Биография ильи глазунова

Известность

Учёба не помешала его увлечению. Он так же продолжал выкладывать посты и видео в Интернете. Именно во время учёбы в вузе к нему пришла известность. Свою творческую деятельность видеоблогер начал в 2014 году. В самом начале это были короткие ролики на ютуб канале. Тематика его сюжетов была различной.

Многим его зрителям понравился молодой симпатичный парень с доброй располагающей улыбкой. Его аудитория стала медленно увеличиваться. Как инстаграм блогер он получил признание в 2016 году. Он был в числе первых блогеров, начавших снимать вайны.

Вопросы, на которые он ищет ответы в своих роликах, волнуют многих. Например, ролик на тему, «Как понравится девушке», «Как не заболеть», «Как ведет себя парень, когда ему нравится девушка». 

Примечания

  1. Описание картины — www.tanais.info/art/pic/glazunov51.html
  2. Илья Глазунов, художник: «Лакеи не могут править страной» — www.aif.ru/society/article/24511.
  3. Андрей Ванденко представляет. Интервью с Ильей Глазуновым — 1001.vdv.ru/books/vandenko/7.htm.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 703 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Глазунова И. С.» — graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1285776
  5. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2005 года № 1194 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Глазунова И. С.» — www.pravoteka.ru/pst/1040/519682.html
  6. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2000 года № 1090 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Глазунова И. С.» — www.pravoteka.ru/pst/1069/534228.html
  7. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 года № 533 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников акционерных обществ, предприятий и организаций» — www.pravoteka.ru/pst/1060/529671.html
  8. Почётные члены Историко-патриотического объединения «Русское Знамя» — www.russkoe-znamya.narod.ru/pch.html,
  9. Путин попросил Глазунова нарастить меч князю Олегу — www.mignews.com/news/culture/cis/150609_130503_70429.html // MIGnews.com, 15.06
  10. Владимир Путин заставил Илью Глазунова переписать картину — globalist.org.ua/?p=15920 // globalist.org.ua

Лариса: искушение и страсть

Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.

В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой.

Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, – восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.

Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:

Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского

Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.

С того момента она стала не просто музой Глазунова – она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:

Где ты была? С кем?

Нас задержали на прогоне спектакля.

А почему не позвонила?

Не успела.

У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!

Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..

Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.

Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, – рассказывала Кадочникова. – Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? – думала я. – Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»

Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.

Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:

Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.

Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:

Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.

Художник заявил с ходу:

Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.

И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.

С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, – вспоминала Лариса Валентиновна. – Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.

Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили – и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»

Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, – рассказывала Кадочникова. – У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.

Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.

Краткая биография

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ. В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года и вплоть до своей смерти являлся ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Соболезнование в связи с кончиной выразил Президент России Владимир Путин. Соболезнование с кончиной выразил Дом Романовых. Прощание с художником прошло в Сретенском монастыре; отпевание состоялось в Богоявленском соборе в Елохове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Илья Глазунов

Лариса Кадочникова и Илья Глазунов: трехлетняя страсть и безумство.

Говорят, Нина всегда знала о пристрастиях своего мужа, но всегда внушала себе, что творцу для вдохновения нужна муза. И, бывало, так что невольно сама подталкивала к мужу «вдохновительниц», которые впоследствии становились его любовницами.

В начале 1957 года между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на первую выставку молодого художника вместе с мамой – знаменитой киноактрисой Ниной Алисовой, завязался ошеломительный роман

А по иронии судьбы сама Нина их познакомила, и сразу же обратила внимание мужа на необыкновенную красоту девушки

Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. Их неистовый роман длился более трех лет.

Дурная слава, слывшая по Москве, дикая ревность любимого, два аборта после которых было уже невозможно иметь детей, довели Кадочникову до нервного истощения. Видя, как пропадает от безумной любви ее дочь, Нина Алисова не пустила Ларису на свидание к Глазунову, привязав ее к кровати.

Впоследствии Илья старался избегать встреч с Ларисой. И она, сбросив пелену с глаз, уже не горела желанием его видеть. Актриса могла плачевно закончить свою жизнь, если бы не оператор Юрий Ильенко, который тогда оказался рядом. Лариса буквально сбежала в брак с Юрием от мучительных страданий и переживаний.

Этот роман жена художника восприняла достойно как, впрочем, и все последующие многочисленные увлечения мужа.

Чудовищная трагедия,случившаяся с Ниной, не дала морального права Глазунову жениться снова. Он так и не решился назвать ни одну женщину – своей женой. Хотя музы по-прежнему были и менялись часто: выдержать своенравный характер мэтра было сложно.

Краткая биография

  1. В 1951 г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Его учителем живописи в Институте был художник Б. Иогансон. Во время учёбы молодой художник проводил студенческие каникулы и практику в творческих поездках: посетил Поволжье, Плес, Углич, Куйбышев.
  2. В 1956 г. женился на Нине Виноградовой-Бенуа.
  3. В 1956 г. получил I премию за портрет Юлиуса Фучика на конкурсе в Праге.
  4. В 1957 г. окончил Институт. Его дипломной работой стала картина «Дороги войны», которую учёный совет не принял, призвав уничтожить. На ней изображено отступление Красной армии в первые месяцы войны. Полотно было признано не отвечающим идеологии социализма.
  5. Получив за диплом низкий балл, был распределён простым учителем рисования в г. Ижевск. Затем переехал в Иваново, потом в Москву.
  6. В 1950-х годах началось увлечение творчеством Ф.М. Достоевского, которое в дальнейшем станет источником многих его картин. Иллюстрирует его романы «Идиот» и «Бесы».
  7. В феврале 1957 г. в Москве, в Доме работников искусств, прошла первая выставка его работ. Она имела большой успех, но вызвала много споров. Ранние работы созданы в академическом стиле, некоторые – под влиянием импрессионизма.
  8. В 1958 г. познакомился с С. Михалковым, который на всю жизнь остался его помощником и идейным товарищем.
  9. В 1960-х годах работал на Севере над циклом картин о древнерусской истории. Посетил Италию.
  10. В 60-х годах его творчество оценило высшее партийное руководство страны, разрешён выезд за границу.
  11. В 1967 г. был принят в Союз художников.
  12. В 1969 г. родился сын Иван.
  13. В 1970 г. решительно протестовал против реконструкции Москвы, разрушения исторической части города. Привлёк к этому протесту многих общественных деятелей, в результате план реконструкции был отозван.
  14. В 1973 г. родилась дочь Вера.
  15. В 70- годы иллюстрировал произведения русских писателей-классиков Лермонтова, А. Толстого, Куприна.
  16. В 1977 г. на выставке в Манеже была показана его грандиозная картина «Мистерия ХХ века». Через 5 дней по требованию Союза художников Москвы выставка была закрыта, а картина Глазунова была признана противоречащей советской идеологии.
  17. В 1978 г. назначен руководителем мастерской портрета в художественном иституте им. Сурикова в Москве.
  18. Создаёт много живописных портретов своих современников. Совершает поездки и проводит выставки за рубежом.
  19. Поездка во Вьетнам, создание «Вьетнамского цикла» (более 150 работ).
  20. 1970-е годы – очень плодотворные для художника: он создаёт иллюстрации к произведениям Блока, Гончарова, Достоевского, Лескова, Некрасова. Совершает творческие поездки в Индию и Чили. Выставляет свои картины в Финляндии, Швеции, Японии.
  21. В середине 70-х годов был в Сибири и создал цикл картин «БАМ».
  22. Вместе с женой в Берлинской опере оформил постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь».
  23. В 1978 г. начал преподавать в Московском художественном институте.
  24. В 1980 г. окончил цикл картин «Поле Куликово». Получил почетное звание Народный художник СССР.
  25. В 1981 г. организовал Музей декоративно-прикладного искусства, став его директором.
  26. Оформил вместе с женой несколько постановок опер и балетов русских и советских композиторов в Берлине, Одессе и Большом театре (Москва).
  27. Совершил творческие командировки в Никарагуа и на Кубу. Создал портрет Фиделя Кастро.
  28. 1987 г. – создатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
  29. В период 1990-1999 гг. совершает со студентами поездку в Италию, пишет много картин, проводит выставки во многих городах России (Кисловодск, Краснодар, Пермь, Сыктывкар и др.).
  30. Участвует в конкурсе по реконструкции Московского Кремля и побеждает.
  31. В 2004 г. в Москве на Волхонке открылась Галерея его имени (более 300 картин).
  32. В 1997 г. присвоена Государственная премия РФ.
  33. В 2010 г. в Манеже открылась выставка работ в честь 80-летия художника.
  34. В 2017 г. открыл Музей сословий (в крыле галереи Глазунова), в его основе – древние иконы, собранные им в советское время в разных уголках страны.
  35. Умер от сердечной недостаточности 9 июля 2017 г. в Москве.
  36. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Илья Глазунов в последние годы жизни

Портрет С.В. Михалкова (1988)

После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало — приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.

С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.

Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.

Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».

Семейный портрет. 2003 г.

«Семейный портрет» писался, когда у меня были только две дочери – Оля и Глаша. Мы тогда наконец переехали в свой дом и создали ту атмосферу для семейной и художественной жизни, которую мне всегда хотелось.

Оля и Глаша тогда стали заниматься в ансамбле «Веретенце», куда я их отдал, потому что всегда благоговел перед фольклором и настоящей народной традицией песни, которая все советское время была под спудом. Мои дочери стали сразу приносить домой удивительные фольклорные созвучия, стали петь, и я понял, что это будет для них любовью надолго.

Это не постановочный портрет, а кадр из моей жизни. Мне представился такой момент – дети слушают музыку, а сзади на диване немного уставшая мама, моя жена Юлия, которая смотрит на них даже с неким удивлением. В этой композиции, их естественном расположении я увидел интересную формально-неформальную задачу для живописи.

Детей очень трудно писать, они совершенно не могут понять, зачем нужно замереть и стоять на месте, но все же, отвлекая их разными способами, я смог заставить их позировать.

С этой работой связан забавный эпизод – когда у меня была персональная выставка в Венеции под самое закрытие в зал вошел человек, который изъявил желание непременно купить картину. Я объяснил ему, что она не для продажи, и предложил ему взамен написать его семью. Однако незнакомец, который оказался англичанином, заявил, что хотя у него семья и трое детей, изображенная на картине семья ему нравится больше. На случай если я вдруг передумаю, он предложил мне посмотреть его венецианский дворец, где он планировал повесить мою работу. Было приятно, но разумеется, я оставил эту картину у нас в семье как память о тех годах.

3.

Детство и юность Игоря

На момент смерти Рюрика в 879 году Игорю был всего год от роду. До совершеннолетия князя его наставником и регентом был назначен князь Олег Вещий, который, возможно, приходился также дядей Игорю по материнской линии.

В 882 году Вещий Олег, собрав достаточное войско из подчиненных Рюриком славянских племен, пошел реками на Киев, захватив по пути Смоленск и Любич. Подойдя к Киеву, Олег приказал войску укрыться, после чего хитростью заманил к себе на корабль Аскольда и Дира — бояр, самовольно захвативших власть в Киеве, и убил их, объявив наследника Рюрика Киевским князем. С того момента малолетний Игорь рос и воспитывался в Киеве под надзором Вещего Олега.

«Князь Олег и Игорь». Картина Ильи Глазунова

Середина лета. 2010 г.

Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.

Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.

«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.

4.

Творчество

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

  • Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)
  • Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
  • Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
  • Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
  • Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).
  • Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
  • Автор серии работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
  • Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
  • Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
  • Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
  • Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
  • Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
  • Создал интерьер советского посольства в Мадриде.
  • Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.
  • На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Прочие сведения

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался картину исправить и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».

По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт. Крест на Новодевичьем на могиле Глазунова Ильи Сергеевича (июль 2017г)

Крест на Новодевичьем на могиле Глазунова Ильи Сергеевича (июль 2017г).

Детство

Родина И. Глазунова – Ленинград. Он из семьи потомственных петербургских дворян. Родился 10 июня 1930 г.

Отец – Сергей Фёдорович Глазунов, учёный-историк. Мать – Ольга Константиновна Глазунова (Флуг). Происходила из семьи петербургского фабриканта Г. Флуга, немца по национальности.

В роду Глазуновых-Флугов – учёные, врачи, любители искусства, коллекционеры живописи.

Художественный талант мальчика проявился рано, до войны он учился в детской школе искусств, а позже – в художественной школе.

Илья Глазунов в детстве (1938)

Счастливое детство было прервано войной. Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., хотя блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.). Ребёнком он видел, как от голодной смерти мучительно умирали его родственники: отец, бабушка, тётя.

11-летнего Илью эвакуировали по «Дороге жизни», а мама осталась в Ленинграде. Он получил от нее 3 письма. В 1942 г. связь с ней навсегда оборвалась. Его отправили в село Гребло Новгородской области. Здесь он вёл обычную крестьянскую жизнь: пас скот, сгребал сено, работал в поле. Но и продолжал учёбу – учился в школе, рисовал.

Из эвакуации возвратился в 1944 г. и сразу же продолжил прерванное войной художественное образование.

Илья Глазунов в годы студенчества (1953)

Месть Ольги

По обычаям древних славян, собственность убитого князя, к которой относилась не только имущество, но и члены семьи, должна была отойти к его убийцам. Именно за этим явились древляне в Киев, даже и не думая признавать княгиню Ольгу как преемницу Игоря. Однако Ольга жестоко отомстила за смерть мужа: прибывшие послы древлян были заживо закопаны в глубокой яме вместе с их ладьями.

В течение нескольких последующих лет Ольга методически продолжала мстить убийцам Игоря. Все делегации древлян подвергались жестокой расправе: одних сожгли в бане, других просто убили, и наконец Ольга попросту осадила главный город древлян Искоростень вместе с большей частью жителей.

Библиография

Сочинения
  • Дорога к тебе: из записок художника // Молодая гвардия. 1965. № 10-12. 1966. № 2-3;
  • Россия распятая. — М.: Роман-газета ,1996 г.; 496 страниц; ISBN: 5-88155-540-6
  • Россия распятая. — М.: Агентство КРПА Олимп; 2006 г.;792 страниц Издание 2-е, доп., ISBN: 5-7164-0538-X
  • Россия распятая. В 2 т., в 4 кн. — М.: Голос-Пресс, 2008. — ISBN 978-5-7117-0052-4.
  • Россия распятая. — 3-е изд. дополн. М.: АСТ, 2017. — 1104 с. илл. фото. репродукц. — 2000 экз. ISBN 978-5-7117-0052-4 (Большая биография)
Литература
  • И. С. Глазунов (Каталог выставки). М., 1957;
  • Ricci P. I. Glazunov. Napoli, 1959;
  • Языкова И. В. И. Глазунов. М., 1972;
  • И. Глазунов. Фотоальбом. М., 1978;
  • Писатель и художник. Произведения русской классической литературы в иллюстрациях И. Глазунова. М., 1979;
  • И. Глазунов. Альбом. М., 1986;
  • И. Глазунов. Русский интерьер. М., 1998;
  • Колодный Л. Е. Любовь и ненависть И. Глазунова. М., 1998;
  • Новиков В. С. И. Глазунов. Русский гений. М., 2005.

Походы на Царьград и война с Византией

Знаменитый поход Вещего Олега на Царьград в 907 году закончился тем, что в знак победы русичей над Византией к воротам города был прибит щит. В 911 году был заключен мирный договор, по которому Константинополь обязывался платить Киевской Руси дань. Однако в 941 году люди Игоря вернулись из Византии с пустыми руками. Вскоре большая флотилия Киевской Руси подошла к черноморскому побережью Византийской империи.

В Царьграде ждали набега, но не были готовы его отразить: византийский флот сражался в это время в Средиземном море с арабами. Оставшиеся же 15 кораблей были ничем против многотысячной флотилией князя Игоря. Однако император Роман не собирался сдаваться и, ожидая нападения, оснастил корабли дополнительными устройствами для метания «греческого» огня. С подобным оружием варяги до сих пор не сталкивались, поэтому когда византийские корабли начали активно поджигать ладьи русов, среди последних началась отчаянная паника.

Флотилии Игоря был нанесен большой ущерб, погибло много людей — упавшие в воду воины не имели шанса выжить и тонули в своих тяжелых доспехах. Уцелевшая часть флота разделилась: часть ладей ушли домой, а часть скрылись от преследования византийцев на мелководье и высадившиеся на восточном побережье варяги пустились грабить окрестности. Впоследствии многие были захвачены в плен и казнены.

Потерпевший поражение в своем первом походе на Царьград Игорь жаждал реванша. Понеся немалые потери в морском сражении, князь поспешил снарядить новое войско, послав гонцов «за море», в Скандинавию. Менее чем за пару лет новая армия была собрана, ладьи были отстроены вновь. Войско русов усилилось не только варягами, призванными из-за моря, но и печенегами, которые составляли сухопутною часть армии, можно сказать, пехоту.

На этот раз византийский император предпочел восстановить с Киевом мирный договор и до генерального сражения дело так и не дошло. Приняв дары от византийских послов, Игорь согласился на перемирие.

Вновь заключенный мирный договор с Византией имел отличия от старого договора, заключенного еще Вещим Олегом. В частности, Русь обязалась защищать границы с Византией в Крыму и оказывать военную поддержку Константинополю.

Армия мародёров

Значительно удачней сложился второй поход, который Игорь Старый предпринял в 944 году. Он принёс если не воинскую славу, то, во всяком случае, изрядную добычу. За год до этого у князя родился сын – Святослав Игоревич, и на время отсутствия отца он номинально считался правителем, хотя, разумеется, за него эти функции выполняла мать – княгиня Ольга.

В этот раз княжеское воинство было разделено на две части, одна из которых двигалась по суше, а другая, как и в прошлый раз, разместилась на ладьях. Чтобы достичь, наконец, желаемого триумфа, Игорь собрал под свои знамёна огромное количество ратников, в число которых входили представители всех племён, с которыми у него были налажены контакты. Желание безнаказанно пограбить и обогатиться за чужой счёт соединило в его рядах русичей, варягов, печенегов, кривичей, половцев и многих-многих других искателей лёгкой наживы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: