Завершая Кватроченто
Филиппо Липпи интересен тем, что он действительно одна из таких заключительных фигур Кватроченто. По его живописи видно, как продвинулась живопись по пути натурализма с начала до конца этого века, что его Богородицы — они абсолютно земные женщины. Это такие молодые матери, полнокровные, очень любящие, очень нежные, но в них практически уже нет какого-то мистического оттенка. Его дети тоже такие – с перевязочками, милые младенцы, которых хочется потискать. Тоже, так сказать, божественное куда-то уходит на второй план. Но зато искусство, искусство изображения тонких тканей, красивых украшений, изящной искусной мебели, красивых интерьеров, тонких пейзажей — все это налицо. Вот художник стал маэстро, художник изображает мир прекрасным, человека изображает прекрасным, нежным и живым.
Интересно, что в Уффици есть одно замечательное произведение Филиппо Липпи. Он изобрел, ему по крайней мере приписывается изобретение круглой картины, тондо. До этого все-таки картина шла от иконы. Это всегда квадрат, вот некое окно, хотя в это время уже и круглые окна, конечно, появляются, но все равно мы привыкли: икона — окно в невидимый мир. Иконы, как правило, квадратные или прямоугольные. И картины до этого времени были квадратные или прямоугольные. Он изобретает тондо. Во-первых, круг — это символ вечности. Понятно, откуда он взялся. И это гармония. Круг — это одна из гармоничных форм. Но вот интересно, что потом просто возникает мода на круглые изображения, мы это будем видеть у того же Боттичелли.
Говоря о Филиппо Липпи, не могу не вспомнить, что одно из его произведений есть в Эрмитаже, неожиданная такая интересная картина. Это «Видение Блаженного Августина». Известна легенда, что когда Блаженный Августин, великий богослов и отец церкви, учитель церкви, писал свой труд «О Троице», ему было видение то ли ангела, то ли маленького Иисуса, который вычерпывает море ложечкой, и когда Августин спрашивает: «Дитя, что ты делаешь?», он говорит, что постигнуть тайну Святой Троицы так же невозможно, как невозможно вычерпать ложечкой море.
Интересно, что это первое обращение к этому сюжету. Августина писали, конечно, и будут писать еще, но вот этот эпизод он вводит, мне кажется, первый, и он его тоже так немножечко заземляет, потому что здесь маленький то ли Иисус, то ли ангел, маленькое дитя вычерпывает ложечкой не море, а ручеек. Вот этот кусочек пейзажа он явно подсмотрел где-то, так сказать, рядом со своим имением в Прато или в Сполето, где он работал.
Филиппо Липпи был, как известно, учителем Сандро Боттичелли, тоже великого итальянского художника, а в свою очередь его сын Филиппино был учеником Боттичелли, и вот так эти две замечательные фигуры связаны между собой. Да, и если говорить о его сыне, то можно просто показать (он тоже был неплохим художником) его графический автопортрет и его замечательную, на мой взгляд, картину «Товия и ангел» и сопровождающие его еще два ангела. Очень, мне кажется, нежный и замечательный художник, унаследовавший талант своего отца и кое-чему научившийся и у Боттичелли.
Художник вытесняет монаха
А в начале 1430-х годов как раз о нем уже говорят, как о сложившемся художнике. И одно из ранних его произведений, которое говорит о том, что у него действительно был талант и своя манера, — это «Благовещение», которое сейчас находится в Мюнхенской пинакотеке. Можно показать и другие, но посмотрим хотя бы это, потому что здесь мы видим типичную для художников Кватроченто сцену, которая помещена в архитектуру, а через арки мы видим пейзаж. Но интересно, что Филиппо Липпи, видимо, так был увлечен рисованием, что он очень подробно исполняет все элементы архитектуры, насыщает свою композицию множеством деталей. Мы даже видим на облачках не просто условную фигурку Бога-Отца, как было у Фра Анджелико или у других, а окруженного ангелами, сидящими на облаках, и множество подробностей. Здесь, помимо сцены Благовещения, еще девушка-служанка или просто свидетельница этого события. То есть он ужасно увлечен самим процессом рисования, и это видно в маленьких деталях. Если рассматривать его картины, его фрески, то там невероятно большое количество деталей. Иногда, особенно в таких многофигурных композициях, трудно различить главное от неглавного – ему интересно все.
Но интересно, что чем больше растет в нем художник, тем менее Филиппо Липпи осознает, что он монах. Конечно, на примере Фра Беато Анджелико мы видим, как хорошо совмещаются служение монаха и служение художника, тем более церковного художника. Не случайно Фра Анджелико сравнивают с Андреем Рублевым. Но здесь такого синтеза не получается, и чем больше растет художник, тем меньше в нем монашеского благочестия. Он скоро осознает, что поспешно принял обеты, и в 1433 году оставляет монастырь и выбирает жизнь вольного художника. Правда, рясу он не снимал. Видимо, она давала ему какие-то преимущества, потому что у него не было ни дома, ни пристанища, он жил там, где ему заказывали какие-то вещи, но все-таки ряса монаха давала ему возможность как-то получить и пропитание, и ночлег, и так далее.
Это рождает массу историй, которые пересказывает и Вазари, и многие другие авторы этого времени – о неблагочестивом монахе, который ищет приключений. Рассказывали, что его захватили в Анконе берберийские пираты и увезли в Африку и что якобы он провел в неволе несколько лет, но однажды он нарисовал на стене фигуру человека, даже, может быть, портрет своего хозяина, и он его отпустил за его такой великий талант. Но эта история никак не подтверждается документами, была она или не была
Может быть, сам Филиппо Липпи и сочинял про себя такие истории, для того чтобы, так сказать, поднять свой авторитет или привлечь внимание к собственной фигуре, мы не знаем. Во всяком случае художником он был востребованным и писал интересные вещи
История [ править ]
Франческо Маринги, прокуратор церкви Сант-Амброджо , оставил деньги после своей смерти в 1441 году для новой картины на главном алтаре церкви. Сохранились ведомости оплаты работ до 1447 года.
В конце 1430-х годов брат Филиппо Липпи покинул монастырь Кармине, чтобы открыть собственную художественную мастерскую; однако, не имея достаточно денег, чтобы платить помощникам и ученикам, он работал один с двумя обычными сотрудниками, фра Карневале и фра Диаманте, вместе с неизвестным «Пьеро ди Лоренцо дипинторе». Однако для коронации Богородицы Липпи пришлось вызвать в общей сложности шесть внешних художников, которые также отвечали за позолоченную раму, теперь утерянную. Первоначально у работы была пределла , также утерянная, за исключением небольшого панно с чудом святого Амвросия , которое теперь находится в Берлинских государственных музеях .
Работа сразу же вызвала восхищение и была скопирована многими художниками. Он оставался в Сант-Амброджо до 1810 года, когда его украли. Позже он был продан в Galleria dell’Accademia , откуда был передан в Galleria degli Uffizi во Флоренции.
История
Франческо Маринги, прокуратор церкви Сант-Амброджо , оставил деньги после своей смерти в 1441 году для новой картины на главном алтаре церкви. Сохранились ведомости оплаты работ до 1447 года.
В конце 1430-х годов брат Филиппо Липпи покинул монастырь Кармине, чтобы открыть собственную художественную мастерскую; однако, не имея достаточно денег, чтобы платить помощникам и ученикам, он работал один с двумя обычными сотрудниками, фра Карневале и фра Диаманте, вместе с неизвестным «Пьеро ди Лоренцо дипинторе». Однако для коронации Богородицы Липпи пришлось вызвать в общей сложности шесть внешних художников, которые также были ответственны за позолоченную раму, теперь утерянную. Первоначально у работы была пределла , также утерянная, за исключением небольшого панно с чудом святого Амвросия , ныне хранящегося в Государственных музеях Берлина .
Работа сразу же вызвала восхищение и была скопирована многими художниками. Он оставался в Сант-Амброджо до 1810 года, когда его украли. Позже он был продан Galleria dell’Accademia , откуда был передан в Galleria degli Uffizi во Флоренции.
Описание
Работа состоит из единого панно, разделенного арками на три сектора. По бокам от центральной арки расположены два тондо с изображением Ангела Благовещения и Богородицы.
Основная сцена представляет собой толпу библейских фигур, ангелов и святых, изображенных в неформальных позах; большинство из них, вероятно, являются портретами существующих людей. Как обычно, действие происходит в Небесах, но Липпи решила избежать устаревшего позолоченного фона, заменив его полосатым небом, намекающим на семь секторов Рая. Посередине на главном месте изображены Христос и преклонившая колени Мадонна, которая будет коронована на величественном мраморном троне в перспективе. К последним относится ниша в форме раковины, изображенная на других картинах Липпи.
Четыре ангела держат позолоченную ленту, а на нижнем уровне — череда преклонивших колени святых; слева и справа — две другие группы святых и ангелов, вдохновленные многолюдным хором старых произведений, таких как « Инкоронация Богородицы » Лоренцо Монако . Высокий тротуар боковых групп создает перспективный треугольник, вершиной которого является голова Богородицы.
Среди фигур в центре можно увидеть Марию Магдалину и Святого Евстафия (титуляр одного из самых важных алтарей в церкви) с его сыновьями и его женой. Эти фигуры короче обычных, поскольку художник представил их правильно увиденными снизу в перспективе монахинями монастыря Сант-Амброджо из их отдельных хоров.
Сбоку на колени стоят комиссар работы перед картушем с надписью ISTE PERFECIT OPUS («этот закончил работу»), а слева — автопортрет Филиппо Липпи в одежде монаха-кармелита (как он было). По бокам стоят два титульных святых церкви: Святой Амвросий (слева) и Святой Иоанн Креститель (справа), чьи строгие изображения демонстрируют влияние Мазаччо .
Эта картина описана подробно в строках 344-389 из Роберта Браунинг стихотворения « От Лиий Липпи », опубликованное в 1855 году в своей коллекции мужчин и женщины .
Работает
Фрески в хоре собор Прато, которые изображают рассказы св. Иоанна Крестителя и св. Стефана на двух главных облицовочных стенах считаются наиболее важными и монументальными произведениями фра Филиппо, особенно фигура танцующей Саломеи, которая имеет явное сходство с более поздними работами Сандро Боттичелли, его ученик, и Филиппино Липпи, его сын, а также сцену, показывающую церемониальный траур по трупу Стивена. Считается, что последний содержит портрет художника, но существуют различные мнения относительно того, какая именно фигура является точной. На торцевой стене хора изображены С. Джованни Гуальберто и С. Альберто, а в своде есть монументальные изображения четырех евангелистов.
Для Жерминиано Ингирами из Прато он написал «Смерть святого Бернара». Его главный запрестольный образ в этом городе — Рождество в трапезной Сан-Доменико — Младенец на земле, почитаемый Богородицей и Иосифом, между святыми Георгием и Домиником, в скалистом ландшафте, с играющими пастухами и шестью ангелами в небе. . в Уффици прекрасная Дева, также называемая «Липпина» поклоняясь младенцу Христу, которого держат два ангела; в Национальная галерея, Лондон, а Видение святого Бернара. Картина Богородица с младенцем и ангеломВ этой же галерее, также приписываемой Липпи, спорно.
Филиппо Липпи умер в 1469 году, работая над фресками Сцены из жизни Девы Марии, 1467–1469 в апсиде Сполето собор. На фресках изображены Благовещение, Похороны, Поклонение Младенцу и Коронация Богородицы. Группа прохожих, изображенных на похоронах, включает автопортрет Липпи, его сына Филиппино и его помощников, Фра Диаманте и Пьер Маттео д’Амелия. Липпи был похоронен на правой стороне трансепта с памятником, заказанным Лоренцо Медичи.Франческо ди Песелло (называемый Песеллино) и Сандро Боттичелли были среди его самых выдающихся учеников.
Сюжет
Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.
Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Деталь «Коронования Марии»
Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, большим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако.
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес (итал. Cieli del Paradiso). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование. Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.
Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.
Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии. Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.
Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо
Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени
Сюжет
Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.
Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, большим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако.
Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес (итал. Cieli del Paradiso). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование. Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.
Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.
Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии. Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.
Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо
Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени
Фрески в Соборе св. Стефана, Прато
В Прато он продолжает жить, расписывает кафедральный собор (дуомо), кстати, довольно интересное архитектурное сооружение. Церковь на этом месте существовала с V века, с X по XV она неоднократно перестраивалась, но ее основная структура относится к XII веку, то есть это такое классическое романское сооружение, с романской кампаниллой. В XIV веке церковь расширили из-за возросшего потока паломников, а святыней этого храма является пояс Богородицы. Мы помним, несколько лет назад у нас стояли к поясу Богородицы. Вот какой-то небольшой кусок, наверное, этого пояса, часть которого находится на Афоне, часть находится в городе Прато. Интересно, что главный фасад выполнен зодчим Джованни ди Амброджио и Никколо Пьеро Ламберти, такими известными местными архитекторами, а в люнетах майоликовые образы Андреа делла Роббиа, об этой семье скульпторов мы говорили.
Да, вот очень интересный фасад, можно посмотреть, действительно, необычный, с выносной внешней кафедрой, потому что в это время очень часто проповеди произносились прямо на площади. Мы еще будем говорить о Савонароле, так он, в основном, на площади проповедовал. И вот здесь такая интересная кафедра на углу этого собора – собор святого Стефано.
Здесь вот сохранились его фрески, тоже «Жизнь святого Стефано», история, известная нам по Деяниям, и другие сцены. Очень интересно вписанные в архитектуру фигуры, где архитектура дописывается: арки в виде обманок, то есть они живописные, но вы их воспринимаете как архитектурный элемент, и в них вписаны фигуры, как в ниши.
Здесь действительно Филиппо Липпи выступает — это ощущается очень остро — наследником Мазаччо. Некоторые композиции очень сильно перекликаются, и некоторые лики даже чуть-чуть похожи на лики Мазаччо.
Но его вот такое мягко-лирическое отношение, конечно, тоже чувствуется, потому что Мазаччо помонументальнее и пожестче. Но тем не менее Филиппо Липпи был прекрасным мастером не только станковых вещей, но и монументальных, это видно в этом соборе Прато.
Здесь в алтарной части очень интересная фреска – тоже «Коронование Богородицы». И здесь мы также видим его версию этой композиции, когда Богородицу коронует сам Бог-Отец. Нет Троицы, а только Бог-Отец. Вообще вот это очень интересно было бы проследить, как от запрета изображения Бога-Отца, который действовал как на Западе, так и на Востоке в Средние века, постепенно фигура Бога материализуется и даже оттесняет образ Христа, потому что повторяю, что раньше коронование, конечно, внутри Троицы происходило, даже больше Христос коронует, а Отец благословляет.
И здесь он снова изобразил себя. Мы можем еще раз посмотреть на автопортрет Филиппо Липпи, тоже в монашеском одеянии, хотя уже он к этому времени отец семейства с двумя детьми. Вот фрагмент фрески «Коронование Богородицы», где с такой вот уже постаревшей физиономией, можно сказать, он сам себя изобразил. Красавцем он не был, он был невысокого роста, но тем не менее это был такой очень креативный человек.
В Сполето он и умер. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, которые так и не могли смириться с позором, хотя позор был, в общем, прощен, искуплен и как бы преображен вот такими прекрасными детьми, которые в конце концов у них выросли. Филиппо похоронили в соборе Сполето, который, собственно, он и расписывал. Флорентийцы очень хотели забрать себе останки художника, но жители Сполето воспротивились и оставили гробницу у себя. Лоренцо Медичи поручил сыну художника, Филиппино, воздвигнуть памятник отцу, потому что он очень ценил Филиппо как художника, как живописца и даже покрывал все его приключения.
На могиле Филиппо Липпи сохранилась эпитафия, она есть у нас в переложении Александра Блока:
Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Даже природа сама, на мои заглядевшись создания,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.
Именно Лоренцо как наследник Козимо Медичи позаботился о его погребении.
Избранные работы
- Мадонна с младенцем на троне (Мадонна Тарквиния) (1437) —Панель, темпера, 151 x 66 см, Galleria Nazionale d’Arte Antica, Рим
- Пьета (1437–1439) —Панель, темпера, 86 x 107 см, Museo Poldi Pezzoli, Милан
- Мадонна с младенцем и святыми (1438) — Панель, 208 x 244 см, Лувр, Париж
- Святой Иероним в покаянии (ок. 1439 г.) — Панель, темпера, 54 x 37 см, Музей Линденау, Альтенбург
- Благовещение с двумя преклоненными донорами (ок. 1440 г.) — Масло на панели, 155 x 144 см, Galleria Nazionale d’Arte Antica, Рим
- Благовещение Мартелли (ок. 1440 г.) — Панель, темпера, 175 x 183 см, Сан-Лоренцо, Флоренция
- Посвященный алтарь (c.1440-1445) — Панель, темпера, 196 x 196 см, Уффици, Флоренция
- Коронация Богородицы (1441–1447) — Панель, темпера, 200 x 287 см, Уффици, Флоренция
- Благовещение (ок. 1443–1450) — Дерево, 203 x 185,3 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Коронация Марсуппини (после 1444 г.) — Панель, темпера, 172 x 251 см, Пинакотека Ватикана, Рим
- Благовещение (1445–50) — Масло на панели, 117 х 173 см, Галерея Дориа Памфили, Рим
- Благовещение (ок. 1449–1459) — Панель, темпера, 68 x 151,5 см, Национальная галерея, Лондон
- Семь Святых (ок. 1449–1459) — Панель, темпера, 68 x 151,5 см, Национальная галерея, Лондон
- Мадонна с младенцем (ок. 1452 г.) — Панно диаметром 135 см, Галерея Питти, Флоренция
- Похороны святого Иеронима (ок. 1452–1460) — Панель, темпера, 268 x 165 см, Museo dell’Opera del Duomo, Прато собор
- Истории святого Стефана и Иоанна Крестителя (1452–1465) — Цикл фресок, Собор Прато
- Мадонна дель Чеппо (ок. 1452–1453) — Панно, 187 x 120 см, Городской музей, Прато
- Мадонна с младенцем (ок. 1455) — Панель, Уффици, Флоренция
- Поклонение в лесу (конец 1450-х гг.) — Панно 127 х 116 см, Staatliche Museen, Берлин
- Мадонна Палаццо Медичи-Риккарди (1466–1469) — Панель, темпера, 115 x 71 см, Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция
- Сцены из жития Девы Марии (1467–1469) — Фреска, апсида Сполето собор
- Мадонна с младенцем (между примерно 1446 и примерно 1447 годами), Художественный музей Уолтерса.
- Триптих Мадонны смирения со святыми
Источники
Галерея дельи Уффици. Рим. 2003 г..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Заслуженная слава и дружба с Медичи
Вот одна из таких вещей, классическая для него, — «Коронование Марии», где он как раз и написал среди предстоящих себя, для церкви Сан Амброджио во Флоренции, а она сейчас и находится в галерее Уффици. Она на дереве, поэтому легко было переносить такие картины, которые сначала вешали или вставляли в стену, а потом они попадали в музеи. Интересно, что эту работу заказал каноник собора Франческо Мариньи, поэтому несколько иронично ее часто называют «Коронование Мариньи», поскольку он сам через некоторое время после заказа этой работы предстал перед Господом.
Филиппо Липпи вносит в композицию, достаточно традиционную для этого времени, вообще для Западной Европы, коронование Богородицы на небесах, он вносит свои коррективы. Обычно — это мы видим и у Фра Анджелико, и у Паоло Венециано, и Гирландайо, и еще раньше, потому что эти композиции встречаются и в предвозрожденческий период, — Троица коронует Богородицу: Христос, Бог-Отец, над ними Святой Дух и вот у Престола Божия Богородица. А здесь Марию коронует сам Бог-Отец, то есть это такая сцена, как бы приближающаяся больше, может быть, к такому светскому благословению. Такой вариант раньше не встречался. Это первый, не знаю, насколько последний, может быть, нужно более глубоко исследовать, но во всяком случае вот такой первый вариант подобной богословской вольности. И здесь видно, что он не разделяет главное и второстепенное, потому что когда наш взгляд как бы углубляется в эту картину, мы видим множество лиц, и их интересно разглядывать. Мы видим множество каких-то персонажей, и, собственно, главная сцена почти теряется.
Это произведение приносит Филиппо Липпи признание коллег, но главное, что через это признание он знакомится с Козимо Медичи, Козимо Медичи Старшим, которого потом называли «крестным отцом Ренессанса». Отныне именно Козимо становится покровителем художника, и у Липпи уже никогда не будет недостатка в средствах и в заказах. Одно время Филиппо Липпи даже считался любимым художником Козимо Медичи. Близость к дому Медичи давала, конечно, огромные возможности, прежде всего, для творчества, но и приносила большие соблазны.
А натура Филиппо Липпи, как мы уже поняли, — такой веселый, увлеченный, не стесняющийся в проявлениях жизни монах-расстрига, и очень часто он уходил в загул и заказы не выполнял. Однажды Козимо Медичи даже запер его в комнате и не выпускал, не давал ни есть, ни пить, покуда он не закончит заказанное ему произведение, но не такой Филиппо Липпи, чтобы смиряться перед трудностями. Он из простыней связал веревочную лестницу и благополучно выбрался через окно из комнаты. Но ему и такие проделки спускали, потому что талант его был очевиден, и Козимо Медичи его очень сильно ценил.