Петров-водкин биография многогранного таланта

[править] Биография

Николай Петров родился 11 марта 1872 года в богатом имении братьев Холиных в селе Бекетово Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии в семье управляющего имением. В детстве проявил способности к рисованию, чем очень обрадовал родителей, старавшихся всячески развить художественные способности сына. Первым учителем выступила мама будущего художника, культурная и образованная женщина, владевшая искусством акварели на любительском уровне.

В 1892 году Н. Петров окончил Воронежское реальное училище, одновременно посещал частную студию известного воронежского художника-иконописца и жанрового живописца, вольнослушателя Императорской Академии художеств Льва Григорьевича Соловьева (1837—1919).

В 1892 году был принят в Императорскую Академию художеств в Петербурге. В 1896 году Н. Петров по его прошению был зачислен в класс-мастерскую И. Е. Репина, где его сокурсниками оказались Борис Кустодиев, Дмитрий Кардовский, Константин Сомов, Филипп Малявин, Иван Горюшкин-Сорокопудов. В 1901 году Н. Петров получил звание художника за картину «Вечер в деревне».

Петров Н. Ярмарка в Воронежской губернии. 1925. Пензенская Областная Картинная галерея

С 1896 года принимал участие в художественных выставках различного уровня. В 1904 году выступил как член-учредитель «Нового общества художников». В 1908 году за картину «Зал в Ракше» получил золотую медаль Международной художественной выставки в Мюнхене. С 1910 года член и экспонент Союза Русских художников. В 1911 году принимал участие в международной выставке в Риме. В 1916 году Н. Петров получил звание академика живописи.

В 1909 году Императорская Академия художеств объявила конкурс на замещение должности директора Пензенской рисовальной школы имени Н. Д. Селиверстова (в дальнейшем – Пензенского художественного училища). Из всех заявивших о себе кандидатов лишь Н. Петров сумел пройти конкурс и в январе 1910 года приступил к исполнению своих директорских обязанностей. С 1910 по 1936 год он жил в Пензе, преподавал в Пензенском художественном училище имени К. А. Савицкого, с 1910 по 1918 год и с перерывами до 1930 года был директором училища. Во многом благодаря его усилиям художника, педагога и организатора в учебном заведении была сохранена академическая пензенская художественная школа.

В 1936 году Н. Петров по приглашению И. И. Бродского переехал в Ленинград, где занял должность профессора живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. В 1937 году стал заместителем директора Всероссийской Академии художеств. В 1937-1939 годах заведовал кафедрой живописи института. Руководил подготовкой дипломных работ, по его рекомендации из числа дипломантов на преподавательскую работу в Среднюю художественную школу были приглашены Г. В. Рысина и Н. И. Андрецов, возглавлявший СХШ с 1947 по 1952 год.

Среди основных произведений, написанных Н. Петровым, картины «Тихо!» (1896), «Сумерки» (1898), «Вечер в деревне» (1901), «На балконе», «Зал в Ракше» (обе 1909), «Визит», «Гостинная» (обе 1912), «Берег Чёрного моря» (1913), «Три дамы» (1916), «Весной» (1923), «Ярмарка в Воронежской губернии» (1925), «Старая Пенза» (1926), «Натюрморт с фарфоровой кружкой» (1930), «Натюрморт с засохшей рябиной» (1939) и другие.

После начала Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде. Трагически погиб 9 декабря 1941 года в результате несчастного случая, когда, измождённый голодом, спускаясь по каменной винтовой лестнице в Академии художеств вниз из репинской мастерской, оступился, упал и ударился головой о ступени. Похоронен в братской могиле членов Академии художеств на Васильевском острове.

Произведения Николая Филипповича Петрова находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого и других музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Персональные выставки произведений Н. Петрова в разные годы состоялись в Ленинграде, Воронеже, Пензе.

Семья растёт, снова Париж

В октябре 1922 года Кузьма Сергеевич стал отцом. Спустя две недели он признался матери, что до появления дочери Елены был лишь «наполовину человеком». В 1924 году Академия художеств командировала живописца за границу, но за свой счёт – молодая республика средствами не разбрасывалась. С семьёй он едет во Францию, надеясь на заказы и сбыт картин. Мария Фёдоровна занимается дочерью и поправляет здоровье, в то время как муж усердно пишет. Но прошло полгода, а сдвига нет – Париж наводнён иностранцами, в мире серьёзный кризис. В начале 1925-го, продолжая делать афиши, художник продаёт несколько картин. Вывозились его работы и на выставки в Нью-Йорк и Токио. Но в целом живописец был разочарован заграничной поездкой и устремляется снова домой.

Цветы в живописи Кузнецова

Художник очень любит изображать в своих работах природу, а именно цветы. Они для него — олицетворение подлинного совершенства и величайшей красоты мира! То же самое Кузнецов утверждает и о женщинах. Но об этом чуть позже.

Более всего он любит рисовать розы и лилии. Первые получаются на его полотнах невероятно пластичными и живыми, яркими и в то же время очень нежными, что хочется даже к ним прикоснуться, чтобы ощутить их тончайший аромат.

Лилии у художника Кузнецова чаще всего белые. Это означает кристальную чистоту. Также очень красивы и в то же время невероятно скромны в своей белизне и незатейливости.

Семейная жизнь

Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.

Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.

Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.

Административные реформы

В 1699 году был изменен порядок городского самоуправления. Вместо воевод назначались профессиональные чиновники, которые заседали в Ратуше и ведали вопросами подчиненных населенных пунктов, собирали налоги.

В 1720 начался второй этап реформы, создавался Главный Магистрат. Сами же города классифицировали на разряды. Жителей подразделяли на категории и гильдии. Это серьезно упростило контроль над крупными населенными пунктами, упорядочило управление.

А. Андропов, портрет Петра I, 1770 г.

В 1708 началась территориальная реформа. Земли государства объединялись и подразделялись на губернии. Их было 8, в 1711 стало 11. А уже в 1719 администрация Петра пошла дальше, создав четкую трехзвенную структуру подчинения и управления территориями.

Губернии делились на провинции, а те — на дистрикты. Отныне государством могло установить жесткий полицейский надзор, обеспечить безопасность на местах.

Кроме того, единое административное деление страны позволило добиться четкого порядка комплектования войск и строгого подсчета населения.

Великое посольство

Понимая, что своими силами сломить Османскую империю пока не удастся, государь снабдил посольство в Европу. Целью было найти союзников и создать антитурецкую коалицию. В дипломатической миссии участвовал и сам царь, назвавшись чужим именем.

Царь Петр изучает кораблестроение в Дептфорде

С 1697 по 1698 годы Великое посольство объехало все развитые страны: Австрию, Голландию, Англию и пр. Уже на месте Петра заинтересовали передовые технические достижения цивилизованных соседей. Он изучал кораблестроительство, беседовал с мастерами и ремесленниками. Настаивал, чтобы его спутники, пользуясь случаем, обучались наравне с ним.

Антитурецкая коалиция в итоге не состоялась. Европейские страны были слишком заняты своими делами, готовились к другой войне. Однако Петр понял, что формируются идеальные условия, чтобы отвоевать выход к Балтийскому морю.

26-летний Пётр I, худ. Годфри Кнеллер, портрет был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III

Расклад сил в Европе радикально менялся. В то же время вопрос с Османской империей практически уладился сам собой. Пораженный скоростью развития флота турецкий султан решил не продолжать войну.

В 1700-м между Россией и Турцией был заключен Константинопольский мирный договор, по которому османы признавали завоевание Азова.

Петр I — биография

Петр Первый — один из наиболее знаменитых правителей всей русской истории, царствовал в период с 1689 по 1725 годы, а после укрепления государства, избрав новый курс развития страны, провозгласил себя императором. Стал первым в отечественной историографии правителем с таким титулом. Потомки Петра из династии Романовых один за другим переняли это высокое звание.

Единого мнения насчет деятельности императора у исследователей нет. Традиционно в основной своей массе историки восхваляют Петра Великого, называя годы его правления (1682-1725) расцветом России.

Отчасти это действительно так, поскольку государю за относительно короткий срок удалось решить массу внутренних и внешних проблем. Однако часть современных историков, а также исследователей предшествующих веков (например, Карамзин или Ключевский) восторгов таких не разделяют.

По их мнению, Петр действительно добился немалых результатов, но и проблем создал предостаточно.

Кроме того, не забывают историки и о личности императора. Еще при жизни государя о его неуравновешенности было широко известно. Он отличался садизмом, был жестоким и резким человеком. Но при этом был любознательным и жадным до знаний.

Поразительно, как в одной личности сочеталось столько разнообразных, порой противоречивых черт.

Подросток

В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.

Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.

Обучение

Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.

Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.

Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова

Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования

Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Ранние годы

Художник Петров-Водкин, биография которого интересна современному поколению, стал одним из самых популярных творцов в советский период. Сложно ли было ему пробиться через социальный барьер? На удивление легко. Вырос Кузьма Сергеевич в бедной семье. Его отец был лучшим сапожником на деревне, но, как известно, труд ремесленников всегда плохо оплачивался. Мать художника работала домработницей у богатых соседей. Так как ее занятость требовала постоянного присутствия, семье пришлось перебраться жить во флигель купеческого дома.

Кузьма Петров-Водкин, биография которого насыщена всякими знаками судьбы, был, видимо, рожден под счастливой звездой. Именно поэтому, несмотря на финансовые неурядицы родителей, будущий художник мало в чем нуждался. Его опекали родственники, которые и поспособствовали тому, чтобы у ребенка было счастливое детство.

Реформы центрального управления

Петр Великий стремился укрепить свою собственную власть и обеспечить полную подконтрольность всех сфер жизни государства себе. Чтобы добиться целей, он реорганизовал систему центрального управления страной.

В первую очередь был создан Правительствующий Сенат (1711). Он имел законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Состоял из лично верных Петру людей и должен был замещать императора во время его отсутствия.

На деле эта структура совмещала функции коллегиального совещательного органа и личной канцелярии государя.

С 1718 до 1726 реформы Петра 1 затронули исполнительную власть. Создавались коллегии — это были отраслевые органы, которые решали вопросы конкретной сферы государственного управления. Например, внешней политики, дипломатических дел, финансов и т.д.

Они стали прообразами министерств, придя на смену устаревшим приказам времен еще Ивана Грозного.

Чтобы отрегулировать бюрократическую машину в 1720 был издан Генеральный Регламент. В этом документе прописывался порядок делопроизводства.

Уже в 1721 был организован Святейший Синод. Петр Великий стремился поставить церковь под контроль, сделать ее эффективным и полностью зависимым органов государства. Во многом ему это удалось. Главой подразделения назначался обер-прокурор.

Большим шагом вперед стала Табель о рангах. Указ о создании единого реестра государственных чинов был издан в 1722 году. В документе перечислялись классы служилых людей, от низшего (коллежский регистратор на гражданской службе, мичмана на флоте) до чинов повыше, таких как титулярный советник и должностей высшего уровня.

Всего в реестре насчитывалось 14 классов. Учитывалась как гражданская, так и военная, флотская и придворная служба. Претендовать на следующий чин можно было по выслуге лет или за личные достижения

Отныне никого не интересовало происхождение, внимание обращали только на дела

Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717 г.

Разумеется, система очень скоро закоснела и меньше чем через сотню лет преимущества и привилегии стали получать дворяне по происхождению.

Это серьезно извратило исходную идею Петра Великого. Ведь при нем на самый верх пробивались не родовитые, но талантливые люди. Чего стоит один безродный граф Меншиков, близкий сподвижник царя, а также другие люди.

Учеба в Москве

В девятнадцатилетнем возрасте Павел Варфоломеевич Кузнецов отправляется в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ). Его первыми педагогами были А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак. Участь в училище, Кузнецов выделялся среди однокурсников не только талантом, но и неисчерпаемой страстью к работе. За годы учебы он практиковался в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. Студент был очарован живописными способностями своих учителей. Во время летних каникул Кузнецов приезжал на родину в Саратов. Он любил проводить время в полюбившихся с детства садах, среди воздушных красок окружающей природы, волжских просторов.

Картины с деревьями в цвету — это один из основных сюжетов его творчества на протяжении всей жизни. В конце летнего отдыха в письме своему учителю В.А.Серову Павел Варфоломеевич Кузнецов писал, что с наступлением осени его душа стремится ввысь и хочет большего, а от красоты его окружающей природы, от золота и серебра красок можно дойти до бреда.

Закат творчества

В свои последние годы художник не мог брать в руки кисть. Врачи поставили ему диагноз «туберкулез», когда Кузьме было 30 лет. Но молодой человек никак не хотел лечить свою болезнь и продолжал жить в средней полосе России, где погода иногда бывает слишком сурова.

Художник Петров-Водкин, краткая биография которого очень насыщенна событиями, последние годы своей жизни провел довольно плодотворно. Ему пришлось оставить полюбившиеся столицы и переехать в Крым. Писать маслом он не мог, так как болезнь обострялась от резких запахов. Поэтому живописец решил заняться полюбившейся ему с детства литературой. Он писал рассказы и даже пьесы. Современники не оценили его литературных начинаний, но художник и не собирался переквалифицироваться в писателя. Перед самой смертью опять взял в руки кисть, так как знал, что дни его сочтены.

Умер Кузьма Сергеевич в 1939 году в Ленинграде.

Творчество после окончания училища

Окончив в 1904 году МУЖВиЗ, Кузнецов Павел Варфоломеевич определился с символистской ориентацией в творчестве. Зримый мир растворяется в картинах художника, его работы светятся образами-тенями, отражающих неуловимые колебания души. В его трудах особое место занимает круговорот воды, происходящий в излюбленном с детства фонтане. Он переносит свои детские воспоминания на холсты, показывая тему вечного движения жизни. Картины пленят своими красками, настроением грусти и чего-то невысказанного.

Оригинальные приемы работы с темперой позволяют художнику делать разбавленные оттенки цветов, окутывающие образы картины в цветной туман. Наглядная демонстрация этих приемов — в таких картинах, как «Утро» и «Голубой фонтан» (на фото выше), написанные в 1905 году. Это мечты, перелитые в краски. Фигуры без четких очертаний размыты в пространстве картин настолько, что, кажется, они в какой-то миг способны воспарить…

Чем живет сам художник?

Евгений Кузнецов очень много путешествует по миру. Кроме того что его выставки практически регулярно проходят в разных странах, он еще и просто, так сказать, для вдохновения может съездить в какую-нибудь экзотическую или просто интересную для него страну. Это для того ему необходимо, как утверждает сам художник, чтобы кругозор становился шире и полнее видна была картина мира, что затем, естественно, имеет свое отражение на его полотнах.

А еще Кузнецов, кроме живописи и путешествий, очень большой любитель музыки и умеет даже играть на музыкальных инструментах. В его домашней коллекции есть некоторые из них.

Но подлинное отражение его внутреннего мира — это живописные работы художника Кузнецова! Именно они, как ничто другое, отражают всю его глубокую суть как человека и творца, его отношение к жизни и к людям, к бытию человеческому в целом!

Живопись и творчество

Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.

Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.


Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса

В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.

В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.


Портрет семьи кисти Петра Кончаловского

В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.

В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».


Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»

Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».

После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.


Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского

Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.


Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».

Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.


Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»

Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.

Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: