Владимир иванович овчинников

Личная жизнь

Владимир Даль был женат дважды.

Его первой супругой стала Юлия Христофоровна Андре. Церемония состоялась в 1833 году. У пары родилось двое детей: дочь Юлия, названная в честь матери, и сын Лев. Жена была свидетелем дружбы Пушкина и Даля, подробно описывала их отношения в своих письмах. В 1838-м супруга скончалась.


Юлия Андре, жена В.И. Даля

Почти через 2 года вдовец женился во второй раз, на Екатерине Львовне Соколовой, которая была дочкой армейского служащего, героя отгремевшей Отечественной Войны. В браке на свет появились дочери Екатерина, Мария и Ольга.

Потомки Даля не пошли по стопам своего знаменитого отца. Вторая по счету, Юлия, умерла в довольно молодом возрасте. Сын Лев стал архитектором и большим специалистом по зодчеству. Его заслуги признавали на самом высоком уровне. В Нижнем Новгороде по проектам Льва Владимировича был выстроен Ярморочный собор, Церковь святых Космы и Дамиана


Владимир Иванович Даль с Екатериной Львовной и детьми. Фото 1860-е годы

Дочери сохранили воспоминания о Дале, публиковали свои впечатления. Однако самостоятельным творчеством не занимались.

Серге́й Васи́льевич Гера́симов (1885-1964)

С. Герасимов. Автопортрет (1923). Холст, масло. 88 x 66 см. Харьковский художественный музей (Харьков, Украина) Русский художник, представитель русского импрессионизма, особенно проявившегося в его пейзажах. Он создал также целый ряд эталонных соцреалистических картин.

С. Герасимов «Весна. Март». Холст, масло В историческом жанре самая известная его работа – «Клятва сибирских партизан».

С. Герасимов «Клятва сибирских партизан» (1933). Холст, масло. 173 x 257 см. Государственный Русский музей (Петербург) Картина сурова по содержанию, но выразительна и экспрессивна. В ней чёткая композиция и идейная направленность. Жанровая картина С. Герасимова «Колхозный праздник» (1937) считается одним из самых значительных произведений советского искусства 30-х годов XX в.

С. Герасимов «Колхозный праздник» (1937). Холст, масло. 234 x 372 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Одним из известнейших живописных полотен о войне стала картина С. Герасимова «Мать партизана».

С. Герасимов «Мать партизана» (1943-1950). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Сам художник говорил о замысле картины так: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Женщина тверда в своей правоте, она олицетворяет великую силу народного гнева. Она страдает, но это страдание гордого, сильного человека, поэтому лицо её кажется спокойным в эту трагическую минуту.

Учёба Владимира Даля

 
Начальное образование Владимир Даль, краткая биография которого есть в учебниках по литературе, получил на дому. Родители с детства прививали ему любовь к чтению.
 
В 13 лет Владимир вместе с младшим братом поступил в Петербургский кадетский корпус. Там они обучались 5 лет. В 1819-м Даль выпустился в должности мичмана. Кстати, об учёбе и службе на флоте он напишет 20 лет спустя в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».
 
Прослужив во флоте до 1826 года, Владимир поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки русского языка. Из-за нехватки средств ему приходилось жить в чердачной каморке. Через два года Даля зачислили в казённокоштные воспитанники. Как писал один из его биографов: «Владимир с головой погрузился в учёбу». Особенно он налегал на латинский язык. А за работу по философии его даже наградили серебряной медалью.
 
Прервать учёбу пришлось с началом русско-турецкой войны в 1828 году. В задунайской области увеличились случаи заболевания чумой, и действующей армии потребовалось усиление медицинской службы. Владимир Даль, краткая биография которого известна даже зарубежным литераторам, досрочно сдал экзамен на хирурга. Его диссертация называлась «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».
 

[править] Участники

В экспозиции были представлены работы Петра Альберти, Таисии Афониной, Всеволода Баженова, Ирины Балдиной, Юрия Белова, Петра Белоусова, Петра Бучкина, Анатолия Васильева, Петра Васильева, Ростислава Вовкушевского, Николая Галахова, Ирины Добряковой, Алексея Ерёмина, Михаила Канеева, Марины Козловской, Майи Копытцевой, Александра Коровякова, Бориса Лавренко, Петра Литвинского, Дмитрия Маевского, Владимира Малевского, Николая Мухо, Михаила Натаревича, Александра Наумова, Самуила Невельштейна, Анатолия Ненартовича, Юрия Непринцева, Дмитрия Обозненко, Владимира Овчинникова, Сергея Осипова, Виктора Отиева, Николая Позднеева, Галины Румянцевой, Капитолины Румянцевой, Льва Русова, Александра Самохвалова, Александра Семёнова, Германа Татаринова, Николая Тимкова, Леонида Ткаченко, Михаила Ткачева, Юрия Хухрова, Владимира Чекалова, Евгения Чупруна, Надежды Штейнмиллер.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко («Пугачёв»),

Пугачёв. Т.Г. Назаренко.1980

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен («Тайная вечеря»), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Признание и второй арест

 
Как литератор Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем школьникам, прославился благодаря своей книге «Русские сказки», вышедшей в 1832 году. Ректор Дерптского института пригласил своего бывшего ученика на кафедру русской словесности. Книгу Владимира приняли в качестве диссертации на степень доктора философии. Теперь все знали, что Даль – писатель, биография которого является примером для подражания. Но случилась беда. Произведение отклонил сам министр просвещения как неблагонадёжное. Причиной этому был донос чиновника Мордвинова.
 
Биография Даля описывает это событие так. В конце 1832 года Владимир Иванович совершал обход по госпиталю, в котором он работал. Пришли люди в форме, арестовали его и отвезли к Мордвинову. Тот обрушился на доктора с площадной бранью, размахивая перед носом «Русскими сказками», и отправил писателя в тюрьму. Владимиру помог Жуковский, который в то время был учителем Александра – сына Николая I. Жуковский описал наследнику престола всё, что произошло, в анекдотическом свете, охарактеризовав Даля, как скромного и талантливого человека, награждённого медалями и орденами за военную службу. Александр убедил отца в нелепости ситуации и Владимира Ивановича освободили.
 

Семья Владимира Даля

 
Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем поклонникам его творчества, родился в 1801 году на территории современного Луганска (Украина).
 
Его отец был датчанином, и русское имя Иван принял вместе с российским подданством в 1799 году. Иван Матвеевич Даль знал французский, греческий, английский, идиш, древнееврейский, латынь и немецкий язык, был медиком и богословом. Его лингвистические способности были настолько высоки, что сама Екатерина II пригласила Ивана Матвеевича в Петербург для работы в придворной библиотеке. Позднее он уехал в Йену, чтобы выучиться на врача, затем вернулся в Россию и получил медицинскую лицензию.
 
В Петербурге Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг. У них родилось 4 мальчика:
 
Владимир (род. 1801).
Карл (род. 1802). Всю жизнь прослужил на флоте, детей не имел. Похоронен в Николаеве (Украина).
Павел (род. 1805). Болел чахоткой и из-за плохого здоровья жил с матерью в Италии. Детей не имел. Умер в молодости и похоронен в Риме.
Лев (год рождения неизвестен). Был убит польскими повстанцами.
Мария Даль знала 5 языков. Её мать была потомком старинного рода французских гугенотов и изучала русскую литературу. Наиболее часто она переводила на русский язык труды А. В. Иффланда и С. Геснера. Дед Марии Даль – чиновник ломбарда, коллежский асессор. Фактически это он вынудил отца будущего писателя получить профессию медика, считая её одной из самых доходных.
 

Творческий путь

Творческая биография Владимира Даля как писателя началась на заре 30-х годов. В 1832 из-под его пера вышли «Русские сказки…». Это было первое самостоятельное произведение за авторством литератора.

Благодаря особенностям стиля, новизне, Владимира Ивановича сразу признали в столичных кругах творческой интеллигенции.

Высокого мнения о «Сказках» оказался и ректор Дерптского университета, где Даль не так давно получил образование врача. Он пригласил талантливого выпускника на факультет словесности.

Даль В.И. в 30-е годы 19 века. Худ. П. Негрешный

Однако власть усмотрела в произведении Даля недопустимый подтекст. Донос дошел до главы 3-го отделения Имперской Канцелярии, которая занималась политическим сыском.

По инициативе тогдашнего начальника жандармов Владимира Ивановича арестовали. Неизвестно, чем бы закончилась эта история. Однако за Даля вступились представители столичных литературных кругов. Среди них был Василий Жуковский, который отличался гуманизмом и довольно мягкими, либеральными взглядами.

Поэт Жуковский В.А.

Благодаря заступничеству влиятельных коллег Далю чудом удалось избежать репрессий. Все обвинения были сняты. Но оставшийся тираж «Сказок» по строгому приказу властей уничтожили.

Владимир Даль — биография

Владимир Иванович Даль — русский литературный деятель 19-го века. Будучи способным к языкам и словесности, он легко писал, быстро влился в среду литературных талантов столицы. Печатался не так много, но когда брался за перо — поражал современников.

Несмотря на это, далеко не все коллеги оценивали творчество Даля по достоинству. Были у него и недоброжелатели, которые принимали работы довольно скромно и холодно, обвиняя автора в отсутствии стиля.

Жизнь литератора складывалась непросто. Какое-то время он трудился в качестве врача. В медицине Даль нашел свое призвание. Коллеги, известные специалисты того времени признавали за ним большой талант.

Владимир Иванович прослыл умелым, опытным хирургом, в особенности активно он трудился на поприще офтальмологии. Впрочем, сам литератор не горел желанием связывать всю оставшуюся жизнь с медициной и лечить людей. Хотя и сохранил интерес к врачебному делу на долгие годы вперед.

Даль был дружен с Пушкиным, сопровождал его в поездках. По воле судьбы он помогал поэту после тяжелого ранения на дуэли.

Наибольшую известность в отечественной истории искусств и развития русского языка Владимир Иванович получил за создание своего знаменитого словаря. На работу литератору потребовалось больше 50 лет. Можно сказать, что этот труд оказался делом всей его жизни.

В своей работе Даль как специалист по филологии изложил все известные на тот момент слова, которые составляли лексику 19-го столетия. Сейчас его труд стал филологическим памятником, отражающим дух позапрошлого века.

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (1870-1939)

А. Рылов. Автопортрет с белкой (1931). Бумага, тушь, итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Русский и советский живописец-пейзажист, график и педагог. Самой известной его картиной является «Ленин в Разливе».

А. Рылов «В.И. Ленин в Разливе в 1917 г.» (1934). Холст, масло. 126,5 × 212 см. Государственный Русский музей (Петербург) Это одно из лучших произведений художника в его поздний период творчества. В этой картине художник соединяет пейзаж с историческим жанром. Пребывание Ленина в Разливе летом 1917 г. – один из основных сюжетов ленинской темы в советском изобразительном искусстве. В пейзаже и в динамичной фигуре вождя чувствуется волнение и напряжённость момента. По небу несутся облака, ветер гнёт могучие деревья, в борьбе против этих природных сил фигура Ленина устремляется навстречу ветру с твёрдой решимостью одержать победу во имя будущего. Бурное озеро и тревожное небо символизируют бурю. На землю опускаются сумерки. Ленин, ничего этого не замечая, напряжённо всматривается вдаль. Такая трактовка образа вождя – идеологический заказ советской эпохи. Активно развивается в этот время советский портретный жанр, в котором ярче всего проявляют себя Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров.

П. Кончаловский. Портрет композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1934). Холст, масло. 181 x 140,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

П. Кончаловский. Портрет В.Э. Мейерхольда (1938). Холст, масло. 211 x 233 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) В период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Мейерхольда, П. Кончаловский создал портрет этого выдающегося театрального деятеля. 7 января 1938 г. Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации Государственного театра имени Мейерхольда. Конфликт личности с окружающей действительностью художник передал через сложное композиционное решение. На холсте изображен не мечтатель, а человек, чья судьба висит на волоске, и он это знает. Через сопоставление яркого ковра, густо покрытого орнаментом, и монохромной фигуры режиссера Кончаловский раскрывает трагический образ режиссёра-реформатора.

И. Грабарь. Портрет академика Н.Д. Зелинского (1935). Холст, масло. 95 x 87 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

И. Грабарь. Портрет Владимира Ивановича Вернадского (1935)

Аркадий Александрович Пла́стов (1893-1972)

П. Бендель. Портрет художника Пластова

Художника А. Пластова называют «певцом советского крестьянства». Все его жанровые картины созданы на фоне пейзажа. Русская природа у художника всегда лирична и одушевлена. Его картины отличаются поэтической выразительностью и практически бесконфликтностью.

А. Пластов «Первый снег» (1946) Художник изобразил небольшой фрагмент из деревенской жизни. На пороге деревянного дома двое крестьянских детей, скорее всего, сестра и брат. Проснувшись утром, они увидели снегопад и выбежали на крыльцо. Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице, и сунула ноги в валенки. Дети с удивлением и восторгом смотрят на первый снег. И эта радость, этот детский восторг от красоты природы передаётся зрителям. Пластов – убеждённый реалист. Поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Пластов считал: главное для художника – увидеть эту красоту и передать её на полотне. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий.

А. Пластов «Золотая опушка» (1952). Холст, масло. 57 x 76 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

А. Пластов «Сенокос» (1945). Холст, масло. 193 x 232 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Художник создал серию картин о Великой Отечественной войне. Полотно «Фашист пролетел» наполнено трагизмом, оно считается шедевром советского искусства военного и поствоенного периода.

А. Пластов «Фашист пролетел» (1942). Холст, масло. 138 x 185 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Художник А. Дейнека продолжает работать над своими излюбленными темами.

Никола́й Петро́вич Крымов (1884-1958)

Николай Крымов (1921) Н.П. Крымов родился в семье художника-передвижника, поэтому первоначальное направление его творчества было таким же. В годы учебы (1905-1910) склонялся к импрессионистическому изображению природы, нежные пастельные тона и легкие мазки придавали его полотнам одухотворенный и невесомый вид. В 20-е годы стал приверженцем русской реалистической живописи.

Н.П. Крымов «Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького в Москве» (1937). Холст, масло. 81 x 135 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Последний период творчества живописца связан с рекой Ока и небольшим городом Таруса, куда Крымов приехал погостить. Он был очарован местными пейзажами и рекой Окой, которая «дышала свободой».

Н. Крымов «Улица в Тарусе» (1952) Отражением любви к Тарусе стали картины «Перед сумерками», «Поленово. Река Ока» и ряд других. У художника много зимних пейзажей.

Н. Крымов «Зима. Крыши» (1934)

Тема войны в живописи

В живописи послевоенного времени сер. 1940 — кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: «Письмо с фронта» А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;

Письмо с фронта. А.И. Лактионов. 1947

композиция «Отдых после боя», в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;

Отдых после боя. Ю.М. Непринцев. 1951

работа А.А. Мыльникова «На мирных полях», радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;

На мирных полях. А.А. Мыльников. 1953

самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского — «Над снегами» и др.

Г.Г. Нисский. Над снегами. 1964

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева — “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Большевик. Кустодиев. 1920

К.Ф. Юон. Новая планета. 1921

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом – “аналитическим реализмом ” — являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

1918 год в Петрограде (или Петроградская мадонна). К.С. Петров-Водкин. 1920 ГТГ

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Закат. А.А. Рылов. 1917

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности. По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору. Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

Последующая жизнь

После смерти Александра Сергеевича Даль окончательно перебрался в Петербург. В 1841 он устроился на чиновничью должность к тогдашнему министру внутренних дел Льву Перовскому. Владимир Иванович заведовал его канцелярией.

Не забывал Даль заниматься и литературой. На 40-е пришелся расцвет его собственного творчества. В начале нового десятилетия автор в основном работал в жанре публицистики. Готовил статьи, материалы, очерки, описывающие социальную среду 19-го века, общество, в котором он жил.

В тот же период военное ведомство поручило Далю составить учебники зоологии и ботаники. Тот с радостью принял новую задачу.

Из-под его пера вышли книги, в которых образным и живым языком излагался научный материал. А. Сапожников подготовил около 700 иллюстраций, чтобы дополнить учебники, подготовленные Далем.

Фото В.И. Даля, 1860-е годы

К концу десятилетия Владимир Иванович подумывал о том, чтобы вернуться в провинцию. В Санкт-Петербурге он был далеко от крестьянства и живого русского языка.

В 1849 литератор перевелся в Нижний Новгород, где и трудился на протяжении последующих лет. В 53 он подготовил сборник пословиц. С изданием было много проблем. Цензура никак не хотела пропускать работу.

В начале нового десятилетия Даль серьезно подпортил репутацию и стал нерукопожатным в глазах очень большого количества прогрессивных интеллигентов. Он публично высказался о том, что против обучения крестьянства грамоте. Потому как умные земледельцы могут стать опасны для общества.

Ему в противовес высказались многие мыслители и литераторы того времени. Сам же Даль лишился значительного числа сторонников.

В 1859 Владимир Иванович вышел в отставку. На тот момент он имел высокий чин, был статским советником. Последние годы своей жизни В. И. Даль провел в Пресне, в деревянном доме. После окончания службы он мог вплотную заняться литературной деятельностью.

В.И. Даль, фото в 1860-е годы

В последний период биографии творчество Владимира Даля приобрело окончательные публицистические черты. Незадолго до смерти он завершил ««Толковый словарь живого великорусского языка».»

Примерно в то же время вышел сборник пословиц в окончательной редакции. Над последними работами он трудился больше полувека. Увидеть триумф мужчина так и не успел. Реальную и широкую известность его многолетние труды, особенно словарь Даля, получили немного позже.

Словарь В И Даля

Из-под пера Даля вышла трактовка Ветхого Завета, переложенного для понимания в простонародье.

Были у лингвиста и другие увлечения, не связанные с литературой.

Известно, что он умел работать на токарном станке, играл на музыкальных инструментах, также увлекался спиритизмом, к которому пристрастился после знакомства с известным мистиком Александром Аксаковым.

Награды.

  • В 1972 г. награждён Дипломом Академии художеств СССР за серию работ, представленных на выставке «Художественное стекло заводов Российской федерации 1972 года».
  • В 1978 г. награждён Бронзовой медалью ВДНХ СССР.
  • В 1982 г. отмечен Почётной Грамотой им. Г.Г. Фейгина (Владимирского обкома комсомола).
  • В 1989 г. награждён Международным дипломом «За мастерство в стеклоделии» г. Вальсвассер, ГДР.
  • В 2000 г. признан лучшим художником года в СНГ.
  • В 2000 г. награждён Дипломом выставки «Мир стекла — 2000» (Набор для вина «Болеро», декоративная композиция «Коломенская верста»).
  • В 2007 г. удостоен звания Заслуженного художника РФ.
  • В 2003 г. награждён Почётной грамотой Министерства Культуры РФ.
  • В 2014 г. награждён Золотой медалью Академии Художеств РФ.
  • 2014 г. – Почётный Член Российской Академии художеств.
  • 2015 г. — Золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2015)
  • С 2016 г. Почётный гражданин г. Гусь-Хрустальный.

Толковый словарь

 
Всякий, кому известна биография Даля, знает о главном труде писателя – «Толковом словаре». Когда его собрали и обработали до буквы «П», Владимир Иванович хотел уйти в отставку и полностью сосредоточиться на работе над своим детищем. В 1859 году Даль переехал в Москву и поселился в доме князя Щербатого, который написал «Историю государства Российского». В этом доме прошли последние этапы работы над словарём, который до сих пор является непревзойдённым по объёму.
 
Даль ставил перед собой задачи, которые можно выразить двумя цитатами: «Народный живой язык должен стать сокровищницей и источником для развития грамотной русской речи»; «Общие определения понятий, предметов и слов – это неисполнимое и бесполезное дело». И чем предмет обиходнее и проще, тем оно мудрёнее. Объяснение и передача слова другим людям гораздо вразумительнее любого определения. А примеры помогают прояснить дело ещё больше».
 
На достижение этой великой цели лингвист Даль, биография которого есть во многих литературных энциклопедиях, потратил 53 года. Вот что о словаре написал Котляревский: «Словесность, русская наука и всё общество получило памятник, достойный величия нашего народа. Труд Даля станет предметом гордости будущих поколений».
 
В 1861 году за первые выпуски словаря Императорское географической общество наградило Владимира Ивановича Константиновской медалью. В 1868 году его выбрали в почётные члены академии наук. А после выхода в свет всех томов словаря Даль получил Ломоносовскую премию.
 

Постсоветское искусство

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Борис Владимирович Иогансон (1893-1973)

Б. Иогансон. Автопортрет

Один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. Работал в традициях русской живописи XIX в., но внёс в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Он был также преподавателем живописи, директором Государственной Третьяковской галереи в 1951-1954 гг., Первым секретарём Союза художников СССР, главным редактором энциклопедии «Искусство стран и народов мира», имел множество государственных наград и званий. Особенно известны две его картины: «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» (1937).

Б. Иогансон «Допрос коммунистов» (1933). Холст, масло. 211 x 279 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) История создания картины в данном случае необходима для осознания её идеи. «Меня лично преследовала идея сопоставления классов, желание выразить в живописи непримиримые классовые противоречия. Белогвардейщина – это особый нарост в истории, это сброд, где смешались и остатки старого офицерства, и спекулянты в военной форме, и откровенные бандиты, и мародеры войны. Каким ярким контрастом этой банде были наши военные комиссары, коммунисты, являвшиеся идейными руководителями и защитниками своего социалистического отечества и трудового народа. Выразить этот контраст, сопоставить его являлось моей творческой задачей» (Б. Иогансон). Один белогвардейский офицер сидит в золоченом кресле спиной к зрителю. Остальные белые офицеры обращены лицом. Для усиления драматического эффекта художник даёт искусственное ночное освещение. Фигура конвойного помещена в верхний темный край левого угла и представляет собой чуть заметный силуэт. В правом углу – окно с портьерой, через него льётся дополнительный ночной свет. Коммунисты находятся как будто на возвышении по сравнению с белогвардейцами. Коммунисты – девушка и рабочий. Они стоят рядом и спокойно смотрят в лицо своих врагов, их внутреннее волнение скрыто. Молодые коммунисты символизируют новый тип советских людей.

Брак Владимира Даля

 
В 1833 году биография Даля ознаменовалась важным событием: он взял в жёны Юлию Андре. Кстати, её лично знал сам Пушкин. Свои впечатления о знакомстве с поэтом Юлия передала в письмах к Е. Ворониной. Вместе с супругой Владимир переехал в Оренбург, где у них появились на свет двое детей. В 1834 году родился сын Лев, а спустя 4 года – дочь Юлия. Вместе с семьёй Даля перевели чиновником по выполнению особых поручений при губернаторе В. А. Перовском.
 
Овдовев, Владимир Иванович вновь женился в 1840 году на Екатерине Соколовой. Она родила писателю трёх дочерей: Марию, Ольгу и Екатерину. Последняя написала воспоминания об отце, которые были опубликованы в 1878 году в журнале «Русский вестник».
 

Ю́рий Ива́нович Пи́менов (1903-1977)

Известен как живописец, театральный художник, сценограф и график, плакатист, педагог. Самая известная его картина – «Новая Москва».

Ю. Пименов «Новая Москва» (1937). Холст, масло. 140 × 170 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Написана в разгар реконструкции столицы. Женщина за рулём – довольно редкое явление для тех лет. Это символ новой жизни. Необычно и композиционное решение: изображение похоже на кадр фотоаппарата. Женщина показана со спины, и этот ракурс как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город её глазами. Создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Этому способствует импрессионистская манера письма художника и нежный колорит картины. Картина проникнута оптимистическим мироощущением, характерным для того времени. Этот приём художник использовал и при написании картины «Фронтовая дорога». Эмоциональное содержание картины построено на контрасте между образом мирной, меняющейся Москвы и разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города, изображенного на картине «Фронтовая дорога».

Ю. Пименов «Фронтовая дорога» (1944) В ранний период творчества Пименов испытал влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет драматическую остроту лучших его картин этих лет: «Инвалиды войны», «Даёшь тяжёлую индустрию!» (1927), «Солдаты переходят на сторону революции» (1932). Постепенно он перешёл к импрессионизму, придерживаясь творческого принципа «прекрасного мгновения».

Ю. Пименов «Инвалиды войны» (1926). Государственный Русский музей (Петербург)

Первые шаги в литературе

 
Даль, краткая биография которого была хорошо известна его потомкам, начал свою литературную деятельность со скандала. Он сочинил эпиграмму на Крейга – главнокомандующего Черноморским флотом и Юлию Кульчинскую – его гражданскую жену. За это Владимира Ивановича арестовали в сентябре 1823 года на 9 месяцев. После оправдательного приговора суда он переехал из Николаева в Кронштадт.
 
В 1827 году Даль опубликовал свои первые стихотворения в журнале «Славянин». А в 1830 году раскрылся как прозаик в повести «Цыганка», напечатанной в «Московском телеграфе». К сожалению, в рамках одной статьи нельзя подробно рассказать об этом чудесном произведении. Если вы желаете получить больше информации, то можно обратиться к тематическим энциклопедиям. Рецензии повести могут быть в разделе «Даль Владимир: биография». Для детей писатель также составил несколько книг. Наибольшим успехом пользовалась «Первая первинка», а также «Первинка другая».
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: