Семен Николаевич Виноградов родился в 27011936 — Биография художника, известные произведения, выставки

«Так хотелось бы поработать…»

Одно из мест в Латгалии, где особенно легко работалось художнику, было имение Лобарж в 10 км от Резекне, которое принадлежало поэту и прозаику Алексею Михайловичу Жемчужникову.

— таким видел художник Лобарж.

Имения Зофино (в 20 км от Лудзы), Жоготы, Родополь (в 4 км от Вилян), Пакульники (Пакульниеки), Краслава – земля Латгалии вдохновляла художника.

Последняя поездка в Латгалию состоялась в 1937 году. Лето было дождливым, солнечные дни приходилось буквально ловить, да и здоровье художника оставляло желать лучшего:

В конце года, провожая своего друга, живописца Константина Высоцкого в последний путь на Покровское кладбище, Виноградов простудился и слег с воспалением легких. В минуты, когда ему становилось легче, он шел к мольберту и писал задуманную картину. За день до смерти он сказал: «А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать…». Художника не стало 5 февраля 1938 года. Похоронили его на Покровском кладбище.

За годы жизни в Латвии Сергей Арсеньевич написал не менее 250 живописных работ, множество рисунков. Наследие художника в годы войны было вывезено его женой сначала в Германию, а затем в Канаду.
Два года назад в Центре русской культуры состоялось организованное даугавпилсским коллекционером и художником Леонидом Мудраковским замечательное мероприятие, посвященное латгальскому творческому периоду художников Сергея Виноградова и Николая Богданова-Бельского. Радует, что имена талантливых художников не забывают в крае, который они увековечили в своих картинах.

P.S. При подготовке публикации использованы материалы статьи Нины Лапидус «Латгальская песня художника С.А. Виноградова» и сайта kykolnik.livejournal.com.

«Приобретено»

Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье простого сельского священника в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне поселок Некрасовское Ярославской области). О таких талантливых детях, каким был мальчик, обычно говорят, что боженька поцеловал их в темечко.

Рядом с родительским домом находилась иконописная мастерская Ивана Баженова, и маленький Сережа мог часами сидеть неподвижно, наблюдая за работой мастера. А получив кисточку в руки, и вовсе становился самым счастливым ребенком. Вопрос о том, кем стать, так мучающий современную молодежь, для него был рано решен. В 11 лет отец отправил его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое Сережа Виноградов окончил с большой золотой медалью.

Уже в 15 лет юный художник стал принимать участие в художественных выставках: поначалу – в ученических, а потом – в таких представительных, как выставки Общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, исторические вернисажи «Мира искусства» и «36 художников».

А еще Сереже невероятно везло на учителей, среди которых были прекрасные русские художники Василий Поленов, Илларион Прянишников, Владимир Маковский.

После училища Виноградов продолжил учебу в Петербургской академии художеств. Но как настоящему русскому художнику ему было душно в стенах мастерской – тянуло работать на воле, писать с натуры. В эти годы Сергей Арсеньевич очень много путешествовал по России и работал. Его пейзажи, картины с незамысловатыми сюжетами из крестьянского быта были наполнены такой радостной силой и светом, что их просто невозможно было не заметить и не оценить.

В каталогах выставок напротив большинства произведений Виноградова стояла пометка: «приобретено». Вот что писал в письме о выставке Союза русских художников (одним из основателей которого был Виноградов) художник Михаил Нестеров: «…«Торговля идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия — стояла очередь. Вот как теперь у нас живется «бедным художникам»!».

Но грянул 1917 год, стране, раздираемой Гражданской войной, голодом и разрухой, стало не до живописи.

По дороге в Нью-Йорк

В начале 20-х годов, чтобы хоть как-то поддержать голодающих художников, Сергей Арсеньевич вместе коллекционером русской живописи Иваном Ивановичем Трояновским организовали выставку в Америке. Позднее художник вспоминал: «Работали и сами не верили: неужто выйдет, неужто осуществится? Но, несмотря ни на что, работали. И все-таки настойчивость, энергия взяли свое…».
Когда картины были уже отправлены, организаторы выставки поехали в Ригу. Виноградов в столице Латвии был впервые, и город его привел в восторг. «Забыть не могу, какое впечатление произвела на меня стойка, самая обыкновенная. Эстет, подтянутый и тонкий Сомов, никогда в жизни не бравший в рот ни капли водки, увидев ее, не выдержал и выпил с нами несколько рюмок, – вспоминал он. – Я объездил всю Европу, был полонен Испанией, влюблен в Париж… Но тогда же я решил, что буду жить только в Риге».
Выставка русских художников в Нью-Йорке прошла с огромным успехом. Когда она закрылась и пришла пора возвращаться на родину, Виноградов принял решение ехать в Ригу. Здесь он и оставался до конца своей жизни.
О Риге художник говорил, что она «местами точно декорации из «Фауста»» и с радостью писал соборы, улочки старого города. Ему нравились латвийские пейзажи и развалины старинных замков. В 1925 году он вместе с женой и другом – художником Богдановым-Бельским – впервые приехали в Латгалию, где проживало немало русских людей. О впечатлении, которое на него произвел наш край, Сергей Арсеньевич впоследствии рассказал в интервью газете «Сегодня вечером»: «Я работал горячо с весны и до снега. Я изголодался по живописи, ибо в течение последних лет мне почти не удавалось писать… Как хорошо было работать среди очаровательной природы Латгалии. Пересеченная холмами и озерами местность, смешанный лес — листва и хвоя — все это исключительно живописно».

Виноградов Семен Николаевич. Род.1936

Подробности
Дата публикации
Просмотров: 8480

Народный художник УАССР  

Живописец. Родился 27 января 1936г. в д.Шайтангурт Алнашского района УАССР. В 1951-55гг. учился в Можгинском педагогическом училище. После окончания поступил в Казанское художественное училище, учился у В.К.Тимофеева, Н.М.Сокольского, Б.И.Майорова. Затем в 1960-67гг. учился в Московском государственном художественном институте им.В.И.Сурикова, вернулся в Ижевск, в 1967-69гг. работал в Удмуртском отделении Худфонда СССР. В 1968-73гг. занимался научной деятельностью в должности старшего научного сотрудника Удмуртского научно-исследовательского института при Совете Министров УАССР, параллельно до 1976г. работал ассистентом кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Удмуртского государственного педагогического института (с 1972г.  Удмуртский государственный унирверситет). В 1973г. был принял в члены Союза художников СССР. В 1980г. присуждено звание народного художника УАССР. В 1990г. вернулся на преподавательскую работу в университет в должности доцента кафедры изобразительного искусства. С 1992г. заведующий кафедрой живописи в УдГУ.  21 февраля 1996г. решением Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию Виноградову присвоено ученое звание профессора живописи. Работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. И в творческой, и в научно-исследовательской деятельности, которой продолжает заниматься, активно разрабатывает темы этнографии удмуртского народа.

Базар в Алнашах (Удмуртский базар). 1958. Х.,м. 41.5х57.5  Ж-1057
Гульфия из деревни Шали. 1958. К.,м. 52х37  Ж-1043
Мария Ивановна. 1958. Х.,м. 73х52  Ж-927
Девушка у зеркала. 1959. Х.,м. 94х51  Ж-182
Михайлыч. 1962. Х.,м. 44х37  Ж-884
Автопортрет. 1963. Х.,м. 80х48  Ж-931
У ткачих.  1967. Х.,м. 62.5х100  НВ-420
Портрет матери. 1970. Х.,м. 151х112  Ж-183
Праздник Гырон-Быдтон. 1970. Х.,м. 102х170  Ж-287
Бабушкин платок. 1974. Х.,м. 119х80  Ж-34
Гудыри. Новые вести. 1976. Х.,м. 120х160  Ж-458
Мелколесье. 1977. К.,м. 50х44  Ж-932
Удмуртская осень. 1977. Х.,м. 140х188  Ж-93
Портрет Ашальчи Оки. 1978. Х.,м. 84х97  Ж-930
Табани. 1978. Х.,м. 120х162  Ж-803
Пельнянь. 1979. Х.,м. 106х120  Ж-288
Пельмени (вариант). 1979. Х.,м. 63х73  Ж-55
Пчеловод. 1979. Х.,м. 63х86  Ж-928
Лето. 1981. Х.,м. 120х100  Ж-56
Народный умелец Чирков К.Ф. 1982. Х.,м. 95х105  Ж-194
Радищев в Удмуртии. 1982. Х.,м. 102х150  Ж-902
Поздние цветы. 1982. К.,м. 50х60  НВ-444
Дочери Торо. 1983. Х.,м. 95х137.5  Ж-1058
Контрольное доение.  1983.  Х.,м. 104х159  Ж-934
Автозавод. У главного конвейера. 1985. Х.,м. 81х125  Ж-929
Удмуртский лен. 1985. Х.,м. 100х89  Ж-933
Будзым куа (В удмуртском святилище). 1992. Х.,м. 39.5х50  Ж-1056
Сельские работы. Кон.1950-х. Б.,акварель. 12.7х21  Г-3557
Просторы Удмуртии. Кон.1950-х. Б.,акварель. 20.3х28.7  Г-3556
Вечереет. 1957-58. Б.,акварель. 21х29.7  Г-3555
После дождя. 1957-58. Б.,акварель. 14.4х20.7  Г-3558

Гвоздев Роман Витальевич

Роман Гвоздев. Фото: Фотография предоставлена художником

«Местом своего рождения выбрал г. Владивосток, в ныне далёком 1976 году. Закончил, с отличием, детский сад, затем с горем пополам школу, а заодно факультет истории и философии ДВГУ (ДВФУ). В итоге, поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию по специальности «07.00.07». По этой причине на данный момент не только художник, но и учёный – этнограф, этнолог и антрополог. Тем не менее, рисую гораздо дольше, чем занимаюсь наукой — начал буквально до детсадовского возраста.

Закат. Ослиные уши. Бумага, акварель, белила. 48х62. 2016 год. Фото: Фотография предоставлена художником

Зеленая волна. Бумага, акварель, белила. 48х62. 2017 год. Фото: Фотография предоставлена художником

Пирс на острове Петрова. Бумага, акверель. 48х63. 2018 год.. Фото: Фотография предоставлена художником

Рассвет в Китайской дымке. Бумага, акверель, белила. 49х33. 2016 год.. Фото: Фотография предоставлена художником

Шторм на Набережной. Бумага, акварель, белила. 49х33. 2016 год.. Фото: Фотография предоставлена художником

1 / 5

Не могу никого назвать в качестве своих наставников. Не сложилось. Учился всему сам. Изначально увлекался графикой, как и большинство прямо в школьных тетрадях. Позже освоил масляную технику, движимый, идеей написания реалистичного моря и волн — влияние Айвазовского.

Затем ушёл от реализма в полную изобразительную абстракцию – безответные чувства веская причина сойти с ума. И даже первая персональная выставка под названием «Красная запятая» была именно в этом направлении. Затем были портреты и вновь море. И вот, когда уже почти получилось написать маслом, что хотел, художественные поиски неожиданно привели в акварель. Пришлось многое начинать заново. Но акварель как воронка затянула своей непредсказуемостью, сложными эффектами и вот уже несколько лет продолжает открывать новые грани. Всё это привело к персональной выставке-проекту «Я просто жду свою волну» и, главное, чёткому осознанию себя художником. По-прежнему идеей фикс является написание реалистичного моря, морского прибоя, только уже в технике акварели».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: