Якопо тинторетто — картины: «тайная вечеря», «страшный суд», «юдифь», «поклонение золотому тельцу». художник эпохи возрождения

Прославленное явление

Шёл 490 год н.э., когда Эльвио Эмануэле, хозяин Монте-Гаргано, потерял самого лучшего быка из своего стада и нашёл его в неприступной пещере. Когда мужчина понял, что не сможет вывести оттуда быка, он решил, что застрелит его стрелой из своего лука. Но стрела вместо того, чтобы попасть в быка, повернулась и вонзилась стрелявшему в глаз. Раненый хозяин обратился к епископу в Сипонте (современная Манфредония) и рассказал ему о чуде. Прелат объявил три дня молитв и покаяния. Через три дня у входа в пещеру явился архангел Михаил и призвал к её освящению как места Божьего.

Епископ не послушался призыва архангела, потому что на горе по-прежнему отправлялся языческий культ. Через два года Сипонто захватил варвар Одоакар, который нам известен из учебников истории. В этой тяжёлой ситуации епископ и верующие объединились в молитве. Епископу явился архангел Михаил и пообещал ему победу. Во время боя действительно поднялась сильная буря, и песок с градом засыпал варваров так, что они бросились бежать. Весь город вместе с епископом взошёл на гору в благодарственной процессии. После этого снова явился Михаил. В пещере был найден красный алтарь с хрустальным крестом.

Епископ Лауренциус повелел выстроить перед входом в пещеру храм, посвящённый святому Михаилу, а сама пещера называется Небесной базиликой. Вокруг вырос город Монте-Сан-Анжело-Гаргано. Святая пещера стала одним из самых посещаемых мест паломничества в христианском мире.

Читайте здесь: Ангелы в реальности и художественном воплощении: мир, о котором сегодня мы мыло что знаем. Какова иерархия ангелов? Куда уходят ангелы-хранители погибших душ?

Мятеж ангелов

Так какова история Михаила? Вначале Бог создал, вместе с остальным миром, ангелов. Все ангелы были сначала святыми и блаженными, однако они должны были доказать свою доброту и таким образом заслужить особенные милости, которыми Бог наделил ангелов. Они должны были выбрать — или быть с Богом, или быть против него. Мы не знаем, каким именно было испытание ангелов. Существуют логические предположения, что Бог явил ангелам тайну Воплощения своего Сына. Но когда эта тайна была открыта ангелам, одна часть выступила против Сына Божьего и не хотела преклоняться перед ним. Эти мятежные ангелы считали его человеческое естество слишком жалким для того, чтобы Бог с ним связывался и тем самым возвысил его выше них.

Поэтому они выступили против Бога. План Воплощения казался им в их гордыне недостойным, так что они осмелились пренебречь волей Всемогущего. Сам Люцифер сказал известные слова: «Не буду служить!» — тем самым добровольно и навсегда сошёл с пути правды, справедливости и любви.

Напротив, мудрый Михаил ответил: «Кто, как Бог?» — и таким образом прямо последовал за правдой, справедливостью и любовью, а также указал на полное безумство Люцифера, который ступил на путь лжи, гибели и разочарования. Так Михаил ясно выразил, что служение Богу, с которым ничто несравнимо, не только обязанность всех творений, но и бесконечная радость.

Уникальные особенности иконы «Битва архангела Михаила с сатаной»

Художественное решение иконы в целом не противоречит её созданию в конце XVIII столетия. Светотеневая интерпретация лика имеет массу аналогий на рубеже веков. Эффектная колористическая разработка, построенная на противопоставлениях холодных синих, зеленоватых тонов с красными и жёлтыми различной тональности, создают дополнительную динамику произведения. Она усиливается за счёт мастерского распределения и движения складок одежд. Два цветовых акцента — золото нимба и белильные отвороты сапожек Господа уравновешивают и оживляют композицию иконы. Полукружие позёма с едва намеченными полукружиями холмов создают эффект всемирности, космичности происходящего события. И лишь позже можно заметить маленькую фигурку сатаны у самого нижнего края иконы. Нам дают понять, что он никто перед величием создателя мира.

И ещё одна неожиданная деталь. За алым плащом Михаила видна алая роза на длинном стебле без шипов. Она нас однозначно отправляет к западной символической системе. Известно, что роза у древних римлян была символом победы, гордости, а также цветком Венеры, цветком любви. В христианском контексте красная роза — символ страданий, а белая — символ чистоты. По свидетельству св. Амвросия райская роза была без шипов. Лишь после грехопадения она оделась шипами, чтобы напоминать человеку об изгнании из Рая .

Попутно напомню, что и сейчас у могилы св. Франциска в Ассизи в храме Санта Мария дельи Анджели произрастают уникальные розы без шипов из стеблей которых делают чётки. В контексте нашей иконы роза имеет как бы два значения. Первое и наиболее вероятное, что здесь ей присвоено первоначальное римское значение цветка победы, перед заключительным этапом которой мы присутствуем. Роза как знак страданий в данном случае если и присутствует, но лишь в очень слабой и далёкой привязке. Но, несмотря ни на что, изображение этого цветка остаётся уникальным и единичным явлением в русской иконописи.

Рассматривая икону «Битва архангела Михаила с сатаной», мы, скорее всего, имеем дело с уникальным единичным явлением, не исключающим возможности конкретного заказа в связи с конкретным событием, так как повторений этого иконографического извода больше встретить не удалось. Этот пример интерпретации сакрального образа позволяет утверждать, что в церковной культуре позднего времени воплощение православных ценностей в иконописи вбирало в себя европейские основы. Это культурное влияние, ориентированное на более высокий уровень секуляризованной культуры, входило в русскую конфессиональную жизнь и расширяло границы традиционной архаичной иконографии.

Литература:
1. Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Спб., 1893. С. 100.
2. Ринекер Ф., Г. Майер. Библейская Энциклопедия Брокгауза. 1999. С. 34.
3. Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом завете. Словарь. М., 1998. С. 291.
4. Толковая библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. З. Петербург, 1911-1913 (репринт: Стокгольм, 1987), Откровение, гл. 12, комментарий к ст. 9.
5. Фергюсон Д. Христианский символизм. М., «Золотой век», 1998. Сс. 40-41. См. также: Fergusson G. Signs and Symbols in christian Art.

Статья предоставлена порталом Иконовед.рф.

Следующая страница: Кондитерские столы из нержавеющей стали

      • Начало   • Интерьер, декор, отделка   • Битва архангела Михаила с сатаной. Европейская живопись и русская икона  
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: