Портрет Максимилиана I
Портрет Максимилиана I. Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.
Портреты Дюрера
Один из величайших мастеров портрета в истории мировой живописи, Дюрер часто и охотно обращался к этому жанру. Особенно большое число портретных изображений он создал в поздний период творчества, когда был известным и всеми признанным живописцем. Так, только за один год пребывания в Нидерландах Дюрер выполнил свыше 100 портретов
По-видимому, объяснение этому следует искать в том, что портрет — как правило, заказной — всегда служил художникам одним из эффективнейших средств упрочения своего положения в обществе, и Дюрер, неизменно заботившийся о своей известности и общественном статусе, не составлял исключения. С другой стороны, обширное присутствие портретных изображений в позднем творчестве художника — свидетельство неустанного и, как правило, доброжелательного интереса Дюрера к окружавшим его людям, чей внешний облик и манеры он никогда не прекращал изучать со всем характерным для него вниманием
Среди моделей художника мы находим влиятельных придворных, богатых купцов, ученых-гуманистов, чьи писания могли содействовать распространению славы немецкого мастера далеко за пределами Германии, и самого Максимилиана I, могущественного императора Священной Римской империи.
Формула дюреровской портретной композиции во всех работах очень схожа: чаще всего, художник изображает человека по грудь, поворачивая его от зрителя на 45 градусов. Фон картины нейтрален, не обращает на себя излишнего внимания. Взгляд героя картины может быть направлен как на зрителя, так и в сторону.
С точки зрения изобразительной стилистики работы Дюрера стали точкой схождения вместе двух традиций портретной живописи Возрождения, корни которых идут из нидерландского и итальянского искусства, основы которых заложили Ван Эйк, Мантенья и Джованни Беллини. Из первой он использует комплекс художественных методов изображения лица и фигуры, трактованных детализировано, из второй — специфическое понимание образа человека, показанного как деятельная и честолюбивая личность, отмеченная яркой эмоциональностью внутренней жизни.
Биография
В семье будущего художника родилось 18 детей, но выжили из них только четверо. Альбрехт оказался самым младшим, он появился на свет в 1471 году. Грамоте мальчик обучился в латинской школе. Отец Альбрехта Дюрера был ювелиром, поэтому после учебы он помогал ему в этом деле. Обнаружив талант к рисованию, отец отдал Альбрехта под покровительство местного художника, там мальчик (ему на тот момент исполнилось 18 лет) научился писать картины и делать гравюры.
После того как обучение закончилось, молодой человек отправился в путешествие. Альбрехт не только посещал новые места и встречался с людьми, но и учился гравюре.
После поездки в Италию мужчину заинтересовала живопись, Дюрер создал систему перспективы и человеческих пропорций, которую использовал для написания своих картин. Однако, большинство полотен Альбрехт создал в тематике пророческих предвидений. Его воображение быстро заинтересовало других людей, поэтому возвращаясь из поездки, художник уже прославился.
После 30 лет Альбрехт Дюрер больше интересовался историей искусства, после чего создал несколько серий гравюр со множеством мелких деталей. После путешествия художник купил дом и вошел в нюрнбергский совет. Мастер выполнял работы на заказ, а затем получил покровительство от Максимилиана I. После выполнения нескольких заказов для императора художник получил пенсию, которая выплачивалась ежегодно. Через 7 лет после этого Максимилиана I умер, Дюрер остался без своих выплат, поскольку городской совет посчитал эти траты лишними.
В 1520 году Дюрер уехал в Нидерланды, чтобы посмотреть выставки других художников и обменяться опытом. Во всех городах его радушно принимали, аристократы устраивали приемы и угощали. Путешествие на целый год художник организовал для того, чтобы показать свои работы и вернуть право на ежегодную пенсию у нового правителя.
Автопортрет с остролистом
Автопортрет с остролистом. Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.
Руки Молящегося
Руки Молящегося. Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. На портрете автор смотрит строго перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Недоброжелатели нашли на картине Дюрера все сходства и упрекали его в сравнении себя с Христом. Рассматривая картину, кто-то может согласиться с критиками, а кто-то разглядеть, что-то больше
На картине отсутствуют привлекающие к себе внимание объекты, что заставляет созерцателя сосредоточиться на образе человека. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека
Детство
В 6-летнем возрасте Альбрехт пошёл в школу при церкви св. Себальда, ближайшей к дому. Впоследствии именно её прихожанином стал художник на всю жизнь, по его рисункам выполнен витраж, поныне украшающий её.
Кроме учёбы в школе было знакомство с ремеслом главы семьи
Отец давно обратил внимание на твёрдость руки и точность глазомера Альбрехта-сына: при необходимости он спокойно обходился без циркуля и линейки, его линии и круги были идеальны. Конечно, у мастера золотых дел была надежда на продолжение сыном династии, и тот с малых лет вовлекался в процесс создания ювелирных изделий, обучался азам тонкого искусства
Отец сосватал невесту для сына
Руки молящегося
Через 4 года учёбы в странствиях Альбрехт получил письмо с отцовским требованием прибыть немедленно домой. Повод был значительный – пора жениться. Отец нашёл для 22-летнего сына молодую невесту из подходящей, очень уважаемой семьи: Агнес Фрай, дочери зажиточного владельца механических цехов, было 15 лет. Будущий тесть художника имел вес в обществе, входил в городское руководство. Были слухи о его родственных связях с итальянской династией банкиров Медичи. В общем, намечалась выгодная для сына трудолюбивого, но не богатого ювелира, партия. Приданое в 200 гульденов, немалая сумма по тем временам, было совсем не лишним.
Отношение сына к решению отца
Документальных свидетельств отрицательного отношения к отцовскому сватовству нет, по-видимому, сын никак не противодействовал этому родительскому решению. Он был воспитан в благочестии, почтении к отцу и любви к матери, протест и ослушание не могли прийти ему в голову. В довершение своей сыновней покорности жених специально для заочного знакомства с невестой, не видевшей его ранее, послал ей собственное изображение. Альбрехт Дюрер автопортретом желал понравиться девушке, поэтому приукрасил свой облик: ярко-рыжие локоны, вычурный наряд позже вызовут упрёки в самолюбовании. Это известный «Автопортрет с чертополохом» (1493), экспонат Лувра.
Известные картины Дюрера
Художник создал много произведений, которые до сих пор активно обсуждаются ценителями искусства, но самая известная работа — «Четыре всадника апокалипсиса». За 3 года на библейскую тематику Дюрер создал 15 гравюр, они дважды публиковались.
Иллюстрация демонстрирует слова из Откровения, где говорилось о четырех всадниках на разноцветных конях, среди них Голод, Смерть, Завоевание Война. Сразу за конями следует Ад, как написано в Библии, он изображен зубастым чудовищем. Расположенный над всадниками ангел напоминает о том, что все понесут ответственность за свои деяния.
Художник специально изобразил всех персонажей очень близко, чтобы создавалось впечатление, что они скоро покинут рамки гравюры. Через это произведение Альбрехт делился с людьми своими мыслями о будущем и призывал помнить о том, что расплата неизбежна.
Рассмотрим остальные известные произведения:
- «Адам и Ева». Молодые люди изображены здесь до Грехопадения, они находятся по разные стороны дерева. Картина получилась уникальной из-за плавных линий и того, насколько реалистично все изображено.
- «Мадонна с младенцем перед аркой». Картину обнаружили в небольшом итальянском городе только после Второй мировой войны. Художник подарил свою работу женскому монастырю, искусствоведы признали ее подлинность.
- Автопортрет. Альбрехт нарисовал картину с собственным изображением в цвете. Так Дюрер показал свой социальный статус через модную итальянскую одежду, высокомерный взгляд и легкую ухмылку.
- «Руки Молящегося». Изображение нарисованных рук используют для выражения скорби или сопровождают им новое издание Библии. Изначально руки изображались в качестве эскиза, позже художник хотел изобразить апостола, но картину уничтожил огонь во время пожара в мастерской.
Упорство художника и его чувство пропорций позволило Дюреру не только создать произведения, которые до сих пор имеют огромную ценность, но и повлиять на следующие поколения творческих людей.
Семейная жизнь
В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.
Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.