Соколов Петр Иванович (1753-1791)
Крепостной княгини Е. Д. Голицыной, рано
проявивший склонность к рисованию, не имел возможности заниматься
искусством. Только после смерти своей владелицы П. И. Соколов был
освобожден от крепостной зависимости и поступил в АХ.
Занимаясь по классу исторической живописи и
испытывая влияние таких известных художников, как
Д. Г. Левицкий и
А. П. Лосенко, Соколов
преуспел в композиции и в 1770 г. получил малую золотую медаль за
картину, написанную на тему «О удержании Владимиром нанесенного от
Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом».
В 1772 г. художник получил большую золотую медаль
за программу «Кирилл, философ греческий, по изъяснении разных вер
показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного Суда».
Удостоенный за успехи пенсионерской поездки в
Италию, Соколов занимался в Риме «под смотрением г. Батони и Натуара
рисованием с натуры», а также выполнял композиции, делал эскизы и
копии с картин западноевропейских мастеров. Будучи историческим
живописцем, он, согласуясь с требованиями классицизма,
останавливался преимущественно на сюжетах из античной мифологии.
В 1774 г. Соколов начал работать над большим
живописным полотном «Меркурий и Аргус». Более двух лет создавал он
свою композицию, уведомляя АХ о том, что «затрудняется в первый раз
произвесть толь большой пропорции картину», которая требует
множества этюдов и заставляет искать «щасливых положениев фигур».
Окончив эту работу, Соколов в 1776 г. принялся за следующее
историческое полотно, «Дедал и Икар», которое и завершил в 1777 г. К
1782 г. относится еще одно значительное его произведение — «Венера и
Адонис».
Зарекомендовав себя как профессиональный мастер,
автор больших исторических полотен, «приличествующих» Академии,
Соколов тем не менее не избежал некоторой схематичности и холодности
своих композиций. Однако это не распространялось на рисунки
художника, исполненные легко и свободно, а позднее гравированные И.
X. Набгольцем и Е. И. Кокошкиным для издания «Собрание учреждений и
предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного
и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установления-ми»
(СПб., 1789-91).
В 1783 г. художник выполнил два рисунка,
изображающие памятник Петру I Э. М. Фальконе, предназначая их также
для воспроизведения в гравюре. С 1785 г. и до конца жизни Соколов
заведовал «баталическим классом» АХ, а также «обучал воспитанников
рисованию цветными карандашами и живописью акварелью».