Личная жизнь
Любой писатель – это творец интимной жизни, поэтому Юрий Нагибин, личная жизнь которого была яркой и динамичной, находился в постоянном процессе созидания своего индивидуального счастья.
Юрий Маркович был страстной и пылкой натурой, он много раз пленялся роковыми красавицами и, в свою очередь, вскружил голову не одному десятку прекрасных женщин.
В официальном браке писатель состоял шесть раз. Женившись в двадцать лет на Марии Арнус и прожив с ней всего два года, сразу же вступил в брак с Валентиной – дочерью директора автозавода. После пяти лет совместной жизни супруги расстались. Следующими женами знаменитого писателя были Елена Черноусова, эстрадная артистка Ада Паратова, известная поэтесса Белла Ахмадулина. Многие ссоры и раздоры в семейной жизни прозаика имели довольно обширную огласку. Его разводами были недовольны в верхах, иногда из-за этого Нагибин считался невыездным.
Последней женой Юрия Марковича была простая переводчица Алла, с которой он прожил достаточно долго – с 1968 года до конца своей жизни в 1994 году.
Ни одна из женщин Нагибина не подарила ему ребенка, что всю жизнь доставляло ему некоторую боль и переживания.
Расцвет литературной деятельности
После войны Юрий Нагибин много ездил по стране как корреспондент, свои наблюдения и размышления он воплощал в ярких живых заметках, напечатанных в разных периодических изданиях, а также в собственных произведениях.
Теперь он – не просто журналист, а самодостаточный известный писатель Юрий Нагибин, рассказы которого прагматично поэтичны и чарующе реалистичны, ими зачитывается весь Советский Союз. Среди его знаменитых творений невозможно не упомянуть такие произведения, как:
- «Ценою жизни» (1944 год);
- «Зерно жизни» (1948 год);
- «Государственное дело» (1950 год);
- «Трубка» (1953 год);
- «Рассказы о войне» (1954 год);
- «Ночной гость. Бой за высоту. Трудное счастье.» (1958 года);
- «Последний штурм» (1959 год);
- «Павлик» (1960 год);
- «Погоня» (1963 год);
- «Чужое сердце» (1969 год);
- «Моя Африка» (1973 год);
- «Ты будешь жить» (1974 год);
- «Пик удачи» (1975 год);
- «Остров любви» (1977 год);
- «Заброшенная дорога» (1979 год);
- «Музыкант» (1986 год);
- «В дождь» (1988 год);
- «Пророк будет сожжен» (1990 год).
Помимо военной и патриотической тематики, Юрий Нагибин пишет красивые лирические истории, заставляющие задуматься и по-новому осмыслить свою жизнь. Его рассказы о детстве и юности поражают трогательными описаниями первой любви и мальчишечьей дружбы, недетских проблем и бурных подростковых радостей.
Юрий Нагибин, рассказы которого актуальны до сих пор, талантливо и тонко изображал в своих произведениях человеческие связи и отношения, порывы души и прозаичность будней, пылкость сердца и холодность рассудка. Он пишет о разных людях, разных по социальному и культурному положению, по возрасту и образованию. Он описывает не судьбы и эпопеи, а короткие эпизоды и случаи, происходящие ежедневно и ежеминутно. Ведь то, что окружает человека повсюду, — и есть красота бытия, поэзия действительности.
Описания природы, встречаемые в произведениях Нагибина, красочны и колоритны, они психологически точно переплетаются с чувствами и эмоциями героев и происходящих событий.
Работы в собраниях и музеях
- Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси;
- Национальная картинная галерея Армении, Ереван;
- Museum of Modern Renaissance, Бостон;
- Одесский государственный музей Западного и Восточного искусства, Одесса;
- Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых, Александров;
- Музей К. Д. Бальмонта, Шуя;
- Ярославский художественный музей, Ярославль;
- Музей портрета «Россия — Взгляд из третьего тысячелетия», Москва;
- Музей портрета «Национальная портретная галерея». Museum portrait «National Portrait Gallery» — Коллекция музея — Бальмонт Константин Дмитриевич;
- Омский государственный музей, Омск;
- Щучинский государственный музей, Щучинск;
- Кокчетавский государственный музей, Кокшетау;
- Галерея «М’АРС», Москва;
- Галерея «Никор», Москва;
- частные коллекции России, Швейцарии, США, Германии, Израиля, Голландии, Франции, Великобритании и др.
«Дафнис и Хлоя…»
Еще одно потрясающее произведение, которое написал Юрий Нагибин, — “Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя”, оно до сих пор будоражит воображение и возбуждает интерес к эротической литературе у современного читателя. История взята из греческой литературы, но модернизирована и улучшена самим Нагибиным. Эта история не только о трагической страсти и обжигающей близости, но и о нежной привязанности и ласковой любви, выдерживающей все трудности, не подвластной даже смерти. Повесть была издана посмертно, в 1995 году. Она произвела небывалый фурор в литературных кругах и представила автора совсем с другой стороны, непривычной для многих его почитателей.
Дело в том, что долги годы выдающийся писатель и журналист жил, приспосабливаясь под режим и окружающих его людей. Он публиковал то, что хотели опубликовать власти, он издавал то, что разрешала издавать строгая цензура, он писал то, о чем не думал и чего не хотел. Патриотические восхваления и воспевания вождя народа как в художественных произведениях, так и в публицистике нелегко давались писателю. Уже тогда в своем “Дневнике”, изданном лишь в 1994 году, Нагибин откровенно изобличал фальшь и самообман общественного строя того времени, людей, с которыми он сталкивался как на родине, так и за границей, и даже самого себя.
Писатель объяснял, почему притворялся: он мог зарабатывать только литераторством, поэтому приходилось писать то, за что платили, на заказ.
Военное творчество
На фронте пригодились знание немецкого языка и врожденная сноровка. Нагибин работает старшим инструктором политотдела, с оружием в руках участвует в боевых действиях. Все свои фронтовые впечатления и приключения он описывает в рассказах, которые пишет наспех между напряженной работой и ответственными заданиями.
В ноябре 1942 года Юрий получил тяжелую контузию, после которой пришлось вернуться в Москву и начать осваивать новый вид деятельности – работу военным корреспондентом газеты “Труд”. Благодаря своей должности у молодого человека была возможность побывать в важных горячих точках – под Ленинградом, во время освобождения Минска и Вильнюса, а также параллельно заниматься личной литературной деятельностью. В 1943 году издается его первый сборник рассказов “Человек с фронта”. Корреспондентские заметки и очерки вошли в другие собрания сочинений — “Две силы”, “Большое сердце” и др.
Библиография
- Каталог выставки «Пространство и дух», Москва, 1991.
- Каталог международной художественной ярмарки «ЦДХ-2000», Центральный Дом художника, Москва, 2000.
- Каталог выставки «Золотая кисть», Центральный Дом художника, Москва, 2000.
- Буклет выставки «Мастер класс», Русский музей, Санкт Петербург, 2000.
- Журнал «Художественный совет», 2 (14), 2000.
- Каталог международной художественной ярмарки «ЦДХ-2001», Центральный Дом художника, Москва, 2001.
- «Искусство России 2002», М.: СканРус, 2002.
- «Искусство России 2003», М.: СканРус, 2003.
- «Современный русский реализм», М.: СканРус, 2003.
- «Искусство России 2004», М.: СканРус, 2004.
- «Реализм 21 века. Живопись», М.: СканРус, 2004.
- Каталог выставки «On The Wall», Лондон, 2004.
- Буклет выставки галереи «Arcima», Париж, 2004.
- Иллюстрации к книге Т. Семеновой «Монсегюр» М.: ЗАО «КЖИ ЗА РУЛЕМ», 2004.
- Каталог-справочник «ARTINDEX», Художники 06 Выпуск 4.2006, Санкт-Петербург.
- Каталог «FYR arte contemporanea Premio LEONARDO DA VINCI», Италия, Флоренция.
- 100 Contemporary international artists usa ISBN 978-3-8365-1021-9.
- Каталог 11-й выставки Коктебель-Карадаг.
- Каталог «Творческого союза профессиональных художников».
- Иллюстрации к книге Т. Семеновой «Колодец времени» ISBN 978-5906819-66-6.
- Иллюстрации к книге Т. Семеновой «Дочь Нефертити» ISBN 978-5-902937-06-7
- Иллюстрации к книге Т. Семеновой «Тамерлан. Копье Судьбы» ISBN 5-902937-02-7.
- Иллюстрации к книге Т. Семеновой «По следам инков» ISBN: 978-5-902937-08-1
- Иллюстрации к книге Т. Семеновой «Наложница императора» ISBN: 5-902937-01-9
- Каталог «Творческий союз художников России» «Российской академии художеств» Москва 2009.
- «Меценат и мир» Литературно — художественный культурологический международный журнал
- Буклет фестиваля дыни.
- Авалишвили Юрий, Сафонкин Лев: «Вечный поиск самого себя…» интервью «Наука и религия», ежемесячный научно-популярный журнал. — Москва: Наука и религия, 2010. — № 6. — С. 64, 3 стр. обложк.: цв.ил. — ISSN 0130-7045
Путешествия
В связи со своими общественными назначениями и творческой деятельностью, а также в соответствии с личными желаниями знаменитый писатель много путешествовал. С 1955 года он побывал в таких странах, как Турция, Греция, Египет (1962 год), Италия, Австрия, Люксембург (1965 год), Япония, Гонконг (1966 год), США, Нигерия (1969 год), Венгрия, Франция (1971 год), Сингапур, Болгария, Австралия, (1974 год), Югославия, Индия (1977 год) и другие, посещая некоторые государства не один раз и совершая зарубежные поездки вплоть до 1985 года. Такие турне предоставляли писателю небывалую пищу для размышления и давали возможность отобразить свои наблюдения в последующих произведениях.
Кинематография
Начиная с 1955 года талантливый прозаик пробует свои силы на новом поприще – ему предлагают писать сценарии к кинофильмам. Живой литературный язык, яркие красочные описания и реалистичные колоритные персонажи находят теперь отображение не только на листе бумаги, но и на съемочной площадке. Фильмы, снятые по сценарию Нагибина, интересны и по-своему неповторимы. Их смотрят, ими наслаждаются до сих пор.
Вот некоторые из них:
- «Гость с Кубани» (1955 год);
- «Ночной гость», «Трудное счастье» (оба — 1958 год);
- «Братья Комаровы» (1961 год);
- «Председатель» (1964 год);
- «Бабье царство» (1967 год);
- «Директор», «Чайковский» (оба — 1969 год);
- «Дерсу Узала», «Ярослав Домбровский» (оба – 1975 год);
- «Поздняя встреча» (1978 год);
- «Детство Бемби», «Юность Бемби» (1985 и 1986 года);
- «Гардемарины, вперед»! (1987, 1991, 1992 года).
Нагибин как сценарист очень одарен и многогранен. Ему удалось создать множество любимых прекрасных героев, таких непохожих по характеру и мировоззрению, но слова и поступки его персонажей заставляют зрителя переживать весь спектр чувств и эмоций одновременно: плакать и смеяться, волноваться и радоваться. В своих кинолентах Юрий Нагибин талантливо изображает разные исторические эпохи и различные судьбы людей. Его сюжеты никогда не нагоняют скуку, а, наоборот, заставляют задуматься, представить себя на месте героев, попереживать и помечтать.
Детство
Родился Юрий Нагибин в 1920 году, после страшной трагедии, произошедшей в его семье. Его отца – дворянина Кирилла Александровича Нагибина – расстреляли как сторонника белогвардейского движения. Перед арестом отец попросил своего друга – адвоката Марка Левенталя — позаботиться о своей беременной жене и будущем ребенке.
Левенталь оказался преданным товарищем. Он женился на Ксении Алексеевне и усыновил новорожденного мальчика, подарив ему свое отчество. Это дало возможность ребенку избавиться от ярлыка “сына предателя” и вести обычную жизнь в советском обществе.
К сожалению, 1927 году правительство сослало московского адвоката в Республику Коми. Об отчиме у мальчика остались приятные воспоминания. Став взрослым, он даже тайно ездил к нему в ссылку, стараясь помочь и поддержать.
Следующий отчим маленького Юрия – Яков Рыкачев, за которого мать вышла замуж спустя год после высылки второго мужа, — оказался писателем. Он раскрыл литературный талант своего пасынка и поощрял его в этом.
Мать будущего писателя была красивой неординарной женщиной. Она оказывала большое влияние на развитие своего сына и на становление его как личности. Это же признает и Юрий Нагибин, дневник которого открывает нам многие тайны о его происхождении, юности, личной жизни.