Художник федор васильев: биография, творчество и интересные факты

Ф. Васильев и И. Репин: учитель и ученик

Важную роль в формировании личности и мастерства художника сыграл и еще один знаменитый живописец — Илья Ефимович Репин.

Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В течение целого месяца они не только наслаждались волжской природой, но и писали удивительной красоты пейзажи мест, в которых останавливались. В пейзажах юный Репин старался «рабски подражать» восхищавшему его Васильеву. Активность и хваткость, зоркий глаз все подмечавшего художника, точность штриха и линии, огромная работоспособность и неимоверное трудолюбие, удивительное видение момента и места — вот что поражало Репина в Васильеве. В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки.

ПРИЗНАНИЕ

В июне того же года он вместе с Иваном Шишкиным (с которым познакомился годом ранее и который впоследствии женится на сестре Васильева Евгении) отправился на Валаам, где провёл почти полгода. Рисунки и этюды, привезённые с Ладожского озера, Васильев показал на выставке Общества поощрения художников. То была первая его выставка, и она принесла ему славу — правда, пока лишь в «узкопрофессиональных» кругах.

Редко бывает, что молодой талант становится понятен публике сразу. Гораздо чаще известность приходит к художнику вместе с сединами или даже после смерти. Случай Васильева — совершенно иной. Судьба как будто торопилась баловать своего питомца, зная, что час его уже слишком близок. «Гениальный мальчик» сделался любимцем и в аристократических кругах, и среди петербургской богемы. Ему покровительствовал граф Строганов, приглашая его жить в своих обширных имениях — на Тамбовщине и под Сумами. С ним носился свет, его картины раскупались лучше, чем работы кого бы то ни было из его товарищей.

Весёлый и бесшабашный по натуре, Васильев самым отчаянным образом распоряжался внезапно свалившимися на него большими деньгами: покупал гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату, какие-то умопомрачительные костюмы и шляпы себе. Вихрь богемной жизни всё больше и больше увлекал его. Увеселения так переполняли его существование, что друзья недоумевали, откуда берётся у него время работать, и работать много.

Два пейзажиста: история дружбы

Шишкин был не только преподавателем у Васильева, а вскоре после знакомства стал дружен с его семьей, в которой еще было два брата и сестра Евгения. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой.

И. И. Шишкин много времени уделял Федору, приобщая его к пейзажной живописи. Одним из важных событий в судьбе Васильева стала поездка с Шишкиным на Валаам. Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке.

Именно благодаря Ивану Ивановичу Шишкину Васильев научился наблюдать природу и различать в ней малейшие детали и нюансы. Именно с тех пор в душе юного художника сложилось лирическое восприятие русской земли, особое умение становиться с окружающим миром одним целым.

Характеристика творчества

Полотна Федора Васильева хоть и относятся к периоду передвижничества в живописи, но сильно отличаются от картин мастеров-передвижников, прежде всего, особенностью работы с цветом. Вместо скупого и сдержанного колорита живописец экспериментировал со «смежными тонами». Потому картины Васильева характеризуются яркостью и насыщенностью цветового решения.

Творчество живописца можно условно разделить на периоды: до «Оттепели» и после «Оттепели» по характеру композиционного построения. В ранних работах Федора Васильева используется трехплановое построение картины, а в «Оттепели» он его уже не использует, чем достигает особого эффекта в передаче своего нового видения природы и мира. Что же касается «крымского» цикла работ, то следует отметить, что необычную красоту южной природы мастер оценил не сразу, а долго шел к этому.

[править] Биография

Пётр Васильев родился в Петербурге 26 января 1909 года в рабочей семье. В 1930 году поступил на факультет живописи ИНПИИ. Занимался у М. Д. Бернштейна, А. М. Любимова, В. А. Серова, А. А. Рылова. В 1938 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры по мастерской И. И. Бродского с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Проводы комсомольца на фронт в 1919 году».

После института был направлен на работу преподавателем в Чувашию. Вернувшись в Ленинград, в 1939—1941 годах преподавал живопись в Таврическом художественном училище.

Васильев П. К. (слева) с художником С. И. Осиповым, 1977.

После начала Великой отечественной войны Васильев был призван в армию. Воевал на Ленинградском, Карельском и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. В 1942 году дважды был тяжело ранен. Награждён медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденом «Красной Звезды» (1945), медалями «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945), «За победу над Германией» (1945).

Начал участвовать в выставках с 1938 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Среди написанных Васильевым картин «Десант моряков в районе реки Тулокса» (1944), «Бой за Вену» (1945), «Первое знакомство (Из школы на ферму)» (1961), «В ленинградском совхозе» (1964).

Васильев П. К. «Натюрморт с книгой, 1956.

Писал также пейзажи и натюрморты: «Комарово» (1955), «Натюрморт с книгой», «Осенний пейзаж», «Цветы. Натюрморт» (все 1956), «Выгон» (1958), «Поздняя сирень» (1966) и другие.

Живописная манера Петра Васильева характерна для воспитанников мастерской И. И. Бродского и строится на конструктивной роли рисунка, классически построенной композиции, искусной передаче тональных отношений и светотеневых контрастов. Художник использовал преимущественно широкое письмо и богатую палитру цветов. С 1946 года был членом Ленинградского Союза советских художников.

Пётр Васильев скончался 9 июня 1989 года в Ленинграде на восемьдесят первом году жизни. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Произведения П. К. Васильева находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, США, Великобритании, Франции и других странах.

Известны живописные, графические и скульптурные портреты П. Васильева, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе П. Д. Бучкиным (1961), Н. С. Кочуковым (1979).

«Оттепель» (1871)

Бескрайние русские просторы. На переднем плане проснувшаяся от весеннего тепла река. Вся ее рыхлая поверхность расчерчена глубокими следами от полозьев саней, затопленных темной талой водой. Изгибаясь река уводит зрителя в глубь картины, увеличивая ее пространство. За рекой стоят могучие сосны-великаны, за ними дружные ряды деревьев расходятся вширь, образуя границу между бесконечной седой равниной и огромным небом с густыми, низко повисшими от влаги облаками.

У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. На крыше еще лежит снег. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Даже ей стало скользко. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны.

Картина «Оттепель» имела огромный успех в художественных кругах.  Спустя два месяца после получения премии на конкурсе ОПХ Васильев выполняет ее копию по просьбе великого князя Александра Алекcандровича (Александра III). В 1872 году «Оттепель» доставляется Академией художеств на Всемирную выставку в Лондон. В одной из британских газет писали:

В пейзаже Васильева даже неискушенный в пейзажной живописи зритель заметит глубокие знания природы и русской действительности, присущие А. К. Саврасову. «Оттепель» по художественному стилю напоминает самое знаменитое полотно Саврасова «Грачи прилетели».   C васильевским пейзажем экспонировалась картина А. К. Саврасова «Печерский монастырь под Нижнем Новгородом», которая получила тогда вторую премию.

Такая короткая жизнь!

Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество — всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной.

Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.

Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева

В 1969 году к творчеству молодого художника проявил особое внимание граф Строганов. Павел Сергеевич не только приобретал его картины, но и пригласил к себе в имение Знаменское Тамбовской губернии

В 1971 году, когда Васильев сильно простудился после катания на катке и мучился сильнейшим кашлем, Строганов был очень обеспокоен его состоянием. Врачи поставили страшный диагноз — туберкулез легких. Граф Петр Сергеевич пригласил Федора Александровича Васильева летом в свое имение в Харьковской губернии, понимая необходимость смены климата. Однако это не смогло помочь Васильеву выздороветь.

Тогда Строганов отправляет Федора Васильева в Ялту, где больной художник продолжает подрывать свое здоровье, проводя за работой по 10-12 часов в день. Способствует такой насыщенной деятельности и приезд в Ялту Крамского, не меньшего трудоголика, чем Васильев. Все это приводит к полному истощению организма молодого живописца. Талантливый и не полностью реализовавшийся художник Федор Васильев умирает весной в 1873 году.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

[править] Литература

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.22.
  • Всесоюзная выставка молодых художников, посвящённая 20-летию ВЛКСМ. М.: 1939. С.37.
  • Юбилейная выставка Всероссийской Академии художеств. 1764—1939. Л.: 1940. С.11.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Л.: 1956. С.8.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: ЛССХ, 1956.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.8.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.8.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.12.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.14.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М.: Искусство, 1972. С.190.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.1. М.: Советский художник, 1979. С.182.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.5. 1954—1958 годы. М.: Советский художник, 1981. С.142, 258, 261, 548.
  • Подвигу Ленинграда посвящается. Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Л.: Художник РСФСР, 1989. С.69.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.22.
  • Peinture Russe. Catalogue. Paris: Drouot Richelieu, 26 Avril, 1991. Р.7,25.
  • Ecole de Saint-Petersbourg: Catalogue / ARCOLE / Etude Gros-Delettrez. Paris: Drouot Richelieu, 27 Janvier, 1992.
  • Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб.: Выставочный центр ПСХ, 1994. С.3.
  • Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений. Каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994. С.3.
  • Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. С.3.
  • Натюрморт в живописи 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог выставки. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996. С.3.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: «Первоцвет», 2007. С.52.
  • Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1-2. СПб.: Петрополис, 2014.
  • Иванов С. В. Васильев Пётр Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.185-186.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.36, 108, 224, 227, 327, 335, 342, 369, 374, 377, 379, 385, 387, 388.

Детство и юность

Константин Васильев родился в Майкопе в августе 1942 года. Он был первенцем в семье Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевых. Отец занимал руководящую должность на одном из заводов города и за месяц до рождения сына ушел в партизанский отряд. Жизнь Клавдии Парменовны с сыном была в опасности, оккупанты разыскивали тех, кто связан с партизанами. Освобождение Майкопа в феврале 1943 спасло их.

В 1949 году семья обосновалась в поселке Васильево, живописном месте недалеко от Казани, на левом берегу Волги. Рисовать Костя начал в раннем детстве. Отец, увлеченный рыбак и охотник, постоянно брал сына с собой, и на детских рисунках появлялись волжские пейзажи, лодки, эпизоды охоты и рыбалки.

Родители поощряли эти занятия и всячески помогали развитию способностей сына. Клавдия Парменовна собрала великолепную библиотеку, мальчик много читал. Посещал с родителями музеи Москвы, Казани, Ленинграда.

В 1954 году родители Кости, узнав о том, что Московская средняя художественная школа при институте В.И. Сурикова объявила о наборе одаренных детей, отправили на конкурс его работы. Конкурс был высокий, но Костя сдал экзамены на «отлично». К сожалению, в Москве пришлось учиться только два года – в связи с тяжелой болезнью отца Костя вернулся домой и продолжил учебу в Казанском художественном училище. По другим сведениям родителям рекомендовали перевести сына в другое училище из-за его увлечения абстракционизмом.

Константин Васильев в молодости

Краткая биография

  1. 1961 – с отличием окончил Казанское художественное училище, получив специальность художника по театральным декорациям. После окончания учебы недолго работал в художественном фонде в Казани, потом вернулся в Васильево и до конца жизни жил там. Работал в школе учителем рисования и черчения, на стекольном заводе – художником-оформителем, сотрудничал с казанским сатирическим журналом «Чаян».
  2. 1960-е, начало – создал ряд произведений в стиле сюрреализма («Струна», «Апостол») и абстрактного экспрессионизма («Грусть королевы», «Атомный взрыв» и другие). Позже Константин разочаровался в этих направлениях. Он не нашел для себя возможности выразить в этих формах глубокие чувства и собственное отношение к миру.
  3. 1961-1962 – создана серия графических портретов композиторов и музыкантов в футуристической манере: Бетховена, Шостаковича, Скрябина, Шопена, Листа и других. Музыка была серьезным увлечением Константина. Он глубоко знал и ценил классику, творчество современных композиторов, народные песни. Прекрасно разбирался в клавирах и партитурах, обладал удивительной музыкальной памятью: мог запомнить целую оперу, прослушав несколько раз или изучив клавиры.
  4. Конец 1960-х – перешел к реалистическому стилю в живописи.
  5. 1967 – написал портрет младшей сестры Людмилы. С этим произведением связана трагическая история. Людмила тяжело заболела, получив смертельную дозу радиации во время купания в озере. Константин писал портрет сестры, зная о ее неизлечимой болезни. Черты Людмилы также приданы персонажу картины «Русалка».
  6. 1969 – написана первая работа в стиле символического реализма – «Северный орел». Это первое полотно, подписанное псевдонимом Константин Великорусс.
  7. 1970-е, начало – написал серию картин «Русь былинная» («Русский витязь», «Илья Муромец освобождает узников», «Огненный меч» и другие). Идею создания серии подсказал Васильеву Илья Глазунов.
  8. 1970-е – создал цикл (графические и живописные работы), навеянный оперной тетралогией Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Художник настолько увлекся творчеством Вагнера, что выучил немецкий язык, ездил в Москву слушать его оперы в постановке Дрезденского театра.
  9. 1972-1975 – написал серию полотен, посвященных Великой Отечественной войне: «Нашествие», «Парад 1941-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки».
  10. 1973 – написан пейзаж «Осень», одна из лучших работ в жанре пейзажа, к которому художник обращался постоянно. Пейзажи Васильева не только отражают красоту живой природы, но и выражают тонкое, романтическое, одухотворенное ее восприятие.
  11. 1973 – создано полотно «Свияжск». Произведение изображает одно из любимых мест художника – остров Свияжск, каким он стал после создания Куйбышевского водохранилища. Пейзаж решен в тончайших оттенках жемчужно-серых тонов. Такое цветовое решение применялось и в других картинах и стало своеобразной визитной карточкой художника.
  12. 1976 – закончена картина «Человек с филином», композиция которой содержит различные символические предметы. Символичен и сам персонаж картины. Это последнее произведение Константина Васильева.
  13. 1976, октябрь – трагически погиб вместе с другом Аркадием Поповым: по официальной версии обоих мужчин сбил поезд.

Художник Константин Васильев

Константин никогда не был членом союзов художников и потому не имел права на бесплатное получение дорогостоящих инструментов – красок, кистей, холстов. Ими снабжали его друзья и знакомые.

Неудовлетворенность художника работой становилась причиной того, что некоторые сюжеты он  писал в нескольких вариантах («У чужого окна», «Ожидание»). Часто, не имея чистого холста, писал новую картину поверх прежней.

«У чужого окна»

Картина, которая принесла знаменитость

У каждого художника, наверное, есть картина, после написания которой «он проснулся знаменитым». Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно «Оттепель», написанное в 1871 году, за два года до смерти. Полотно уже тогда было наполнено ощущением трагичности и безнадежности.

На картине изображена уходящая к горизонту извивающаяся змеею разбитая сельская дорога, изъезженная санями и телегами. Какое время года отражено в полотне? Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно, и ранняя весна. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль… Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине — как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека — ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни — аллегория «я» художника «раньше» и «сейчас», пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.

Картина сейчас экспонируется в Третьяковской галерее. Она выполнена маслом на холсте, и имеет небольшие размеры — 55,5Х105,5 см.

«В Крымских горах» (1873)

Пейзаж «В Крымских горах» — одна из последних работ творческого наследия художника. Здесь представлен новый, особый художественный взгляд Васильева на природу Крыма.

На переднем плане картины пыльная изъезженная дорога, по которой медленно тащится в гору повозка, запряженная волами. Уставшие животные идут через силу. Их хозяин идет позади повозки, подталкивая ее на трудных участках пути. По краям дороги торчат сухие сосновые ветки.

Центральное место в пейзаже занимают высокие сосны. Однако их облик больше напоминает северную природу России, по которой тосковал автор.

На заднем плане расположены огромные скалистые горы с низко опустившимися облаками, что придает величественность и таинственность.

Неслучайно Крамской назвал эту картину «симфонией величия природы».

[править] Ссылки

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

биография

Петр Константинович Васильев родился 26 января 1909 года в Санкт-Петербурге, Российская Империя, в семье рабочего.

В 1930 году Петр Васильев поступил на первый курс отделения живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры , где учился у известных педагогов Михаила Бернштейна , Александра Любимова , Владимира Серова, Аркадия Рылова .

В 1938 году Петр Васильев окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры в мастерской Исаака Бродского вместе с Александром Лактионовым , Юрием Непринцевым и другими молодыми художниками. Его дипломной работой стала историческая картина «Прощание комсомольца на фронте. 1919г.», Посвященная событиям Гражданской войны в России 1918-1921 гг.

После окончания института Петр Васильев был отправлен работать учителем рисования в Чувашию . После возвращения в Ленинград в 1939-1941 годах преподавал живопись в Таврической художественной школе .

В июне 1941 года Петр Васильев был призван в Красную Армию и принимал участие в Великой Отечественной войне советского народа против нацистской Германии и ее союзников. Воевал на Ленинградском фронте , Карельском фронте , 3-м Украинском фронте . Был ранен и отмечен боевыми наградами.

В 1944-1945 гг. Петр Васильев участвовал в освобождении от нацистской оккупации Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

Петр Васильев участвует в художественных выставках с 1938 года. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические картины. В 1946 году Петр Васильев был принят в Ленинградский Союз советских художников (с 1992 года — Санкт-Петербургский Союз художников).

Его живописный стиль, характерный для учеников Исаака Бродского, основан на конструктивной роли рисунка, на классически построенной композиции и тонких тональных отношениях, на передаче световых и теневых контрастов. Художник использовал в основном широкую живопись и богатую цветовую палитру.

Петр Константинович Васильев скончался 9 июня 1989 года в Ленинграде на восемьдесят первом году жизни. Его картины находятся в художественных музеях и частных коллекциях в России, Англии, США, Японии, Франции и других странах.

Творческая деятельность

Среди основных работ художника можно выделить следующие:

  • Альбом «Ленин» (1937, 1938, 1944, 1945, 1949).
  • Альбом «Владимир Ильич Ленин» (1960, 1962, 1967).
  • Станковая серия «Владимир Ильич Ленин» (1943—1945) — хранится в Третьяковской галерее (Москва).
  • Серия портретов «Владимир Ильич Ленин» (1946—1947) — хранится Музее В. И. Ленина (Москва). Один из портретов этой серии был «канонизирован» Постановлением ЦК КПСС (1948), как наиболее идеологические верное изображение вождя, и принят в качестве художественного эталона.
  • Картина «Чапаев» (1934) — хранится в Центральном музее Вооружённых Сил (Москва).
  • Картина «Ленин, Сталин и Молотов в редакции газеты „Правда“» (1937).
  • Картина «Ленин в дни Октября» (1943).
  • Картина «Выступление В. И. Ленина на Красной площади в 1919 году» (1949) — хранится в Ярославском музее-заповеднике (Ярославль).

Во время Великой Отечественной войны сделал много зарисовок, посвящённых героическому труду советских людей на уральских заводах.

В филателии

Выполненные им изображения Ленина можно видеть на марках СССР (ЦФА № 1889, 2001—2003, 2307, 2573—2575, 3273 и др.), например, на советских стандартных марках 1961 года (ЦФА #2573—2575; Mi #2484—2486):

Стандартная серия марок СССР (ЦФА #2573—2575; Mi #2484—2486) работы П. Васильева с портретами В. И. Ленина (1961; страница каталога «Михель»)

«В. И. Ленин» — лучшая марка СССР 1964 года (ЦФА #3026; Sc #2890)

Марка, выпущенная по его эскизу в честь 94-летия со дня рождения В. И. Ленина, была признана лучшей маркой 1964 года (ЦФА #3026; Sc #2890). Его рисунки и картины помещены также на марках ленинской тематики таких стран, как Монголия, КНДР, Чехословакия, Индия, Сенегал, Того.

Работы художника

Оттепель. Авторское повторение

За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В апреле художник выполнил её копию для будущего императора Александра III. «Оттепель» Васильева напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».

Заброшенная мельница

Почти обо всех работах крымского периода в письмах Васильева есть сведения. Но «Заброшенная мельница» стоит особняком. О ней он ни разу не обмолвился в своих разговорах с товарищами. То ли художник считал «Мельницу» безделкой, то ли, наоборот, она была настолько важна для него, что он не хотел о ней говорить. Когда на посмертной выставке были раскуплены все его картины, на «Мельницу» не обратили внимания, и лишь позднее она была признана одной из лучших работ.

В Крымских горах

«В Крымских горах» — одна из последних законченных работ Васильева. К Крыму, куда его «загнала» болезнь, художник питал гораздо меньше любви, чем к России. Лучшим пейзажем этого периода считается «В Крымских горах». В нём особая свежесть художнического взгляда. Здесь Васильев отказывается от кричащих красок, не ищет в пейзаже «экзотики» (напротив, старается приметить в нём родные русские черты) и благодаря этому создаёт совершенно новый образ Крыма.

ТЯГОТЫ ДЕТСТВА

Фёдор Васильев родился в Гатчине под Петербургом 10 февраля (22 февраля по новому стилю) 1850 года. Отец его был бедный чиновник Александр Васильевич Васильев, живший в невенчанном браке с мещанкою Ольгой Емельяновной Полынцевой. Спустя некоторое время после рождения будущего художника семья переехала в Петербург на 17-ю линию Васильевского острова, в одноэтажный домик. Однако этот переезд не улучшил её материального положения. Большую часть своего скудного заработка отец проигрывал в карты или пропивал. Уже двенадцати лет Фёдор вынужден был пойти работать на почту. Три рубля, получаемые им ежемесячно, он отдавал матери на хозяйство. Рисовать (а страсть к рисованию проявилась в нём с малых лет) он мог только вечерами или по воскресеньям. Пятнадцатилетним юношей, после смерти отца, Васильев остался единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев.

Ранняя привычка заботиться о других выработала в характере Федора Васильева удивительную для его юных лет целеустремлённость и целостность. Приняв решение сделаться художником, он действовал осмотрительно и последовательно. В 1863 году, ещё подростком, Васильев начал посещать вечерние классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников и одновременно устроился помощником к реставратору Академии художеств П. К. Соколову, войдя, таким образом, в Академию как бы с «заднего хода». Необычайное дарование Васильева, скоро замеченное в школе (самым известным преподавателем которой являлся в то время Крамской), позволило ему стать на равной ноге со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. На вечерах Артели он восхищал товарищей своим неиссякаемым остроумием и искрометной способностью к импровизации в рисунке. Илья Репин вспоминал: «К нему всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: