Самые известные картины Александра Шилова
Произведения, созданные кистью живописца, возвышают и очищают душу. К наиболее известным картинам Александра Шилова можно отнести:
- «Хозяин земли» (1979) — портрет старого артиллериста, который после войны работал в колхозе. Тщательно прописанные мельчайшие детали картины передают гармонию человека и природы.
- «Машенька Шилова» (1983) — образ милого и непосредственного ребенка, виртуозно написанный в технике пастели. Нельзя не почувствовать, что работа создавалась в порыве любви и особого творческого вдохновения.
- «Весна. Федоскино» (1987) — изображение медленного перехода от зимней поры к весеннему пробуждению природы. Река в окрестностях села Федоскино освобождается ото льда.
- «Дай Бог Вам здоровьица!» (1998) — жанровое откровение. Мутный взгляд молящихся глаз человека, который не прочь выпить. Он молится за монетку, брошенную прохожим в его полупустую кепочку.
- «Абхазская вдова» (2015) — национальный портрет. Простая темная одежда, глубокие старческие морщины говорят о нелегкой доле пожилой женщины, потерявшей мужа.
Сформировав со школьной скамьи приверженность к стилистике реализма, Александр Шилов ни разу не отступил от этой традиции. По его мнению, нет ничего лучше, чем отображение реальных событий и людей. Такое искусство, являясь своеобразным посредником между человеком и временем, будет жить века.
Живопись
Творческая биография Коровина неразрывно связана с Московским училищем живописи, где, отучившись, он занял пост преподавателя и выработал собственную систему, направленную на осознанное обучение рисованию.
Картина Сергея Коровина «Троица»
В конце 1880-х годов выпускник мастерской Саврасова начал участвовать в выставках «художников-передвижников», демонстрируя картины с социальными сюжетами, среди которых самыми запоминающимися были «Радуга», «Нищие на церковной паперти», «Балаган» и «Солдаты в деревне». Последняя из работ положила начало серии, посвященной тяжелой участи русских военных, которую живописец завершил в 1885 году произведением «Солдаты у колодца».
Другой любимой темой Коровина, занимавшей художника на протяжении жизни, стало русское крестьянство и деревенский быт. Во время каникул мастер предпочитал переезжать за город, где с грустью и сочувствием наблюдал за жизнью людей, изменившейся после отмены крепостного права. Одним из ярких образцов творчества этого периода стала картина «Перед наказанием», написанная в 1885 году и вызвавшая жестокую критику коллег из-за устаревшего сюжета.
Картина Сергея Коровина «Перед наказанием»
Другим произведением, посвященным деревне, стала масштабная картина под названием «На миру», где Коровин воссоздал сцену крестьянской сходки. В образах героев – бедняка и кулака – художник воплотил собственное видение социальных проблем, возникших в реформированной деревне, и изобразил новое классовое противостояние членов сельскохозяйственной общины.
Живописец использовал приемы композиции, благодаря которым зритель, находившийся за пределами полотна, становился невольным участником происходящего и начинал сопереживать бедняку, потерявшему имущество по воле ненасытного богатея.
Картина Сергея Коровина «На миру»
На переднем плане картины Коровин изобразил фигуру, олицетворявшую справедливость и мудрость. Грустное выражение лица старика, сидящего на бревне, подчеркивало безысходность и печаль борца за правое дело. Став смысловым центром произведения, этот персонаж подчеркивал сухость и пустынность пейзажа и создавал мрачное и гнетущее настроение, характерное для всего крестьянского цикла.
В начале 1900-х годов Коровину пришлось расстаться с любимыми деревенскими образами и приступить к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику поручили изобразить события Куликовской битвы, и он с азартом начал собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения.
Картина Сергея Коровина «Рождество»
Когда наброски были закончены, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать глобальные замыслы не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».
Кроме того, в это время Коровин с удовольствием занимался иллюстрацией. Он рисовал сцены из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, а также сопровождал изображениями гоголевскую «Шинель».
Особенности поиска сведений о человеке
Прежде чем непосредственно перейти к поиску данных, необходимо определиться с той информацией, которая нам о нём известна.
Она может состоять из следующих составляющих:
- Фамилия, имя, отчество. Если это женщина – её девичья фамилия до выхода замуж;
- Дата рождения, включающая число, месяц, год. Если такие данные неизвестны – приблизительный временный период рождения человека (несколько лет);
- Место крещения;
- Место рождения – страна, область, район, город, село, посёлок, губерния, волость, улица, дом и так далее;
- Место жительства;
- Национальность;
- Вероисповедание;
- Сословие (до революции) – дворянство, духовенство, казачество, мещанство, крестьянство и другие;
- Титул, звание, чин;
- Семейное положение (брак, венчание);
- Место службы;
- Образование – университет, факультет, специальность, школа, лицей и так далее;
- Владение недвижимостью, место расположения недвижимости.
Определитесь, какие документы по перечисленным данным имеются у вас на данный момент, и можете ли вы при необходимости предоставить их копии. Систематизируйте их по полочкам, поймите, что вам уже известно, и в каких конкретно сведениях вы нуждаетесь на данный момент.
Если искомый – ваш родственник, опросите всех членов вашей семьи на предмет сведений о нём. Когда он родился, были ли у него ещё родные, где учился, женился, работал и другое. Есть ли у них какие-либо документы о нём, и если есть – попросите их на время или сделайте их копии. Это поможет в процессе поиска нужного человека и составления личного архива.
Лучше всего формировать базу данных на компьютере. Это поможет вам легко находить и использовать имеющуюся информацию. В случае бумажных документов рекомендуем создать удобную картотеку, чтобы быстро находить нужную бумагу.
Портреты знаменитостей
В настоящем искусстве нет ничего случайного. Все, что завершает образ – поза, одежда, интерьер, призвано характеризовать героя, передавая его душевный мир. Этого принципа придерживается художник Шилов, в картинах которого отсутствует что-либо лишнее. Среди знаменитостей, которым посвящал свои картины этот художник – Юрий Гагарин, Сергей Бондарчук, Виктор Розов.
Человек для Шилова – неисчерпаемый источник вдохновения. Некоторые колоритные личности вдохновляли его не раз. Одной из них является Алик Якулов, скрипач цыганского происхождения, яркому образу которого посвящено несколько картин.
Стоит сказать, что не все искусствоведы относятся благосклонно к полотнам романтического живописца. За преобладание на его выставках образов молодых красавиц, популярных личностей и политических деятелей он снискал славу «придворного» художника. Однако мнение это не совсем справедливо, поскольку мастеру принадлежат работы, посвященные не только ярким известным личностям, но и обычным людям.
Негативное отношение к этому представителю отечественной живописи также объясняется и тем, что художник, по общепринятому мнению, должен быть непременно голодным и несчастным. Шилов же, благодаря своему трудолюбию, был всегда обеспеченным человеком. Что же касается счастья, то, несмотря на внешний лоск богемной личности, оно весьма сомнительно, учитывая факты из его личной жизни.
Василий Сазонов
Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.
Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.
Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.
Блудный сын (Исаакиевский собор)
Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.
Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.
Детство и юность
Сергей Алексеевич Коровин родился в Москве 19 августа 1858 года в купеческой семье. Происхождение предков художника до сих пор вызывает споры исследователей. Некоторые считают, что он принадлежал к семье старообрядцев, другие говорят, что родителями живописца были потомки вольноотпущенных православных крестьян.
Портрет Сергея Коровина
Достоверно известно, что отец Алексей Коровин унаследовал звание купца 1-й гильдии от деда Михаила Емельяновича. О матери Аполлинарии Волковой говорили, что она обладала музыкальным талантом, но абсолютно не умела вести хозяйство.
В семье было двое детей, судя по сохранившимся фото, очень похожих друг на друга. Младший брат Сергея, Константин, впоследствии стал выдающимся живописцем, нарисовавшим знаменитый портрет Федора Шаляпина.
Портрет Константина Коровина
Ранние годы Коровина прошли в просторном доме, расположенном в центре столицы, где собиралась российская творческая элита. Благодаря гостям, живописцам Иллариону Михайловичу Прянишникову и Льву Львовичу Каменеву, мальчик влюбился в искусство и решил стать художником.
Исполнению мечты воспрепятствовало банкротство отца, который, потеряв прибыльное ямское дело, оставил семью без средств к существованию. Однако это не помешало 17-летнему Сергею поступить в Московское художественное училище под начало талантливого педагога-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова. Следуя советам наставника и вдохновленный произведениями Ильи Репина и Василия Сурикова, молодой студент быстро определился с творческим направлением и начал работать в жанре, характерном для художников-передвижников.
Творчество
В.Н.Скобеев – один из ведущих живописцев республики, внес большой вклад в развитие сюжетно-тематической картины, создав значительные произведения в историческом, военно-патриотическом и бытовом жанрах: «Маевка» (1971), «Дорога» (1972), «М.Джалиль» (1974), «Стройбат» (1975), «Надежды хлебороба» (1982), «У озера» (1983), «Хлеб», «Семья» (оба – 1985), «Предчувствие» (1990), «Журавли возвращаются» (1992), «В созвездии Орфея» (2001).
Присущие В.Н.Скобееву романтизм, интерес к символико-аллегорическим образам особенно ярко проявились в картинах, посвященных темам строительства КамАЗа и труда нефтяников: «Молодежная комсомольская» (1972), «Чайки над Камой» (1974), «Студенческая песня» (1978), «Металлурги КамАЗа», «Формовщицы КамАЗа» (обе – 1979).
Приподнятостью образов, монументальностью композиции отличаются полотна на военную тему: «Дороги войны» (1970), «Зоя» (1971), «У памятника Джалилю» (1973), триптих «Русское поле» («Прощание», «Июнь 1941 года», «Эвакуация», 1980), «Эхо солдатской славы» (1980), «Эхо прошедшей войны» (1985). Близко к ним по настрою большое полотно «Рожденная революцией» (1983).
Наряду с тематической картиной значительное место в творчестве художника занимает портрет, близкий к сюжетно-тематической картине философской глубиной, метафоричностью живописного языка: «Портрет артиста Ф.Халитова» (1972), «Лирический портрет М.Джалиля» (1981), «Тукай. Начало века» (1986), «Сергей Есенин, последний поэт деревни» (1995), «Ренат Харис. Страницы поэзии» (1998), «Звезда Владимира Высоцкого» (1990–97; 2003), «Портрет Николая Рубцова» (2006), «Портрет Г.Тукая» (2007), «А.И.Куприн. Страницы жизни» (2008), «Фатых Карим. Последнее письмо с фронта» (2009).
В произведении «Рождение оперы «Алтынчеч» (1986, 2005), «Война и мир в музыке Н.Жиганова» (2008), в монументальных полотнах «Золотой век музыки Татарстана», посвященные памяти С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Н.Жиганова, Р.Яхина, «Г.Тукай» (оба – 2009), художник ставит перед собой задачу показать творческий процесс рождения музыки.
В.Н.Скобеев также – автор лирических пейзажей («Весна», 1982), натюрмортов, графических произведений (монотипия, карандаш): серии «Кузнецы» (2008), портретов нефтяников и строителей КамАЗа (1970–1980-е годы), обнаженной натуры: «Натурщица», «Модель» (обе – 1968).
Скобеев В.Н. Лирический портрет М.Джалиля. 1981
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Личная жизнь
Художник Шилов женат был несколько раз. Первый брак зарегистрирован с художницей Светланой Фоломеевой. В 1974 году у супругов родился сын Александр. Он продолжает семейные традиции, и в настоящее время числится членкором РАИ. Александр Александрович Шилов, безусловно, потомственный художник, но техника его письма весьма индивидуальная, ярко выраженная.
После того, как с первой женой произошел разрыв в отношениях, Александр Шилов какое-то время проживал холостяком. Вторая жена Анна Шилова была музой художника, от нее он получал в своем творчестве большое вдохновение. В браке пара прожила двадцать лет (1977-1997 годы). За это время у художника родилось две дочери: Мария в 1979 году и Анастасия в 1996 году. Но спустя эти годы, последовал очередной развод в жизни мастера.
Талантливые поэты
Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.
Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.
Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.
Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.
Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.
Союз с музыкой
Александр Шилов, художник с мировым именем, не мог обходиться без вдохновения со стороны слабого пола. В третий раз он выбрал себе в спутницы скрипачку. Творческий союз живописи и музыки породил множество новых работ мастера. Юлия Волченкова изображена на многих работах Шилова. В 1997 году на свет появилась дочь Екатерина. Брак с Волченковой не был заявлен официально, однако Катя была оформлена как законная дочь Шилова.
Уже через три года скрипачка и художник охладели друг к другу, взаимные чувства были утрачены. Юлию Волченкову признавали законной официальной женой, поэтому при разделе имущества пару ждали судебные тяжбы. Рассматривалось дело в двух судах: по квартирному вопросу и общим положением дел. На протяжении всей своей жизни дочь художника Шилова Катя не испытывала ни в чем нужды. У нее нормальные, цивилизованные отношения с отцом.
Зрелые годы
В 1976 году Александра Шилова принимают в Союз Художников СССР. После этого ему выделяют персональную мастерскую, он получает серию заказов от партии страны. К работе художник Шилов приступает уже как признанный мэтр. По распоряжению Правительства в 1997 году в самом центре Москвы, недалеко от Кремля открывают персональную галерею Александра Шилова. В тот же год народный художник СССР Шилов становится членом-корреспондентом Академии Художеств России.
В 1999 году Александр Максович занимает пост в Совете РФ по искусству и культуре. Все больше времени стала занимать политическая деятельность, и все реже мастер стал бывать в художественной студии. 2012 год окончательно затянул художника в политику. Шилов становится доверенным лицом президента Путина, входит в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности. В марте 2014 года Александр Шилов ставит подпись под обращением президента, оно касалось политической позиции относительно событий в Украине.
Открытие галереи
Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая в 1997 году. На нем присутствовали первые лица города, знаменитые, уважаемые люди: мэр Лужков, певцы Кобзон, Эсамбаев, артисты Шакуров, Никулин и многие другие. Шилов – художник, галерея которого могла теперь ежедневно принимать сотни посетителей, пообещал, что ежегодно будет пополнять коллекцию новыми работами. 2003 году архитектор Посохин представил проект нового здания галереи, которое по замыслу представляло единый архитектурный комплекс со старинным особняком (общая площадь старого здания занимала 600 квадратных метров). В том же году 30 июня состоялось открытие нового корпуса для галереи.
Площадь выставочных помещений галереи составляет 1555 квадратных метров, фондовые хранилища – 23 квадратных метра. Храниться в галерее 19420 единиц, основной фонд занимает 991 предмет. В год галерею в среднем посещает 110 тысяч человек. В рейтинге государственных музеев галерея Шилова занимает 11 место. Александр Максович лично руководит творческой деятельностью выставки, административно-финансовые вопросы решает директор галереи.
Витольд Бялыницкий-Бируля
Работы одного из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижника Витольда Бялыницкого-Бирули хрянятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, включая Третьяковскую галерею (картины «Из окрестностей Пятигорска», «Весна», «Лед прошел», «Задумчивые дни осени», «Нивогэс», «Белоруссия. Вновь зацвела весна»), художественные музеи Минска, Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Могилева и Белынич и т.д.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Семья часто меняла место жительства. Первые уроки живописи он получил в Киеве. Эти знания пригодились Бялыницкому-Бируле в семнадцатилетнем возрасте при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время художник увлечен пейзажем (впоследствии исследователи его работ будут говорить о влиянии Исаака Левитана).
На ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. Благодаря им в 1897 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи Павел Третьяков
Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только вступившего на самостоятельный творческий путь.
С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи. В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград.
В тот же период художник приобретает участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан. Там он строит дом с мастерской. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936-1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.
Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Красная Армия в лесах Карелии» и «По следам фашистских варваров». В конце 1940-х годов Бялыницкий-Бируля создал цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало возрождение природы от войны.
[править] Биография
Сергей Якобчук родился 10 апреля 1937 года в Иркутской области. В 1953 году поступил в Иркутское художественное училище по окончании которого в 1959 году уехал в Ленинград, где поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у И. П. Веселкина, Б. С. Угарова, А. А. Деблера, В. М. Орешникова.
Якобчук С. Ленинград. У Калинкина моста. 1970-е
В 1965 году окончил институт по мастерской В. М. Орешникова с присвоением квалификации художника живописи и педагога, представив дипломную картину «Концерт на полевом стане» (Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств).
В 1966—1968 годах занимался в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством В. М. Орешникова. С 1966 года участвовал в художественных выставках, писал пейзажи, жанровые картины, портреты. В 1970 году С. Якобчук был принят в члены Ленинградского Союза художников по секции живописи.
В 1970-1980-е годы совершил творческие поездки по Русскому Северу и в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали. Их результатом стали многочисленные пейзажи и жанровые картины, показанные в последующем на ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках.
Среди основных произведений, написанных С. Якобчуком, картины «Октябрь» (1968), «Ангара», «Не забывай», «Помощь фронту» (все 1970), «Конечная Кандалакши», «Водитель трамвая» (обе 1971), «Художник В. Р. Френц», «Высоковольтная в тундре» (обе 1972), «Оленевод Вася Рочев», «Пейзаж», «Сегодня кочёвка», «Строим новый город (Апельсины из Марокко)» (все 1975), «Посёлок Звёздный» (1977), «Снежная зима» (1979), «На соревнование в район», «Первый поезд в Звёздном» (обе 1980), «Ленинградка», «Сибирская рябина» и другие.
Сергей Алексеевич Якобчук скончался 26 октября 2015 года в Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в собрании Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Курской картинной галереи имени А. А. Дейнеки, Российского государственного музея Арктики и Антарктики, Зоологического музея Российской Академии наук, Государственного Псковского музейного объединения, а также в частных коллекциях России, Польши, Швейцарии,Швеции, Франции,Финляндии, Италии, США, Кореи и других стран.