Юрий Кротов родился в 1964 — Биография художника, известные произведения, выставки

Институт «Урусвати»

*    Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».

*    Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.*    Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.*    Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.*    Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.*    Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.*    В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.*    Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.*    Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.

Список литературы

  1. Володихин Д.М. Хранители старины. Древние города России. М. Вече, 2016, 101 с, (Неведомая Русь)
  2. В.И. Ерохин  Города под водой. Альбом.  И-во ИП Верхов С.И., 2017г. с.67 – Молога «Эпицентр волжской трагедии»
  3. 25 лет Угличской и Рыбинской ГЭС. Из опыта строительства и эксплуатации. Под общей редакцией Героев Социалистического Труда Н.А. Малышева и М.М. Мальцева. Из-во ЭНЕРГИЯ, М.1967г., Л.
  4. //www.culture.ru/s/vopros/byliny/статья «Какая из русских былин самая древняя» Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
  5. Устное народное творчество Вологодского края. Хрестоматия Выпуск I.Былины. Духовные стихи. Легенды. Из-во Вологда, В И Р О,  2002г.
  6. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв/ Сост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина, М.: Московский рабочий, 352 с.  (Из золотых кладовых мировой поэзии).
  7. Безсонов П. Калики перехожие. — М., 1861. — Вып. 2. С. 278
  8. СарабьяновВ.д. М. 1979г. с 78-82
  9. Рыбаков Б. А.Ремесло Древней Руси. М., 1948, с. 501.
  10. https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=17&chap= Масленицын С.И. Ярославская иконопись  (с.25)
  11. Р. Минина «Феномен А. А. А. Документальное повествование». Издательский дом «Череповец», 2002 г., Череповец.
  12. А. Грищенко, статья «Фейерверк фантазии», газета «Коммунист», №9, 1981г.
  13. В. Строганов, статья «Учения «Запад-83», газета «На страже Родины», 1983г.
  14. С.М. Жаворонкова, статья в буклете к выставке в Государственном Русском музее

   «На выставке, организованной Лекторием Государственного Русского музея совместно с ленинградским Товариществом Свободных Художников…», 1989г.

  1. Т. Субботина, статья о персональной выставке О. Захарова в галерее «Форум»«Появление данной статьи обусловлено последней выставкой художника Олега Захарова, ныне проходящей в галерее «Форум»…», 1995г.
  2. З. Арсеньева, статья «Лисий Нос и лисий сон», газета «24 часа», приложение «Пятница», 20.20.1995г.
  3. О. Захаров, статья «Знак времени», газета «Электрик», ГЭТУ, 2001г., янв.
  4. Благодарственное письмо Российской Академии наук, Санкт-Петербургский Фонд имени М.В. Ломоносова, 15 апреля, 1997г.
  5. Благодарственное письмо Российской Академии наук, Санкт-Петербургский научный центр, управление внешних связей, 19.04.1997г.
  6. О. Захаров «Три дня в Иерусалиме», записи из поездки, 2001г.
  7. Благодарственное письмо, Череповецкое музейное Объединение, Череповецкий краеведческий музей, октябрь, 2004г.
  8. Благодарственное письмо, МУК «Череповецкое музейное объединение» Министерства культуры РФ, 19 октября 2004г., №492
  9. Скобелева Л.В. статья «Лисий Нос – источник вдохновенья», газета Вести Лисьего Носа, №10 (248), июль 2019г.
  10. Лисий Нос в названиях и судьбах, альбом. М. Буки-Веди, 2019г. с.174 – 177
  11. Лисий Нос в названиях и судьбах, альбом., 2-е издание, М. Буки-Веди, 2020г. с.176 – 180

Карл Брюллов

Карл Брюллов — выдающийся русский живописец.

Карлу повезло больше, он родился в творческой семье, его отец занимался художественной резьбой. Он заметил, что у мальчика есть способности и отправил его обучаться рисованию в Академию Художеств.

Брюллов успешно закончил обучение, а картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» принесла ему золотую медаль и возможность отправиться за границу за казенный счет.

Карл уехал в Италию, там он написал несколько картин. «Последний день Помпеи» — самая знаменитая работа Брюллова, но по-настоящему популярным его сделали портреты. Он рисовал представителей итальянской знати и своих соотечественников.

Также его интересовали исторические темы, чуть позже он увлекся религиозной тематикой. В последние свои годы в России он расписывал Исаакиевский собор, по настоянию врачей покинул страну.

Художник дожил до 52 лет, смерть была внезапной.

Самые известные картины: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Одалиска».

Семья

*    В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба. *    В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.*    «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.*    Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.*    Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Детские и юношеские годы

Родился в Вятке (ныне город Киров) 4 апреля (по новому стилю) 1900 г. Его отец, Алексей Михайлович Васнецов, служил священником в кафедральном соборе города. Дед будущего художника также был священником.

Мать, Мария Николаевна Васнецова, занималась вышиванием, была талантливой кружевницей, известной в Вятке. Юрий Васнецов с раннего детства много рисовал.

Город Вятка и губерния славились кустарными промыслами: здесь делали игрушки, мебель, в том числе особые вятские сундуки, а женщины занимались плетением кружев.

Художественный талант Ю. Васнецова формировался в культурной среде, близкой к народной. Мальчик с детства отличался особой восприимчивостью и жаждой деятельности: научился шить обувь, переплетать книги, расписывать фантастическими узорами стены комнат, ставни, печки не только у себя в доме, но и у соседей. Его вдохновляли культурные традиции родного города, а также фольклор. Даже будучи взрослым, имея детей, он любил слушать сказки – не читать, а именно слушать, когда жена читала сказки маленьким дочкам. В этой атмосфере детского праздника постоянно находилась его душа. Только такой человек и мог стать иллюстратором детских книг.

Знаменитые русские художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы были не однофамильцами, а дальними родственниками Ю.А. Васнецова – талант передавался последующим поколениям. Учился рисованию у А. И. Столбова в Вятке.

После двух революций 1917 г. года семью священника, в которой было 6 детей, выселили из дома при соборе, Васнецовым пришлось скитаться по чужим квартирам, но отец не отказался от сана священника и продолжал носить рясу.

В 1919 г. Ю. Васнецов окончил гимназию, мечтал стать художником, поэтому в 1921 г. отправился в Петроград.

Юрий Васнецов в молодости (1925 г.)

Михаил Врубель

Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.

Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.

Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.

«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.

К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.

Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Талантливые поэты

Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.

Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.

Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.

Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.

Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.

Отъезд из России

*    В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.*    Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.*    Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.*    За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.*    В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».*    Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.*    Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.*    В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Великая отечественная война

*    С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.*    Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.*    «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».*    В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

Краткая биография

  1. В 1921 г. поступил во ВХУТЕИН на базе Академии художеств. Он выбрал живописный факультет, хотя его творческая манера, сформировавшаяся в детстве, не особо поддалась тем навыкам, которым его учили. Ему ближе была теория Матюшина, одного из лидеров русского авангарда, хотя и не учителя молодого художника.
  2. В 1926 г. закончил ВХУТЕИН.
  3. 1926-1927 гг. – работа в ленинградской школе учителем ИЗО.
  4. Одновременно учился живописи в Институте художественной культуры у Казимира Малевича (супрематист). Его учителями также были И. Браз («русский сезанист»), К. Петров-Водкин, Н. Радлов. Это было время русского авангарда.
  5. В 1927 г. ради заработка поступил в Госиздательство иллюстратором детской литературы. Именно здесь он нашёл своё призвание.
  6. В 1930 г. создал иллюстрации к книжке «Болото» В. Бианки и стал признанным графиком.
  7. Затем в 1930-х годах он с неизменным успехом иллюстрирует детские книги П. Ершова, К. Чуковского, Л. Толстого.
  8. В 1931 г. после поездки на Белое море появился цикл живописных и графических работ «Карелия».
  9. С 1932 г. в стране началась борьба с формализмом в искусстве. Формализмом считались любые работы вне рамок соцреализма или противопоставленные ему. Именно поэтому свои живописные работы, не отвечающие этим критериям, Ю. Васнецов скрывал. О них знали только самые близкие люди.
  10. В 1932-1935 гг. Васнецов создал живописные работы «Чудо-юдо рыба кит», «Дама с мышкой» и др., в которых находят влияние художника Б. Кустодиева. Эти и некоторые другие живописные полотна считаются вершиной творчества художника. Но их обвинили в формализме.
  11. В 1934 г. женился на Галине Пинаевой.
  12. В 1936 г. работал над костюмами и декорациями к спектаклю «Мещане» (по Горькому) для Большого Драматического театра в Ленинграде.
  13. В 1941 г. с семьёй эвакуирован в Молотов (Пермь), затем в Загорск. Здесь работал главным художником Института игрушки.
  14. В 1941-1945 гг. создал серию поздравительных открыток.
  15. В 1943 г. сделал иллюстрации к книге С. Маршака «Английские народные песенки».
  16. Во время войны и после неё активно занимался книжной графикой.
  17. В 1945 г. семья Ю. Васнецова возвратилась в Ленинград.
  18. В 1947 г. создал иллюстрации к книге С. Маршака «Кошкин дом».
  19. Ю.А. Васнецов умер 3 мая 1973 г. Похоронен на Богословском кладбище Петербурга.
  20. Был удостоен званий: Заслуженный художник РСФСР (1946 г.), Народный художник РСФСР (1966 г.), лауреат Государственной премии СССР (1971 г.).

Ю.А. Васнецов

Учёба в Академии художеств и Петербургском университете

*    В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.*    В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

*    Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.*    Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам. *    После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». *    Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.*    Он создаёт серию архитектурных этюдов,  которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.

Пакт Рериха

*    Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.*    Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.

*    В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.*    15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.*    По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Детство

*    Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.*    В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.*    Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.*    Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.

Увлечение археологией

*    Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.*    «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.Увлечение археологией*    Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.*    Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.

Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.

Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.

У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.

Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.

Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».

Центрально-азиатская экспедиция

*    В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту — экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия — Китай — Алтай — Монголия -Тибет — Индия.*    Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.

*    Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни — Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».

Значение творчества

Книжная графика – только одна сторона творчества Ю.А. Васнецова. Параллельно он всю жизнь занимался живописью, но из-за опасения обвинений в формализме скрывал это и не выставлял своих работ. Уже после смерти художника, в 1979 г., состоялась его персональная выставка в Русском музее (Петербург), и картины художника получили признание.

Юрий Васнецов за работой

Книжная графика

За всю творческую жизнь Ю.А. Васнецов создал множество иллюстраций к русским народным и авторским сказкам. Его иллюстрации неповторимы, даже при отсутствии фамилии легко определяется рука художника, его неповторимый стиль.

Главная роль в иллюстрациях Васнецова принадлежит цвету. Этот цвет соответствует понятиям детей и радостно ими принимается: если речь идёт о волке, то он должен быть нарисован серым цветом, если о лисе – то рыжим, если о лягушке – обязательно зелёным и т.д.

Сказочные персонажи у художника выразительны, ярки, а наряжает их он всегда в костюмы, которые носили в его любимой Вятке: тёплые безрукавки, цветные юбки, кружевные блузки, и только злые персонажи остаются у него без одежды.

Его графическое творчество связано с народным искусством и собственными живыми впечатлениями детства. Излюбленный композиционный прием – повтор и перекличка мотивов. Особую роль играет эмоциональность рисунка. Художник обладал богатым воображением, поэтому дети так легко понимают и принимают его иллюстрации.

Он очень любил животных – всяких. Писал об этом так: «Тараканы и те интересны. Всё усами водят».

В рисунках Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, но в то же время они самобытны и выразительны, легко воспринимаются ребёнком. Его иллюстрации иногда подчиняли собой текст.

На книгах с иллюстрациями Ю. Васнецова выросло уже несколько поколений детей. Они и сейчас востребованы юными читателями.

Живопись

Главной целью жизни и творчества Васнецова всё-таки была живопись. В живописи Ю. Васнецов работал в стиле русского примитивизма. Его работы 1920-х годов связаны с поисками новых направлений (авангардизм).

В поздних живописных работах в стиле примитивизма выполнены пейзажи, натюрморты и портреты.

В 1932-1934 гг. им созданы полотна «Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др., выполненные в традиции народного «базарного» искусства. Но началась кампания по борьбе с формализмом, в результате чего Васнецов «затаился» и работал только для себя, не показывая никому своих картин.

Эти и другие живописные работы ставят художника в ряд с выдающимися русскими живописцами XX в.

Личная жизнь

Жена: Галина Михайловна Пинаева, по профессии чертёжница. Брак был счастливым. В семье царили взаимопонимание и уют. Здесь с радостью принимали друзей и устраивали праздники. Сам художник был домоседом, старался пореже покидать семью, а когда всё-таки приходилось это делать, иногда даже плакал при расставании.

Дети:

  • Дочь Елизавета Юрьевна Васнецова (р.1937), известный художник и график. В 1961 г. окончила художественное училище в Ленинграде, а в 1967 г. – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Как и отец, иллюстрирует детские книги;
  • Дочь Наталья Юрьевна Васнецова (р.1939).

С семьей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: