Работает
Список, составленный с подписями к репродукциям книги, указанными в библиографии, естественно неполный, дает возможность осознать подходящие темы, опоры и годы их создания.
- 1936 г.
- Хищная птица
- Зверь
- Сказочное животное
- Черный зверь
- Зверь
- Розовая обезьяна
- Сказочное животное
- Театр. « Запорож за Дунаем»
- Театр. «Запорож за Дунаем», продолжение
- 1937 г.
- Картина на керамической вазе
- Картины на трех керамических горшках
- Картина на терракотовой бутылке
- Керамическая роспись по крокодилу
- Всадница
- Картина на терракотовой вазе
- Птица
- Суждение животных
- Обезьяна в очках
- Фиолетовое животное
- Картина на терракотовой тарелке
- Фантастическая птица
- Слон
- Фантастическая птица
- 1962 г.
- Сильванский павлин
- Птица
- Грустная лошадь
- Могила казака
- Огненная птица среди цветов
- Подсолнечник с пчелами
- Подсолнечник и горох
- Лев срубил дуб
- Животные в гостях у льва
- Морские художники
- Черника в вазе
- 1963 г.
- Украинские танцоры
- Подсолнух жизни
- Белый шалфей
- 1964 г.
- Чайка кормит своих детей в море под солнцем
- цветочные глаза
- Маки в горшке
- 1965 г.
- Чайка в гнезде
- Цветы подсолнуха
- Розовые цветы в голубой вазе
- Украинская девушка
- Павлин в хмеле
- Медведи на пасеке
- 1966 г.
- 1967
- Обье Вуд
- Сорока
- Цветы в вазе
- 1968 г.
- Маруссина крутит буксир
- Бездельник под яблоней
- 1969 г.
- О, мои молодые годы, приходи ко мне домой
- Еловые цветы
- Старуха сидит на духовке и прячет паклю
- 1970 г.
- 1971 г.
- Обручение
- Цветы
- Свадьба
- Молодой медведь гуляет по лесу
- Ваня держит лошадей
- Цветы
- 1972 г.
- Иван просит Галию жениться
- Молодой человек пашет землю
- Красивый
- Два попугаев
- Моя красавица любит другого
- Вечеринка
- Зверь идет
- Фантастический зверь
- Свадьба
- 1977 г.
- Старый лев подружился с гадюкой
- Зверь
- Фантастический зверь
- Цирк животных
- 1979 г.
- 1982 г.
- Аисты вернулись
- Красные маки
- 1983 г.
- Ушатка поймал раков
- Кукуруза в горшочке
- 1984
- Молодой бык
- Три старых
- Этот зверь зевает и не хочет иметь друзей
- Аисты
- Осень приходит верхом
- Удав поймал буханку
- Будь проклята война. Вместо цветов растут бомбы
- 1985 г.
- 1986 г.
- Король кошек
- Монстр
- Угроза войны
- Лев хотел перейти реку и не намочить лапы
- Зверь со скрещенными ногами
- С незапамятных времен любопытных обезьян больше не было
- 1987 г.
- В честь рождения моей правнучки
- Выдра поймала птицу
- Зверь прошлых лет из болота
Биография
М. А. Примаченко родилась 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства (её сын Фёдор — тоже народный художник — был её учеником и другом).
«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960—1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 г. Марию Авксентьевну приглашают в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество становится более разнообразным — Мария рисует, вышивает, увлекается керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся ее прекрасные керамические кувшинчики и блюдца этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их рыжими лисичками, страшными зверями, шагающими по стеблям клубники голубыми обезьянами и неповторимыми покрытыми цветочками зелеными крокодилами.
Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко награждают дипломом первой степени. С того времени ее произведения с неизменным успехом экспонируются на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 она показала свою Чернобыльскую серию картин.
Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.
М. А. Примаченко умерла 18 августа 1997 года.
биография
Крестьянин из села Болотня в правительстве Киева , пострадавший от полиомиелита , она никогда не бывала далеко от своего села, где отличалась природным талантом к искусству. Очень рано она украсила свой дом и дома своих соседей краской.
Открытая Татьяной Флору , она была приглашена в экспериментальную мастерскую Национального художественного музея Украины, где с 1936 года совершенствовала свой стиль. Она много там создала: вышивки, керамические украшения, сделанные специально для нее керамистом Якимом Герассименко . В том же году, 1936 году она участвовала в популярной художественной выставке , где она получила диплом 1 — й степени.
Его способ рисования гуашью, особенно, или акварелью на бумаге Wathman с промышленными кистями, пропитан популярными традициями. Его творения, которые вызывают в памяти легенды его страны, связывают древние украинские народные традиции и современность. Его живописный дар воплощать идеи, чувства и впечатления в жизнь постепенно превратился в настоящее мастерство в его искусстве. Она работала над горизонтальным форматом, чтобы проиллюстрировать серию событий, а над вертикальным форматом иллюстрировала «репрезентативные композиции». Очень оригинально она могла изобразить деревья в «двоении», одновременно показать интерьер и экстерьер дома, очеловечить его фантасмагорических животных с большими глазами, обрамленными длинными ресницами, выразить двойственность печали и радости. С его могилами, украшенными цветами и ручники — ярко раскрашенные вышитые полотенца.
В 1986 году в тридцати километрах от ее села произошла авария на Чернобыльской АЭС, которой она посвятила целую серию работ; Она также известна как иллюстратор детских книг, в том числе «Сигонь» и «Сигонь » Михаила Стельмаха .
Выставки его работ имели необычайный успех в Российской Федерации , Польше , Болгарии , Франции и Канаде .
Мария Примаченко была награждена орденом «Знак Почета» в 1960 году. В 1966 году ее цикл картин «Людям на радость» был удостоен Национальной премии имени Тараса Шевченко — высшей художественной награды для украиноязычных авторов.
Его сын Федир, тоже художник, продолжает сохранять традиции популярного искусства, демонстрируя при этом оригинальность.
Биография
М. А. Примаченко родилась 30 декабря 1908 (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и храбро перенесла все жизненные невзгоды, в том числе и гибель мужа на фронте. А сын, Фёдор Васильевич Примаченко (1941—2008), был её учеником и являлся народным художником Украины.
«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…» Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960—1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 году Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество стало более разнообразным — Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.
За годы вдохновенной работы классик современной украинской народной живописи Мария Примаченко создала более 500 художественных работ. Кроме того, она создала собственное направление, свою школу-студию оригинального декоративного письма, в которую привлекала талантливых детей из родной Болотни. Марию Примаченко наградили званием заслуженного деятеля искусств УССР, а в 1988 году — званием народного художника УССР.
Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.
Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.
Мария Примаченко умерла 18 августа 1997 года в селе Болотня, где и похоронена.
Черты индивидуальности.
Большое внимание в своих работах Примаченко
уделяла композиции и цвету. Цвет — это одно из самых важных выразительных средств у художницы
Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница
Цвет — это одно из самых важных выразительных средств у художницы. Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница.
Новаторский прием использует Мария
Примаченко
и в композиции. Суть этого приема заключается в том, что весь рисунок художница условно делит на планы, на каждом их которых нарисован определенный объект. Эти планы потом как бы накладываются друг на друга. Такое взаимодействие планов вызывает ощущение объема.
Не смотря на то, что Мария
Примаченко
относится к тем, кто творит народное искусство, она, в первую очередь, — самостоятельная художница. Такое разграничение позволяет сделать тот факт, что художница использует материалы, которые никак не ассоциируются с народным творчеством: акварель, гуашь, ватман и т. д.
ВНИМАНИЕ!
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!
Влияние на современное искусство[ | код]
Художников современного искусства, представителей Новой украинской волны, вдохновляет высокая креативность произведений Марии Примаченко, что отмечено в творчестве Ларисы Пишей, Елены Голуб, Григория Столбченко и других.
В 2017 году Арсен Савадов с пиететом процитировал её произведения в серии своих работ.
В одесский художник Степан Рябченко создал масштабную панораму «Источник» в центре Киева, причудливо соединив своих героев с придуманными знаменитой художницей.
В ходе Вторжения России на Украину, 28 февраля 2022 года российскими войсками[неавторитетный источник?] был уничтожен историко-краеведческий музей в посёлке Иванков, в котором хранились работы Марии Приймаченко. Часть работ местные жители успели спасти и, на время военных действий в Украине, сохраняют в своих домах.
Комментарии
Маргарита Симоньян
российский журналист, писатель и сценарист, главный редактор международного телеканала RT и МИА «Россия сегодня»
Богатиков Александр Александрович
фотограф, путешественник, блогер
Александр Гордон
российский телеведущий, журналист, режиссер и актер
Джулиан Ассанж
основатель сайта WikiLeaks, австралийский программист
Хью Хефнер
основатель журнала «Плейбой»
Зоя Николаевна Ященко
российская певица, поэт, музыкант, создатель и лидер группы «Белая Гвардия», родилась 29 февраля 1972 года в городе Полтаве
Гюнтер Яух
немецкий телеведущий, журналист и продюсер
Ясина, Ирина Евгеньевна
экономист, дочь бывшего министра экономики Евгения Ясина и директор фонда, образованного предпринимателем Михаилом Ходорковским, директор программ фонда «Открытая Россия», руководитель Клуба региональной журналистики, Бывший руководитель департамента общественных связей Банка России, Вице-президент фонда «Либеральная миссия», член «Комитета 2008»
Тематика картин художницы
Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария
Аксентьевна
создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико — аллегорические композиции».
В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко
серым, как итог — более блеклые цвета красок на картинах этого периода.
В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария
Аксентьевна
предстает перед всем обществом в новом качестве — иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.
Интересные факты из жизни художницы
Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив — частый в ее работах.
В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля — именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине — лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, — огненный желток, а в нем солдатская каска.
Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это — страна грез, а не реальности.
Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала:
— Где вы ту Украину видели?
Примечания[ | код]
- Примаченко Мария Авксентьевна // Большая советская энциклопедия:
- Gazeta.ua. (укр.). Gazeta.ua (11 января 2013). Дата обращения: 25 июля 2022.
- Ігор Шаров, Анатолій Толстоухов. Художники України: 100 видатних імен. — К.: АртЕк, 2007. — C. 32-33. ISBN 966-505-134-2 (укр.)
- Народні майстри//Радянська школа / О. Данченко. — 1982. — С. 60—65.
- . slavutichlib.com.ua. Дата обращения: 25 июля 2022.
- (12 января 2019). Дата обращения: 28 июня 2020.
- . odessa-daily.com.ua (15 января 2019). Дата обращения: 28 июня 2020.
- Елена Рощина. . Украинская правда (28 февраля 2022). Дата обращения: 28 февраля 2022.
Факты из биографии Марии Примаченко
Родилась Мария
Примаченко
12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).
Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша
стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.
Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.
1935 год был переломным в творчестве Марии
Примаченко
— она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.
По приглашению Флору, Мария
Аксентьевна
переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.
Вторая половина 50-х годов — начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.
Художественный стиль Марии Примаченко
«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».
На протяжении всей своей творческой деятельности Мария
Примаченко
не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.
Как правило, ее рисунки — это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария
Примаченко
отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.