Биография художника александра серебрякова

Немного биографии…

Зинаида Евгеньевна Лансере-Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в имении отца «Нескучное», в Курской губернии Белгородского уезда. Её отец — знаменитый скульптор Евгений Лансере, мать – художник Екатерина Лансере, урожденная Бенуа. Зинаида — шестой самый младший ребенок в прославленной семье Бенуа. В 1901 году поступила на обучение в художественную школу княгини Марии Тенишевой в Петербурге. Около двух месяцев 1903 года юная художница проводит в столице Италии, посещая места вдохновения многих знаменитых живописцев — Капри, Генуя, Сан-Лоренцо. Весной 1911 совершает поездку в Крым, заезжая в Ялту, Гурзуф, Симеиз.

Октябрьская революция и годы гражданской войны были полны для Зинаиды личными трагедиями. Семье приходится покинуть родовое поместье и постоянно переезжать. В 1919 году от тифа умирает ее муж, и художница остается одна с четырьмя детьми. Но творчество не оставляет.

В 1924 году Зинаида получает заказ на работу в Париже. Приняв это предложение, художница на долгие годы становится оторванной от родины и двоих детей — только Александра и Екатерину удается перевезти во Францию.

В 1931 Зинаида Серебрякова продолжает работу над заказными портретами. Участвует в выставке мужского и женского портрета и в выставке детского портрета, устроенных Французским объединением деятелей искусства в Париже. Многочисленные персональные выставки в Антверпене и в Брюсселе (маленькая галерея, 26 работ) приносят художнице хороший доход, который позволяет творить и дать хорошее образование детям.

Автопортреты. Эскизы к картинам «Пьеро»

В феврале-марте Серебрякова едет в Марокко, во время поездки создаёт более 200 произведений. Среди них — «Марокканец в синем», «Марокканка в розовом платье», «Марокканец в зеленом», «Верблюды», «Задумчивый человек в голубом». Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже.

Серебрякова З.ЕМарокканские девушки. 1928

В начале 1967 года, после большого количества персональных выставок в Москве, Зинаида уезжает во Францию. Дети Евгений и Татьяна навещают мать в Париже. Она создает их последние портреты и вскоре скоропостижно умирает.

Выставка Зинаиды Серебряковой, которая представлена в KGallery, полно и многогранно раскрывает художницу как человека и как мастера-живописца. Основной темой работ являются бытовые сцены, натюрморты.

Серебрякова З.ЕУсадьба в Курской губернии. 1910

Крестьянская тема

Многие картины художницы отсылают зрителя к шедеврам Ренессанса. В них не только показан неисчерпаемый источник вдохновения эпохи Кватроченто, но явственно прослеживается связь с настоящим. Творческое вдохновение Веласкесом мы находим на картине «Автопортрет с детьми». Восхваление идеалов гуманизма, которое свойственно картинам Микеланджело, зритель находит на многочисленных этюдах и полотнах, написанных Серебряковой на крестьянскую тему. На них крестьяне изображены в обличии атлантов, которые возвышаются над зрителем, твёрдо ступая по земле могучими ногами. Крестьянская тема считается одной из любимейших для художницы, раскрываемой еще с детских зарисовок.

Серебрякова З.ЕСидящая крестьянка. 1915

Биография

Молодость

В 1905 Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.

Счастливые годы

Со времён ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, её замечательный талант, её твёрдая рука и смелость были очевидны.

Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, Государственная Третьяковская галерея); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914—1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей).

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта

Революция

Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное. Её жизнь внезапно переменилась. В 1919 умирает от тифа её муж, Борис. Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.

Картины Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном»

Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе — «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Непревзойденный талант в передаче подлинных чувств

Серебрякова является непревзойденным портретистом. Это связано не только с техникой живописи, которую она использует, но и с тем, каким образом она преподносит зрителю главных героев картин. Чем дольше зритель вглядывается в портрет («За туалетом», «Автопортрет с кистью», «Катя на террасе», «Портрет Лолы Браз», «Портрет О.К. Лансере»), тем больше ему кажется, что ничто не прошло мимо пытливого взгляда художницы. Зинаиде Серебряковой удаётся передать духовную наполненность изображаемого человека, его отношение к миру, в котором он живет, связь с сиюминутным.

Серебрякова З.ЕТата с овощами. 1923

Новые публикации

Владимир Арсеньев – человек, заново открывший Дальний Восток 10.09.2022

Указом Президента РФ 2022 год объявлен Годом Владимира Арсеньева – путешественника, учёного, этнографа, исследователя, писателя. 10 сентября исполняется 150 лет со дня его рождения. 30 лет из своих 58 он провёл на Дальнем Востоке, изучая этот почти неизведанный в то время край, заполняя белые пятна на карте новых земель нашей страны. До сих пор его трудами пользуются этнографы, геологи, биологи, археологи. А его книги «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» выдержали 120 изданий и переведены на 30 языков мира.

«Россия не является нашим врагом» 09.09.2022

У России в Европе много друзей. Далеко не все согласны с проводимой их правительствами политикой в отношении нашей страны и Украины. В распоряжении редакции «Русского мира» оказалась листовка, которую распространяют члены Саксонского немецко-российского общества дружбы из Хемница.

Знай русский! Поезжай, езжай, едь… Как правильно? 09.09.2022

Поезжай, езжай, едь, ехай… Слов для того, чтобы отправить человека в путь, много, но верное из них только одно. И если вы подумали, что это «езжай», то, увы, ошиблись.

«Всё получилось, как у Оруэлла». Сайт «Миротворец» против свободы слова 08.09.2022

В ООН через российский Фонд борьбы с репрессиями обратились до 600  журналистов из разных стран мира. Все они внесены в списки украинского националистического сайта «Миротворец» с пометкой либо «Подлежит ликвидации», либо «предупреждены о запрете въезда на Украину».

Знай русский! Подпись и роспись 06.09.2022

«Где галочка, поставьте роспись». Или подпись?  А может быть, разницы нет, и один вариант не исключает другого? В действительности следует различать как сами слова, так и сферу их употребления.

Знай русский! Вполоборота и в пол-оборота 02.09.2022

Слитно, раздельно, через дефис, а может быть, в три слова? На эти вопросы придётся ответить, если вы столкнулись со словами, начинающимися с впол-. Однако, если знать правило, такие коварные наречия, как вполборота, не будут вызывать никаких трудностей.

Бразильский блогер: Эту войну Запад ведёт против России много лет 01.09.2022

Известный бразильский блогер Криштиану Алвес де Лима в своё время выучил русский язык благодаря дружбе и общению в интернете с жителями России. Сегодня в своих блогах он на португальском и русском языках рассказывает о международной политике и по мере сил борется с русофобией.

Что в имени тебе моём? 01.09.2022

Времена, когда было по четыре-пять Наташ или Лен в классе, потом до пяти Юр или Володь на курсе, прошли. В 90-е их сменил откат к экзотике, когда всем хотелось быть уникальными. И  косяками пошли Есении, Лолиты, Адамы или  Радомиры. Сегодня, по наблюдениям учёных, идёт возврат к традиции, но сквозь  желание оставаться самим собой.

Личная жизнь

Мужем художницы был близкий ей с детства человек Борис Серебряков. Приходясь Зинаиде двоюродным братом, он еще в юном возрасте влюбился в родственницу, и разговоры о свадьбе заходили во время совместного пребывания в Нескучном. Церковь не поощряла близкородственные браки, поэтому согласия на бракосочетание молодые долго не получали. В 1905-м, дав местному батюшке 300 рублей, родные организовали влюбленным венчание.

Картина Зинаиды Серебряковой «Борис Серебряков», 1913 год / Виртуальный музей

Борис не интересовался искусством. Он стал железнодорожным инженером и во время Русско-японской войны был в Маньчжурии на практике. Зинаида грезила живописью. Разница в интересах не мешала им мечтать о совместном будущем. Личная жизнь молодых людей складывалась счастливо. Они провели год в Париже, пока Зинаида училась в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис — в Высшей школе мостов и дорог. Вернувшись домой, каждый из них продолжил развиваться в профессии, а в семье появились четверо детей-погодок: 2 сына и 2 дочери.

Дети Зинаиды Серебряковой на картине «За завтраком» («За обедом»), 1914 год / Виртуальный музей

Во время эмиграции Зинаиды сын Евгений и дочь Татьяна остались с бабушкой. Они жили в тяготах, и в 1933 году мать Зинаиды скончалась от голода и плохих условий жизни. Евгений стал архитектором, а Татьяна начала работать художником в театре. Мечтая вновь встретиться с матерью, они звали ее на родину в 1930-е годы, когда правительство СССР приглашало художницу вернуться домой. Но Зинаида тогда работала в Бельгии и не могла оставить заказ незавершенным.

Краткая биография

  1. 1925 г. – переезжает к матери во Францию. В эмиграции, Александр Борисович стал жить художественным трудом: выполнял мелкие заказы по оформлению книг и сборников стихов, создавал рисунки для французских и бельгийских издательств. Также, с работой помогали и родственники матери: Александр Бенуа предложил живописцу поучаствовать в оформлении спектаклей русской танцовщицы Иды Рубинштейн.
  2. В 1926 году Николай Бенуа пригласил художника для росписи декораций к балетным представлениям Бориса Кохно. В этом же году, художник оформляет временные выставки Музея декоративных искусств в Париже.
  3. 1928 г. – проводит выставку своих пейзажей в салоне Lesnick (Париж).
  4. 1929-1931 гг. – участвует в групповых выставках русских-эмигрантов в галереях dAlignan, Hirshman, и La Renaissance.
  5. В 1930 году начинает работать помощником П.Н. Шильдкнехта: оформляет павильоны для киносъёмки, создаёт макеты, рисует задние планы.
  6. В 1934 году Александр Борисович оформил особняк барона Ж.-А. де Броуэра под Брюсселем. Для этой виллы Зинаида Серебрякова напишет декоративное панно, увидеть которое в наше время можно в Третьяковской галерее.
  7. Кроме того, Александр Борисович показал себя как мастер книжной графики. В 1934 г. работает над оформлением альбома с фотографиями «Notre France».
  8. 1935 г. – участие в выставке русских художников и скульпторов в Праге.
  9. 1936 г. – работа над декорациями фильма «Бурлаки на Волге» (заглавная песня записана Фёдором Шаляпиным).
  10. В 1938 г. создаёт иллюстрации для детских книг об операх Ж.Бизе и Р.Вагнера («Кармен», «Кольцо нибеллунгов»). В том же году оформляет сборник стихов «Венок» (Л. Львов).
  11. В 1940 году Александр Борисович пишет серию картин посвященных внутреннему убранству замка де Груссе (Париж), оформлением которого занимался дизайнер Эмилио Терри. Цикл заказал крупный землевладелец Шарль де Бестиги, впоследствии ставший покровителем художника.
  12. В 1945 г. Участвовал в учреждении Общества сохранения русской культуры за рубежом (позже стал его председателем). В послевоенные годы иллюстрировал книги издания антикварной фирмы Maison Popoff.
  13. В 1947 г. из-под его карандаша появляется дизайн газеты русскоязычного сообщества за рубежом «Русская мысль» (выпускалась до 2006 года).
  14. В 1952 г. был приглашён в качестве организатора праздника в честь юбилея Санкт-Петербурга.
  15. 1955–1958 гг. — участвует в сборе средств на реставрацию собора св. Александра Невского в Париже. В 1955 г. лично курирует создание иконы Казанской Божией Матери для иконостаса (Александр Борисович создал эскиз этой иконы).
  16. С 1956 года сотрудничает с семейством Ротшильдов. Для их особняка в Париже и замка de Ferrieres он самостоятельно разработал план интерьера. Особняк Fleury-en-Biere, принадлежавший семье Ганэ, оформлять помогала сестра Екатерина.
  17. В 1959 г. создаёт эскизы для медали, посвященной Полтавской битве (к 250-летнему юбилею).
  18. В период с 1960-х годов, Серебряков пишет несколько альбомов, на которых изображает костюмированные балы в палаццо Лабиа и дворце Отель Ламбер. Последний цикл появился в 1969 году и получил название «Восточный бал». Благодаря этим работам Александр Серебряков становится известен как «портретист интерьеров».
  19. В 1970 году создал эскизы моста «Пагода» и павильонов «Бельведер» и «Турецкий» для парка Флорал в Апремоне. Масштабный проект из 8 панно, на котором изображена шуточная история о кругосветном путешествии персонажей французского народного театра, был закончен в 1997 году. Кроме того, Александр Борисович является автором эскиза памятника балерине Ольге Преображенской (похоронена в Сент-Женевьев-де-Буа на православном кладбище).
  20. Последние два десятилетия жизни работал в своей художественной мастерской в Париже. К празднованиям 1000-летия Крещения Руси создаёт дизайн коллекционной почтовой марки (1988 г). Вместе с сестрой Екатериной организовал несколько выставок в Париже и в Нью-Йорке. Последнюю выставку провёл в 1994 г. в Музее Мальмезон.
  21. 10 января 1995 г. – скончался во Франции.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: