Стог сена в живерни

Контекст

Картина открывает серию сельских пейзажей, на которых Клод Моне рассматривает с разных ракурсов стог сена в Живерни и раскинувшееся за сельскохозяйственными угодьями маковое поле. Клод Моне отрабатывает на этих пейзажах метод передачи естественного освещения, игры цветовых оттенков под лучами солнца и динамики неподвижных объектов – основных принципов созданного им стиля импрессионизма.

Особый тон работе «Стог сена в Живерни» придает многоплановость композиции. Клод Моне изобразил дальние планы картины едва ли не ярче и насыщеннее, чем передний. Сам холм высушенной травы, хотя и помещен на передний план, оттеняется ярко-алым маковым полем позади

Именно цветы в первую очередь привлекают внимание зрителя при первом взгляде на холст «Стог сена в Живерни», затем, по замыслу автора, внимание переходит на дома, и растворяется в туманной дымке за деревьями

«Не могу делать ничего другого. У меня только один интерес, картины»

Как большинство великих живописцев, судьба испытывала Моне — отказом родителей в материальной помощи, осмеянием творчества, смертью любимых. Но он всегда был верен предназначению. Потому достиг вершины.

В 1860 году, когда Моне только освоился в Париже, нашёл единомышленников и учителей, его призывают в армию в Алжир на 7 лет. Чтобы откупиться от службы, нужно было заплатить 2 500 франков. Моне попросил помощи у родителей, они согласились, но с условием, что юноша возвращается в Гавр и занимается семейным бизнесом — бакалеей.

Ради свободы и живописи Моне выбирает войну и Алжир. Там он заболел тифом, был отправлен на лечение на родину, а затем уже тётушка, которая всю жизнь помогала художнику, выкупает за 3 000 франков его освобождение от военной службы.

Рекомендации

  • Фордж, Эндрю и Гордон, Роберт, Моне , Гарри Н. Абрамс, Inc., 1989.
  • Гердтс, Уильям Х., Живерни Моне: колония импрессионистов , издательство Abbeville Press , 1993.
  • Генрих, Кристоф, Клод Моне , Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000 г.
  • Хаус, Джон, Моне: природа в искусстве , издательство Йельского университета , 1986.
  • Келдер, Дайан, Великая книга французского импрессионизма, издательство Abbeville Press, 1980.
  • Лемонедес, Хизер, Линн Федерле Орр и Дэвид Стил, Моне в Нормандии, Rizzoli International Publications, 2006, ISBN  0-8478-2842-5
  • Сагнер, Карин, Моне в Живерни , Престель Верлаг
  • Стаки, Чарльз Ф., Клод Моне 1840–1926 , 1995, совместно издано Художественным институтом Чикаго, Темзы и Гудзона.
  • Такер, Пол Хейс, Моне в 90-х: Серия картин , 1989, Музей изящных искусств, Бостон, совместно с издательством Йельского университета.
  • Вильденштейн, Даниэль, Моне: или Триумф импрессионизма , 2006, Taschen GmbH
  • Опубликовано по случаю выставки «Годы Моне в Живерни: за пределами импрессионизма», организованной Музеем искусств Метрополитен совместно с Художественным музеем Сент-Луиса , 1978, Abradale Press / Harry N. Abrams, Inc.

«Мой сад — мой самый красивый шедевр».

Счастье — жить в мечтах, что стали ежедневной реальностью. Клод Оскар Моне был редким человеком, который это смог. В мае 1883 года, когда солнце азалиями красит вересковые пригорки, а луга плачут синими ирисами, Моне с семьёй отправляется за 80 километров на север от Парижа, в Живерни, где проживёт 43 года, до смерти.

В этой деревушке Моне создаёт мир, в котором счастлив, — свой сад. Сначала семья арендует небольшой дом и около 1 га земли. Продажи картин растут, и в 1890 году Моне выкупает имение, строит оранжерею и новый дом.

Садом он сначала занимается сам, позже ему помогают 7 садовников. Художник создаёт рисунки-планы насаждений, закупает семена, выписывает книги по разведению растений, друзья привозят редкие растения из Японии, Африки.

Прежде всего у дома вырубают мрачную аллею кипарисов и елей. На их высокие пни позже будут взбираться плетистые розы. Потом для роз поставят металлические арки, и к дому поведёт густой розовый тоннель…

В 1893 году Моне покупает ещё землю и начинает грандиозный проект расширения сада, в котором главным станет пруд с лилиями. В него высаживают белые кувшинки, водяные лилии из Египта и Южной Америки. На берегу — плакучие ивы, там и тут — лёгкие мостики, из которых по картинам нам знаком японский, увитый глициниями. Так возник второй — Водный — сад Моне, ставший на 20 с лишним лет героем лучших произведений художника: Мастер рисовал цветы и рисовал цветами.

…В последние недели жизни 1926 года, когда художник страдал от рака, он почти не работал над картинами, но постоянно говорил о своём Саде и с нетерпением ждал посылки с японскими лилиями…

Вибрации цвета и света

В 1866 г. Клод Моне написал работу «Женщины в саду», ставшую важнейшим этапом в его живописных поисках в русле импрессионизма: светлая цветовая гамма распространяется и на тени, делая их цветными и словно пронизанными светом.

С этого момента неизменным свойством живописного мышления Моне становится отождествление живописи и натуры, образа и формы: он излагает правду видимой реальности на языке вибраций цвета и так, как воспринимает человеческий глаз. В 1869 г., отправившись с Ренуаром в Буживаль, он посвятил себя исключительно пейзажу и изучению рефлексов света на воде. «Лягушатник» (1869) — картина, где впервые наиболее полно реализована импрессионистическая система: художник не пытается подражать объективной реальности, скорее он фиксирует на холсте собственные ощущения — полученные от соприкосновения с фрагментом натуры. В Аржантёе стиль Моне достигает полной зрелости: в произведениях 1870-х годов выражена особенно полно его живописная концепция: он использует наложение коротких мазков чистого цвета — согласно законам дополнительности цветов, — которые становятся у него, чем дальше, тем все более дробными и мелкими.

Фон Моне

Моне поселился в Живерни в 1883 году. Большинство его картин с 1883 года до его смерти, 40 лет спустя, были сценами в пределах 3 километров (2 мили) от его дома и садов . Моне был глубоко осведомлен и очарован визуальными нюансами ландшафта региона и бесконечными вариациями дней и времен года — стопки стояли прямо у его дверей.

Ранее Моне рисовал один предмет в разном свете и в разных настроениях. Однако по мере того, как он становился художником, его изображения атмосферных влияний все больше касались не только конкретных эффектов, но и общих цветовых гармоний, которые позволяли ему автономно использовать богатый цвет. Расхожее мнение заключалось в том, что стопки — это простой, но лишенный воображения предмет. Однако современные писатели и друзья художника отмечали, что тема Моне всегда тщательно выбиралась, результат тщательного обдумывания и анализа. Моне взял на себя обязательство запечатлеть стопки при прямом освещении, а затем повторно исследовать их с той же точки зрения в разных, часто более приглушенных, световых и атмосферных условиях. Тогда для Моне в поисках гармоничных переходов в сериале было обычным делом переделывать холсты еще в своей студии.

«Стога сена», 1891

На аукционе Sotheby’s в 2019 году картина ушла с молотка за рекордную сумму — $110,7 млн. Впервые она была куплена в 1892 году Бертой Оноре Палмер. Картину она заметила на выставке годом ранее, после приобретения думала ее продать музею, но отказалась от этой идеи. Женщина была настоящей поклонницей Моне и собрала большую коллекцию его работ, которые после ее смерти перешли по наследству ее сыну.

Моне создал картину в 1890 году. На самом деле на картине изображено зернохранилище, а не стог сена. Это одна из первых работ из серии, с особой живописной формой, по которой начал работа художник в Руане.

«Благодаря моей работе все идет хорошо, это великое утешение»

В 1865 году начинающий и уже «немного успешный» художник знакомится с Камиллой Донсье — дочерью богатого буржуа. Они едут в Шайи, Моне пишет «Завтрак на траве», среди «завтракающих» — Камиллу. Возвращаются в Париж — Моне за 4 дня пишет портрет Камиллы «Дама в зелёном», принесший ему настоящий успех.

И далее на полотнах Мастера — она. Даже когда семья переживает трудные времена, а Моне просит парижских друзей выслать ему 20 франков, чтобы помочь ему «на четверть часа», художник счастлив: рядом — она.

Но в 1876 году, ожидая второго ребёнка, Камилла заболела, а после родов умерла. Моне пишет картину «Камилла на смертном одре» — одно из самых пронзительных полотен в мировой живописи, на котором — лицо любимого человека и… полная пустота, ледяная вечность…

Творчество стало спасением для художника — от невосполнимых утрат, от людской молвы, от потери веры в себя и Бога.

Клод-Моне.рф

КЛОД МОНЕ картины 1890-х

Из книги «История Импрессионизма» Джон Ревалд: Собственное творчество Моне сейчас приняло новое направление; это стало очевидным, когда в 1891 году он выставил у Дюран-Рюэля серию из пятнадцати картин, изображающих стога сена в различное время дня. По его словам, он предполагал вначале, что для передачи предмета при различном освещении достаточно двух холстов — одного для пасмурной погоды, другого для солнечной. Но, работая над этими стогами сена, он обнаружил, что эффекты света непрерывно изменяются, и решил удержать все эти впечатления на ряде холстов, работая над ними по очереди, причем каждый холст был посвящен одному определенному эффекту

Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью», и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет, и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину»

Весна в Живерни 1890г Луг в Живерни 1890г Маковое поле в Живерни 1890г Маковое поле в Живерни 1890г Маковое поле в Живерни 1890г
Овсяное и маковое поле 1890г Овсяное и маковое поле, Живерни 1890г Портрет Сюзанны Хосхеде с подсолнухами 1890г Розовая лодка 1890г Стог сена 1891г
Стог сена 1891 Стога сена 1891г Кур д’Албань 1892г Кур д’Албань, пасмурная погода 1892г Лёд. Порт-Виле 1893г
Ледоход близ Бенекура 1893г Льдины, туманное утро 1894г Общий вид на Руан 1892г Пшеничные стога. Конец лета 1891г Руанский собор 1893г
Руанский собор 1894г Руанский собор в полдень 1894г Руанский собор в тумане 1894г Руанский собор на закате 1 894г Руанский собор , вечер, гармония в коричневом 1894г
Руанский собор, главный вход в середине дня 1893г Руанский собор, пасмурная погода 1894г Руанский собор, этюд главного входа 1892г Руанский собор, ясный день 1894г Руанский собор 1894г
Руанский собор 1894г Сена в Бенекуре, Зима 1893г Снежный эффект в Живерни 1893г. Стог сена в пасмурную погоду, эффект снега 1891г Стог сена на закате 1891г
Стог сена под солнцем 1891г Стог сена утром, эффект снега 1891г Стог сена, впечатление в розовом и синем 1891г Стог сена. Оттепель, закат 1891г Стога сена в конце дня. Осень 1891г
Стога сена в конце лета. Утренний эффект 1891г Стога сена в солнечном свете. Полдень 1891г Стога сена на закате, морозная погода 1891г Стога сена на закате, эффект снега 1891г Стога сена утром. Эффект снега. 1891г
Стога сена, солнце в тумане 1891г Стога сена. Эффект инея 1891г Стога сена. Эффект инея 1891г Стога сена. Эффект снега 1891г Тополя. Четыре дерева 1891г
Тополя 1891г Тополя в Живерни 1891г Тополя на берегах Эпте 1891г Тополя на берегах Эпте 1891г Тополя на берегах Эпте, вид с болота 1892г
Тополя на берегах Эпте, осень 1891г Тополя на берегах Эпте, пасмурная погода 1891г Тополя на берегах Эпте 1891г Тополя, вид с болота 1892г Тополя, осень, розовый эффект 1891г
Тополя, осень. 1891г Тополя, эффект ветра 1891г Три дерева в пасмурную погоду 1891г Три дерева весной 1891г Три дерева летом 1891г
Три дерева осенью 1891г Три дерева, осень 1891г Утро на Сене 1893г Утро на Сене близ Живерни, туман 1897г Фьорд близ Христиании 1893г
Церковь в Жефоссе, снежная погода 1893г Церковь Вернона в тумане 1893г Берега фьорда в Христиании 1895г В Валь Сен-Никола близ Дьеппа 1897г В Валь Сен-Никола близ Дьеппа, утро 1897г
В Валь Сен-Никола близ Дьеппа, утро 1897г В саду 1895г Весенний пейзаж 1894г/td> Весенний пейзаж в Живерни 1894г Весенний пейзаж 1894г
Весна. Луг в Живерни 1894г. Гора Колсаас 1895г Гора Колсаас в туманную погоду 1895г Гора Колсаас, Норвегия 1895г Гора Колсаас, розовое отражение 1895г.
Гора Колсаас 1895г Гора Колсаас 1895г Дома в снегу 1895г Дома в снегу. Норвегия 1895г Клематис 1897г
Клумба хризантем 1897г Кот-Соват 1896г Красные дома Бьорнегаарда в снегу. Норвегия 1895г Норвегия, деревня Сандвикен в снегу 1895г Норвежский пейзаж, Сандвикен 1895г
Паводок 1896г Сандвикен, Норвегия 1895г. Сена в Порт-Вийе 1894г Сена в Порт-Вийе, розовый эффект 1894г Сена в Порт-Вийе, синий эффект 1894г
Сена в Порт-Вийе, ясная погода 1894г Сена близ Вернон 1894г Скала близ Дьеппа 1896г Скала близ Дьеппа 1897г Скала в Пти-Айли 1896г
Скала в Пти-Айли, Варанжвиль 1896г Скала в Пурвиле 1896г Скала в Пурвиле, утро 1897г Скала в Пурвиле 1896г Скала в Пурвиле 1896г
Утро на Сене 1896г Утро на Сене близ Живерни 1896г Утро на Сене 1896г Хризантемы 1897г Хризантемы 1897г
Японский мостик 1896г Таможня в Варанжвиле 1897г Таможня в Варанжвиле, туман 1897г Таможня, розовый эффект 1897г Конькобежцы в Живерни 1899г

Стог сена в Живерни (1886 г.)

Я не смог пройти мимо этой картины. Я просто обожаю всё деревенское. Сено — одно из составляющих села. Наверное поэтому данная картина так притягивает меня. Это яркое тёплое пятно создаёт ощущение спокойствия, больше не хочется никуда спешить, а просто сидеть и любоваться картиной.

Помните фильм с мистером Бином, где он работал охранником или вахтёром и его отправили в какую-то там командировку в другой музей? И однажды его спросили, в чем заключается его работа (кстати в этом музее думали, что он эксперт). Он ответил, что просто сидит и смотрит на картины. И этот ответ вызвал восторг у музейщиков.

В картине «Стог сена в Живерни» в центре находится яркое пятно сена и сухой травы, а людям, как и во многих других картинах, отводится второстепенная роль, для того чтобы очеловечить картину, придать пейзажу лицо. Моне часто прибегал к такому приёму.

Все представленные здесь картины — пейзажи. Я люблю пейзажи. Они заставляют мечтать.

Удачи вам.

«Кроме живописи и садоводства я ничего больше не умею делать»>

Зато этими искусствами Моне овладел в совершенстве. Талант к рисунку проявляется у Моне в детстве. В Гавре, куда семья будущего художника переехала из Парижа, уже к 15 лет Моне прославился как мастер точной и весёлой карикатуры.

Его рисунки, выставленные в лавке художественных и письменных принадлежностей, привлекали толпы гаврцев. У юноши появляются заказчики карикатур, за каждую свою работу он берёт до 20 франков. Деньги Моне не тратит — уже тогда он задумал уехать в Париж.

А сад в Живерни стал самым масштабным и бесценным полотном Мастера. Созданный по законам естества и света, он обладает той же магией, что и картины Моне.

Тематические вопросы

Хотя мирская тема была постоянной на протяжении всей серии « Стог сена », основная тема может рассматриваться как быстротечность света. Эта концепция позволила Моне использовать повторение, чтобы показать нюансы восприятия при изменении времени суток, времен года и погоды. Практически неизменный сюжет послужил ему основой для сравнения изменений света и настроения в его детально проработанном сериале. Первые картины в серии были начаты в конце сентября или начале октября 1890 года, и он продолжал создавать эти картины около семи месяцев. Эти картины сделали Моне первым художником, который нарисовал такое большое количество картин одного и того же предмета, различающихся по свету, погоде, атмосфере и перспективе.

Начиная с 1880 — х и 1890 — х годов, Моне сосредоточены на Стога и ряд других предметов (другие серии включены Mornings на Сене , Тополя , Руанский собор , в палатах парламента , и кувшинок , среди прочих). Чтобы работать над множеством картин практически одновременно, он просыпался до рассвета, чтобы начать работу в самое раннее время суток:

По мере того, как наступало утро и свет менялся, он последовательно переключался на более поздние настройки холста, иногда работая над десятью или двенадцатью картинами в день, каждая из которых изображала немного другой аспект света. Процесс будет повторяться в течение дней, недель или месяцев, в зависимости от погоды и хода работ, пока они не будут завершены. По мере смены сезонов процесс возобновлялся.

Определенные эффекты света длятся всего несколько минут, поэтому холсты, документирующие такие эфемеры, привлекали внимание не более чем на несколько минут в день. Еще больше усложняет ситуацию то, что , например, свет последующих восходов может существенно измениться и потребует отдельных полотен внутри серии

Впоследствии в каждой картине проявляются разные оттенки , и в каждой работе цвет используется для описания не только прямого, но и отраженного света. В разное время дня и в разное время года стеллажи поглощают свет из разных частей цветового спектра . В результате остаточный свет, который отражается от стопок, воспринимается как постоянно меняющийся и проявляется в отличительной окраске.

Многие известные художники испытали влияние именно этой серии, в том числе Ле Фов , Дерен и Вламинк . Мемуары Кандинского относятся к этой серии: «Что внезапно мне стало ясно, так это неожиданная сила палитры, которую я раньше не понимал и которая превзошла мои самые смелые мечты».

Стога зерна, эффект снега , 1890–91, Национальная галерея Шотландии , Эдинбург , Шотландия .

Серия « Стога сена » имела финансовый успех. Пятнадцать из них были выставлены Дюран-Рюэлем в мае 1891 года, и большинство картин было продано в течение месяца. Они были особенно популярны среди коллекционеров из Америки: двадцать из тридцати созданных стогов сена попали в американские коллекции. Из американских коллекционеров, Берт Оноре Палмер купил девять из Моня Стога . Выставка 1891 года получила признание публики. Октав Мирбо описал смелую серию Моне, как представляющую «то, что лежит за пределами самого прогресса». Другие описывали стеки как «лица пейзажа» — они представляли сельскую местность как убежище от повседневных проблем и дом для удовольствия от природы. Камиль Писсарро сказал: «Эти полотна дышат удовлетворением». Большинство картин было продано сразу за 1000 франков . Вдобавок цены Моне в целом начали круто расти. В результате он смог сразу купить дом и территорию в Живерни и начать строительство пруда с водяными лилиями . После нескольких лет простой жизни он смог добиться успеха.

Сериал демонстрирует его интенсивное изучение света и атмосферных условий, а Моне был перфекционистом в своих рендерингах. Моне уничтожил не одну серию картин, которые ему не хватало. Однако этот сериал избежал собственной жесткой самокритики и разрушения.

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда  и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

«Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки»

Water Lilies 1906

Последние 30 лет жизни Моне рисовал свой сад. А в саду — кувшинки. Более 250 полотен, составивших одноимённый цикл. Когда зрение Мастера было поражено катарактой, кувшинки стали голубыми и сиреневыми.

Мастер начинает рисовать кувшинки в 1899 году. Сначала — в вертикальной композиции, со знаменитым японским мостом или розовыми арками. Далее на полотнах остаются только лилии, пруд и — свет.

Изо дня в день, в разные часы и погоду, с разным настроением изображая кувшинки в воде, Мастер достигает буквально головокружительного эффекта — того, какой бывает, если долго смотреть в тёмную воду. Гипнотический эффект заставил покупателя в 2008 году на торгах Christie’s отдать за картину «Пруд с водяными лилиями» (1919) 80 451 178 долларов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: