Павел петрович беньков: биография

Фольклор Урала

Павел Бажов, годы жизни которого указаны в этой статье (1879-1950), вел тетради, куда собирал уральский фольклор: песни, загадки, легенды и сказания. В 1931 году он посещает конференции на тему русского фольклора, которые проходили в Ленинграде и Москве. Именно на этих конференциях было принято решение не только тщательно изучить колхозно-пролетарский фольклор, но еще и создать сборник, куда бы входил фольклор Урала до революции.

Собирать материал для этого сборника поручили краеведу Бирюкову, но тот не смог найти источников, и вскоре возглавлять такую работу было поручено Павлу Бажову. Но тот собирал этот материал не как ученый, а как писатель. Он не записывал точные паспортные данные, так как его герои все были только из России, обычно с Урала.

Личная жизнь

Что известно о личной жизни Павла Бажова, биографию которого мы описываем? Долгое время он даже не пытался ухаживать за женщинами, хотя часто им нравился. Писатель вел размеренную жизнь холостяка до тридцати лет. Он не только был увлечен литературой, но ждал, когда же в его жизни появится настоящая и искренняя любовь. Поэтому-то в 32 года он и сделал предложение Валентине Иваницкой. Та сразу же согласилась. Валентине Александровне на тот момент было всего лишь девятнадцать лет, и она была его бывшей ученицей.

Этот брак продлился всю жизнь. В семье родилось семеро детей, но трое от болезней умерли еще в младенческом возрасте. А четверых детей они воспитали. Современники вспоминали, что в их доме всегда было уютно и спокойно, и даже быт не омрачал их отношений. Свою жену Павел Петрович всегда называл только ласковыми именами.

Но даже подрастающие дети Бажова, к которым он всегда относился серьезно, как ко взрослым людям, рано пошли работать. Сын Алексей работал на заводе и вскоре из-за несчастного случая погиб. Это стало страшной трагедией для семьи.

Участие в политических событиях

Бажов, биография которого тесно связана с литературой, принимал активное участие и в политических событиях. Так, Октябрьскую революцию он принял с большим воодушевлением, так как считал, что она должна была обеспечить счастливое будущее, где не будет социального неравенства.

До 1917 года известный писатель был членом партии социалистов, а затем, во время Гражданской войны, воевал на стороне красных, где и организовывал подполье. Одно время он также занимал должность заведующего профсоюзным бюро. Работал Павел Бажов и в редакции, где выпускали газету. Писатель Бажов призывал бороться с неграмотностью, и даже для этого организовывал школы. А в 1918 году он вступает в Коммунистическую партию.

Творчество

П.П.Беньков – пейзажист, портретист, мастер жанровой, театрально-декорационной живописи, художник большой колористической индивидуальности. Его творчество отличают цельность художественной концепции, последовательность развития принципов пленэрной живописи, высокая профессиональная культура, основанная на глубоком усвоении уроков русской и западноевропейской классической живописи.

В казанский период творчества создал серию пейзажей «Вечер на Волге» (1913), «На Волге», «Утро на Волге», «Ташёвка», «Волжский плёс» (1914), «На террасе», «Осенние листья» и другие, в живописи которых тонкость цветовых и световых нюансов сочетается с динамичностью фактуры письма.

Портреты П.П.Бенькова характеризуются свободой композиции, подчеркивающей непосредственность в трактовке образа, и одновременно глубиной раскрытия внутреннего состояния модели: «Портрет артистки Баевой» (1925), «Портрет Траубенберга» (1926), «Портрет Т.А.Фирсовой» (1927), «Портрет Г.Ибрагимова» и другие.

В ряде полотен П.П.Бенькова 1920-х гг. получила отражение программа АХРР, ориентированная на раскрытие в живописи бытовой и этнографической темы – «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт народов СССР» и тому подобное. Такова серия портретов – «Старик-татарин», «Портрет татарина-грузчика», «Татарка-пряха», «Татарка в праздничном национальном костюме» (все – 1920-х годов) и другие. Этнографическая точность деталей сочетается в них с художественным обобщением типических черт характера.

Обращение художника к театрально-декорационному искусству связано с антрепризой П.И.Пономарева, стремившегося поднять на более высокий художественный уровень постановки оперных спектаклей. П.П.Беньков явился одним из первых театральных художников, создававших целостное художественное оформление спектакля вместо использования набора типовых декораций.

Особыми живописными приемами были оформлены спектакли 1910-х гг.: «Кармен» Ж.Бизе, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Аида» Дж.Верди и другие. На сцене татарского театра в оформлении П.П.Бенькова шли «Галиябану» М.Файзи (1913), «Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша (1914), «Голубая шаль» К.Тинчурина (1915), «Индийская девушка» Г.Хамида (1916) и другие. В Большом драматическом театре художник оформил «Мистерию-буфф» В.Маяковского (1923), «Бесприданницу» А.Островского (1923).

П.П.Беньков – создатель художественной летописи жизни Узбекистана 1930–1940-х гг. и один из основоположников профессионального изобразительного искусства этой республики. «Крытый базар в Бухаре» (1923), «Хауз с водоносами» (1932), «Сбор винограда» (1947) и другие пейзажно-жанровые композиции, созданные непосредственно на пленэре с натуры, передают красочность и своеобразие бытовых сцен, особенности архитектуры и природы Средней Азии, одновременно представляя собой наивысшее в колористическом отношении достижения художника.

Дальнейшее развитие в творчестве П.П.Бенькова получил жанр портрета: «Девушка-хивинка» (1931), «Девушка с дутаром» (1947) и другие.

П.П.Беньковым написаны также полотна на историко-революционную тему.

Беньков П.П. Старьевщик. 1920-е гг

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Беньков П.П. Портрет татарина-грузчика. 1925

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Биография

Павел Чистяков. Портрет работы В. А. Серова (b) . Бумага, чёрный карандаш. 34,0×25,3. 1881. Государственная Третьяковская галерея (b)

Могила П. П. Чистякова на Казанском кладбище (b) в городе Пушкине

Павел Чистяков родился 23июня (5 июля (b) )1832 года (b) в селе Пруды (Весьегонский уезд (b) ) Тверской губернии (b) (ныне Краснохолмский район (b) , Тверская область (b) ) в крестьянской (b) семье. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме (b) и Бежецком (b) уездном училище (1848)

Своим развитием в немалой степени обязан отцу, понимавшему важность просвещения. В 1849 году поступил в Императорскую Академию Художеств (b) в Санкт-Петербурге

Учился у профессора П. В. Басина (b) . За время учёбы получил две малые (1853, 1857) и две большие (1855, 1858) серебряные медали за этюды и рисунки с натуры. В 1860 году за картину «Патриарх Гермоген (b) в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву» (1861, НИМ РАХ (b) ) получил малую золотую медаль 1-го достоинства. В 1861 году окончил Академию с большой золотой медалью (b) , которую получил за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного срывает пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно (b) »(1861, ГРМ (b) ) с правом поездки заграницу в качестве пенсионера академии (b) . До отъезда некоторое время преподавал в Петербургской рисовальной школе для приходящих. На родине, в Красном Холме, написал картину «Нищие дети» (1861, ГРМ).

С 1862 года — за границей; посетил Германию (b) , работал в Париже (b) и Риме (b) . По возвращении в Петербург в 1870 году получил звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя, главным образом, преподавательской деятельности, очень редко выставлял новые произведения. В своем творчестве П. П. Чистяков «стремился к драматизации исторического сюжета, к психологической насыщенности образного строя» («Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного срывает пояс с драгоценными каменьями (с Василия Косого (b) )…», 1861. (ГРМ), «Боярин», 1876. (ГТГ); «Портрет матери художника», 1880. (ГРМ).

Ассистент профессора Императорской Академии художеств (1860—1862). В 1872 году определён на должность адъюнкт-профессора ИАХ, а по её преобразовании в 1893 году избран действительным членом Академии. Непременный член академического Совета с 1899 по 1915 годы (с перерывами). Заведующий мозаичным отделением (1890—1912). После ухода из Академии И. Е. Репина (b) возглавил разделённую на две самостоятельных мастерских (наряду с Д. Н. Кардовским (b) ) мастерскую исторической живописи в Высшем художественном училище при ИАХ (1908—1910).

Павел Чистяков скончался 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин (b) ).

Сказ «Каменный цветок»

Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу. А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны.

Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке. И остался доволен результатом работы.

Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы.

Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы.

Образование

Павел всегда был прилежным учеником. Сначала он обучался в земской школе Сысерти, где его хвалили учителя, и всегда учился на отлично. Все предметы ему давались легко, и он просто схватывал их на лету. Сам Бажов вспоминал, что такое хорошее образование он получил благодаря Пушкину, томик стихов которого он однажды решил взять в библиотеке. Тогда библиотекарь пошутил, сказав, что Павел должен выучить наизусть все стихи из этого томика, но тот поверил и выучил.

После этого случая учитель Бажова рассказал другу о своем одаренном ученике, который растет в рабочей семье, но зато знает все произведения Пушкина наизусть. И этот друг помог Павлу получить дальнейшее образование. Сначала будущий писатель сказов обучался в духовном училище Екатеринбурга, а затем поступил еще и в духовную семинарию Перми. После окончания обучения ему было предложено получить церковный сан, но Павел Петрович отказался.

Семья Павла Бажова не была богатой, поэтому, несмотря на желание мальчика учиться дальше в университете, денег не было. К этому времени отец будущего писателя уже умер, поэтому семья жила только на пенсию матери.

Творчество Бажова

Еще во время обучения в семинарии и в училище будущий писатель жил в городах, где были дома в несколько этажей и железная дорога. А Павел Петрович, который вырос на лоне природы, скучал по живой природе. Возвращаясь домой, он познакомился и с местным фольклором: сторож Василий Хмелинин всегда рассказывал народные сказы. Его героями были Серебряное Копытце, и Хозяйка Медной горы, и другие, которых со временем можно встретить и в сказах Бажова.

Сам сторож говорил, что все его сказы основаны на старинном житье. Очень нравились его рассказы взрослым и детям. Павел Петрович тоже внимательно слушал повести деда Слышко (как звали его в народе) и старался все запомнить. Именно эти удивительные и волшебные истории привили будущему писателю любовь к фольклорному творчеству.

В 1935 году было опубликовано первое произведение Бажова. Писатель в сказе «Девка Азовка» описывал духа горы Азов. А уже через три года вышел из печати и другой сборник. «Малахитовая шкатулка» при жизни Павла Петровича постоянно пополнялась новыми сказами старожила Хмелинина.

Лучшие произведения

За всю свою жизнь Павел Петрович Бажов написал 56 произведений, которые знают и любят дети и взрослые. Это такие сказы, как «Алмазная спичка», «Богатырева рукавица», «Васина гора» и другие. Лучшими произведениями являются следующие сказы Бажова: «Голубая змейка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» и другие.

Любят читать дети и такую интересную сказку, как «Серебряное копытце», где рассказывается о том, как старик Кокованя решил приютить у себя сиротку Даренку. Однажды рассказал он девочке историю о необыкновенном козле. Стали они жить в одной избе, а вечерами дедушка рассказывал девочке сказки. А однажды он взял девочку с собой на охоту, оставил ее в избушке лесника, а когда вернулся, то вся избушка была завалена драгоценными камнями, которые козлик своим серебряным копытцем набил.

Интересны читателям и такие сказы Бажова, как «Солнечный камень», «Травяная западенка», «У старого рудника», «Хрупкая веточка», «Чугунная бабушка», «Шелковая горка» и другие.

Сказ «Медной горы Хозяйка»

В 1936 году было написано самое известное произведение Павла Петровича Бажова. «Медной горы Хозяйка» — интересный сказ, в котором рассказывается о встрече Степана с Хозяйкой Медной горы, которая наполовину ящерица, наполовину прекрасная девушка. Она просит Степана, чтобы он передал начальнику местного рудника сообщение о том, чтобы тот оставил в покое этот рудник. За это она обещает выйти замуж за Степана.

Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое. Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека.

Но Степан не может на ней жениться, так как у него уже есть невеста. Для сиротки Настеньки Хозяйка Медной горы передает в подарок малахитовую шкатулку с драгоценностями. Свои слезы прощания со Степаном она отдает ему, чтобы он смог их продать и разбогатеть.

Вскоре рудник закрывают, Степан женится на Насте, и оба получают освобождение от крепостного права. Но вот счастья он так и не обретает. Теперь он ходит все время грустный и посещает закрытый рудник, где якобы охотится, но добычи никогда никакой не приносит. Однажды его находят на этом руднике мертвым, а в его руке были зажаты медные изумруды. Это были слезы Хозяйки Медной горы, которые он хранил всю жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: