Сергей Иванов
Осип Браз. Портрет Сергея Иванова. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам досталась земля, которая могла их прокормить. Миллионы из них решили переселиться в Сибирь, на свободные земли. И главным летописцем этого сложного периода их жизни был Сергей Иванов.
Он следовал с ними за Урал. Сначала на поезде до Тюмени. Затем на плотах до Барнаула. А потом пешком и в кибитках до свободных участков земли.
Весь путь занимал несколько месяцев. Путь тяжёлый и даже опасный для жизни. 7% переселенцев погибали в дороге. Одну из таких трагедий и изобразил Иванов.
Сергей Иванов. Смерть переселенца. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Глава семьи скоропостижно скончался в пути. Жена рухнула на землю оплакивать своё горе. Что ее ждёт? Если она выйдет замуж (а в Сибири женщин не хватало), то у неё есть шанс выжить. Если нет, то участь ее – попрошайничество или тяжкий наемный труд. Имея ребёнка на руках. Очень печально.
Иванов сыграл немалую роль в судьбе переселенцев. Ведь его картины видели многие благодаря передвижным выставкам.
Уже в 90-х годах 19 века переселенцев стали поддерживать власти. Худо-бедно заботясь об их пропитании и здоровье в дороге. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.
Конечно, такой борец за справедливость, как Сергей Иванов, просто не мог пройти мимо стихийных событий восстания в декабре 1905 года.
Сергей Иванов. Расстрел. 1905 г. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Вновь мы видим униженных и оскорбленных. На этот раз расстрелянных на одной из площадей Москвы. Иванов будто написал звук смерти. В пустом пространстве звучат выстрелы, стон умирающих и рёв толпы.
События из жизни
Творческий путь художника был длительным: начинался с классических работ, а в итоге закончился полотнами в духе реализма. Кончаловский сформировал свой неповторимый стиль. В его работах отсутствует динамика и лишние детали.
- В 1908 году написана картина «Букет цветов в белой вазе»
- В 1911 году Кончаловский становится председателем объединения «Бубновый валет».
- В 1911 году становится членом художественно объединения «Союз молодежи».
- С 1911 года по 1922 год возглавляет объединение «Мир искусства».
- В 1911 году написал картину пейзаж «Столярная в Абрамцево».
- В 1912 году закончил работу над картиной «Пиво и вобла».
- В этом же году написал картину «Гладиолусы».
- В 1912 году Кончаловский пишет «Автопортрет».
- 1912 год, художник заканчивает работу над картиной «Палитра и краски».
- В 1912 году Кончаловский оформляет декорации для театральной постановки театра Зимина для оперы «Купец Калашников».
- В 1915 году Кончаловский ушел воевать на фронт. Воевал он не долго, из-за контузии его отправили в тыл.
- В 1922 году прошла персональная выставка художника в Третьяковской галерее.
- В 1923 году художник пишет картину «Автопортрет с женой».
- С 1926 года по 1927 год становится участником группы «Бытие».
- В 1926 году написал картину «Возвращение с ярмарки».
- В 1927 году посетив Кавказ, мастер делает наброски этюдов, навеянных произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.
- 7 сентября 1928 года награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
- 1931 году закончил картину «Петергоф».
- В 1932 году Кончаловский написал картину «С покоса».
- 1933 год, написана картина «Сирень в корзине».
- В 1941 году художник Кончаловский пишет портрет Лермонтова.
- В 1942 году за особые заслуги в области культуры Кончаловский получает Сталинскую премию.
- В 1943 году мастер заканчивает работу над полотном Лермонтова.
- 16 июля 1943 года Кончаловский получает звание Народный художник РСФСР.
- В 1946 году художник написал картину «Полотер».
- С 1947 года является членом Академии Художеств СССР.
- В 1951 году — последняя выставка работ художника.
- 2 февраля 1956 года, художник скончался в Москве в возрасте 79 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Художник Петр Кончаловский
Признание к Кончаловскому пришло еще при жизни, его работы хотят получить в свои коллекции многие музеи и частные лица. Учась в Париже Кончаловский посещал выставки многих известных живописцев, в том числе и Ван Гога. Его работы повлияли на его дальнейшее творчество. Во многих полотнах Кончаловского заметно влияние именитых мастеров, Анри Матисса и Поля Сезанна. Их работы производили на Кончаловского большое впечатление.
Кончаловский всегда держался далеко от политики и советского руководства, оно не оказывало влияния на его творчество. Однажды художнику предложили написать портрет Иосифа Сталина по фотографии, на что художник дал отказ. Мотивируя это тем, что он реалист и не работает по фотографии. Несмотря на это Кончаловский получил Сталинскую премию в 1942 году как выдающийся художник.
Петр Кончаловский за работой
Биография К. Росси
Карл Росси родился в Неаполе в декабре 1775 года. Мать его, Гертруда Росси, была знаменитой балериной, впоследствии выступавшая на сцене Петербургского театра. Воспитывал будущего архитектора отчим – известный балетмейстер и танцор Шарль Ле Пик. Карл с самого рождения был окружен людьми, связанными с искусством. Возможно, это повлияло на раскрытие его таланта и дальнейшую жизнь.
Переезд в Россию
В 1786 году отчим мальчика вместе с женой получили приглашение работать в Петербургской Императорской труппе. Так Карл оказался в России. Жила семья Росси хорошо: Шарль Ли Пек давал уроки танцев детям императорской династии, а Гертруда выступала в театре. Карла отдали учиться в школу при церкви Святого Петра, где он получил достойное образование и выучил русский язык.
В последствие в благодарность за труды будущий император Павел I подарил Росси дачу в Павловске, и, возможно, именно этот подарок сыграл большую роль в дальнейшей жизни будущего архитектора. Там на званых обедах и ужинах собирались многие представители городской интеллигенции, с которыми Карл Росси быть знаком. А соседом по даче у четы России был знаменитый архитектор Винченцо Бренна. К тому времени Росси уже активно интересовался архитектурой, и когда стал вопрос о поиске учителя, у родителей не было сомнений, что им должен стать Бренна.
Начало карьеры
Наличие в наставниках такого известного архитектора, как В. Бренна, безусловно, повлияло на развитие карьеры Росси, но без таланта вряд ли бы он смог достичь хотя бы части той славы, которая у него была. В конце XVIII века Карл начал работать в Адмиралтейском ведомстве, и спустя всего лишь несколько лет, стал помощником архитектора.
После смерти императрицы, Павел I, взойдя на престол, решил построить для себя замок. По стечению обстоятельств главным архитектором был назначен В. Бренна, а помогал ему Росси. Помимо Михайловского замка, Бренна и России переделывали некоторые помещения Зимнего дворца, трудись над проектами на Каменном острове и в Гатчине и достраивали Исаакиевский собор. Все эти проекты служат доказательством востребованности талантов Росси. Разумеется, труд его достойно оплачивался.
Однако после убийства императора все круто изменилось. В. Бренна был отстранен от дел и покинул Россию. К. Росси тоже принял решение уехать, но с целью продолжить обучение. В 1802 году он попадает в Рим, где продолжает изучать архитектуру. За 2 года в Италии он стажировался в Риме, Флоренции и многих других городах, и лишь после этого решил вернуться в Санкт-Петербург.
Возвращение в Россию
На Родину Карл Росси вернулся полным планов и амбиций. Первым предложением было переделать набережную Адмиралтейства, но одобрения он не получил. Позже архитектор перебрался в Москву, где занимался ремонтом зданий правительства. К его работам здесь относят Арбатский театр, Екатерининскую церковь в Вознесенском монастыре и планирование застройки Твери. Однако многие из его творений не сохранились.
В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург и начинает менять облик города. На протяжении 10 лет он работал над ансамблем Дворцовой площади: было возведено всем известное здание Штаба и изменено направление Большой Морской улицы. Знания, полученные в Италии, во многом диктовали внешний вид возводимых построек. Он не боялся использовать новые для России тех времен приемы. Во многом современный вид Санкт-Петербурга определился именно работами этого величайшего архитектора.
Завершение карьеры
В 1832 году Карл Росси подал прошение об отставке или, как сказали бы сейчас, об уходе на пенсию. Прошение было принято, но трудиться зодчему приходилось еще ни раз: он работал над реставрацией Александринского театра и Эрмитажа. Император вновь и вновь обращался к Росси, потому что равных ему не было.
Чем сильнее слава мастера, тем трагичнее воспринимаются последние годы жизни, проведенные в нищете. После смерти второй супруги Росси остался один с 10 детьми от двух браков и очень слабым здоровьем. Помимо периодических заработков, он торговал билетами в ложу Александринского театра и писал унизительные для него письма императору с просьбой о материальной помощи. Но денег едва хватало на оплату жилья у Фонтанки.
В 1849 году он согласился на реконструкция Александринского театра, хотя работать было уже очень тяжело. Там он и заразился холерой, от которой умер в апреле 1849 года. Хоронили великого архитектора на деньги, пожалованные императором, потому что дети не могли позволить себе даже самые скромные похороны. Изначально Карла Росси похоронили рядом со второй супругой на Волковском лютеранском кладбище, но в 1940 году его перезахоронили в Некрополе Александро-Невской лавры.
Личная жизнь
Будущей женой Петра Кончаловского становится Ольга Сурикова (1878-1958), дочь известного живописца Василия Сурикова. Молодой человек встретился с ней в 14 лет. Молодые люди многие годы не общались, но вскоре Кончаловский признался ей в любви. Молодые люди сыграли свадьбу 10 февраля 1902 года.
С Ольгой Суриковой (1930)
У пары родились двое детей — Наталья и Михаил. Оба родителя души не чаяли в детях. Отец был полностью погружен в воспитание детей: занимался их обучением, читал сказки на ночь, следил за их развитием. Супруга Кончаловского была человеком властным и порой жестким, но несмотря на это их отношения были идеальными. Ольга Васильевна ни в чем не упрекала мужа, а тот в ответ уважал и считал своим лучшим другом и помощником. Петр Петрович без супруги не принимал ни одного решения, советовался с ней по любым вопросам.
С семьей
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) русский художник. Родился 21 февраля 1876 года Харьковской губернии. Является ярким представителем авангардизма и соцреализма. Он автор нескольких тысяч пейзажей, портретов и натюрмортов. Многие его работы заслужили внимания публики при еще при его жизни.
Отец художника — Петр Петрович (1839-1904) был талантливым издателем и переводчиком. Свое детство он провел в родительском доме. Отец мальчика был причастен к революции, его арестовали и отправили в ссылку в Холмогоры. Фамильный дом был конфискован. Позже мальчик с семьей переехали в Харьков, где ребенок начинает обучение в художественной школе.
Петя оказался способным учеником, в 1889 году семья снова переезжает, в этот раз в Москву. Там юный художник начинает посещать курсы Строгановского училища. Однажды Петр едва не бросил обучение живописи и поступил на отделение точных наук в Московский университет. Но этот выбор оказался ошибочным, он не смог оставить занятия живописью и уехал в Париж для продолжения учебы.
В юности
Почти два года художник обучался в известной академии Жулиана и за этот период полностью пришел к решению, что будет заниматься только живописью
Вскоре на работы перспективного художника стали обращать внимание. Окончив учебу Петр Кончаловский возвращается в родную страну и поступает в академию художеств
Во время учебы он долгое время проводил в оранжерее, рисуя природу. В 1907 году Кончаловский получает диплом Академии художеств.
Автопортрет (1943)
Уникальный художник
Кончаловский — русский интеллигент дворянского происхождения. В своих работах особенно глубоко раскрывает тему повседневной жизни. Самые простые вещи пишет таким образом, что они становятся доступными простому обывателю. Особенную любовь художник испытывал к природе, что заметно во многих его полотнах. Кончаловский уникальный художник. Его заслуга в том, что в те кровавые годы он умудрялся писать картины и пейзажи, наполненные жизнью.
В настоящее время сохранилась мастерская живописца на Садовом кольце, где жил сам Михаил Булгаков. Этим зданием до сих пор владеет семья Кончаловских. Петр Кончаловский после революции 1917 года становится ведущим художником.
Владея особыми навыками и чувством цвета в своих картинах он передает радость и счастье жизни. При этом известны его некоторые его работы, которые отличаются драматизмом и комизмом. Художник всегда считал себя реалистом в живописи, потому отказывался писать портреты по фотографии.
Все свои работы Петр Кончаловский выставлял на суд своей супруге. Если они ей не нравились, то участь работы была решена. Произведения загрунтовывалось и писалась новая работа. Петр Кончаловский известнейший советский и российский художник, унаследовал школу живописи самого Сезанна. Был признан выдающимся при жизни и сейчас остается востребованным среди ценителей его творчества.
Стиль
Именно Росси считают создателем русского ампира. Его творчество отличалось новаторскими идеями для того времени: к примеру, он впервые ввел перекрытия из металла. Творения Карла Росси сильно изменили облик Санкт-Петербурга в лучшую сторону. Он первый архитектор, кто при работе проектировал не каждое здание отдельно, а представлял весь квартал в целом.
Русский ампир возник как ответвление классицизма на основе французского ампира и был призван подчеркнуть силу и мощь России, одержавшей победу на Наполеоном. Ему присуще ордерные системы классицизма с усиленным тяготением к монументальности и мощности. Здания выглядят парадно, но крайне симметричны и лаконичны. При этом присутствует древняя символика: орлы, доспеха, венки из лавра. В это время появляются триумфальные арки, большие арочные окна и памятные колоны.
Но Росси отошел от французского ампира и стал последователем своего учителя Бренны, а так же Кваренги и Камерона. Росси удачно сочетал архитектурный и градостроительный подходы.
Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство
Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.
Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.
Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.
Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.
Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Василий Перов (1834-1882 гг.)
Иван Крамской. Портрет Василия Перова. 1881 г. Русский музей, Санкт-Петербург
Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.
Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.
Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.
Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.
Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».
Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.
Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.
Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.
Илья Репин (1844-1930 гг.)
Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. Третьяковская галерея, Москва
Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.
На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.
О картине и ее героях читайте в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему это шедевр».
«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.
Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.
Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.
Владимир Маковский (1846-1920 гг.)
Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.
Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.
На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.
Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.
Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.
А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.
Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.
Владимир Маковский. На бульваре. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.
Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.
Абрам Архипов
Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция
Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.
Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.
Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.
Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».
Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.
Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.
Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.
В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.
Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей
Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.
А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.
Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.
В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.