Александр кабанель: академическая живопись 19 века

Примечания

  1. 1234 [www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/la-naissance-de-venus-7082.html?no_cache=1 Alexandre Cabanel — La Naissance de Vénus / The Birth of Venus] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 30 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DuTGTQFD Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
  2. [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BD/ Салон] (HTML). Словарь изобразительного искусства, slovari.yandex.ru. Проверено 1 декабря 2012. [www.webcitation.org/6DuTHTnJI Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
  3. 12 [www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/110000264 The Birth of Venus — Alexandre Cabanel] (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 1 декабря 2012. [www.webcitation.org/6DuTKQRcg Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
  4. 12 [www.metmuseum.org/toah/works-of-art/94.24.1 The Birth of Venus, 1875, Alexandre Cabanel (French, 1823—1889)] (HTML). Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art. Проверено 6 февраля 2020.
  5. [www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=98 Alexandre Cabanel — Naissance de Vénus] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 30 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DuTIZ8j7 Архивировано из первоисточника 24 января 2013].

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощённая на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.


Сандро Боттичелли. (Wikimedia Commons)

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие 15-го века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня на кладбище церкви Всех Святых покоится его прах.

Скандал

Парижский салон

Эдуар Мане. «Иисус и бичующие его воины» («Поругание Христа стражей») Впервые представить свои работы на Парижском салоне Мане пытался в 1859 году. Однако его «Любитель абсента» к салону допущен не был. В 1861 году на Парижском салоне благосклонность публики снискали две работы Мане — «Испанский гитарист» и «Огюст и Эжени Мане, родители художника». В 1863 году работы Мане снова не прошли отбор жюри Парижского салона и были показаны в рамках «Салона отверженных», где уже «Завтрак на траве» оказался в эпицентре крупного скандала.

Вероятно, Мане собирался показать «Олимпию» на Парижском салоне в 1864 году, но поскольку на ней была опять изображена та же обнажённая Викторина Мёран, Мане решил избежать нового скандала и предложил на Парижский салон 1864 года вместо «Олимпии» «Эпизод боя быков» и «Мёртвого Христа с ангелами», но и им было отказано в признании. Лишь в 1865 году «Олимпия» была представлена на Парижском салоне вместе с картиной «Иисус и бичующие его воины» («Поругание Христа стражей»).

Биограф художника Эдмон Базир писал:

Он задумал и выполнил «Олимпию» в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Осмелиться — вопреки всем условностям — изобразить голую женщину на неприбранной постели и возле неё — негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Написать без прикрас живое тело и подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, не завуалированное каким-либо греческим или римским воспоминанием; вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать «Олимпию». Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять, исходил от Бодлера.

Новая манера письма

Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX века. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники. Из-за этого современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане обвинили в аморальности и вульгарности

Антонин Пруст позднее вспоминал, что картина уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки

Никогда и никому ещё не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия», — писал современный критик. — Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Её руку как будто сводит непристойная судорога… Серьёзно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений.

Полотно, выставленное на Салоне, вызвало ажиотаж и подверглось дикому глумлению со стороны толпы, взбудораженной обрушившейся из газет критикой. Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно.

Художник Дега сказал:

Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди.

2.Венера Медицейская (она же Венера Медичи) и Венера Книдская

Все слышали имя великого древнегреческого афинского скульптора Праксителя. Однако, у него был отец и даже сын, оба по фамилии Кефисодот. Отца и учителя Праксителя звали Кефисодот Старший, сына и ученика Праксителя звали Кефисодот Младший.

Сам Пракситель (примерно 390-330 годы до н.э.) первым сотворил обнаженную богиню любви «Венеру Книдскую», хотя прославился прежде всего образцами мужской скульптуры. Приглашал раскрашивать свои работы художника Никия из Афин.

Его сын в соавторстве с еще одним скульптором (имена все-равно не запомнить) чуть позже изваял «Венеру Медицейскую», уже полностью обнаженную.

Пракситель. Венера Книдская. Очень примерно 360 г. до н.э.

На фото лучшая древнеримская копия – Ватиканская. Оригинал мы уже не увидим. Оригинал был тонирован восковыми красками нежных и теплых тонов художником Никием. Реставраторы приделали к копии многие части тела.

В другой книге тоже как ватиканская копия приведена та же статуя, но прикрытая тканью до пояса:

Вариант Венеры Книдской с драпировкой в правой руке.

Судя по всему, отсутствующий низ найденной римской копии, реставраторы делали в разных вариантах.

Про Венеру Книдскую рассказывают две истории. Первая – о том, что Праксителю позировала знаменитая греческая гетера Фрина, про которую, в свою очередь, тоже сочинены истории. Это кажется правдоподобным, поскольку статуя получила громкую известность у античных греков из-за красоты «Венеры Книдской», в которую, говорят, даже влюблялись и отнюдь не платонически. Вторая – о том, что вариант обнаженной богини отвергли жители Коса, зато этот вариант выбрали жители острова Книда, отчего она и стала «книдской».

Для данной заметки важнее «Венера Медицейская», так как с ней связано создание Кановой «Венеры Италийской» (см. п. 3 данной заметки).

Венера Медицейская (Медичи). Кефисодот Младший (сын Праксителя). На фото древнеримская копия 1 века до н.э. Оригинал мы уже не увидим. На фото хорошо видны швы от приделанных позднее частей тела

Поза «Венеры Медицейской» (сына) явно восходит к «Венере Книдской» (отца). При наличии ткани в руке богини ее жест мотивирован, если ткань убрана, то он воспринимается как жест «ложной скромности» (см. п. 1.2), по поводу чего впоследствии один из современников Кановы написал, что Канова сделал свою «Венеру» без ошибок «Венеры Медицейской», «поза которой напоминает кокетку и даже продажную девицу». Большинству зрителей эта статуя очень нравилась и нравится. Отличительным признаком «Венеры Медичи» является опора в виде дельфина (атрибут Афродиты).

Эта статуя после обладания ею флорентийским родом Медичи стала еще называться «Венерой Медичи».

«Венера Медичи» простояла до начала XIX века в галерее Уффици во Флоренции, куда она была перенесена в 1688  на почетное место и стала гордостью галереи.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнажённой женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом, да ещё и с обнажённой натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.


«Весна». (Wikimedia Commons)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространённой версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту её воспевали, богачи и сильные мира добивались её благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял её лицо из картины в картину и при её жизни, и уже после её смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Черная Венера

Фильм о ней «Черная Венера» (2010 год) французского режиссера Абделатифа Кешиша воссоздает ее жестокую судьбу и звучит обвинением в адрес белых колонизаторов Африки. Кинокартина отмечена наградами Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма «Черная Венера» /2010 год / режиссер А. Кешиш

В 2016 году известная певица Бейонсе объявила, что занимается написанием сценария к новому фильму о Саарти Бартман и собирается сыграть в нем главную роль. Согласно американской прессе, эта новость не была воспринята в ЮАР, поскольку они «завидовали» ее имиджу. Сегодня в ЮАР существует множество сайтов, названных в честь Саарти Бартман.

С детства Саарти постигла печальная судьба. По одной из версий, ее отец был убит бушменами, другие же утверждают, что ее родители были убиты голландскими колонизаторами.

Детство и юность

Ранний период биографии Александра Кабанеля сохранился в истории не столь подробно, как его взрослая жизнь. Известны лишь сухие факты. Так, художник родился 28 сентября 1823 года в Монпелье, одном из крупнейших городов на юге Франции, в семье обеспеченного плотника. Доходов семьи хватило на то, чтобы со временем переехать в сердце страны — Париж.

Автопортрет Александра Кабанеля 1847 года Рано осознав свое призвание, в 1840 году Александр поступил в Школу изящных искусств. Основополагающие художественные навыки — композицию, умение передавать цвета — он перенял от Франсуа Пико, яркого представителя неоклассицизма. Впитал юноша и страсть учителя к античности. Самые известные произведения Кабанеля — это академизм с налетом Ренессанса.

Детство и юность

Ранний период биографии Александра Кабанеля сохранился в истории не столь подробно, как его взрослая жизнь. Известны лишь сухие факты. Так, художник родился 28 сентября 1823 года в Монпелье, одном из крупнейших городов на юге Франции, в семье обеспеченного плотника. Доходов семьи хватило на то, чтобы со временем переехать в сердце страны — Париж.

Рано осознав свое призвание, в 1840 году Александр поступил в Школу изящных искусств. Основополагающие художественные навыки — композицию, умение передавать цвета — он перенял от Франсуа Пико, яркого представителя неоклассицизма. Впитал юноша и страсть учителя к античности. Самые известные произведения Кабанеля — это академизм с налетом Ренессанса.

Париж и окончание жизни Саарти Бартман

За 4 года публика Лондона потеряла всякий интерес к выступлениям Сары, и ее продали французскому дрессировщику Рео. Саарти прожила в Париже около 2 лет и нескольких месяцев.

Помимо того, что Сара продолжала появляться на публике, во Франции она стала интересным объектом для антропологов. Руководитель Национального музея естественной истории Жорж Кювье начал работать над интеллектуальными способностями Черной Венеры. По его словам, у Саарти была невероятная память, благодаря которой та очень быстро выучила иностранные языки.

Карикатура в парижской газете /фото из Парижского музея человека/

Однако, когда демонстрации тела наскучили и парижанам, Сара вскоре оказалась объектом насмешек и карикатур. Она впала в депрессию, начала пить и занималась проституцией.

Сара умерла в декабре 1815 года в одиночестве в возрасте 25 лет. По одним данным это случилось от сифилиса, по другим – от пневмонии. Имеются данные, что она родила двоих детей, судьба которых неизвестна.

После смерти Готтентотской Венеры

Трагедия Саарти Бартман не закончилась ее смертью. Хотя она была крещена в 1811 году в Манчестере в христианской церкви, Саарти не стали хоронить согласно обычаям. Ее тело было расчленено и частями демонстрировалось на лекциях по антропологии, в качестве «доказательств», что «негры» близки к обезьянам»…

Череп и мозг Сары хранились в банках до 1974 года среди экспонатов парижского Музея человека.

В 1994 году, когда Нельсон Мандела был освобожден из-под стражи, по его настоянию Южная Африка официально потребовала возвратить останки Саарти Бартманн. После некоторого «обсуждения», Франция вернула их на родину. В 2002 году останки были захоронены в могиле на ее родине.

Рекомендуем также:

Дом Сары Винчестер

Макуавитль — холодное оружие ацтеков

Конец «Черной Бороды»

Мир американских индейцев

Мир американских индейцев. Часть 2

Генрих Шлиман — краткая биография

Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплён по просьбе его жены Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но всё та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита (в римской традиции Венера).

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василёк и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придётся испить богине на земле), апельсин (символ вечной жизни).


«Рождение Венеры». (Wikimedia Commons)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому теперь всегда должна сопровождать Венеру.

Портреты, репортажи, батальные сцены

В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.

 
 Эдуард Мане, “Нана”, 1877

Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его, подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864), изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.

Эдуард Мане, “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы”, 1864

В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.

В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).

 
Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880

Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).

30 апреля 1883 года, после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.

Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.

“Надо быть современником и писать то, что видишь”, — сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, художник пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.

«Венера Милосская»

Было бы нелогично обойти эту богиню, так как она тоже восходит по своей идее к «Книдской», то есть к первоисточнику – Праксителю.

Венера Милосская. Найдена в начале XIX века на острове Милос (тогда Турция). Около 100 г. до н.э. Лувр

Венера Милосская.

Вроде как после ее нахождения она была и с руками, и с постаментом, на котором была надпись имени скульптора. И пока ее «тягали» туда-сюда и пока она плыла к новому месту жительства, утеряла и то, и другое.

Не будем сокрушаться. Мы видели, какие проблемы могут создавать «шаловливые ручонки» античных Венер. Закрадывается мысль, что потому «Венера Милосская» и нравится больше, что без рук. Как и «Бельведерский торс», у которого есть еще одно «достоинство»: также нет и ног. Кроме шуток.

Соответствие идеалам времени

Картина Кабанеля «Рождение Венеры» вполне отвечает запросам публики. Она вполне во вкусе посетителей Салона. Именно такой представлялась красавица того времени. Именно она является идеалом красоты:

  • высокая, выше, чем модели, с которых делали в то время фотографии;
  • рыжеволосая, что было весьма модно;
  • с округлыми коленями и длинным стройным телом;
  • с гладкой, словно выбритой, кожей.

Не случайно «Рождение Венеры» (картина Кабанеля) понравилась императору Наполеону III. Он сразу же купил ее и пополнил свою коллекцию. Первым полотном, которое ему приглянулось у Кабанеля, было «Похищение нимфы», где также изображена беломраморная модель с длинными рыжими волосами в объятиях страшноватого сатира. Так постепенно работы А. Кабанеля становились эталонными. Картины художника были слащавыми, от них исходил аромат «фиалок и роз». Его творчество, в котором нет ни взлетов, ни падений, предполагало, что оно понравится массовому зрителю.

Так и произошло. Его работы были стабильно технически качественными, реалистическими без грубого натурализма, с приятным колоритом. Это была милая посредственность. Тем не менее у художника не было простоев. Заказчики выстраивались в очередь.

Сюжет

Тема картины, в которой Венера прославляется как символ любви и красоты, вероятно, подсказана знаменитым произведением Анджело Полициано «Стансы на турнир» (99–101). Во Флоренции того времени помнили о легендарной картине древнегреческого живописца Апеллеса «Венера Анадиомена» («Венера, поднимающаяся из воды»), которую Полициано описывает в стихах, вдохновленных отрывком из произведений Гомера. Эпитет отсылает к легенде, пересказанной Гесиодом в «Теогонии», о рождении Афродиты (Венеры), которая появилась из морской пены, после того как кровь и семя оскопленного Урана (Целума) смешались с морской водой.

Но в шедевре Боттичелли прослеживаются отголоски «Метаморфоз» Овидия, элегий Тибулла, «О природе вещей» Лукреция, гимна «К Афродите» Гомера, «Естественной истории» Плиния, что позволяет тщательно интерпретировать каждую фигуру.

Название картины не совсем точное, поскольку оно описывает не момент рождения богини, а прибытие Венеры в раковине к берегу одного из островов (Кипр, Цитера или Пафос), ведомой ветрами, среди цветочного дождя, символизирующего оплодотворение моря небом. На земле грация одевает богиню и отводит в обитель богов. Таким образом, Боттичелли опускает жуткое событие оскопления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: