Как смотреть гравюры дюрера

«Автопортрет в образе Христа», 1500

Из Италии Дюрер вернулся уже не робким учеником, а мастером своего дела. На родине Альбрехт получил множество заказов, принёсших ему славу. Его работу знали уже за пределами родного Нюрнберга, а сам художник поставил своё дело на коммерческую основу. Вместе с тем близилось новое столетие, наступление которого должно было ознаменоваться концом света. Напряжённый период эсхатологического ожидания оказал значимое влияние на мастера Альбрехта. И в 1500 году появилась самая известная работа, которую создал Дюрер, – «Автопортрет в образе Христа».

Он запечатлел себя анфас, что было немыслимой смелостью в XVI веке. Все портреты того времени отличала одна общая черта: обычных людей всегда изображали вполоборота, и лишь Иисус был исключением. Дюрер стал первым художником, нарушившим этот негласный запрет. Пронзительный взгляд, волнистые волосы, совершенные пропорции лица действительно делаю его похожим на Христа. Даже кисть руки, запечатлённая внизу холста, сложена в жесте, типичном для святого отца. Цвета на картине сдержанные. На фоне черного, красного, белого и коричневого оттенков ярко выделяется лик художника. Облачённый в одеяния, отороченные мехом, мастер Альбрехт словно бы сравнивал себя с творцом, который резцом и кистью создаёт свой особенный, загадочный и неповторимый мир.

Самый откровенный автопортрет

Религиозный подтекст носит одна из самых спорных и загадочных работ художника – «Автопортрет обнажённым». Альбрехт Дюрер изобразил себя в образе Христа-мученика. О том говорят худое лицо, измождённое тело, поза, напоминающая Иисуса во время бичевания. Даже складка кожи, изображённая художником над правым бедром, может иметь символическое значение. Там находилась одна их ран, полученных Христом.

Рисунок выполнен пером и кистью на тонированной зелёной бумаге. Точное время создания автопортрета неизвестно, однако исходя из возраста художника на картине, можно предположить, что он написал её в первом десятилетии XVI века. Достоверно известно, что автор хранил работу у себя и не представлял широкой публике. Ни один художник до и после него не изображал себя полностью нагим. Шокирующий своей откровенностью рисунок с трудом можно найти в изданиях, посвящённых искусству.

Происхождение и атрибуция

Есть веские доказательства того, что портрет изначально висел рядом с Автопортретом Дюрера 1498 года . Оба имеют одинаковые размеры и изображают объект половинной длины. В 1650 году город Нюрнберг подарил пару портретов Томасу Ховарду, графу Арунделскому, королю Англии Карлу I , в то время как Дюрер считался самым гордым сыном города. Позже оба были проданы Кромвелем . В конце концов, портрет Альбрехта Старшего был приобретен Национальной галереей в 1904 году, где он имеет инвентарный номер NG1938. Автопортрет был куплен музеем Прадо в Мадриде.

Когда Национальная галерея купила картину, у них было мало информации о ее происхождении и происхождении. На реверсе был найден кусок бумажной этикетки, который, как полагали, датируется 17 веком и был похож на другой, найденный на обратной стороне автопортрета Дюрера 1498 года. Кроме того, они отметили сходство натурщика с портретом 1490 года и предполагаемым автопортретом 1486 года, и нашли инвентарную запись 1639 года, в которой описывается портрет его отца в черной шляпе и «темно-желтом платье, в котором его руки спрятаны в одежде. широкие рукава, нарисованные на красноватой почве, все потрескались ». Эти открытия приводят к убеждению, что это была картина Дюрера, записанная во владении Карла I.

Личная жизнь

Брак с Агнесой Фрей не был счастливым. Женился Альбрехт по воле отца, который хотел породниться со своим другом Хансом Фреем, занимавшим заметное положение в Нюрнберге.

Ханс Фрей был медных дел мастером, владел мастерской, состоял членом Совета города, а его жена имела дворянские корни. Брак совершался с целью повышения социального статуса Дюреров, а также давал возможность молодому художнику организовать собственное дело.

Согласия и взаимопонимания между супругами не было, о чем свидетельствуют письма, сохранившиеся после смерти художника. Агнеса была безразлична к творчеству мужа. Брак был бездетным, поэтому знаменитый художник не оставил потомства.

Агнеса Фрей

Детство и юность

Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.

Родители Альбрехта Дюрера

В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.

Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».

Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве

С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.

В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.

Ранний автопортрет пером

По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие. Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. Автопортрет, написанный им во время путешествия по Европе, был выполнен в совершенно другой манере. Он показывает умение молодого художника отразить на бумаге внутреннее состояние души человека. На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли. Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Причина терзаний доподлинно неизвестна, однако в том, что они имели место быть, сомневаться не приходится.

Последние автопортреты Альбрехта Дюрера

Последующие автопортреты Дюрера предсказывали его скорую смерть. В Нидерландах его поразил странный недуг, о котором в те времена никто не имел представления. Сейчас историки могут только предполагать, что эта была малярия. У художника были проблемы с селезёнкой, на что он явственно указал на автопортрете «Дюрер – больной» с жёлтым пятном. Этот рисунок он отослал своему врачу и написал ему краткое сообщение. В нём говорилось, что место, на котором изображено жёлтое пятно, вызывает боль. Отражением физического состояния художника и продолжением религиозной темы стал «Автопортрет в образе страждущего Христа». На нём изображён Дюрер, измученный неизвестным недугом и духовным разладом, причиной которого стала, быть может, реформация и связанные с ней события.

Вскоре он умер, оставив потомкам величайшее наследие своего времени. Автопортреты Дюрера, хранящиеся в самых известных галереях мира, таких как Лувр в Париже и Прадо в Мадриде, до сих пор поражают своей внутренней силой и почти мистической красотой.

Портрет Иеронима Хольцшуэра

1526. Государственные музеи, Берлин

Изображение хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга Иеронима Хольцшуэра — один из самых качественных и мастерских портретов художника

Пугающий и настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз модели сразу привлекает к себе внимание, завораживая силой внутренней экспрессии, которой обладает этот образ. В трактовке живописной поверхности портрета Дюрер идет по следам своих предшественников, нидерландских мастеров XV века, умевших с немыслимой степенью детализации воспроизводить все особенности внешнего облика модели

Как и они, художник с поразительным искусством прописывает буквально каждый волос бороды и шевелюры своего героя, в зрачке которого можно разглядеть микроскопическое отражение оконного переплета в мастерской художника. Однако сила духовной жизни этого человека, проявляющей себя в энергичном развороте торса и направленном в противоположную сторону решительном и смелом взгляде, заставляет вспомнить о героических интонациях в портретах работы мастеров итальянского Возрождения, о том, как были показаны люди в произведениях Мантеньи и Рафаэля.

Материальная сторона жизни художника и последние годы

Объём и разнообразие работ Дюрера поражает: гравюры на дереве и меди, портреты, полотна религиозной тематики, новаторские акварели, составление учебника рисования, разработки теоретических и практических трактатов по архитектуре, геометрии и фортификации, роспись ваз, изготовление ювелирных украшений и витражей. Но материальной стабильности не было никогда. Даже император Максимилиан, сделавший в 1514 году Дюрера придворным художником, самый высокопоставленный его заказчик, платил неисправно. Но он издал указ, обязывающий городские власти ежегодно выплачивать художнику сто гульденов, за что тот был искренне благодарен.  После смерти Максимилиана власти Нюрнберга самовольно отменили выплату пособия, лишив именитого пожилого мастера средств существования и подтолкнув того к поездке на коронацию следующего императора Карла V. К нему художник обратился за помощью, чтобы восстановить справедливость.

Сохранилось документальное свидетельство скрупулёзного и самого педантичного ведения Дюрером всех расходов и доходов – «Дневник путешествия в Нидерланды». Но кажущаяся практичность – на деле постоянная озабоченность недостаточностью средств. Агнес Дюрер на протяжении всей жизни будет опасаться бедности, хотя её гениальный супруг, самый известный живописец той эпохи, работал просто на износ. Вдобавок последние четыре года Альбрехт будет брать заказы в минимальном количестве – он хотел успеть закончить свои теоретические труды. Но трактат о пропорциях завершить так и не успел. Умер 6 апреля 1528 года по неизвестной сейчас причине. Альбрехту Дюреру было 56 лет, немало для того времени, но так недостаточно для проявления всех талантов гения.

Уникальность рисунка «Заяц» Альбрехта Дюрера

«Меланхолия» Засекреченное послание Альбрехта Дюрера

«Руки молящегося» Альбрехта Дюрера – вечный жест

Портреты: как Дюрер видел личность художника

Дюрера интересовала личность художника: он хотел показать, что они — творцы, и в то же время простые люди. Разберемся, как Дюрер рисовал свои автопортреты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства

Просто о важном»

Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1493

В этой части мы говорим о портретах и автопортретах Дюрера. Художник на протяжении всего творчества изображал самого себя. Попробуем понять, зачем Дюрер это делал, на примере раннего автопортрета 1493 года.

Дюрер писал автопортреты не ради самолюбования. Как художника Ренессанса его интересовал человек, личность — в первую очередь личность художника. Он был сам для себя удобным объектом для исследования: модель всегда под рукой, можно писать в любое время.

Автопортрет 1493 года — продолжение разговора художника о себе. Художник написан в три четверти, по пояс — в духе Ренессанса. На нем модный красивый наряд с окантовкой, головной убор. Волосы распущены, в руках цветок чертополоха. Фон темный, без пейзажа и интерьера, как на всех голландских и немецких портретах 15 века.

Вероятно, этот автопортрет — обручальный подарок. Во времена Дюрера женихи часто заказывали художникам свои портреты, чтобы преподнести семье невесты. Образ Дюрера на автопортрете — привлекательного, мечтательного молодого человека — соответствует традициям таких портретов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1498

Теперь перед нами Автопортрет 1498 года. Посмотрим, как в нем отразились перемены в жизни и мировоззрении художника.

В автопортрете появился пейзаж. Он написан по возвращении из Венеции

Дюрер следует венецианской традиции, в которой пейзаж в портрете играет важное значение: природа и человек существуют вместе, и человек — такой же сложный мир, созданный Богом.

Дюрер подчеркивает свой статус. На нем эффектный наряд по итальянской моде, на руках перчатки — щегольская деталь. Дюрер делает акцент на том, что художник обладает высоким статусом. Это итальянский взгляд на вещи: в Германии художники по-прежнему ремесленники.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 28 лет, 1500

Мы добрались до самого знаменитого автопортрета Дюрера, написанного в 28 лет — известного также как «Автопортрет в шубе». В нем художник соединил свой образ с образом Христа.

Как этого добился Дюрер

Изобразил себя фронтально. В то время портреты в основном были трехчетвертными, а лицом к зрителю располагались только молитвенные образы на иконах.

Рука придерживает воротник шубы — длинные пальцы напоминают жест благословения Христа на алтарных картинах.

Изменил пропорции лица — сделал его более симметричным: лоб увеличен, глаза смотрят прямо, хотя в жизни слегка косили. Создав идеальный вариант себя, Дюрер также приблизил автопортрет к божественному образу.

Изобразил золотые волосы на темном фоне — они заменяют золотой фон на алтарных образах, который символизирует царство небесное, Божественный мир.

Отсылка к традиционной иконографии не отменяет того, что перед нами человек. На нем скромная шуба, простая сорочка, из волос выбился чубчик. Дюрер в первую очередь хочет сказать, что художник — тоже творец, который создает новый мир.

Альбрехт Дюрер. Портрет матери художника, 1514

Альбрехт Дюрер. Отец Альбрехта Дюрера, 1497

Завершим эту часть портретом отца Дюрера, написанном в 1497 году. Этой работой Дюрер будто прокладывает мостик к портретам эпохи барокко.

Дюрер не приукрашивает образ отца. На нем простая одежда, подбитая мехом, черная шапка, которую носили ремесленники. Отец выглядит усталым, пожилым — Дюрер не скрывает его морщины, щетину на подбородке.

Образ все равно остается привлекательным. Мы видим умный, глубокий взгляд, выразительное лицо. Художник изображает отца, которого хорошо знает, и передает глубину его характера.

Дюрер уже в конце 15 века пишет внешность реалистично, не приукрашивая. Вместе с тем, он передает характер модели, внутренние качества человека. Это переносит нас в 17 век — эпоху Рембрандта и Халса, которые довели психологический портрет до совершенства.

Рекомендации

Источники

  • Аллен, Джесси. Альбрехт Дюрер . Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2005. ISBN  0-7661-9475-2
  • Бейли, Мартин. Дюрер . Лондон: Phidon Press, 1995. ISBN  0-7148-3334-7
  • Конвей, Мартин . «Портреты Дюрера. Записки». Журнал Burlington для знатоков , том 33, № 187, октябрь 1918 г. 142–143
  • Брион, Марсель . Дюрер . Лондон: Темза и Гудзон, 1960.
  • Кэмпбелл Хатчисон, Джейн. Альбрехт Дюрер: Путеводитель по исследованиям . Нью-Йорк: Гарленд, 2000. ISBN  0-8153-2114-7
  • Фойстер, Сьюзен. . Британский музей , 21 марта 2003 г.
  • Стердж Мур, Томас. Альберт Дюрер . Kessinger Publishing, 2004. ISBN  1-4191-0533-7.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.

Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов

Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы

Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.

Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.

Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти

Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.

Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.

Творчество

После Альбрехта Дюрера осталось более 900 произведений. Он посвящал свое творчество гравюре, живописи и рисункам. Эксперты этой сферы считают, что работы были такие же разноплановые, как у Леонардо да Винчи. Производительности деятеля тоже многие завидовали.

Рисунок всегда становился лишь одним из этапов создания композиции. Он выполнял его пером, карандашом, акварелью, даже углем. В творчестве Дюрера преобладала библейская тематика, для той эпохи это была актуальная тема.

Талант, постоянная тяга к экспериментам и нестандартный тип мышления заставлял художника развиваться на протяжении всей жизни, даже после получения признания. Когда графика Альбрехта стала популярна, князья и другие известные личности начали заказывать у него портреты. Художник всегда прорабатывал такие картины, он изображал людей согласно европейским традициям, в небольшом развороте.

На протяжении всей жизни художник занимался гравюрой, он выполнял работы в разной технике. Такие произведения хорошо продавались, периодически ему поступали заказы.

После поездки в Италию художник внес коррективы, стал иначе изображать человеческие тела в движении, перешел к сложным ракурсам, убрал готическую угловатость и добавил плавности всем линиям.

Детство и юность

Отец художника, которого также звали Альбрехт Дюрер, был ювелиром по специальности. Он эмигрировал из Венгрии в Германию и поселился в Нюрнберге. Получив квалификацию мастера, Дюрер Старший женился на Барбаре Холпер, которая была дочерью его хозяина.

Их третий ребенок, названный как отец Альбрехтом, родился 21 мая 1471 г. Всего в семье было 18 детей, до зрелого возраста дожили только Альбрехт и два его брата.

С шести лет маленький Альбрехт начал обучение в латинской школе, одновременно отец стал привлекать его к ювелирному делу. Но у мальчика были явные способности и интерес к живописи. Знаменитый автопортрет в технике рисунка серебряной иглой он выполнил в возрасте 13 лет.

Автопортрет в 13 лет

Отец сожалел, что сын не склонен продолжать семейное дело, но, видя его талант, в 1486 г. отдал на обучение живописи.

Учителем будущей знаменитости стал Михаэль Вольгемут, который был известным художником Нюрнберга и имел большую мастерскую. Он обучал Альбрехта живописи и гравюре по дереву. Юный художник участвовал в создании иллюстраций к известной в XV в. «Книге хроник».

Автопортрет в 26 лет

Автопортрет, 1493

К концу странствий Альбрехта настигла весть о его скорой женитьбе. Тогда, в XV веке родители сами выбирали своим детям пару. Альбрехту отец нашёл невесту из знатной нюрнбергской семьи. Против женитьбы на Агнессе Фрей молодой художник не возражал. Существует точка зрения, что именно по случаю такого события и написал Дюрер «Автопортрет с чертополохом». В те времена считалось нормой, что будущие супруги знакомились прямо на свадьбе, поэтому молодой художник решил сделать будущей жене особенный подарок.

На портрете Альбрехту 22 года. Молодой человек устремил вдаль свой взгляд. Он сосредоточен и задумчив. Глаза Альбрехта немного косят вследствие того, что работу над портретом он вёл, смотря на себя в зеркало. В руках художник держит чертополох. Он и стал предметом споров между поклонниками творчества Дюрера.

Автопортреты как биография Альбрехта Дюрера

Биографы твердят, что мастер Альбрехт Дюрер был крайне привлекательным молодым человеком, и любовь к автопортретам была отчасти связана с тщеславным желанием понравиться людям. Однако не в этом заключалось истинное их назначение. Автопортреты Дюрера – это отражение его внутреннего мира и взглядов на искусство, история эволюции интеллекта и развития художественного вкуса. По ним можно проследить всю жизнь художника. Каждый её этап – новая работа, разительно отличающаяся от предыдущей. Дюрер сделал автопортрет отдельным жанром в изобразительном искусстве, а его работы в целом стали живой биографией художника. Они иногда могут рассказать больше, чем любая книга.

Описание

Альбрехт Дюрер Старший с розарием , апрель 1490 г. Масло на дубе Панель, 47,5 см x 39,5 см. Уффици , Флоренция .

Альбрехт-старший изображен в возрасте 70 лет в половинном виде на плоском красноватом фоне. На нем черная венгерская шляпа и длинный коричневый халат с черным нижним бельем. У него умный пронзительный взгляд, хотя его можно интерпретировать как враждебный взгляд на зрителя. Возраст сильно сказывается на изможденных чертах лица старика. Его мясистые щеки сильно сложены, губы тонкие, а волосы растрепаны и растрепаны. Его кожа сильно морщинистая, а глаза узкие и выглядят усталыми. По сравнению с Альбрехтом Дюрером Старшим 1490 года с Розарием , его руки, хотя и видны, неактивны, возможно, из-за артрита .

По сравнению с его мягким и благочестивым выражением лица на портрете 1490 года Альбрехт теперь кажется нетерпеливым, в то время как, по словам Марселя Бриона, «ошеломленный взгляд, кажется, уже предвидел его собственную смерть … [] почти изможденная напряженность ] вопрошающий взгляд на окружающих, как будто они могут решить насущные проблемы, на которые его собственные уста не могли ответить ».

Альбрехт сохраняет некоторую красоту своей молодости; у него крепкая костная структура с высокими скулами, характерными для славянской и мадьярской крови венгерской внешности. У него почти экзотические глаза, приближающиеся к вискам почти на восток.

Страсти в ожидании Апокалипсиса

В 1498 году, в преддверии грядущей смены столетий, Дюрер выполнил 15 потрясающих ксилографий для готовящегося к выпуску издания Кобергера. Это было великолепное художественное представление-описание книги «Апокалипсис», в эпоху особой религиозности и мистики тема конца света всецело владела обществом. Художник вспоминал, что ему довелось наяву увидеть предвестницу Апокалипсиса комету, периодически ему снились кошмары о большом потопе. Через два года сложную вёрстку и органичное введение иллюстраций в текст продемонстрировали три десятка гравюр мастера к «Страстям св. Бригитты».

Тайные знаки в автопортретах Дюрера

Какие тайные знаки присутствуют в автопортретах Дюрера и что они означают? Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) был одним из самых ярких представителей западноевропейского Возрождения. Он являлся новатором во множестве областей — таких как, например, ксилография и графика. Также он был одним из первых (если не первым), кто начал писать свои автопортреты. Всего их насчитывают около 13, но самых известных — четыре. Выразил ли в них художник свое тщеславие или в них есть скрытые послания?

Первый автопортрет Дюрер создал в возрасте 13 лет, в 1484 году. Что интересно, он не имел ни малейшего представления о технике и способах его исполнения — т.к., повторюсь, в то время автопортреты художники не делали. Дюрер стал первопроходцем, нарисовав себя с помощью серебряного карандаша и ориентируясь на отражение в зеркале.

Следующий автопортет Дюрер написал в 1493 году в возрасте 22-х лет. Его еще называют «Автопортрет с остролистом (чертополохом)». Он примечателен тем, что это был предсвадебный портрет, который художник отправил своей невесте Агнес Фрай. Молодые люди никогда не видели друг друга — о браке договаривались родители, и Дюрер захотел, чтобы Агнес узнала, как он выглядит.

Как было свойственно многим живописным произведениям средневековья, портрет хранит множество тайных знаков. Например, колючее растение в руках художника — это символ тернового венца Иисуса. В Германии и некоторых других немецкоговорящих странах он также считается символом мужской верности. Таким образом Дюрер давал понять невесте, что готов быть верным мужем. Надпись на темном фоне гласит «My sach die gat / Als es oben schtat» — «Мои дела определяются свыше».

Исследователи расценивают это как знак покорности родительской воле. А вот костюм художника говорит о том, что несмотря на послушание, он будет идти своим собственным путем.

В общем-то, брак так и сложился. Супруги прожили вместе много лет, но их союз был бездетным и не особо счастливым. Хотя мы можем судить об этом только с позиции наших взглядов. Психология средневекового человека была иная, и моменты, где мы видим признаки холодности или отчуждения, люди того времени считали нормальными. Тем более, что на протяжении брака Дюрер создал несколько портретов жены — возможно, это и не говорит о силе чувств, но едва ли о чем-то плохом..

Следующий автопортрет был написал художником в 26 лет. Он называется «Дюрер Великолепный». К этому возрасту он успел прославиться, разбогатеть и стать о себе довольно высокого мнения. Его одежда — это не традиционная одежда ремесленников, которыми тогда считали художников. Это богатый наряд с элементами роскоши — то, что могла позволить себе только знать. Шелковая рубашка с золотым шитьем, перчатки тонкой выделки, щегольская шапочка. Скорее всего, человек его положения вообще не имел права носить такие вещи. И здесь Дюрер бросает определенный вызов — он показывает, что художник больше не ремесленник, а «божий избранник».

Возможно, самый известный автопортрет Альбехт Дюрер создал в 28 лет. Самый скандальный уж точно. Когда отец художника, уже из-за возраста имевший проблемы со зрением, увидел его, то решил, что на нем изображен Христос и только потом понял, что это портрет его сына. Ошибиться было не так уж сложно. В анфас рисовали действительно только Иисуса — простых смертных, в том числе и богатых заказчиков максимум в три четверти оборота. Дюрер нарушил каноны и, вероятно, выразил в автопортрете и все свое тщеславие, осмелившись изобразить себя не только в таких традициях, но и внешне похожим на Христа.

Праздник четок

Праздник четок. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: