Каспар Давид Фридрих: жизнь и творчество художника
Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) – немецкий пейзажист, художник романтичного направления в живописи.
Биография Каспара Давида Фридриха
Творчество Каспара Давида Фридриха
Работы художника
Картины Каспара Давида Фридриха
Библиография
Биография Каспара Давида Фридриха
Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.
В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.
После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене.
Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом.
Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.
Творчество Каспара Давида Фридриха
Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи
« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
Меланхолия, символические композиции Фридриха были исключительным, выдающимся выражением смысла пейзажа.
Он использовал необычные, часто зловещие, мрачные, световые эффекты, объединяющие по духу все работы художника. Лишь единицы людей были приближенными к художнику, а влияние Фридриха, как художника, было небольшим.
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.
На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма
Такие картины Фридриха, как «Capuchin Friar by the Sea», «Man and Woman Gazing at the Moon» (обе в Берлине), «Two Men Contemplating the Moon» (1830, музей Метрополитен, Нью-Йорк) являются характерными для художника, показывают мистическое, пантеистическое отношение к природе.
Работы художника
- «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;
- «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;
- «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;
- «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.
- «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;
- «Монастырское кладбище под снегом»,
- «Гибель „Надежды“ во льдах».
Библиография
- Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971;
- Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970;
- Werner Busch: Caspar David Friedrich. Ästhetik und Religion. CH Beck, München 2003, ISBN 3-406-50308-X
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, ru.wikipedia.org
Каспар Давид Фридрих: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Каспар Давид Фридрих: жизнь и творчество художника
Глубокий философский смысл
Картина Странник над морем тумана отражает глубокий философский замысел автора. Каждая деталь пейзажа играет определенную роль. Скала на переднем плане произведения, нарисованная в форме треугольника, воплощает в себе весь мир. Многие люди, существующие в этом мире, оказались у подножия горы. Это те, которые не хотят думать, просто плывут по течению этой жизни, и не спешат восходить на вершину.
Перед пытливым, думающим странником простираются старый и новый миры, отображенные на картине в виде уступа, образованного схождением двух склонов. Сам персонаж, странник над морем тумана, находящийся в центре двух миров, объединяет их.Однако, дорога странника не завершена. Ведь вдалеке виднеется новый пик, следующая острая скала, значит очередное открытие и восхождение.
Признание
После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.
Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.
Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.
Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.
Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.
Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com
Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.
Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.
Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru
Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.
Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.
Полезные ископаемые
Берега океана богаты на рудные месторождения:
- на Таймыре добывают ильменит;
- олово на Чаунской губе;
- на Кольском полуострове — апатит, флогопит и железную руду;
- на Чукотке — золото;
- свинец и цинк на Аляске;
- на Баффиновой земле — серебро.
В Гренландии 10 лет назад обнаружены большие запасы урана, но разработка месторождения пока не началась. На мелководных шельфах северной Аляски и в подводной цепи хребта Ломоносова открыты нефтяные месторождения. Претендовать на их разработку могут Россия, США, Дания и Норвегия.
Суровые погодные условия затрудняют добычу полезных ископаемых, и, пока не созданы технологии работы за полярным кругом, эти залежи составляют мировой неразрабатываемый запас.
Принцип автора, отраженный в его работах
Картина Странник над морем тумана представляет собой пейзаж. Однако, это не обычный пейзаж, а несущее глубокий философский смысл произведение искусства, которое можно отнести к аллегорической живописи. Одним из уверенных принципов Каспара Давида Фридриха в творческом процессе являлась убежденность в том, что мастеру, выполняя работу, необходимо изобразить не только реальный, видимый перед собой образ, но и свой внутренний мир, свои мысли и чувства.Шедевр Странник над морем тумана создан на холсте, маслом. Размер картины 94,874,8 см. На данный момент оригинал произведения находится в Старой Национальной галерее в Берлине.
Хозяйственное использование
Северный Ледовитый океан, как и все остальные, имеет большое значение в хозяйственной деятельности человека. Океан имеет наибольшее значение для России, Канады и стран Северной Европы, которые находятся в его акватории.
В акватории океана ведётся добыча полезных ископаемых, он имеет большое промысловое и транспортное значение. Разведку и освоение месторождений полезных ископаемых в океане затрудняют суровые природные условия. Но некоторые обнаруженные месторождения нефти и природного газа уже начинают разрабатываться, так как экономический и технический уровень прибрежных стран позволяет осваивать эти месторождения.
В нашей стране важную роль играют работы по освоению Северного морского пути, который позволяет осуществлять доставку грузов в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока. Для прохода судов в таких суровых условиях используются ледоколы, как дизельные, так и атомные.
Северный морской путь по сравнению с проходом через Индийский океан занимает существенно меньше времени. В связи с постепенным изменением климата планеты и уменьшением общей площади арктических льдов, судоходный период на Северном морском пути увеличивается (сейчас с июня по ноябрь), что делает его всё более востребованным.
Художник Каспар Давид Фридрих.
Поздний автопортрет.
Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге).
Крушение надежды» , 1822-1824
Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ векаС 1824 был профессором дрезденской Академии художеств.В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене
На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма
Летом (пейзаж с любовниками), 1807, Новая Пинакотека,Мюнхен
Пейзаж с дубами
Пейзаж с радугой, 1810, Пейзаж с павильон
Эльдена Руин
Крест в горах, 1808, Дрезден, Galerie Neue Meister
Крест и собор в горах, 1812, Музей изобразительных искусств в Дюссельдорфе
Гора Вацман, 1825 Старая галерея, Берлин
Утренний туман в горах, 1808, Рудольштадт, Schloss музей Heidecksburg
Пейзаж с одиноким деревом
Пейзаж
Утро в Riesengebirge
Горный пейзаж River (Ночь Version)
Нойбранденбург
Ок в снегу
Утро
Лодки в порту вечером
Река в море льда, 1798, Гамбург, Кунстхалле
Морской пляж в тумане, 1807, Wien, Osterreichische Galerie
Пляж с рыбаками, 1807, Wien, Osterreichische Galerie
Вид из Studio художника
Сестры на балконе
Странник над морем тумана, 1817, Гамбург, Кунстхалле
Женщина у окна
Женщина, Восход Солнца
Закат солнца
Мужчина и женщина Размышляя Луны
Луна поднимается над морем
Восход луны на море
Три вороны
Егерь в лесу, 1814
Зимние (развалины монастыря Эльдена), 1808,
Пейзаж с Grave, Гроб и Сова
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж с церковью, 1811,Дортмунд, Музей искусства и культуры Cappenberg замок
Ранний Автопортрет
Учёба, выбор профессии, особенности «почерка»
Отец не настаивал, чтобы дети непременно продолжали родительское дело. Семья, живя аскетично, относилась к выбору каждого уважительно. Каспара влекло рисование, с юных лет в карандашные пейзажи он переносил свои переживания и боль. После учёбы в университете родного города, одном из старейших учебных заведений Германии, выбрал Датскую королевскую академию художеств, куда поступил самостоятельно в 1794 году. В Копенгагене начинающему художнику пришлось постигать премудрости анатомии, обязательной науки как основе рисования человеческого тела, что давалось Фридриху с трудом. Пейзаж – вот что его интересовало по-настоящему
Забегая далеко вперёд, обращаем внимание на тот факт, что на его картинах либо совсем нет людей, либо они как герои изображены почти схематично, издалека и со спины. Индивидуальные черты человека художнику не интересны, он стремится в картинах передать общую атмосферу восхищения природой и её мощью
Молодой художник первые годы рисует карандашом и пером, для которого с середины XVIII века используется специальная краска морского органического происхождения под названием сепия. Эта графическая техника давала коричневые оттенки, более мягкие и естественные. Так написан первый автопортрет художника, созданный около 1800 года.
Органический мир
Суровый климат и географическое положение оказали большое влияние на органический мир Северного Ледовитого океана. Pимой здесь полярная ночь (солнца нет), а летом — полярный день (солнце не садиться). Если сравнивать органический мир Арктического океана с любым другим океанам, то мы вынуждены констатировать скудность этого мира. Основная часть всех организмов здешних вод приходится на водоросли.
Климат
Северный Ледовитый океан расположен в двух климатических поясах:
Арктический. Океан практически полностью покрыт дрейфующими льдами. Эта часть практически непригодна для жизни организмов.
Субарктический. Здесь уже сравнительное разнообразие. Много видов рыбы: морской окунь, палтус, треска, сельдь и другие. Здесь проживают моржи, тюлени, белые медведи. На берегах очень много птиц.
Климат в акватории океана оценивается как арктический. Здесь долгая полярная зима, которая длится 9 месяцев. В зимние месяцы (с ноября по апрель) температура опускается до -38°C, а летом (с июня по сентябрь) поднимается всего до +9°C. Осень и весна короткие, почти не отличаются температурным колебанием и определяются только по смене дующих ветров.
В мае, когда температура воздуха поднимается до 0°C, над океаном и береговой линией скапливаются плотные слои тумана. Осадки выпадают в виде редкого дождя или мокрого снега. Их количество невелико: от 75 до 200 мм в год.
В холодные зимние месяцы над океаном стоит ясная холодная погода с высокой облачностью.