Сочинение-описание 8 класса по картине «Портрет Ф.И. Шаляпина»
Среди всех портретов всемирно известного певца Федора Шаляпина картина Б.М. Кустодиева занимает особое место. Федор Иванович и его собачка позировали для портрета, поскольку между художником и певцом были теплые дружеские отношения. А Кустодиев преклонялся перед талантом Шаляпина, поэтому и захотел написать его портрет. На всю работу ушло около двух лет, но время было потрачено не зря.
Фигура певца занимает на картине центральное место. Он задумчиво смотрит вправо, придерживая рукой полу шубы. Одежда его классическая: костюм с бабочкой, ботинки, поверх которого накинута роскошная шуба. На голове надета меховая шапка. Таким солидным нарядом художник подчеркнул значимость и весомость самого Шаляпина. Рядом с ним находится его верная собака, которая задумчивым взглядом смотрит вверх на хозяина.
На заднем плане картины расположены ярморочные павильоны, люди в яркой одежде. Народ гуляет и веселится, мы видим санки, шутов, столы с угощением. Общее впечатление от картины у меня сложилось радостное.
От нее так и веет русским духом: традиционные народные гулянья, развлеченья, яркие наряды. Это создает отличный фон для весомой фигуры Федора Ивановича. Ведь он был простым парнем из народа, но, благодаря своему таланту, смог выбиться в люди. Поэтому Шаляпина поместили на передний план без всякого окружения, подчеркивая его значимость и возвышенность над простыми людьми. Но присутствие любимой собаки и двух дочерей чуть поодаль делает этот образ не таким угрюмым и замкнутым. Ведь певец оставался всю жизнь открытым человеком с широкой душой, чем и заслужил себе признание и народную любовь.
Я считаю, что портрет Федора Шаляпина занимает достойное место в художественном творчестве Б.М. Кустодиева, и, благодаря ему, мы можем и сейчас узнать больше о личности певца.
[править] Источники
- ↑ 1,01,1 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.
- ↑ 2,02,12,22,32,42,5 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.
- ↑ 3,03,1 Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922
- ↑ 4,004,014,024,034,044,054,064,074,084,094,104,114,124,13 Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»
- Иллюстрация «Кустодиев Б. М. „Ф. И. Шаляпин на ярмарке“» в Большой Советской Энциклопедии
- Кустодиев Боpис Михайлович
- Художник Кустодиев Борис Михайлович
- ↑ 8,08,18,2 Краденая шуба. Федор Шаляпин
- ↑ 9,09,19,29,39,4 Портрет Ф. И. Шаляпина
- ↑ 10,010,1 Б. М. Кустодиев
- В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе
[править] Сюжет
«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки: гуляет шумная веселая русская масленица. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…
И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается над этим народным фоном, из которого вышел.
У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка, с которой натерпелись при позировании.
В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе.
Судьба произведения
Портрет был дописан в 1921 году и получил название «Новый город» или «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе», однако сейчас имеется несколько других вариаций названий.
Впервые большая публика увидела полотно на выставке «Мир искусства», но по состоянию здоровья сам художник не смог на нее попасть. Картина понравилась людям, ее обсуждали и хвалили. Сразу после выставки Шаляпин купил работу и увез ее Париж, где она и находится до сих пор.
Сам Кустодиев никогда не видел портрет издалека и не смог оценить его в полной мере. Однако в 1922 году художник написал авторский повтор портрета, уменьшенную копию. До 1927 года повтор хранился в Третьяковской галерее, сейчас же находится в Русском музее.
Описание картины
Кустодиев Борис Михайлович – это художник, который, в отличие от своих коллег-предшественников изображал на полотнах не тяжёлую и невесёлую крестьянскую жизнь, а праздничные и весёлые события. На его картинах всегда много ярких красок, на них присутствуют люди с радостными лицами. Он очень много рисовал ярмарок и гуляний. Преуспевал Кустодиев и в рисовании природы, окружающих вещей, но больше всего ему удалось изображать людей.
Одна из самых известных картин этого художника – портрет Шаляпина. Глядя на эту картину, мы можем увидеть не только известного певца, но и народные гуляния на заднем фоне. На холсте присутствуют разнообразные яркие шатры, в которых очень много разнообразного товара, стоят и висят зазывающие вывески, скачут кони и снуют люди. Фон, в отличие от изображения главного героя, слегка размыт. Мы не можем увидеть все лица, все фигуры людей, потому что фон на этой картине нужен только для контраста, для описательного показа происходящих событий, для введения человека, который смотрит на картину в курс дела.
На переднем плане изображён известный в те времена Шаляпин. Это оперный певец, который не происходил из каких-то там богатых сословий, а из простых людей, из народа, что называется. Шаляпин изображён в полный рост, он стоит очень величественно и опирается на палку. Одет он в очень тёплое пальто, покрытое мехом, в шапку и в яркий разноцветный шарф, который цветами похож на картину, происходящую сзади Шаляпина. Из-под этой тёплой одежды его выглядывает костюм: белая рубашка и чёрная бабочка. Скорей всего, в момент создания этой картины Шаляпин выступал на концерте и его запечатлели как раз после него. Шаляпин развлёк народ своим репертуаром, ещё больше развеселив его, этот вывод можно сделать из того, что люди на заднем фоне очень веселы, а ещё исходя из песен певца, направленных как раз в сторону народа, для простых людей.
Певец стоит, одной рукою придерживая своё не застёгнутое пальто, а другой опираясь на трость. Он находится на какой-то возвышенности и вглядывается вдаль. Возможно, его кто-то позвал, и он отыскивает этого человека взглядом, а возможно, он просто предался своим мечтам, и, вдохновлённый собственным творчеством, задумался о смысле жизни.
Рядышком с Шаляпиным, у него в ногах, стоит белая собака, которая очень преданно и верно вглядывается в этого человека.
Скорей всего, Шаляпин не был «звездой» в современном понимании. У него не было звёздной болезни, он мог пообщаться с народом, он ходил в той же одежде, что и все люди. Глядя на эту картину, можно лишний раз убедиться в том, что и совершенно обычный человек, не отличающийся ничем от других, может стать известным и многими любимым певцом, музыкантом, актёром или художником. Картина вся выполнена яркими красками, и от этого от неё веет радостью, добром и верой во что-то хорошее, верой в исполнение желаний.
Мне нравится эта картина, потому что на ней нет противопоставления звезда-народ, в ней есть народ и человек, который, выйдя из него, не стал чем-то другим, а всё также тянется к своим корням.
9 стр., 4130 слов
Описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)
… это делал Шаляпин. https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shalyapina.html Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина» …Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил …
8 класс
Описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)
… Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина» …Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого …
Описание картины константина коровина «портрет шаляпина»
… которую можно рассматривать подолгу, замечая все новые детали. Этот портрет Коровина достоин наивысших похвал. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) родился в образованной и состоятельной семье купца …
Описание картины бориса кустодиева «московский трактир» (2)
… поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в …
По картине купчиха за чаем. Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом …
… картине Кустодиева: «Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по … прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и …
[править] Борис Кустодиев
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»
.
Описание картины Портрет Шаляпина Кустодиев
В центре картины находится сам Фёдор Шаляпин. Он поражает свой мощной фигурой, своим волевым и в то же время одухотворённым положением. На нём богатая шуба, шапка, ботинки. В руке трость. Шаляпин стоит на пригорке. Рядом с ним собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.
Здесь же Кустодиев изобразил ещё трёх действующих реальных персонажей. Позади, у пригорка, стоят две девочки и мужчина — это две дочери Шаляпина Марфа и Марина, и его секретарь Исай Дворищин.
Позади Шаляпина, на фоне красивейшего зимнего пейзажа, разыгралась ярмарка. У картины изначально было несколько рабочих названий, среди которых «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».
Белоснежный пейзаж очень красиво и по-русски контрастирует с яркими красками праздника. Горки, представления на сцене, люди танцуют, играют на гармони, катаются на лошадях. Зимний праздник в самом разгаре. Бушует настоящее раздолье, люди веселятся, и на фоне пёстрого многообразия, как монумент, как символ русского величия, стоит сам Шаляпин, одухотворённый, полный сил и творческой энергии.
[править] Работа над картиной
Так началась работа над картиной.
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»
. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.
Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»
.
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.
Сочинение 8 класса по картине Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»
Я глубоко прониклась картиной Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина». Очень трогает история создания этого шедевра: тот случай, когда художник и изображаемый на картине человек были знакомы и с восхищением относились друг к другу. Борис Михайлович стремился создать картину, вселяющую радость при взгляде на неё, поэтому в ней использованы яркие и светлые краски.
Отлично олицетворен и творческий путь, пройденный Федором Шаляпиным: он изображен на фоне ярмарки, с которых и началась его карьера певца. На картине он в роскошной шубе возвышается на фоне толпы, что символизирует успех им достигнутый. Классический костюм с галстуком-бабочкой, в который художник нарядил своего героя, соотносится с классикой в оперном пении, образцом чего стал Шаляпин. Нарядная тяжелая соболиная шуба и шапка придают образу русский колорит, также подчеркиваемый с помощью яркого шелкового шарфа, добавляющего изысканности. Именно такой образ великого оперного певца сформировался в сознании людей, что и стремился передать художник
Важно обратить внимание на выражение лица Шаляпина. Он сосредоточен, вдумчив, взгляд его устремлен куда-то вдаль, во всем лице видится одухотворенный полет мысли. Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром
Рот слегка приоткрыт, будто он готов сказать или спеть что-то после долгого обдумывания. Около его ног расположилась любимая собака, которая тоже выступала моделью при написании портрета. Она внимательно взирает на хозяина. От всего облика Шаляпина веет некой силой и вдохновением, передаваемыми даже через полотно зрителям. При всем своем таланте, Федору Ивановичу удалось остаться поистине русским человеком, что и отражено на картине
Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром. Рот слегка приоткрыт, будто он готов сказать или спеть что-то после долгого обдумывания. Около его ног расположилась любимая собака, которая тоже выступала моделью при написании портрета. Она внимательно взирает на хозяина. От всего облика Шаляпина веет некой силой и вдохновением, передаваемыми даже через полотно зрителям. При всем своем таланте, Федору Ивановичу удалось остаться поистине русским человеком, что и отражено на картине.
Художнику удалось отлично передать облик великого певца. Я считаю, что этот портрет занимает достойное место среди всех портретов Шаляпина, а также является отличным примером изобразительного таланта Б.М. Кустодиева.
[править] История создания
В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году, в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.
Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»
.
Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара.
Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:. Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!»
А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Вот мы ее, Федор-Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, и шубу свистнул!»
Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Вот мы ее, Федор-Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, и шубу свистнул!».
Предыстория и знакомство
Борис познакомился с Шаляпиным в начале двадцатого века, а точнее – в 1919 году. Они сразу нашли общий язык и быстро сдружились, ведь оба искренне восхищались творчеством, героизмом и силой духа друг друга. Однажды к Кустодиеву обратились с просьбой поработать над созданием декораций и костюмов для оперы Мариинского театра «Вражья сила», режиссером которой и был Шаляпин. Борис сразу принял предложение и во время сотрудничества предложил певцу написать его портрет, настаивая, чтобы он при этом обязательно был в шубе. Однако Шаляпин сопротивлялся, ведь шуба была краденной: после концерта для одного из Государственных учреждений ему предложили отплатить не деньгами, а шубой. В магазине же певец выбрал самую лучшую шубу из всех. Кустодиеву эта история понравилась, и он уговорил певца ему позировать со словами «Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.»
Начало творческого пути
В 1889 г. Шаляпин стал членом драматической труппы В. Б. Серебрякова. Весной 1890 г. состоялось первой сольное выступление артиста. Шаляпин выступил с партией Зарецкого в опере П. И. Чайковского, “Евгений Онегин”.
Осенью этого же года Федор Иванович перебрался в Уфу и поступил в хор опереточной труппы С. Я. Семенова-Самарского. В опере С. Монюшко “Галька” 17-летний Шаляпин заменил заболевшего артиста. Этот дебют принес ему известность в узком кругу.
В 1893 г. Шаляпин стал членом труппы Г. И. Деркача и перебрался в Тифлис. Там произошло его знакомство с оперным певцом Д. Усатовым. По совету старшего товарища, Шаляпин всерьез занялся своим голосом. Именно в Тифлисе Шаляпин исполнил свои первые басовые партии.
В 1893 г. Шаляпин переехал в Москву. Через год он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в оперную труппу М. В. Лентовского. Зимой 1894-1895 гг. присоединился к труппе И. П. Зазулина.
В 1895 г. Шаляпина пригласили в состав питерской оперной труппы. На сцене Мариинского театра Шаляпин выступал в ролях Мефистофеля и Руслана.
Сочинение на тему: «Портрет Ф.И. Шаляпина»
Мне понравилась картина Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина»
При первом взгляде на нее я обратила внимание на яркие и свежие тона, которыми художник изобразил фон, и темные тона, в одежду из которых облачен сам певец. От его фигуры веет мощью и величием таланта, которым он покорил мировую оперную сцену
Даже сам Кустодиев настолько восхищался голосом Федора Ивановича, что, будучи немощным и больным, согласился написать его портрет. Два года труда не прошли даром, ведь теперь им можем восхищаться и мы.
Сам Шаляпин предстает на картине могучей фигурой, возвышающейся над остальными. Его образ помещен на передний план в картине и занимает на ней центральное место. Около ног певца его собачка, что символизирует те человеческие чувства и привязанности, которые в нем остались, несмотря на величие его личности в то время. Также слева от певца можно увидеть двух его дочерей и личного секретаря, которые также помещены в качестве отсылок к обыденной жизни Шаляпина. Он сам предстает перед всеми в роскошной шубе и меховой шапке, классическом костюме и опрятных туфлях. Шуба и шапка придают русского колорита, ведь именно в этой одежде ходили в те времена зимой, да и остальные люди на картине изображены в чем-то похожем. Рука его, прижатая к груди, держит шубу, будто он сейчас отведет ее в сторону и запоет. Русские мотив в украшении и фоне подчеркивают происхождение Шаляпина. Ведь он был простым певцом из народа, выступавшим на ярморочных балаганах, а теперь смог добиться творческих высот. Эта высота также подчеркнута тем, что он изображается на переднем плане картине на фоне всего остального народа.
Облик Федора Ивановича передан настолько точно, что я считаю это его лучшим портретом.
История создания[править]
В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году, в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.
Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»
.
Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара.
Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:. Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!»
А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!»
Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Ну, это надо запечатлеть на полотне. Потому что певец, артист и шубу свистнул. Надо запечатлеть!».
Предыстория и знакомство
Борис познакомился с Шаляпиным в начале двадцатого века, а точнее – в 1919 году. Они сразу нашли общий язык и быстро сдружились, ведь оба искренне восхищались творчеством, героизмом и силой духа друг друга. Однажды к Кустодиеву обратились с просьбой поработать над созданием декораций и костюмов для оперы Мариинского театра «Вражья сила», режиссером которой и был Шаляпин. Борис сразу принял предложение и во время сотрудничества предложил певцу написать его портрет, настаивая, чтобы он при этом обязательно был в шубе. Однако Шаляпин сопротивлялся, ведь шуба была краденной: после концерта для одного из Государственных учреждений ему предложили отплатить не деньгами, а шубой. В магазине же певец выбрал самую лучшую шубу из всех. Кустодиеву эта история понравилась, и он уговорил певца ему позировать со словами «Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.»
Первый учитель — регент
Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. По случайности в одном доме с семьей Шаляпиных жил регент церковного хора, который проверил у юного Федора слух, убедился, что с этим и с голосом все в порядке, и дал ему пару уроков музыкальной грамоты. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
Урок русского языка: сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина»
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. (слайд 2)
Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и двадцатипятилетняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В пять лет маленький Боря начал рисовать, в пять же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в девять лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. (слайд 3)
Разве мог он себе представить тогда, что через десять лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу».(слайд4)
В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В годы учения в Академии (1896-1903) его первый учитель П. А. Власов привил ему любовь ко всему русскому, демократизм вкусов и пристрастий. (слайд 5)
Для начинающего художника очень полезной школой послужила совместная с И. И. Репиным работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея» (1901-1903). Может быть, при создании этого парадного полотна у Кустодиева впервые пробудилось стремление к изображению праздничной стороны жизни, к красочной нарядности. (слайд 6)
К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге». В таких картинах создан собирательный образ родины – России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. В них Кустодиев воспевает Русь, русскую землю. (слайд 7)
Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». (слайд
Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных и хороших людей, — вспоминал Шаляпин, — но если я когда – либо видел в человеке действительно высокий дух. Так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. (слайд 9)
-«Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «вражьей силы», … решили просить об этом Кустодиева… «С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев, — я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе»1 Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. (слайд 10)
Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщён. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, узорами инея. Но главное, не стёрся Человек, Артист… (слайд 11)
Шаляпин высоко оценил портрет. Картина была настолько огромна, что мастерская была для неё мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. (слайд 12)
Незадолго до смерти (1927) Борис Михайлович просит посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту. Он ушёл, но снами остались его картины – праздник России, праздник русской живописи. (слайд 13)
[править] Работа над картиной
Так началась работа над картиной.
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»
. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.
Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»
.
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.
[править] Работа над картиной
Так началась работа над картиной.
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.
Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.
Король и царь
На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Пройти в ложу короля можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме только что сходившего с ума царя Бориса. В королевской ложе возникла пауза, король почему-то молчал, тогда Шаляпин, решивший, что монарх робеет перед величием русской музыки, заговорил с ним первый. Чем нарушил этикет. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.
Описание картины Портрет Шаляпина Кустодиев
В центре картины находится сам Фёдор Шаляпин. Он поражает свой мощной фигурой, своим волевым и в то же время одухотворённым положением. На нём богатая шуба, шапка, ботинки. В руке трость. Шаляпин стоит на пригорке. Рядом с ним собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.
Здесь же Кустодиев изобразил ещё трёх действующих реальных персонажей. Позади, у пригорка, стоят две девочки и мужчина — это две дочери Шаляпина Марфа и Марина, и его секретарь Исай Дворищин.
Позади Шаляпина, на фоне красивейшего зимнего пейзажа, разыгралась ярмарка. У картины изначально было несколько рабочих названий, среди которых «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».
Белоснежный пейзаж очень красиво и по-русски контрастирует с яркими красками праздника. Горки, представления на сцене, люди танцуют, играют на гармони, катаются на лошадях. Зимний праздник в самом разгаре. Бушует настоящее раздолье, люди веселятся, и на фоне пёстрого многообразия, как монумент, как символ русского величия, стоит сам Шаляпин, одухотворённый, полный сил и творческой энергии.
[править] Источники
- ↑ 1,01,1 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.
- ↑ 2,02,12,22,32,42,5 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.
- ↑ 3,03,1 Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922
- ↑ 4,004,014,024,034,044,054,064,074,084,094,104,114,124,13 Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»
- Иллюстрация «Кустодиев Б. М. „Ф. И. Шаляпин на ярмарке“» в Большой Советской Энциклопедии
- Кустодиев Боpис Михайлович
- Художник Кустодиев Борис Михайлович
- ↑ 8,08,18,2 Краденая шуба. Федор Шаляпин
- ↑ 9,09,19,29,39,4 Портрет Ф. И. Шаляпина
- ↑ 10,010,1 Б. М. Кустодиев
- В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе