Служба на Кавказе
В 1833-м в чине штабс-капитана уволился из армии и поехал заниматься хозяйством в вотчинуНаследственное земельное владение. В данном конкретном случае Муравьевы владели имением «Стоклишки» в Виленской губернии, которое государь император пожаловал отцу Николаю Назаровичу в пожизненное пользование отца в Литовско-Виленской губернии. Но помещик из Муравьева не вышел.
В 1838-м дворянин возвращается в строй. Во время Кавказской войныКавказская война (1817-1864 гг.) – военные действия Русской Императорской армии по усмирению коренных жителей горных районов Северного Кавказа служил у генерала Евгения Головина в качестве адъютанта по особым поручениям. Участвовал в военных экспедициях против горцев, боровшихся за свою национальную независимость. Был тяжело ранен в правую руку. Пуля вошла в локтевой сгиб, раздробив локтевую и лучевую кости. Травма мучила его всю оставшуюся жизнь. Муравьеву даже пришлось научиться писать левой рукой.
Кавказский период жизни Муравьева длился 6 лет с 1838 по 1844 гг. В 1840-м произведен в полковники. А в 1841-м уже в генерал-майоры. Стремительной карьере способствовали не только высокие связи, но и личные качества Муравьева: честолюбие, целеустремленность, предприимчивость, обаяние и трудолюбие.
Писатель и литературный критик И. А
Гончаров отзывался о Муравьеве как о яркой личности, отважном борце, полном внутреннего огня, созданном для совершения переворота в пустом и безлюдном крае.
Во время службы на Кавказе у Муравьева проявились ценные административные и дипломатические качества. В отличие от других русских офицеров он умел ладить с горцами, и они охотнее ему подчинялись. Об этом был осведомлен император Николай I. Государь произвел Муравьева в генералы и наградил орденом Станислава II степени.
«Я достиг вершины, и путь мой отныне – только вниз»
После заключения выгодных для России Айгунского и Пекинского договоров, казалось, что графу Муравьеву обеспечены слава и уважение в родной стране. Однако этого не случилось. Со вступлением на трон Александра III консерватизм царского правительства, напуганного активностью революционеров, усилился. Третье жандармское отделение (так называемая царская охранка) настаивало на отстранении Муравьева от губернаторства как политически неблагонадежного, уличенного в снисходительном отношении к политически ссыльным.
В 1861 г. «старый либерал и демократ» подал прошение об отставке и навсегда покинул свою резиденцию в Иркутске. В Петербурге назначен членом Государственного Совета. Но честолюбивый Муравьев понимал, что свое дело уже сделал и теперь никому не нужен. Он уехал жить в Париж к жене, откуда изредка «наезжал» в Россию на сессии Совета.
Память о великом человеке
Бывший генерал-губернатор Восточной Сибири умер в Париже в ноябре 1881 г. и похоронен на Монмартрском кладбище в семейном склепевдовы Элизабет де Ришемон. Как только весть о кончине «Сибирского Петра Первого» дошла до России, в Петербурге состоялась многолюдная панихида. Уже тогда высказывались предложения перенести прах графа Амурского на родину. Но осуществить это удалось спустя больше столетия. В сентябре 1991-го останки собирателя земель русских перевезли во Владивосток и перезахоронили возле памятника в сквере в исторической части города.
Памятник Муравьеву-Амурскому во Владивостоке
Екатерина Николаевна пережила мужа на 16 лет. Позже она была награждена орденом Святой Екатерины, который выдавался дамам высшего света в поощрение заслуг их мужей. Награда сия была заслуженной, ибо она сопровождала и вдохновляла мужа во всех его путях и начинаниях.
Ранние годы
Шел 1944 год. Красная Армия пробиралась по Европе, освобождая один город за другим. Советские солдаты подошли к границам Германии. Жизнь возвращалась в привычное русло – Москва оживала. Наконец-то с домов исчезли тревожные маскировки, в столицу привезли эвакуированные картины и скульптуры.
О том, что война продолжается, напоминали карточки на продукты, но жители города уже чувствовали, что победа не за горами. В удивительное время эмоционального подъема после тяжелейших испытаний появился на свет Вова Любаров. Будущий известный художник родился 4 сентября 1944 года в обычной семье советских служащих.
Семья будущего художника жила в коммунальной квартире. В крошечной проходной комнате, где Вова ютился с родителями, места было так мало, что спать мальчику приходилось в оцинкованном корыте, которое также использовали в хозяйстве. Как признается сам автор, свою необычную колыбель он нежно полюбил и запомнил на всю жизнь.
Банановая республика, 2009 г. Холст, масло, 60 х 90 см
Все его детство прошло под знаком войны. Во дворе мальчишки постоянно играли в войнушку. Когда начал рисовать, Владимир Любаров ответить затрудняется – так давно это было. Зато точно помнит, что героями первых рисунков были солдаты. Советские всегда побеждали.
Участь немцев была незавидной – поверженные враги лежали на его рисунках в луже собственной крови. Был у художника и фирменный штрих. Сверху картинки делал неизменно «каляку-маляку». Взрослые удивленно спрашивали, что же это такое нарисовано, на что мальчик серьезно отвечал, что это дым. В каждом фильме о войне такой дым был на поле боя во время стрельбы.
О том, что идет набор в художественную школу, 11-летний Вова Любаров узнал из новостей по радио. Мальчик сразу же заявил маме, что хочет там учиться. Мама сначала в способности сына не очень-то верила, но под его напором сдалась. Самостоятельный Вова сам на трамвае доехал до школы при институте имени Сурикова и записался на экзамен.
Вступительное испытание будущий художник сдал без труда. Нарисовал полного мужчину и объяснил, что это – Садко. Экзаменаторы удивились, почему былинный герой изображен такими толстым. Художник позже в интервью признался, что сам всегда был худым, а мечтал выглядеть так, как герои на его рисунках.
Люся помыла голову, 2008 г. Холст, масло, 60 х 70 см
Необычные картины автора
Автор называет свои работы ласково и просто – «картинки». На полотнах с легкой руки мастера реалистичные герои уживаются со сказочными. Тракторист дядя Вася общается с русалкой, а рядом с влюбленной деревенской парой прогуливается сказочная корова. Особое настроение передает манера изображения – легкая, с детской непосредственностью и любопытством художник заглядывает в мир своих героев.
До 2014 года у художника вышло семь серий. «Основано на реальных событиях» – так иногда пишут в кино. Картины Владимира Любарова, конечно, в жизнь воплотить получится вряд ли, да и нет у задуманных сюжетов таких целей. Однако много пересечений с творческим путем художника найти на полотнах можно. Первая серия названа «Деревня Перемилово в честь реально существующей деревни, с которой жизнь мастера тесно связана с начала девяностых годов.
“Лампочка” 2006 г.
Супруги Любаровы решили купить дачу. Поиски продолжались долго – никак не получалось найти подходящий вариант. По объявлениям иногда уезжали далеко от Москвы. Однажды даже оказались в 200 километрах от столицы во Владимирской области. Искали село Ивановское, но заблудились. Внезапно рядом с незнакомой деревенькой «Москвич» художника предательски заглох. Ничего не поделаешь – пришлось идти за помощью к местным жителям.
На смену расстройству от мелких неприятностей пришла внезапная радость – оказалось, что тут продается подходящий дом. Природа впечатлила, а простые в общении и отзывчивые местные жители произвели приятное впечатление. Рекомендованный к просмотру дом оказался кривой, но крепкий. Семья в нем переночевала. Обдумав все, решили остаться. Так Перемилово стало вторым домом художника, а затем появилось и на его полотнах.
«Уйти в «деревенский астрал» у меня получается еще не так хорошо, как у местных, но все же есть нечто, что нас роднит, – рассказывает мастер. – Мы все работаем руками. Они чинят избу, копают грядки, плотничают, а я вожу по картине кисточкой».
Первый цикл «Деревня Перемилово» включил в себя 300 живописных и графических работ. Сейчас в глубинке мужчина живет почти круглый год – картины пишет в мастерской на чердаке. Тут появились серии «Физкульт! Привет!», «Едоки», «Наводнение» и другие.
Еврейское счастье
Одна из серий называется «Еврейское счастье». В Перемилово внезапно появились жители новой национальности. Как появилась такая необычная идея?
Когда художник работал в издательстве «Текст», его приглашали на книжные ярмарки в Европу. Во время одной из таких поездок организаторы прямо с самолета увезли Владимира Любарова на открытие и напоили бельгийским пивом. Утром художник вышел из гостиницы с тяжелой головой и увидел человека в черной шляпе с длинной бородой. Потом еще одного такого же. В голову стали лезть нехорошие мысли – чем же таким напоили накануне?
Но все оказалось прозаичнее – мужчину поселили на углу еврейского квартала. У советского гражданина был настоящий культурный шок. Позже он решил оживить Перемилово необычным способом. Тем более, оказалось, что во Владимирской области рядом до революции был уезд – триста еврейских домов. Поэтому долго он не думал – новые жители с легкостью заселили уютную деревеньку.
Суббота, 1998 год. Холст, масло, 60 х 100 смЕврейская свадьба. 2014. Холст, масло, 70 х 70 смБлагословение Луны. 2013 г. Холст, масло, 60 х 70 смПервая шляпа. 2013 г. Холст, масло, 50 х 60 смТашлих. 2014 г. Холст, масло, 70 х 70 см
Личная жизнь
С портрета жены художника на зрителя смотрит брюнетка с вдумчивым взглядом глубоко посаженных карих глаз. Это Генриетта Григорьевна Серова. Картины, посвященные супруге, Владимир Александрович писал в 1960-е годы. Они нежны, чувственны и разительно не похожи на громкие полотна социально-политической направленности.
Супруга живописца — автор монографий по творчеству Василия Савинского и Николая Касаткина. Она родила мужу детей — Ярослава и Марию.
Дочь и жена Владимира Серова
Музей в Эммаусе хранит страницы альбома, где Серов вел живописную летопись жизни дочери. Здесь скетчи и наброски девочки с первых лет: сначала она у материнской груди, потом делает первые шаги, затем держит ложку и гладит собаку. Эти бытовые зарисовки излучают нежность, лиризм и открывают художника как глубоко любящего отца и мужа, личная жизнь которого была скрыта от посторонних глаз.
До сих пор стоит вопрос, был ли у живописца, воспевавшего дело революции, конъюнктурный мотив, или тот хранил верность партии по зову сердца. Известно только, что его старший брат Николай подвергся репрессиям в 1939 году, и Серову с семьей даже пришлось скрываться в дедовом доме в Эммаусе.
Биография автора
Неожиданные повороты сюжета и вдохновляющие встречи – чего только не было на пути художника. С нежностью и теплом он вспоминает врезавшиеся в память фрагменты. Например, как спал в детстве в корыте или как любимый «Москвич» заглох неожиданно в глубинке, где суждено было семье художника обрести второй дом.
Удивителен и тот факт, что свою карьеру он начал с необычной должности – работал маляром на авторемонтной базе. Плакат с надписью «На территории автобазы курить строго запрещается!» понравился директору, который признал талант автора и сказала, что наконец-то прислали на работу настоящего мастера.
Случайный Вальс.2018 г. Холст, масло, 90 х 100 смКартина из серии “Ниже уровня моря”
Последние статьи
-
Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44 -
Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24 -
Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02 -
Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40 -
Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22 -
Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31 -
Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19 -
Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50 -
Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18 -
Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15
Все статьи
Выставки Владимира Семеновича Любарова
Российский художник знаком жителям многих стран. С его работами познакомились жители Германии, Люксембурга, Франции. Неоднократно его работы вставлялись и в России – в Третьяковской галерее, Русском музее, музее истории Санкт-Петербурга и Литературном музее.
Утро на берегу Лебединого озера, 2017г.Лабухи. 2017. Холст, масло, 110 х 120 см
Если сравнивать живопись с литературой, то вряд ли получится выбрать один жанр. Смесь притчи, басни, сказки, сатирического рассказа – каждый увидит в творчестве художника что-то свое.
Фото с выставки 2007г. Слева – Вячеслав Полунин
Искрометный юмор, внимательность к деталям, детское любопытство и непосредственность – таким представляется автор изумленным зрителям, которые в первый раз увидели его работы. Тут все как в жизни – многообразие передается не цветами и четкими формами, а едва различимыми оттенками и не всегда сразу заметными, но важными для понимания смысла деталями.
Глазами Владимира Любарова на мир русской глубинки посмотрели жители разных стран – книга «Русские пословицы» с его иллюстрациями вышла сначала в Англии, потом в США. Персональные выставки российского художника и графика тепло приняли в Европе. Его работы хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.
В статье использованы картины с официального сайта автора www.lubarov.ru.
Читайте далее:
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Что такое сюрреализм?
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Chintamani Alchemistry. Интервью с автором бренда
Изящество в серебре – украшения дизайнера Юли Диди
Благородное происхождение
Николай Николаевич происходил из знатного дворянского рода Муравьевых. Род этот вел свою родословную от боярского рода Аляповских. Фамилия Муравьев произошла от прозвища одного из боярских сыновей Муравей, которого великий князь Московский Иван III в 1488 г. отправил на службу в Новгород и которому суждено было стать родоначальником дворянского рода Муравьевых.
Николай Муравьев — будущий генерал-губернатор Восточной Сибири и граф Амурский — родился 11 (23) августа 1809 года в Санкт-Петербурге.
Отцом будущего приобретателя для России Амура был статс-секретарь, управляющий Собственной Его Величества канцелярией и по совместительству новгородский губернатор Николай Назарьевич Муравьев. Государственную должность статс-секретаря мог замещать глава центрального ведомства, министерства или помощник министра.
У Николая Назарьевича от двух браков было 17 детей: 10 сыновей и 7 дочерей. Правда, большинство из них умерло в раннем возрасте. Зрелых лет достигли только три мальчика и шесть девочек. Николай, будущий граф Муравьев-Амурский, среди них был старшим.
Мать Екатерина Николаевна Мордвинова – «достойная женщина, весьма образованная, с направлением религиозным» – была дочерью псковского помещика, адмирала и морского министра Николая Семеновича Мордвинова.
Коля рос в четырехэтажном особняке с бесчисленным количеством комнат в условиях, приближенных к королевским. Его младшие братья и сестры ни в чем не знали отказа.
Сюрреализм сюрреализму рознь…
Метафоричный реализм от художника Владимира Куша.
«Работая над созданием картин, я открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я рисую не просто милые, сентиментальные картинки, а пытаюсь выразить нечто воспринимаемое и понятное многим, нечто, что оставляло бы тёплый след в душе».
Бои на шахматной доске. Художник: Владимир Куш.
Book of Books. / Книга книг. Художник: Владимир Куш.
Ветряные мельницы. Художник: Владимир Куш.
Метафоричный реализм от художника Владимира Куша.
Moonlight Sonata. / Лунная соната. Художник: Владимир Куш.
Horn of Babel. / «Рожок беспорядка». Художник: Владимир Куш.
Eye of the Needle. / Игольное ушко. Художник: Владимир Куш.
Коктейль сюрреализма и абсурда на полотнах русского художника Майкла Шеваля.
Память о Муравьеве-Амурском
Главная улица Хабаровска – бывшая Карла Маркса – на участке от Комсомольской площади до площади Ленина в 1992 году была переименована в улицу Муравьева-Амурского. Думается, это справедливо, поскольку русский губернатор Муравьев имел куда большее отношение к Хабаровску, чем немецкий философ и ученый К. Маркс.
Памятная табличка на здании Дальневосточной научной библиотеки
- Иркутск – барельеф с портретом губернатора на пьедестале памятника императору Александру III.
- Хабаровск:
- памятник Муравьеву-Амурскому был воздвигнут на утесе в 1891 г.
- Улица Муравьева-Амурского – центральная магистраль краевой столицы. Историческое название было возвращено в 1992 г.
- Парк Муравьева-Амурского.
- Владивосток. Памятник в полный рост открыт 2 июля 2012 г. в городском сквере между улицами Лазо и Суханова, где в 1991 г. захоронены останки графа, привезенные из Франции. По замыслу скульптора генерал-губернатор стоит в парадном кителе и держит в руке свиток – Айгунский договор, давший России Дальний Восток. Взгляд Муравьева обращен на бухту Золотой Рог, куда вот уже более полутора веков прибывают русский и иностранные морские суда.
- Полуостров Муравьева-Амурского – вытянутый участок суши в заливе Петра Великого в Японском море, на котором расположена континентальная часть Владивостока.
- Благовещенск. Здесь можно найти сразу 2 памятника графу: один на территории храма, другой – на набережной реки Амур. Амурская областная научная библиотека Благовещенска названа в честь Муравьева-Амурского.
- На 5-тысячной рублевой банкноте, посвященной Хабаровску, на фоне набережной Невельского и хабаровского утеса изображен памятник Муравьеву-Амурскому.
Граф Муравьев-Амурский на лицевой стороне пятитысячной купюры банка России
Тульский губернатор и супруг французской аристократки
В 1845 г. Муравьев подал прошение об отставке по состоянию здоровья. Уехал лечить руку во Францию, отдыхал на курорте в Кёльне. Там он встретил будущую спутницу жизни француженку-аристократку Элизабет Де Ришемон. Тогда Муравьев не решился сделать ей предложение, т. к. получал лишь жалование военного и жил в постоянных разъездах.
По возвращении в Петербург, Муравьева причисляют к Министерству Внутренних Дел и командируют в Новгородскую губернию для производства ревизии. Муравьев произвел глубокую и объективную ревизию. За что 16 июня 1846 г. назначен тульским военным и гражданским губернатором.
Получив губернаторское жалование и служебный дом, Муравьев немедля отправил письмо мадемуазель Ришемон в южную Францию с предложением руки и сердца. Элизабет дала согласие, переехала жить в Россию и выучила русский язык. Чтобы обвенчаться в церкви, француженке пришлось перейти из католичества в православие. Элизабет де Ришемон исчезла, а вместо нее появилась Екатерина Николаевна Муравьева. Имя и отчество она взяли в честь матери мужа.
На новой должности Муравьев зарекомендовал себя как ответственный и хозяйственный начальник, радеющий за нужды подданных. Он первым среди губернаторов поднял вопрос об отмене крепостного права как неэффективной, отжившей свое форме хозяйства. Муравьев имел большое влияние на тульское поместное дворянство и даже подвинул нескольких помещиков написать адрес Николаю I о необходимости раскрепощения крестьян.
Григорий Иванович Филипсон, пехотный генерал, пересекавшийся с Муравьевым во время службы на Кавказе, писал в мемуарах, что либеральные убеждения Муравьев любил высказывать лишь за бутылкой вина, но ради честолюбивых целей легко этими убеждениями пренебрегал.
Николай I отзывался о Муравьеве, как о «либерале и демократе», но его обращение по поводу крестьян проигнорировал. Во время визита в Тулу 5 сентября 1847 г. Его Императорское Высочество лично сообщил Муравьеву о назначении на должность Иркутского и Енисейского генерал-губернатора и командующего войсками Восточной Сибири. В то время это была самая большая, удаленная и малообжитая российская губерния. «Послужи в Сибири так, чтобы за нее я был спокоен» – напутствовал молодого38 лет по меркам того времени губернатора российский монарх.
Назначение управлять таким удаленным и до конца неизведанным краем было следствием высокой оценки государем административных способностей Муравьева. Но возможно, император хотел сослать подальше вольнодумствующего и «беспокойного» чиновника.