(1904 – 1973)
Владимир Васильевич Стерлигов – последний художник классического русского авангарда, ученик Казимира Малевича, сумевший преобразовать и выйти из пространства супрематизма, создав оригинальную пластическую систему.
Это был изобретатель новых миров в высоком хлебниковском понимании этого слова. «Земная ось скрипнула и повернулась, — говорил Стерлигов, — и всё стало новым – земля и небо». Способ связи между двумя мирами – объективным и субъективным – развивается и видоизменяется в искусстве, науке, духовно-нравственной и религиозной жизни и стремится к совершенству.
Способ «касания» их в искусстве и есть прибавочный элемент, открытый Малевичем. Это структурно- и формообразующий принцип, который переводит живопись в качественно новой состояние.
Вся история искусства по Малевичу – это рождение и смерть прибавочных элементов, в каждой смерти – новой рождение. Кубистический сдвиг вызвал к жизни новый прибавочный элемент – серповидную кривую как образ новых форм связи духовного «Я» и объекта.
Стерлигов раскрыл другую возможность кубизма – круговой, сферический момент, скрытый в нём. Две сферы, связанные касанием, содержат в себе кривую, ставшую в системе Стерлигова новым прибавочным элементом.
Кривая и производные от неё чаша и купол привели художника к новому пониманию пластического пространства, его структуры и конструкции. Пространственные структуры, возникающие в работах Стерлигова, основаны на принципе геометризации, но криволинейной, сферичной, связанной с миром природных, органических форм.
Эстетика кривой, чаши и купола была не «придумана» художником, а уловлена в духовно-нравственной жизни мира как новая и властная потребность.
Владимир Васильевич Стерлигов родился 5 (18) марта в Варшаве в семье преподавателя Университета. По переводе отца в Москву учился в гимназии, работал в библиотеке, служил в Красном Воздушном флоте (1921-1923), учился на литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов.
В 1925 Стерлигов познакомился в Москве с Верой Ермолаевой, которая посоветовала ему ехать в Ленинград учиться у Малевича. С 1926 года занимался живописью в ленинградском ГИНХУКе под руководством Малевича, осваивал принципы кубизма и супрематизма.
В 1929-1934 Стерлигов сотрудничал с детскими журналами «Ёж» и «Чиж», был близок к поэтам-обэриутам, иллюстрировал книги А. Введенского и Д. Хармса. Вместе с Л. Юдиным, В. Ермолаевой, К. Рождественским входил в группу живописно-пластического реализма.
В 1934 году, после убийства Кирова, по клеветническому доносу был арестован. Отбывал срок в лагере под Карагандой вместе с художниками В. Ермолаевой и П. Соколовым.
В 1938 был освобожден из лагеря, но был лишен права проживания в крупных городах. Сначала жил в Петушках, в 1940 принимал участие в оформлении павильона «Ленинград и Северо-Запад РСФСР» на ВСХВ. В 1941 переехал в Ленинградскую область, где его застала война. Был мобилизован и попал на Карельский фронт. После контузии в 1942 был эвакуирован в Среднюю Азию.
В Алма-Ате познакомился с Татьяной Глебовой, которая стала его женой. После окончания войны вернулся в Ленинград вместе с Глебовой, занимается живописью и рисованием, разрабатывая принципы своей чаше-купольной системы.
В 1965 (персональная) и в 1966 (совместная с Татьяной Глебовой) — выставки в Ленинграде (вторая была закрыта через 4 часа после открытия). В 1970 – две совместные выставки с Глебовой в Москве, в т.ч. в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В октябре 1973 в мастерской художника в Ленинграде состоялась последняя прижизненная выставка Владимира Стерлигова с участием его учеников – «Скрытая геометрия форм».
1 ноября 1973 года В.В. Стерлигов скончался в Петергофе.
Биография Сергея Волкова
Российский и советских художник Сергей Васильевич Волков родился в 1956 году, в городе Петрозаводск, Карельская АССР. Переехав в Москву, будущий мастер художественной лирики окончил Московскую художественную школу и Абрамцевское художественно-промышленное училище имени Васнецова. Именно стиль живописи и работы русского художника Виктора Васнецова — сформировали у Волкова особое отношение к бытию, которое он реализует в своих картинах.
Сюжетная линия картин Сергея Волкова, представляет из себя лирический романтизм, наполненный русским символизмом и фольклором, в котором ярко присутствуют как детали из советской жизни простых людей, так и современные реалии. Каждый из героев его работ имеет собственный характер, который раскрывается через чувствительность, настроение и мягкое эмоциональное начало.
«Таганка», 1985, масло, холст
Получив творческое образование, художник Сергей Волков становиться членом Московской Организации Союза Художников. Начиная с 1980-х годов, он начинает активно участвовать в всевозможных московских выставках и получает признание в зарубежных арт-галереях.
Несмотря на творческий лиризм самого художника, его популярность в европейских странах, основана в основном на мягкой иронии в адрес существовавшего тогда «советского режима».
Вы читаете сайт Art Digest (znaydaydzest.ru)
Будучи современным художником, Сергей Волков является также мастером ностальгических образов. Его картины со смешными фигурками, — словно живут в вечной советской эпохе радости, блаженства и особого русского романтизма того времени.
«Место для полетов», 1992, масло, холст
В 2014 году проходят три основополагающих выставки художника: в Нью-Йорке, Вене и Риме — которые являются итогом всей его творческой работы за 20 лет. В 2020 году русский живописец издает иллюстрированный альбом своих работ «Мой Город» и открывает свои экспозиции во множестве южнокорейских городов, в том числе и в Сеуле.
Необычные и смешные картины Волкова, сближают его творчество с такими современными художниками постсоветской живописи, как Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов и Семен Файбисович.
Сейчас Сергей Волков считается непревзойденным мастером советского и российского ироничного лиризма: по настоящему раскрывая русский мягкий и добродушный характер людей в своих работах.
«Via Tribunali Napoli», 2014, масло, холст
Значение творчества писателя
Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.
Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.
Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.
Москва – как много в этом звуке…
Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.
Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.
Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.
В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.
Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год
Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.
Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.
К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:
Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».
Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.
Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».
След в истории
Владимир Васильевич Карпов поставил своеобразный рекорд – во время войны он участвовал в захвате и доставке командованию 79 «языков». Сменил две штрафные роты, как один из немногочисленных выживших, что являлось большой удачей. Всего за один военный год был реабилитирован, принят в партию, награжден орденами и медалями.
Писатель-фронтовик Владимир Карпов
Произведения бывшего разведчика захватывают читателя, они правдивы и исторически достоверны. Интересно мнение Владимира Васильевича о нашумевшем фильме «Штрафбат», он считал его неправдоподобным, признавая хорошую игру актеров. В этом вопросе на мнение человека, прошедшего реальный штрафбат, можно положиться.
Художественного вымысла в произведениях писателя мало, они основаны на реальных событиях, персонажи являются реальными людьми. В этом ценность книг Владимира Васильевича Карпова.
Сюрреализм сюрреализму рознь…
Метафоричный реализм от художника Владимира Куша.
«Работая над созданием картин, я открыл для себя язык, который понятен многим людям. Я рисую не просто милые, сентиментальные картинки, а пытаюсь выразить нечто воспринимаемое и понятное многим, нечто, что оставляло бы тёплый след в душе».
Бои на шахматной доске. Художник: Владимир Куш.
Book of Books. / Книга книг. Художник: Владимир Куш.
Ветряные мельницы. Художник: Владимир Куш.
Метафоричный реализм от художника Владимира Куша.
Moonlight Sonata. / Лунная соната. Художник: Владимир Куш.
Horn of Babel. / «Рожок беспорядка». Художник: Владимир Куш.
Eye of the Needle. / Игольное ушко. Художник: Владимир Куш.
Коктейль сюрреализма и абсурда на полотнах русского художника Майкла Шеваля.
Донос и арест
4 февраля 1941 года. Арест по обвинению в антисоветской деятельности. Как и все комсомольцы того времени, наш герой изучал литературу о вождях революции, и однажды ему попалась небольшая книжка о произведении Ленина «Что делать». Прочитав ее, Владимир заметил, что имя Сталина упоминается чаще, чем Ленина. Он необдуманно поделился своим наблюдением со школьным товарищем, а через короткое время последовал арест.
Более, чем полгода длились допросы, от арестованного требовали оклеветать начальника училища Петрова, его избивали до потери сознания, держали в одиночной камере. Но, к удивлению следователя, сломить молодого человека не удалось.
Отбывание наказания
- Вторая половина 1941 года. Военный трибунал приговорил Карпова Владимира Васильевича к 5 годам лишения свободы по ст. 58 Уголовного кодекса за антисоветскую деятельность. Таким образом, вместо командира Красной Армии, он оказался заключенным на лесоповале в Тавдинлаге. Холод, голод и непосильная работа истощили организм, несмотря на спортивную закалку. Ко всему добавилась цинга, которой страдали многие заключенные. Казалось, гибель в бескрайних сибирских просторах неизбежна. Но вмешался случай – Карпов спас от смерти уголовного авторитета, имеющего в лагере огромное влияние. Это обстоятельство немного облегчило жизнь, хотя работать приходилось, как и прежде.
- Октябрь 1942 года. Находясь в заключении, Владимир писал ходатайства с просьбой отправить его на фронт. Наконец, одно из них было удовлетворено, и, теперь уже бывший заключенный, стал бойцом Красной Армии, хоть и в штрафном батальоне. В этом обстоятельстве заключается небольшая загадка – по существующим в то время правилам политических заключенных на фронт не брали, даже в штрафбаты. Документов, дающих ответ на этот вопрос, пока не найдено. Возможно, одно из прошений попало к М.И.Калинину, фактическому руководителю СССР, и было удовлетворено.
Дальнейшая жизнь
- 1947 год. Закончил Военную академию.
- 1947-1954 годы. Служба в Генштабе.
- 19 ноября 1951 года. Награжден медалью «За боевые заслуги».
- 1954-1965 годы. Служба в Туркестанском ВО (командир полка, начштаба дивизии, зам. командира дивизии).
- 31 декабря 1956 года. Награжден орденом Красной Звезды.
- 1962 год. Вступление в Союз писателей СССР.
- 1966 год. Увольнение в запас.
- 1973 год. Первый зам. главного редактора журнала «Октябрь».
- 1979 год. Первый зам. главного редактора журнала «Новый Мир».
- 1981 год. Главный редактор того же журнала.
- 1986-1991 годы. Руководитель Союза писателей СССР.
- С 1991 года до конца жизни занимался литературной работой.
- 18 января 2010. Владимир Васильевич Карпов скончался, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Последние статьи
-
Почему популярных телеведущих Михаила Шаца и Татьяну Лазареву признали иноагентами на территории РФ сегодня, 18:44 -
Почему из Библии убрали все апокрифы про Апокалипсис: Что скрывают богословы сегодня, 17:24 -
Какие тайные смыслы зашифровал Гойя в своих легендарных «Чёрных картинах»: Тёмная сторона великого художника сегодня, 14:02 -
Чем интересны фильмы 7 культовых азиатских режиссёров, которые создают «кино для глаз» сегодня, 11:40 -
Как звезда фильма «9 с половиной недель» превратила свою жизнь в настоящий ад: Ким Бейсингер сегодня, 10:22 -
Почему 4 советские талантливые певицы, чьи шлягеры до сих пор любимы, эмигрировали в другие страны сегодня, 09:31 -
Как проблемы со здоровьем помогали великим художникам создавать шедевры, и что видят врачи на их картинах 9.09.2022, 22:19 -
Как джин стал самым популярным напитком в Лондоне XVIII века и чуть не разрушил нравственные устои англичан 9.09.2022, 17:50 -
Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу 9.09.2022, 14:18 -
Жертвы моды эпохи Возрождения: Зачем женщины брили лоб и избавлялись от ресниц 9.09.2022, 12:15
Все статьи
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.