Краткая биография Франсуа Буше
Буше Франсуа (1703—1770), французский живописец и декоратор.
Родился 29 сентября 1703 г. в Париже в семье орнаментщика и торговца эстампами.
Буше — наиболее яркий представитель рококо (стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.). Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства. В 1723 г. Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора».
Любимой моделью художника в это время была Мари Жанн Бюзо, которая вскоре стала его женой. Он продолжил публиковать гравюры («Мольер», 1734—1737 гг.; «Крики Парижа», 1737 г.) и начал получать дорогие заказы. В 1734 г. Буше избрали в академию; это открывает для него долгую официальную карьеру профессора (1737 г.), директора академии и «первого художника короля» (1765 г.).
Художник работает на мануфактуре шпалер в Бовэ и на Королевской мануфактуре гобеленов в Париже, делает декорации для театральных и оперных постановок, разрывается между заказами короля Людовика XV и маркизы де Помпадур, а также своих друзей.
В 1736 г. Буше нарисовал серию «Пасторалей» из 14 частей, а в 1739 г. — «Историю Психеи». Для Королевской мануфактуры гобеленов он создал две серии — «Любовь богов» и «Аминте» (1755—1756 гг.). Гобелен «Китайские дивертисменты» (подарен в 1764 г. Людовиком XV китайскому императору), орнаментальные рисунки для фарфоровых изделий Севрской мануфактуры (1757— 1767 гг.) и многочисленные работы для театра и оперы обеспечили Буше славу самого крупного декоратора своего времени.
После смерти маркизы де Помпадур в 1764 г. художник продолжает выставляться в Салоне, хотя публику начинают больше привлекать Ж. Б. Грёз и О. Фрагонар. Буше стареет, зрение его слабеет, но он продолжает работать. Он совершает путешествие во Фландрию (1766 г.), пишет картины на религиозные сюжеты («Поклонение пастухов», 1764 г., и др.), украшает дворец Марсийи (1769 г.), создаёт многочисленные декорации к оперным спектаклям («Кастор и Поллукс», 1764 г.; «Тесей», 1765 г.; «Сильвия», 1766 г.).
За несколько месяцев до смерти, Буше избрали почётным членом Академии художеств в Петербурге.
Его можно считать основателем целой художественной школы. Художник создал новый канон женской красоты, великолепно подходящий к парижскому обществу того времени («Смуглая одалиска», 1745 г.; «Геркулес и Омфала», 1731— 1734 гг.).
Пейзажи Буше полны очарования и фантазии («Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1742 г., и др.). Художник проявил себя как декоратор («Отдых на пути в Египет», 1757 г.) и орнаменталист, которому столь часто подражали в XIX столетии.
Мастер виртуозных рисунков, Буше сделал их более 10 тысяч.
Опыт поможет
Виктор Сартаков-Коржов считает очень удачной идею «Буше» начать открывать булочные под другим брендом, по его мнению, такое название хорошо отражает концепцию проекта – предложить потребителю свежий продукт рядом с домом, прийти к покупателю в спальные районы. Не соглашается с ним руководитель отдела маркетинга сети пекарен-кондитерских «БулкаХлеба» Ольга Ершова, по ее оценке, новый бренд будет неизвестным и неузнаваемым для потребителя, и в данном случае основную роль будет играть месторасположение точки — если поток будет хороший, то и идея окажется перспективной.
Петербургская сеть «Буше» в октябре выходит на рынок Москвы Общепит
Картины мифологической и библейской тематики
В произведениях с мифическими и библейскими героями Ф. Буше показал свою фантазию и свободу творчества, использовав большую цветовую гамму и живописные приемы. В качестве фона всегда присутствуют античные сооружения, но не реальные, а выдуманные художником. Центром всех работ являются герои мифов, сценки и описание их взаимоотношений.
Наиболее часто в них присутствуют Юпитер, Венера, различные нимфы, наяды и амуры.
Картина Фансуа Буше «Туалет Венеры» рисует богиню любви в окружении амуров, она почти полностью обнажена и по стилю написания напоминает дворцовую даму эпохи рококо. Как всегда, художник проработал множество деталей. Завитые кудри Венеры, амуры, играющие с бусами, роскошная софа с золотым объемным орнаментом, обтянутая шелком, голуби возле ее ног и в руках, стоящий рядом медный чайник и лежащий кувшин — все это больше напоминает будуар французской дамы, хотя и с мифическим персонажем в центре.
Франсуа Буше — мастер изящного стиля, картины и биография
- Год рождения: 29 сентября 1703
- Дата смерти: 30 мая 1770
- Страна: Франция
Сыну учителя рисования и составителю узоров для вышивки прямая дорога в художники, ну или в рисовальщики. Для Франции 18 века рисовальщик и декоратор даже лучше, это верный кусок хлеба. Но сын рисовальщика узоров Николя Буше с детства проявил такие способности, что отец решил отдать своего отпрыска в мастерскую настоящего художника.
Так Франсуа получил возможность учиться у Лемуана и Карса — виднейших мастеров первой половины 18 века во Франции.
Франсуа всегда был очень послушным, исполнительным и покладистым. У него не было никаких проблем с поведением и все его учителя были в восторге от его трудолюбия и прилежания. Будущий королевский художник быстро набирался опыта, пробовал себя сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Отец желал его видеть рисовальщиком и декоратором — Буше создает сразу несколько обойных узоров, которые понравились заказчикам. Учителя Франсуа предлагают ему попробовать себя в гравюре, ученик старательно наносит рисунки на медные пластины и тоже небезуспешно.
Свою первую академическую премию Буше получил в возрасте 20 лет. Его картина на библейский сюжет отвечала всем требованиям моды на рококо. Она была яркая, изящная, декоративная, эмоциональная и неглубокая по смыслу. Нужно сказать, что Франсуа Буше быстро понял, что от него требует публика и никогда не отступал от незамысловатого запаса приемов, колорита, сюжетного выбора, который ему диктует мода и эстетические предпочтения аристократии.
Важную роль в творческой жизни Буше сыграла работа над созданием гравюр по картинам Ватто. Эта кропотливая творческая работа на протяжении двух лет позволило Буше изучить манеру талантливого мастера.
Учебная поездка в Италию, которую художник совершил благодаря стипендии академии, практически не повлияла на творчество Буше. К этому времени он уже определился в своей манере и использовал командировку для поиска богатых заказчиков.
Настоящая слава пришла к Буше в 1730 году. Именно в это время художника представляют мадам Помпадур — королевской фаворитке. Несмотря на то, что портретов художник никогда не писал, он с удовольствием соглашается сделать несколько портретов возлюбленной короля. Портрет понравился и для мастера наступают золотые времена.
Буше декорирует и расписывает апартаменты в Версале, работает в других королевских резиденциях. Постепенно в его работах появляется все больше пикантности. Эротичность его сюжетов вызывает неудовольствие Церкви, но все эти изыски появляются по требованиям Помпадур. Художник остается неприкасаемым для критики духовенства.
Многочисленные работы Буше на библейские, аллегорические и бытовые темы украшали самые богатые аристократические салоны. Трудолюбивый и старательный мастер, кроме живописи, оформляет оперные спектакли, рисует эскизы для фабрики гобеленов.
Творческая удача отвернулась от Буше после того, как новый стиль — классицизм — стал набирать популярность в Европе. Вместе с новым стилем все пикантные и иллюзорные работы художника перестали интересовать публику, а вместе со смертью Помпадур, в прошлом осталась и поддержка короля.
Последние годы художника прошли в тишине забвения, но материальное положение Буше никогда не было бедственным. После себя он оставил весьма солидное состояние.
http://www.syl.ru/article/323048/hudojnik-fransua-bushe—kartinyi-s-nazvaniyami-biografiya-i-interesnyie-faktyihttp://hist-etnol.livejournal.com/5438823.htmlhttp://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1764-fransua-bushe-master-izyaschnogo-stilya-kartiny-i-biografiya.html
Портреты Маркизы де Помпадур
В 1756 г. к художнику приходит большая слава: он получает заказ от французского короля на портрет его фаворитки мадам де Помпадур и с блеском его выполняет. Описание картины Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур» можно сделать с точки зрения эпохи и статуса дамы в качестве фаворитки короля. Ее имя стало нарицательным еще при жизни. Любовницей короля она была только 5 лет, однако и после этого, сохранив дружбу монарха, участвовала в управлении государством еще многие годы.
Отношение к ней придворных было различным: одни считали ее корыстной и мстительной, другие ценили за ум, красоту и ученость. Обладая хорошим вкусом, она активно участвовала в разработке интерьеров и отделке королевских дворцов, покровительствовала многим художникам.
Художник написал ее с книгой в руках, сидящей на кушетке в своей комнате. Одета она во все самые модные предметы туалета той эпохи: платье, отделанное розочками и кружевами, туфельки без задника (которые вошли в моду благодаря ей). Все олицетворяет состояние свежести и чистоты
Поза маркизы излучает спокойствие и уверенность, книга в руке и шкаф позади нее обращают внимание на ее высокую образованность
Сама маркиза де Помпадур отозвалась об этом портрете, как «об очень похожем, но слишком красивом», с присущей ей прямотой и умом. Впоследствии Буше еще не один раз писал с нее портреты, став придворным художником и декоратором.
Список произведений
- Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731—40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Аврора и Кефал, 1733, Музей изобразительного искусства Нанси.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллеса, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
- Летняя пастораль, 1749.
- Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
- Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г.
- Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
- Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
- Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллеса, Лондон.
- Восход Солнца, 1753 г., Лондон.
- Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллеса, Лондон.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
- Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.
- Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона, Канзас-сити.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллеса, Лондон.
- Пан и Сиринга, ок. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
- Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Буше, Франсуа. Все картины художника
Франсуа Буше, первый живописец кророля
Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.
В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.
Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника. Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики. В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.
Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше. Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше. Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро. Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.
Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала». Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа. Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.
Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем. Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его подчерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие. Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности. Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.
Цитата из меню
- Хлеб «Строгановский» ржано-пшеничный – 64 руб.
- Хлеб «Кельтский» – 88 руб.
- «Бушебатта» – 62 руб.
- Вензель с малиной – 98 руб.
- Баваруа со сливками – 160 руб.
- Турновер со шпинатом и беконом – 92 руб.
- Сэндвич с пармой и фетой – 150 руб.
- Смузи – 170 руб.
В 1998 г. будущий создатель предприниматель Олег Лега познакомился с бизнесменами из Швейцарии, которые собирались запустить в Петербурге сеть швейцарских пекарен. Идея сделать ставку на хлебобулочные изделия привлекла Олега – хлеб в России всегда высоко ценился. «Мы совместно делали наработки, уже был написан бизнес-план и определена философия проекта, и тут грянул кризис, – рассказывает Лега. – Швейцарцы уехали из России. Наши несостоявшиеся партнеры были родом из немецкой части страны и хотели, чтобы мы назвались «Цукерлендом», но мы назвались «Буше». Долгое время слоган . Мы долго раскачивались и выстрелили быстро».
Первая пекарня открылась в 1999 г. на Разъезжей улице. Сегодня представляют 20 пекарен-кондитерских в Петербурге и Пушкине, а также девять автомобилей выездной торговли.
За 15 лет «Буше» удалось сделать широкий подвижный ассортимент продукции, который многие пытаются копировать, и при этом постоянно поддерживать ровное качество. Целевая аудитория сети самая обширная – люди всех возрастов.
Картины мифологической и библейской тематики
В произведениях с мифическими и библейскими героями Ф. Буше показал свою фантазию и свободу творчества, использовав большую цветовую гамму и живописные приемы. В качестве фона всегда присутствуют античные сооружения, но не реальные, а выдуманные художником. Центром всех работ являются герои мифов, сценки и описание их взаимоотношений.
Наиболее часто в них присутствуют Юпитер, Венера, различные нимфы, наяды и амуры.
Картина Фансуа Буше «Туалет Венеры» рисует богиню любви в окружении амуров, она почти полностью обнажена и по стилю написания напоминает дворцовую даму эпохи рококо. Как всегда, художник проработал множество деталей. Завитые кудри Венеры, амуры, играющие с бусами, роскошная софа с золотым объемным орнаментом, обтянутая шелком, голуби возле ее ног и в руках, стоящий рядом медный чайник и лежащий кувшин — все это больше напоминает будуар французской дамы, хотя и с мифическим персонажем в центре.
Первый художник короля Людовика XV в 1765 году.
Доска | Заголовок | Датировано | Габаритные размеры | Справка | Место хранения |
---|---|---|---|---|---|
Отправка мессенджера | 1765 | холст, масло 32 × 27 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Прибытие почты | 1765 | утерянная работа известна благодаря гравюре | |||
Три грации, поддерживающие любовь | 1765 | холст, масло 80 × 65 см | музей Лувр | ||
Святой Петр пытается ходить по водам | 1766 г. | Сен-Луи собор Версаля | |||
Игрок Flageolet | 1766 г. | холст, масло 55 × 44 см | Каталог Бентинка-Тиссена 1887 г. | Частная коллекция Продажа Sotheby’s 1995 | |
Пигмалион и Галатея | 1766 г. | холст, масло 234 × 400 см | Санкт-Петербург , Эрмитаж. | ||
Миссис Бержере | Вероятно 1766 г. | холст, масло 143 × 105 см | Национальная художественная галерея , Вашингтон | ||
Секретное сообщение | 1767 | холст, масло 60 × 50 см | Музей Герцога Антона Ульриха , Брауншвейг | ||
Галантный грешник | 1768 г. | холст, масло 49 × 65 см | Художественная галерея Манчестера | ||
Послушание вознаграждено | 1768 г. | холст, масло 52 × 39 см | Нимский музей изящных искусств | ||
Копыта | 1768 г. | холст, масло 62 × 52 см | Художественная галерея Онтарио | ||
Борэ снимает Орити для отеля Бержере де Фрувиль, автор Жан-Франсуа Бержере де Фрувиль | 1769 | холст, масло 273 × 205 см | Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт | ||
Юнона просит Эоле отпустить ветер для отеля Bergeret de Frouville Жана-Франсуа Бержере де Фрувиля. | 1769 | холст, масло 278 × 203 см | Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт | ||
Mercure доверяет Вакха нимфам Низы для отеля Bergeret de Frouville от Жана-Франсуа Бержере де Фрувиля. | 1769 | холст, масло 272 × 202 см | Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт | ||
Венера в вулканской кузнице для отеля Bergeret de Frouville от Жана-Франсуа Бержере де Фрувиля | 1769 | холст, масло 273 × 205 см | Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт | ||
Aurore et Céphale для отеля Bergeret de Frouville от Жана-Франсуа Бержере де Фрувиля | 1769 | холст, масло 265 × 86 см | Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес | ||
Венера на волнах для отеля Bergeret de Frouville от Жана-Франсуа Бержере де Фрувиля | 1769 | холст, масло 265 × 76 см | Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес | ||
Пейзаж с рыбаком и молодой женщиной | 1769 | холст, масло 64 × 54 см | Художественный музей Уолтерса , Балтимор | ||
Очарование загородной жизни | Лувр, Париж | ||||
Аннет и Любин | Galleria Nazionale d’Arte Antica , Рим | ||||
Охотничья трапеза (набросок) | холст, масло 61 × 40 см | Лувр , Париж | |||
Диван | |||||
Летом | Лувр , Париж | ||||
Гнездо | |||||
Восточная голова | подготовительный рисунок | Музей Магнина , Дижон |
Литература
- Исследования и комментарии
- Даниэль С. М. Рококо : От Ватто до Фрагонара / Сергей Даниэль. — — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — 330, с. — (Новая история искусства / Л. И. Акимова ). — ISBN 978-5-9985-0651-2. — OCLC .
- Федотова Е. Д. Франсуа Буше : альбом / автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2004. — 48 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0717-2. — OCLC .
- Шварцман Н. А. Грезы и миражи в садах Версаля / Н. А. Шварцман. — М. : Воскресный день, 2013. — 480 с. — ISBN 978-5-7793-4400-5.
- Brunel G. Boucher : / Georges Brunel. — Paris : Flammarion, 1986. — 304 p. — ISBN 2-08-012066-2.
- Wakefield D. Boucher : / David Wakefield; ed. Christopher Wright. — London : Chaucer Press, 2005. — 144 p. — ISBN 1-904449-352.
- Каталоги выставок
- Франсуа Буше, 1703-1770 : Живопись. Графика. Прикл. искусство : Каталог выставки / ; Гос. Эрмитаж. — Л. : Аврора, 1970. — 98 с. — OCLC .
- Clark A. L. Genius & Grace : François Boucher and the generation of 1700 : : / Alvin L. Clark, jr. ; with essays by Esther Bell & Françoise Joulie. — Boston, MA : Horvitz Collection, 2014. — 151 p. — ISBN 978-0-9912625-0-2.
- François Boucher, 1703–1770 : , the Metropolitan museum of art, New York, 17 janv. — 4 mai 1986 etc. : . — Paris : Éd. de la Réunion des musées nat., 1986. — 414 p. — ISBN 2-7118-2073-4.
- Словари и энциклопедии
- Буше, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. V. — С. 128–129.
- Власов В. Г. Буше Франсуа // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 156–158. — 543 с., л. ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб : Азбука-Классика, 2010. — С. 142, 334, 336, 337, 339, 346, 364–372, 378, 409, 413, 426, 438, 441, 447, 453, 454, 456, 463, 465, 466, 483, 484, 485, 490, 494, 495, 497, 527, 537, 538, 539, 542, 547, 556. — 588, с. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9.
- Blumer M.-L. Boucher (François) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française : / sous la dir. de M. Prevost,… et Roman d’Amat. — Paris : Letouzey et Ané, 1954. — T. 6 : Bergeron — Bournon. — Col. 1202–1205. — 1528 col. — OCLC .
- Laing A. Boucher, François / A. Laing // Allgemeines Künstlerlexikon : Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : / Saur; . — München, Leipzig : Saur, 1996. — Bd. 13 : Bordalejo — Braun. — S. 289–293. — XIV, 690 S. — ISBN 3-598-22740-X. — ISBN 3-598-22753-1 (Bd. 13). — OCLC .
- Справочные издания
Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 42–43. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.
Об особенностях изображения
Почему картина такая темная?И правда мрачновата, но не забывай где происходит дело — это маленький трактир, во времена Веласкеса их называли «бодегонес», и даже серию его работ с похожим сюжетом стали называть также. Освещение там не ахти. Но передний край стола ярко освещен, возникает резкий контраст! Свет и тень на лицах прописаны очень точно. Эти приемы Веласкес позаимствовал у знаменитого живописца, которым восхищался — Караваджо.
Тут три или четыре человека?Сперва нам и правда кажется, что позади стола стоит официант, готовый подлить героям пива, но приглядевшись внимательно, мы замечаем, что на заднем плане всего лишь шляпа и аккуратно развешанный воротник, а графин держит в руке один из юношей. Веласкес сыграл с нами шутку!
Почему нам кажется, что нож сейчас выпадет из картины?Такой эффект возникает из-за искусно прописанной тени — буханка хлеба и нож как будто лежат на самом краю стола, а их тени приходятся на вертикальную поверхность скатерти, а поскольку скатерть белоснежная, а свет очень яркий — тени получаются длинными и выразительными. И нам кажется, что всё по-настоящему, правда?