«юрий пименов». путеводитель по выставке в новой третьяковке

Выставки[ | ]

Общество организовало 4 выставки:

  • 1925 (Москва, Музей живописной культуры, Рождественка, 11, в правом крыле здания Вхутемаса)
  • апрель-май 1926 (Москва, Государственный Исторический музей)
  • апрель 1927 (Москва. Музей живописной культуры)
  • апрель 1928 (Москва, Музей живописной культуры)

Кроме того, в 1929 и 1930 годах ОСТ участвовал в двух передвижных выставках, в «10 лет Октября», 1927; «10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1928), в «Выставке живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры» на тему «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929, Москва) и в других тематических выставках, в том числе в выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929). В 1928 по приглашению немецкого обцества «Жюри фрай» («Juryfrei») в выставке немецких художников участвовали советские мастера, входящие в ОСТ (Берлин, 1928).

Официально ОСТ просуществовал до 1932 года — но после 1928 г. не было проведено ни одной выставки.

Сочинения

Пименов Юрий Иванович написал немного сочинений, но каждое из них пробирает до глубины души. Список его произведений краток, зато емок. Писал мужчина с довольно большими перерывами, как для писателя. Однако сам себя вовсе не считал писателем. В 1958 году он написал сочинение «В Подмосковье», которое есть в сборнике его рассказов «Записки художника».

Через два года в СССР вышел его сборник «Год путешествий». В этом же — 1960 — году он издал «Искусство жить или «искусство ничего»». Новый сборник появился только через 8 лет и назывался он «Новые кварталы». В 1974 году — «Таинственный мир зрелищ» .

Карнавальная культура

В приведённой выше цитате о реформе театра Борис Арватов полемизирует с Николаем Евреиновым, выдвинувшим в 1920‑е годы концепцию «театрализации жизни» — внесения в повседневный быт пролетариата элементов классической и карнавальной драматургии. В своём диалоге с рабочими художники «сурового стиля» неосознанно следовали за Евреиновым и стратегиями идентификации с низшими слоями общества, впервые использованными художниками «Бубнового валета». «Иные из бубнововалетских портретов начала 1910‑х годов образовывали в совокупности как бы некий „серийный“, то есть продолжающийся из картины в картину „автопортрет“ всего сообщества, персонажами которого могли становиться и члены бубнововалетского окружения» i . Художники оттепели нередко изображали себя и своих ближайших друзей в образе рабочих (например, Наталья Егоршина в «Плотогонах» Николая Андронова). Это тоже слияние искусства и производства, только уже в форме костюмированного перевоплощения, подчёркивающего глубокий водораздел между двумя типами труда. Пройдёт ещё немного времени, и советский художник окончательно эмансипируется от производства. Уральский мастер «сурового стиля» Тимофей Коваленко в картине «Автопортрет со сталеваром А. И. Штейниковым» (1976) изображает рабочего и художника в разных плоскостях: рабочий анфас кому‑то позирует, художник в профиль погружён в размышления над листом бумаги.

Такое разделение просуществует до 2010‑х, когда окончательная смерть советской индустрии обратит на себя внимание нового поколения художников, озабоченных проблемой труда и искусства. К этому — нашему — моменту рынок труда изменился радикально: если в советское время «рост сферы услуг сдерживали и сознательно, боясь „депролетаризации“» i , то в нынешней ситуации классовая идентичность художника формируется под влиянием индустрии сервиса и развлечений, стремящейся инструментализировать богему, которая настаивает на своей независимости

На месте критики станковизма появляется институциональная критика вообще, трактующая систему организаций для показа и продвижения искусства как излишество вроде картуша на «Киевской-кольцевой». Найти в нынешней ситуации аналоги ри у производственников или картины-конвейера у «суровых» трудно: отдельные инициативы пока не складываются в единое движение. Впрочем, процесс возвращения к Платону уже запущен, и ныне ему противостоит не «система машин», а уровень иерархической, сросшейся с маркетингом репрезентации, принятый за данность в новых медиа.

Художник Пименов Юрий Иванович: биография и творчество

Живописец, нацеленный на агитацию, заботился о том, как технологическими приёмами станковой живописи показать видимость света, объёма и тот завораживающий феномен сопереживания, который позже явился его индивидуальным почерком.

В 1925 году под руководством преподавателя Давида Штеренберга было организовано общество станковистов (ОСТ), к которому присоединился Юрий Пименов. Революционная атмосфера, интерес единомышленников к современным формам нашли отражение в его творчестве.

В 1931 году ОСТ распалось, часть членов создала объединение «Изобригада», к нему примкнул и Пименов. Однако реализовать творческие планы «Изобригаде» не удалось в связи с государственным Постановлением, наложившим запрет на деятельность художественных организаций. В этом же году Юрий Пименов заключил брак с Натальей Бернадской. Молодой человек трепетно относился к супруге и часто изображал её на картинах.

В 1932 год — непростой период в биографии художника. Он часто подвергался критике, болел. Но со временем жизнь наладилась, исчезли резкие линии и темные краски из картин, появились лирические сюжеты.

В период Великой Отечественной войны Юрий Пименов совместно с художником-ОСТовцем Владимиром Васильевым трудился над «Окнами ТАСС», создавая серии малотиражных плакатов с призывами к защите Родины. В 43-ем он был отправлен на Северо-Западный фронт, позже в Ленинград. В это время написаны сюжеты о жизни в тылу.

После войны художник был приглашен во ВГИК в качестве преподавателя. Совмещая преподавательский труд с творчеством, он принимал участие в работе над кинофильмом «Кубанские казаки», оформлял театральные постановки, иллюстрировал книги и увлечённо рисовал городские пейзажи послевоенной Москвы и натюрморты.

За театральные декорации художник дважды удостаивался государственной премии — в 1947 и 1950 годах. С середины 50-х годов прошлого столетия он получил возможность посещать зарубежье, написал цикл очерков и картин. В 1954 году Пименов был приглашён в АХ СССР, а в 1962 избран академиком. На склоне лет получил звание народного художника СССР (1970) и высокую награду Советского Союза — орден Ленина (1973). Талантливый живописец ушёл из жизни 6 сентября 1977 года.

Классовый разрыв

«Фидий вместе с нами!» — писал скульптор Сергей Конёнков в статье «Думы скульптора» в 1956 году i . В этом возгласе старейшины советского искусства видится и неосознанная отсылка к «Двенадцати» Блока («В белом венчике из роз  /  Впереди — Иисус Христос»), и новое понимание художественного труда, возникшее в годы оттепели. Обновление художественной индустрии с помощью античности и сопутствующего ей культа молодости можно рассматривать как частичное и довольно робкое отражение дебатов о роли искусства и труда в первые годы революции. Некоторые темы вернулись в полном объёме, некоторые остались за пределами внимания как официальных, так и неофициальных художников.

Взаимодействие искусства и промышленности с самого начала было важнейшим нервом советской изобразительной культуры, но к середине 1950‑х понимание профессий художника и рабочего сильно изменилось под влиянием экономических факторов. «Около 1960 года произошли три не самых заметных, но важных для страны события. Первое — это её окончательное превращение в промышленную и городскую. Второе — вступление самой индустрии в новую стадию развития. Третье — перестройка внешней торговли» i . Макроэкономическая ситуация привела к тому, что возвращение к радикальным точкам зрения на индустриальный и художественный труд было уже невозможно: попытки выстроить новое общество через слияние с производством потеряли актуальность в контексте окончательно оформившегося разрыва между классами — рабочим и, так сказать, креативным. Использование сравнительно недавнего термина Ричарда Флориды для среды советских художников может показаться натяжкой. Но эта среда имела все признаки отдельного класса — особое отношение к средствам производства и продуктам своего труда (отчуждение с сохранением авторства), отдельная система образования и поощрения, наконец, полуофициальная форма владения недвижимостью, предполагавшая, например, передачу мастерских по наследству в художественных династиях или сдачу их внаём за ненадобностью.

Члены ОСТ[ | ]

Всего ОСТ объединял более 30 художников.основные:

  1. Анненков, Юрий Павлович
  2. Вильямс, Петр Владимирович
  3. Волков, Борис Иванович
  4. Гончаров, Андрей Дмитриевич
  5. Дейнека, Александр Александрович
  6. Купреянов, Николай Николаевич
  7. Лабас, Александр Аркадьевич
  8. Лучишкин, Сергей Алексеевич
  9. Меркулов, Юрий Александрович
  10. Пименов, Юрий Иванович
  11. Тышлер, Александр Григорьевич
  12. Штеренберг, Давид Петрович

прочие:

  1. Аксельрод, Меер (Марк) Моисеевич
  2. Алфеевский, Валерий Сергеевич
  3. Антонов, Федор Васильевич
  4. Барто, Ростислав Николаевич
  5. Барщ, Александр Осипович
  6. Берендгоф, Георгий Сергеевич
  7. Булгаков, Борис Петрович
  8. Бушинский, Сергей Николаевич (с 1928)
  9. Вайнер, Лазарь Яковлевич
  10. Васильев В.
  11. Вялов, Константин Александрович
  12. Горшман, Мендель Хаимович
  13. Денисовский, Николай Федорович
  14. Доброковский, Мечислав Васильевич
  15. Зернова, Екатерина Сергеевна
  16. Кищенков (Лик) Л. И.
  17. Клюн, (Клюнков) Иван Васильевич
  18. Козлова, Клавдия Афанасьевна
  19. Костин, Сергей Николаевич
  20. Коляда, Сергей Авксентьевич
  21. Кудряшев, Иван Алексеевич
  22. Купцов, Василий Васильевич
  23. Игумнов, Андрей Иванович (с 1929)
  24. Люшин, Владимир Иванович
  25. Мельникова, Елена Константиновна
  26. Никритин, Соломон Борисович
  27. Нисский, Георгий Григорьевич
  28. Пархоменко, Константин Кондратьевич
  29. Перуцкий, Михаил Семенович
  30. Побережская А. И.
  31. Попков, Иван Георгиевич
  32. Прусаков, Николай Петрович
  33. Тряскин, Николай Адрианович
  34. Тягунов, Владимир Петрович
  35. Шифрин, Ниссон Абрамович
  36. Щипицын, Александр Васильевич
  37. Эллонен, Виктор Вильгельмович

[править] Литература

  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.21.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.32.
  • Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Плакат. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М.: Министерство культуры РСФСР, 1960. С.64.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.41.
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. М.: Советский художник, 1965. С.30.
  • Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М.: Министерство культуры РСФСР, 1967. С.43.
  • Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.18.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976. С.27.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.19.
  • Валерий Васильевич Пименов. Выставка произведений. Составитель каталога Г. Г. Макаров. Автор вступ. статьи И. М. Блянова. Л.: Художник РСФСР, 1983.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.102.
  • Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997. С.295.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.357, 365, 366, 370, 372, 395, 397.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.61.
  • Художники Петровской Академии наук и искусств. СПб.: ИПП «Ладога», 2008. С.142-143.
  • Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.340-342, 352, 357, 372, 378, 380, 394, 395.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: