Василий Васильевич Переплетчиков 30101863 — 1918 — Биография художника, известные произведения, выставки

Смерть

Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.

Могила Константина Васильева

Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия. Похоронен художник в родном поселке Васильево.

Как и где искать?

Сайт «Подвиг народа» — это самая полная и актуальная база данных по участникам Великой Отечественной Войны — есть информация практически обо всех воинах. На первом этапе оцифровки с 2010 по 2015 года было внесено 30 миллионов записей по награждению орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также информация по 22 миллионам орденов Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы, а также 200 тысяч архивных дел общим объемом 100 миллионов листов!

Такая огромная работа была проделана ради главной цели проекта:

Далее вы более подробно можете узнать о возможностях сайта.

Есть 3 главных вариантов поиска:

  1. Поиск людей и их наград
  2. Поиск указов и приказов о награждение
  3. Поиск данных по месту и времени

Чтобы найти человека используйте первый вариант поиска, для этого откройте сайт и перейдите на вкладку «Люди и награждения» и введите фамилию и имя человека, награды которого нужно найти.

Для поиска указов и данных по месту проведения военных действий, советуем использовать другой сайт — «Память народа» о котором будет рассказано ниже. Если вы хотите произвести поиск по номеру награды, то этого не получится сделать, т.к. в документах по награждению номера наград не указаны.

Если информация о судьбе человека не известна, то сайт «Подвиг народа» вам не подойдет, т.к. он не содержит данные о погибших или без вести пропавших. Такую информацию следует искать на сайте www.obd-memorial.ru пробуя различные написания фамилий и имен т.к. в документах военного времени могли содержаться ошибки в ФИО или дате рождения.

Напомним, что инициатором данного проекта является Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, а техническая поддержка осуществляется компанией «ЭЛАР». Спасибо им за этот сайт!

Информация берется из двух фондов: Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) и Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).

Живопись

Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.

Картина Константина Васильева «Струна»

В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову Пикассо и Дали, постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».

Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие. Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику». В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от Людвига ван Бетховена до Дмитрия Шостаковича.

Картины Константина Васильева «Лесная готика» и «Осень»

К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.

Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».

Картина Константина Васильева «Валькирия над сраженным воином»

Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.

С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус». Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых. В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.

Картины Константина Васильева «Человек с филином» и «Святовит»

В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие». Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени. Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».

Картины на выставке

В Третьяковской галерее выставлены:

  • «Зима в лесу», 1895 г.
  • «Начало весны», 1896 г.
  • «Пейзаж», 1899 г.
  • «Базар в Архангельске», 1902 год.
  • «Цветущая вишня», 1915 год.

В Русском музее экспонируются:

«Село Криво к северу от Двины», 1912 год.

В музее-заповеднике Плес также выставлены картины:

  • «Лодка на берегу» Начало. XX в.
  • «Церковь Воскресения Христова в Гороховце», 1903 год.
  • «Село Севера» (в Усть-Пинеге), 1908 год.
  • «Деревенский пейзаж», 1886 год.
  • «Пейзаж с хижиной», 1907 год.

Его картины до сих пор находятся в музеях Владимира , Воронежа , Ростова , Барнаула , Иркутска , Ставрополя , Ульяновска и др., А также в частных коллекциях.

биография

Переплетчиков происходил из буржуазной семьи в Москве в 1863 году . Учился в Практической академии коммерческих наук . Именно под руководством Александра Киселева он начал заниматься живописью. В 1872 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , где стал учеником Василия Поленова . Затем он изучал архитектуру.

Но встреча с Иваном Шишкиным заставила его изменить свои планы на будущее и он выбрал живопись, а не архитектуру. Затем он стремится заявить о себе в Москве, чтобы не остаться без средств, и щедро раздает свои визитки на первых выставках. Его творческие порывы часто приводят его в разные области художественной жизни.

В 1880-е годы он регулярно выезжал в Звенигород вместе с Адольфом Левитаном  (ru) , Константином Коровиным или в Плес на Волге . В то время он также участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества .

Вместе с друзьями он начинает издавать «Журнал русских рисунков русских художников». В первом выпуске в 1886 году появляются рисунки Сергея Иванова , Константина Коровина , Исаака Левитана , Виктора Симов  (RU) , Алексей Степанов и другие. Переплетчиков тоже участвует с литографией. С 1890 по 1900 годы вместе с Исааком Левитаном, Леонидом Пастернаком и другими художниками они преподавали в Институте живописи и архитектуры Анатолия Гунста .

В 1891 году Переплетчиков издал сборник пейзажных рисунков (пером, карандашом, углем), свидетельствующий о тщательном изучении им творчества Ивана Шишкина .

В 1892 году вместе с Александром Киселевым , Николаем Клодтом , Леонидом Пастернаком , Алексеем Степановым и Иваном Шишкиным участвовал в оформлении Московского художественно-литературного обозрения «Художник», выполняя рисунки для литературной части обзора.

Переплетчиков Василий Васильевич (1863-1918)

Василий Васильевич Переплетчиков обладал острым умом, наблюдательностью и был несомненно ярко одарен. Его способности в самых различных областях изобразительного искусства (он занимался живописью и графикой), литературы (он писал прозу и стихи), его энергия и инициативность в устроении художественной жизни (он организовывал выставки, участвовал в создании новых объединений и т.д.) не давали ему возможности остановиться на чем-нибудь одном, чтобы посвятить себя избранному роду занятий наиболее целеустремленно и полно. Создается впечатление, что он может быть даже не стремился заключить свои интересы в какие-либо рамки рационального самовыражения. Его занимало все: и новые течения в живописи, и возможность проявить себя в качестве очеркиста, и осуществление такой извечной мечты человека, как тяга к путешествиям.

В каждой области, которой В.В. Переплетчиков занимался, он был известен, и в то же время в конце XIX — начале ХХ столетия были художники, литераторы, путешественники более авторитетные, прославившие себя делами куда более значительными. Однако может быть никто из них не обладал тем комплексом дарований, желанием разнообразных свершений, которым наделен был Переплетчиков — один из самых ярких участников художественной жизни предреволюционной поры, являющийся непременным представителем русской (и особенно — московской) культуры того времени.

«Коренной москвич»
Жизнь Василия Васильевича Переплетчикова изначально была отмечена московскими традициями. Он родился в купеческой семье. Первоначальное образование Василий Переплетчиков получил в Практической Академии коммерческих наук.

Еще находясь в Академии, он почувствовал склонность к занятиям искусством и начал брать частные уроки у передвижника А.А. Киселева. Вслед за тем поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где стал изучать архитектуру.

Знакомство с И.И. Шишкиным заставляет Переплетчикова еще раз изменить род занятий. Оставив архитектуру, он посвящает себя целиком изобразительному искусству, пробуя свои возможности в графике и живописи

Его жизнь той ученической (и последующей тоже) поры – обратим на это внимание – в отличие от большинства коллег по искусству была материально благополучной, и уже в каталогах ранних выставок он (редкий случай для молодого художника) указывал постоянный адрес: «Против Яузких ворот, Хлудовский тупик, собственный дом». Такое независимое положение, казалось бы, должно облегчать ему занятия избранной профессией, но это же, может быть, больше всего станет мешать Переплетчикову в реализации своих художественных возможностей

Он и впоследствии в порыве различных увлечений не уставал себя пробовать в других областях. И отнюдь не безуспешно, т.к. был несомненно одарен.

«Известный художник»
Обратившись к изобразительному искусству, Переплетчиков сближается с московской художественной средой своих сверстников, прошедших, как и он, школу Училища живописи, ваяния и зодчества. Это были А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.В. Иванов, Н.А. Клодт, К.А. Коровин, И.И. Левитан, А.С. Степанов и некоторые другие художники; с ними Переплетчиков станет работать рядом, а позже — создавать новые выставочные организации.

Первоначальные профессиональные интересы Переплетчикова были обращены к графике. В 1880-е – 90-е годы он много времени уделяет рисунку, изучает различные техники графического искусства (пастель, уголь, перо, карандаш, литографию, акварель), участвует совместно с С.В. Ивановым в деятельности рисовальных классов (1888).

Память народа

Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное — больше информации, карт и исторических данных.

С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.

На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.

Рисунок 1 — Современная карта боевых операций во время ВОВ.

На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.

Рисунок 2 — Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.

Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.

Личная жизнь

О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.

Портрет Константина Васильева

Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.

По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».

Биография

Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.

Художник Константин Васильев

Биография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет. Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.

Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.

Константин Васильев в молодости

По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.

«Ответственный» за переезд отец – заядлый охотник и рыбак – влюбился в эти места и решил обосноваться с семьей именно здесь. До сооружения Куйбышевского водохранилища здесь текла полноводная Волга, обрамленная крутыми берегами, спрятанная поутру от глаз сизыми туманами. Одна из картин художника – «Над Волгой» – вдохновлена поэзией этого края.

Картина Константина Васильева «Над Волгой»

С детства Костя избегал шумных игр со сверстниками, предпочитая тихую рыбалку с отцом, изучение литературы и истории живописи с матерью. Талант к рисованию обнаружился рано. Будучи дошкольником, изображал окружающую обстановку, позже ловко копировал шедевры других авторов. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» — первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами, а «Витязь на распутье» — вторая.

По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в «Комсомольской правде» опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный, но мальчик сдал все экзамены на пятерки и, получив место, в 12 лет переехал в Москву.

Константин Васильев

Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.

Юный Васильев проводил часы в «Третьяковке». Здесь же впервые вживую увидел «Богатырей», поразивших его в раннем детстве. Изучал собранные в залах произведения искусства, искал форму творческого самовыражения. В 15 лет написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора.

Автопортрет Константина Васильева

Спустя 2 года Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой – увлечение юноши абстракционизмом и сюрреализмом, бывших в СССР не в чести. Образование закончил в 1961 году. Получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет. Выпускная работа – эскизы оформления сцены к пьесе-сказке «Снегурочка» Александра Островского – не сохранилась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: