Эдвард мунк: 😱 как смотреть его картины

Цитаты

  • «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
  • «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни.»
  • «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин.»
  • «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…»
  • «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделяться, опьянение, в котором я хочу прибывать.»
  • «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
  • «Я не из числа тех, кто выигрывает. Некоторые родятся для того, чтобы всегда выигрывать.»

Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать один доллар на  и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо, что цените свой и чужой труд.

Новый Веймар. Поздний период творчества. Экспрессионизм

В начале ХХ века в творчестве Мунка происходят серьезные
метаморфозы. От символизма и загадочности среднего периода он переходит к более
простым и прямолинейным сюжетам. Витальность, яркий солнечный свет,
монументальные фигуры и экспрессивные пейзажи стали преобладать в его работах.
Плавные изгибы фона выпрямились и превратились в ровные движения кисти.

Мунк обратился к портретам и пейзажам, но уже в другом
ключе. В работах стали преобладать монументальность, мощная энергетика и чистые
цвета, что сильно контрастировало с его предыдущими мрачными и депрессивными
работами.

Эдвард Мунк «Косарь» 1916

Возможных причин для таких фундаментальных изменений в
творчестве могло быть несколько. Одной из них был сильнейший нервный срыв и
последующая госпитализация в психиатрическую лечебницу в 1908 году.

Другой причиной были новейшие тенденции в живописи, характерные
для того времени. Подражание Ван Гогу, Гогену и Матиссу дали начало новому
стилю – немецкому экспрессионизму. Входил в моду фовизм, использовавший яркие
цвета. Мунк вбирал в себя современные ему тренды и сам внес лепту в развитие
целых направлений.

Еще одной, более вероятной, причиной метаморфозы стало
сближение Мунка с веймарским кругом почитателей Фридриха Ницше.

С философией Ницше Мунк был знаком еще в конце XIX века, а в
начале XX века он вошел в тесное общение с сестрой философа, Элизабет Ферстер.
В 1906 году Мунк написал знаменитый портрет Ницше, где изобразил философа высоко
парящим над миром обыденной жизни. Философ стоит на импровизированном балконе,
между небом и землей, и размышляет над фундаментальными вопросами бытия.

Эдвард Мунк «Фридрих Ницше» 1906

Другие версии (выбор)

Между 1901 и 1940 годами Мунк создал в общей сложности двенадцать картин маслом этого мотива, см. Также список картин Эдварда Мунка . В пяти вариантах группы людей четко отнесены к взрослым женщинам по внешнему виду и одежде, остальные — к девочкам-подросткам. В более поздних композициях с тремя или четырьмя девушками первая девушка стоит перед зрителем. Однако в версии музея Вальрафа-Рихарца (созданного в 1905 году) вместо лица можно увидеть только цветную поверхность. Поэтому Юрген Шульце видит в этой версии «почти фовистский независимый цвет». Благодаря ярким цветам картина излучает оптимизм и чувственную живость. Сам музей описывает картину иначе, как «ужасную», «кошмарную» и устрашающую. В частной версии 1902 года девушки сгруппированы в круг. По сравнению с первой версией эта версия отличается повышенной резкостью и большей контрастностью .

Цвета в « Женщине на мосту» 1902 года также посветлели, обстановка словно сменилась с ночи на день, и никакой угрозы нет. Композиция, в которой одна женщина вышла из группы других, напоминает картину Мунка « Буря» 1893 года. В женщине на переднем плане он, вероятно, изобразил своего друга детства Осе, жену юриста Харальда Норрегаарда . В версии Thielska galleriet в Стокгольме 1903 года Мунк сохраняет группу женщин, построенных в виде пирамиды, но противопоставляет их трем мужчинам в темной одежде, которые опираются на перила. Несмотря на в целом более светлый цвет и веселую нотку картин, по словам Ульриха Бишоффа, темы из фриза жизни (возраст, отношения мужчины и женщины) остаются для Мунка решающими. Однако в более поздних работах Мунк все больше прорабатывает пробелы в мотиве, которые также можно интерпретировать как символ одиночества, и, таким образом, согласно Дитеру Бухарту, включает в себя его собственную жизнь.

Всего Мунк создал пять графических версий этого мотива. Травления на медной пластине с 1903 (в Герда Woll в каталоге raisonné , нет. 232) представляет собой зеркальный вариант картины от Hamburger Kunsthalle . Ксилография с 1905 (Воллом, нет. 271) является зеркальной версией картины из норвежской Национальной галереи или Пушкинского музея . Литография из 1912/13 (Волл, № 416) занимает мотив группы девушек собрались в круг в частной собственности живописи с 1902. Ксилография 1918 г. (Woll, № 628) и литография 1918–2020 гг. (Woll, № 629) снова воспроизводят мотив из Норвежской национальной галереи.

Творческое наследие

Согласно завещаю Мунка все полотна, хранящиеся у него дома, должны были передать в дар городу. В 1963 г. был открыт музей, посвященный художнику. Его коллекция насчитывает несколько тысяч работ: полотна, гравюры, рукописи, наброски. До 2015 г. музей был официальным правообладателем, позднее все наследие норвежского художника было признано общественным достоянием.

Самая крупная экспозиция представлена в Национальной галерее в Осло. В нее входят и наиболее известные его шедевры («Крик», «Мадонна», «Больная девочка»). Рыбацкая хижина в Осгорстранне, в которой Мунк какое-то время жил и работал действует как дом-музей. Обстановку оставили нетронутой, поэтому посетители могут прочувствовать атмосферу в которой были написаны норвежского художника.

Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин.  Например, в 2006 г. его работа «Двое» была продана на аукционе за сумму, превышающую 1 млн. долларов. Данная гравюра получила статус самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии.

Портрет Мунка изображен на норвежской купюре, номиналом в 1 000 крон. В честь его 150-летия была выпущена серия марок. Его творчество оказало большое влияние на развитие экспрессионизма.

Похищения картин

Шедевры Эдварда Мунка неоднократно похищали. В 1994 из Национальной галереи в Осло был похищен «Крик», но его смогли вернуть. Как оказалось, один из злоумышленников был уже судим за похищение полотна «Вампир». Ее также нашли и вернули в экспозицию галереи.

22 августа 2004 г. из Музея Мунка были украдены «Мадонна» и один из вариантов «Крика». Картины были найдены, но специалисты обнаружили на них ряд повреждений: царапины, следы от влаги, в каких-то местах холсты были надорваны. Пятно в углу «Крика»остается заметным, и реставраторы не стали проводить с ним никаких действий. Это связано с ожиданием разработки более эффективных методов восстановления полотен.

Критика

Во время первого экспонирования картины на выставке в Христиании осенью 1889 года она получила несколько негативных рецензий. В еженедельнике «Morgenbladet» («Утренний журнал») произведение Мунка назвали «бредом» и характеризовали как вводящее в заблуждение общественность. Другие обвиняли автора в том, что «легко разбросанные камни кажутся сделанными из мягкого бесформенного вещества». В газете «Aftenposten» («Вечерняя почта») образ сидящей женщины был описан, как «физическое лицо без следов жизни и эмоций не соответствующее действительности своим видом, также, как и цветом… Всё это, как нам кажется, имеет такую низкую художественную ценность, что присутствие её на самой выставке сложно объяснить».

За произведение и автора попытались заступиться в еженедельнике «Dagbladet» («Дневной журнал»), где напечатали: «Чтобы понимать это, необходимо постоянно иметь в виду, что Мунк является поэтом — человеком, который может быть полностью поглощён настроением к ней и сдаться её игре, без учёта обычных законов и форм, часто с устремлённостью к фантазии».

Описание изображения

Передний план разделен по диагонали пешеходным мостом, который сильно стремится к точке схода перспективы , а дорога, которая следует за ним, оказывает на зрителя прямое «глубокое всасывание». К перилам прислоняются три молодые женщины. Первый спереди одет в белое платье с черным поясом и у него длинные светлые волосы. У вашего соседа красное платье и желтая шляпа от солнца с двумя длинными коричневыми косами, ниспадающими снизу. У третьего тоже есть коса. На ней зеленое платье и красный платок. В то время как две девушки сзади смотрят вдаль, блондинка опустила взгляд и смотрит в темную воду. Здесь отражена могучая верхушка дерева, которая заполняет почти всю левую половину картины и по композиции является контрапунктом мосту с тремя женщинами. Дерево находится в огороженном участке с белыми стенами. Вдали от дерева желтая луна.

Точки над «i»

Загадочная, сияющая в серебристых отблесках света на воде сирена: темные провалы глаз, вытянувшаяся в струну фигурка, живущие собственной жизнью рыжие пряди волос по плечам. Не устоять, не понять, не уйти — зритель во власти Женщины. Мунк взглянул в глаза Смерти в 24 года, засмотревшись на огонь в камине, но прожил до 85. Он ожидал тяжелой неблагодарной Судьбы, но щедро получил все ее дары. Казалось, Болезнь — и та, стоя за плечом, поддерживала кисть в слабеющей от сомнений и неуверенности руке — и он с благодарностью принимал эту помощь. Земным подругам не равняться с такими почитательницами таланта, как Она. И лунный свет уверенно и безоговорочно ставит точку над «i».

Голос. Летняя ночь. Эдвард Мунк. 1896 г.

Поделиться ссылкой

Самый неизвестный в России великий художник

Все шло к тому, чтобы Мунк стал одним из очень популярных художников в России, но этого не произошло по многим причинам. В конце 19 — начале 20 века в России начинался скандинавский бум. В театры публика ломилась на пьесы Ибсена, предметом жарких обсуждений стали книги Кнута Гамсуна, а Сергей Дягилев привёз в Петербург на выставку скандинавского искусства «Автопортрет с сигаретой» Мунка. Но потом началась Первая мировая война, в 1917 году произошла революция, а в большевистской России в изобразительном искусстве право на существование имел один стиль — социалистический реализм, к которому никак нельзя отнести ни одно произведение великого норвежца.

Успех и неудачи

Настоящая слава приходит к Эдварду Мунку, с началом нового века. В 1902г на выставке в Берлине, он впервые демонстрирует все готовые работы из цикла «Фриз». В 1905г была проведена выставка картин в Праге. 

Но творческий успех норвежского художника сопровождался личными конфликтами. Настоящей проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой Эдварда Мунка оставлял желать лучшего. Его мучили воспоминания о трагической любовной интриге, конец которой был драматичен и связан с револьверной сценой в Эсгердстранде, осенью 1902г. Он не показывал, что думает об этом, в течение нескольких лет, но за это время инцидент превратился в навязчивую идею. В 1907г он написал картину «Смерть Марата» (в двух вариантах). Ее сюжет он, видимо, взял из своей жизни. Тема картины — «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью». 

«Крик» — одна из работ Мунка

В мае 1906г умирает Хенрик Ибсен

Этот норвежский писатель занимал важное место в сознании Мунка. «Портрет самого себя с бутылкой вина» (1906г), изображает безжизненную, сутулую фигуру, сидящую за столиком в кафе, — трагическая сцена связанная с Освальдом из драмы Ибсена. 

Мунк также нарисовал портрет Ницше, а после нескольких визитов в Веймар, — и его сестры, Элизабет. 

В то время проблемы с алкоголем достигли критической точки, и Мунк решает пройти 8-месячный курс лечения в Копенгагене. Норвегия, наконец-то поворачивается лицом к своему таланту, и во время пребывания в клинике Мунк был награжден орденом Святого Улафа. 

Невыносимый крик

Природа, такая покорная, уязвимая и одновременно столь мощная, безжалостно равнодушная, стала вдохновляющей основой для его бессмертного «Крика», по которому чаще всего и судят обо всем творчестве Мунка огульно. Этот сложный антропоморфный образ (чтобы назвать существо на первом плане человеком, приходится приложить усилие) — реакция на происходящие вокруг зловещие природные знамения.

Крик. Эдвард Мунк. 1895 г.

Вкус бытия

Маленьким подарком природы Мунку и нам становится срез крепкого, свежеошкуренного соснового бревна на хрустящем снегу. Пахнущее смолой и морозцем рукотворное солнышко? Праздничная лепешка, щедро политая маслом и медом? Бытие обретает вкус и крепость.

Желтое бревно. Эдвард Мунк. 1912 г.

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Становление Эдварда Мунка как художника

Его путь как живописца начался с презентации «Больной девочки». Несмотря на то, что критики считали полотно бездарным, выполненным небрежно, сам Мунк считал ее своим прорывом. После прохладной встречи обществом его творения, Эдвард перестал быть искренним в своих работах.

Была еще одна попытка увековечить память о своей сестре в полотне «Весна». Но выполнена она была больше в стиле импрессионизма. В 1889 г. происходит переосмысление творчества и Мунк создает одно из своих самых известных полотен — «Ночь в Сен-Клу», посвященную его отцу. Искусствоведы видят в картине как самого художника, так и его отца.

Он хотел показать становление человека: от рождения до его кончины. В этот цикл входят самые известные полотна Мунка:

  • «Мадонна»;
  • «Крик»;
  • «Танец жизни»;
  • «Пепел»;
  • «Меланхолия».

Всего цикл состоит из 22 картин, поделенных на четыре большие группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Полностью работа над «Фризой» была завершена в 1902 г. Эта работа передает жизненное восприятие Мунка, эти картины являются отражением его внутреннего мира. За время их создания у художника окончательно сформировался его собственный стиль, который будет известен как экспрессионизм.

Эдвард Мунк создал большое количество картин, вызывающих яркие, иногда противоречивые эмоции. Но самой известной его работой является «Крик», которая была представлена в 1893 г. на Берлинской выставке. Закат кроваво-рубинового цвета вызвал у художника чувство страха и отчаяния. Картина получилась настолько яркой, эмоциональной, поэтому она стала венцом его творческого пути.

Еще одни самые известные работы—«Созревание» и «Девушка и смерть», созданные в 1894 г. В картине «Созревание»изображена юная нагая девушка над которой нависла тень. В понимании Мунка любовь, женственность—это опасные силы, которые могут нанести вред человеку. В эскизе «Девушка и смерть» полная девушка обнимает скелет, олицетворяющий Смерть, как своего друга.

Женщины в творчестве Мунка выступали не как нежные вдохновляющие создания. Это были искусительницы, губящие мужчин. Такое восприятие прослеживается в ряде его работ: «Вампир», «Ревность», «Пепел».

Но некоторые специалисты и исследователи полагают, что таким образом Мунк хотел добиться интересных эффектов. Например, создать выцветшую матовую поверхность. Например, как в «Ножной ванне».

Похищения картин Мунка

Картины Мунка неоднократно становились мишенями для злоумышленников. В 1994 году (b) из Национальной галереи был похищен «Крик», но спустя несколько месяцев его удалось вернуть обратно. Как выяснилось, в 1988 году (b) один из преступников уже был приговорён к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир (b) », которую также вскоре обнаружили и вернули в музей.

22 августа (b) 2004 года (b) двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года (b) трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

Возвращение в Норвегию

С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала он жил в Крагерё, — городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала («Аула») столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г. 

Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом — такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: «История» и «Альма Матер». На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, — элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности — мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. 

Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина «Рабочие на пути домой». В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне — вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски. 

В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты… 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: