительный момент.
Смерть
Кало скончалась через неделю после празднования своего 47-ого дня рождения (13 июля 1954 года). Причиной смерти художницы стало воспаление легких. На похоронах Фриды, которые прошли со всей помпезностью во Дворце изящных искусств, помимо Диего Риверы, присутствовали живописцы, писатели и даже бывший президент Мексики Ласаро Карденас. Тело автора картины «Что мне дала вода» было кремировано, а урна с прахом по сей день находится в доме-музее Фриды Кало. Последними словами в ее дневнике были:
В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. В роли Кало снялась лауреат премии «Оскар», актриса театра и кино Сальма Хайек.
Сальма Хайек в роли Фриды Кало
Также литераторы Хейден Эррера, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио и Андреа Кеттенманн написали о звезде изобразительного искусства книги.
Правило 4: не позволяй навешивать на себя ярлыки
«В панораме мексиканской живописи конца двадцатых годов творчество Фриды Кало сверкает как бриллиант среди многих менее значительных драгоценностей; бриллиант чистый и неподдельный…»— Диего Ривьера, «Фрида Кало и мексиканское искусство» (1943)
В начале 30-х годов вслед за мужем, приглашенным для росписи Калифорнийской школы искусств, Фрида отправилась в Сан-Франциско. Художественная богема и пресса восприняли её тогда лишь как красивую спутницу великого художника. В одной из газет 1933 года её фото сопровождалось подписью: «Жена мастера фрески восторженно балуется живописью».
Фрида не могла удовлетвориться второстепенной ролью жены гения. Несмотря на физическую хрупкость и молодой возраст это была женщина с железным характером. Она не позволила авторитарному супругу и патриархальному обществу себя подавить. И уже через пять лет публикации о Фриде в газетах сопровождались совсем другими словами: «Её работы определённо значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу».
Фрида Кало «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» (1940)
Не менее показательная история произошла у Кало с сюрреалистами. После выставки мексиканской живописи в Париже пресытившаяся авангардным искусством французская богема была очарована Фридой. Поэты-сюрреалисты и Андре Бретон моментально причислили её к своему лагерю.
Но Фрида была слишком свободна духом, чтобы навесить на своё творчество ярлык сюрреализма: «Я никогда не рисовала свои сны. Я пишу свою собственную реальность». Фрида ни для кого не хотела быть примером для подражания и сама ни на кого не равнялась. Её творчество было максимально аутентично. Свой стиль она нашла уже в 1928 году и в течение следующих 26 лет довела до совершенства, не соблазняясь модными художественными тенденциями.
Фрида и Диего в своей студии (ок. 1945) / Photo: Hulton Archive/Getty Images