Мусоргский модест петрович (1839-1881) — биография, жизнь и творчество композитора

Произведения живописи кисти Нестерова

В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.

Наиболее известны:

  • «Христова невеста» (1887;
  • «Пустынник» (1889);
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
  • «На горах» (1896);
  • «Святая Русь» (1901-1906);
  • «Два лада» (1905);
  • «Портрет дочери» (1906);
  • «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
  • «Весна-красна» (1922);
  • «Портрет Ивана Павлова» (1935).

Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.

«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова

«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века

Биография Михаила Ларионова

Детство и юность

Петр Ильич родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинске, расположенном на территории современной Удмуртии. Отец мальчика — Илья Петрович Чайковский, инженер, происходивший из казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего композитора стала Александра Андреевна Ассиер, выпускница училища женских сирот, где она получила знания по литературе, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода. В Воткинске Чайковский-старший получил дом с прислугой, в который заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский(слева) в детстве с семьей /

Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В доме Чайковских жила не только сама семейная чета с детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения наследников из Санкт-Петербурга вызвали гувернантку-француженку Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка была желанным гостем в родительском доме Петра. Отец умел играть на флейте, матушка — на фортепиано и арфе, а также умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к творчеству. У Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. В детстве Петя брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз — в Санкт-Петербург. Здесь Петр продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром.

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра к получению дальнейшего образования наняли другую гувернантку — Анастасию Петрову. В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата — близнецы Модест и Анатолий.

Смерть композитора

Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.

В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.

Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.

Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.

Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.

Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.

Александр Николаевич Скрябин

Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.

Когда вышли  Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.

Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.

«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.

Расцвет карьеры

В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель, приложив много усилий для организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для студентов на тот момент существовало мало, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.

Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла музыканту субсидии в размере 6 тыс. рублей.

Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами — участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

В 1870-е годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», оперы «Опричник» и «Евгений Онегин», концерт для фортепиано с оркестром, симфонии № 2 и № 3, фантазия «Франческа да Римини», фортепианный цикл «Времена года» и другие. В 1880–1890-е Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев — в рамках гастролей.

Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился с музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-х Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал при исполнении собственных произведений.

Портрет Петра Чайковского /

Последние годы перед кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клина под Москвой. Там же композитор, недовольный качеством жизни местных крестьян, договорился об открытии школы и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клинчанам бороться с пожаром, при котором в городе сгорело несколько десятков домов.

В этот период жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», увертюру «Гамлет», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году — почетным доктором университета в Кембридже.

Продолжение творческого пути

Как показывает краткая биография Модеста Петровича Мусоргского, вместе с полученной неоправданной критикой на него снизошел большой успех. Этот факт повлиял на новые замыслы. Теперь выдающийся деятель решил заняться темой, которая коснулась стрелецких кровавых бунтов. Однако труды над «Хованщиной» медленно продвигались, что не входило изначально в планы автора.

Он параллельно работал над написанием новых песен, других сочинений, объединенных в одном вокальном сборнике под названием «Детская». В этот же период вышли пьесы для фортепиано, получившие название «Картинки с выставки».

В 1870-х годах наброски либретто «Хованщины» были отложены композитором, который начал создание нового цикла вокальных произведений «Песни и пляски смерти». В этот же период коллеги и близкие друзья Модеста познакомились с отрывками из будущей пьесы «Сорочинская ярмарка».

На протяжении нескольких лет Мусоргский активно трудился над новыми замыслами, буквально разрываясь между ними. Но полноценной и плодотворной работе мешало практически нищенское существование, которое сильно подорвало психическое и физическое состояние музыканта.

Уже в 1879 году для Модеста Петровича его близкие друзья организовали гастрольные выступления по российским городам. Одновременно с тем был создан фонд поддержки сочинителя ярких произведений. Благодаря такой помощи Мусоргский продержался на протяжении двух лет. Однако он не закончил «Сорочинскую ярмарку» и «Хованщину».

Образование и госслужба

Родители не рассматривали музыку как достойную профессию для Петра. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. В подготовительный класс заведения Петя поступил в 1850 году.

Петр Чайковский в молодости /

Подростком Петр подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения. В период с 1855 по 1858 годы Чайковский брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Педагога наследнику нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за аферы Илья Петрович потерял практически все деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем.

Училище правоведения Петр закончил в 1859 году. По завершении учебы молодой человек получил работу в министерстве юстиции, там он вел дела крестьян. В свободное время продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Антверпен, Брюссель, Париж, Лондон. К тому времени он владел итальянским и французским.

Интересные факты

  1. Петра Ильича связывали теплые приятельские отношения с Антоном Чеховым. Сам композитор приезжал в Таганрог, где родился автор «Вишневого сада», в особняк (сейчас — Дом Чайковского), где жил его брат Ипполит, но знакомство писателя и музыканта произошло в Санкт-Петербурге. Антон Павлович посвятил творцу сборник «Хмурые люди», а также собирался вместе с Чайковским написать оперу «Бэла» по мотивам книги Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», но планы не удалось осуществить.
  2. В фильме «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы герой Том Рипли попадает в оперу на постановку «Евгения Онегина» Чайковского. В картине изображается сцена из второго акта (убийство Владимира Ленского), и артисты исполняют арии на русском языке.
  3. Летом 1892 года, находясь во Франции во время концертной поездки, композитор впервые услышал звучание удивительного инструмента — челесты, клавишного металлофона. Петр Ильич был так очарован им, что тут же захотел его купить. Чарующую мелодию челесты публика вскоре услышала в балете «Щелкунчик», а именно в номере «Танец феи Драже».

Личные отношения

Основная часть взрослых лет композитора прошла в Санкт-Петербурге, где он постоянно пребывал в кругах творческого и культурного общества. Близкие друзья и товарищи по музыке стали для него второй семьей. Он с ними делился своими победами и успехами, поражениями и творческими неудачами, представлял на рассмотрение работы, которые не успел дописать.

Имея внушительный список произведений, Мусоргский не был счастливым человеком. Если кратко пройтись по автобиографии, то станет ясно, что у него не состоялись личные отношения, женитьба, не было и детей. Единственная женщина, с которой у композитора сложились нежные и доверительные чувства, стала Шестакова Людмила Ивановна, сестра Михаила Глинки. Но она дарила Модесту скорее материнскую, а не сердечную привязанность. В архиве музыканта сохранились письма, свидетельствующие об их теплых отношениях.

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

“Душа народа” или “На Руси”

Смерть

Композитора не стало 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893-го. Официальной причиной смерти Петра Ильича медики назвали холеру. В то время Санкт-Петербург оказался во власти эпидемии из-за плохого качества воды. Вечером 20 октября вместе с братом Модестом Чайковским и друзьями мастер посетил ресторан Ф. О. Лейнера на Невском проспекте. По свидетельству некоторых очевидцев, музыкант выпил стакан сырой воды, что и оказалось причиной заражения.

В рамках этого факта существовали и расхождения — приводились мнения о том, что вечером композитор пил белое вино, а некипяченую воду употребил дома, ночью. Также упоминалось, что еще до 20 октября музыкант уже был болен, но не мог распознать болезнь. Уже к утру 21-го у Петра Ильича появились признаки недомогания, которые он оставил без внимания (симптомы совпадали с теми, что уже случались у него в связи с катаром желудка).

Вечером того же дня состояние ухудшилось, прибывшие медики констатировали у больного холеру. В течение следующих дней врачи пытались облегчить страдания композитора, советовали принять горячую ванну с целью выведения токсинов, что ужаснуло Чайковского — ведь именно в ванне умерла его мать, так же заболевшая холерой. Однако медицинские манипуляции не увенчались успехом — время было упущено, и спасти мастера не представлялось возможным.

Нашлось место и альтернативным версиям. В основном они связывались с идеей «скрытого» самоубийства композитора — причины же для такого ухода из жизни (с помощью стакана зараженной воды или яда) назывались разные. Среди наиболее популярных — страх Петра Ильича перед преследованием за гомосексуализм (слух якобы распространили родственницы Николая Римского-Корсакова в отместку за нежелание Чайковского жениться на одной из них).

Существовала и версия об угрозах композитору от русской императорской семьи якобы за связь с одним из ее представителей. Также бытует мнение, что ориентация Петра Ильича стала камнем преткновения для выпускников училища правоведения, потребовавших от музыканта добровольного ухода из жизни. Однако эти домыслы опроверг биограф Чайковского Александр Познанский.

За несколько месяцев до смерти Петр Ильич, находясь на гастролях в Одессе, позировал художнику Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Живописец вел работу в перерывах между репетициями и концертами — композитор представлял публике Шестую симфонию, драматизм которой многие позднее объяснили предчувствием скорого ухода. В 1984-м портрет выкупил Павел Михайлович Третьяков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: