МОЗАИКИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Нерукотворный Спас-пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753г.
мозаичный портрет Елизаветы Петровны
Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика «Нерукотворный Спас», которая довольно проста по исполнению Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петр I» или «…Заказ ( парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым…»»…Сам он не решился делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи «»…Императрица на нём была изображена в рост… Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй.» Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа.
мозаичный портрет графа П.И.Шувалова
П.И.Шувалов.
мозаичный портрет Екатерины Великой
Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа. «…Мастерски набранный — гораздо более мелким, чем раньше, набором — мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом «некоторой знатной особы». Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея…»»…Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру…»
мозаичный портрет великого князя Петра Федоровича
Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.»…Несколько «вялый» , как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато-коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным…»
Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова так же стал основой для создания портрета Великой императрицы.
Ещё один «факт»
Через несколько лет после упомянутого разговора попалась мне в руки книга Александра Сушко «Кораблик по небу плывёт», где чёрным по белому написано: «В конце 60-х, в студенческие годы, я был в гостях в одной московской квартире (уже Москва, не Ленинград, — прим. автора). Задержавшаяся где-то хозяйка объяснила гостям своё опоздание тем, что была на защите закрытой диссертации «Ломоносов — внебрачный сын Петра I». Естественно, посыпались наши «наивные» вопросы. Женщина привела массу примеров, подтверждённых, по её словам, документами. Скажем, «путешествие Ломоносова пешком в Москву» хорошо финансировалось кем-то из сопровождающих. Остались какие-то расписки, счета. Потом — фантастическая карьера учёного была в то время просто невозможна для простого крестьянина». Действительно, внешнее сходство Петра Алексеевича и Михайло Васильевича было видно невооружённым глазом: оба высокого роста, похожие черты лица, почти одинаковое телосложение. И царь, и учёный имели весьма вспыльчивый характер. Ломоносов частенько бивал (в прямом смысле слова) академиков, как и Пётр — своих вельмож. Многогранность интересов также вроде бы указывает на родство. Пушкин писал о Ломоносове: «Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей, …он всё испытал и всё проник. Первым углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия…». Интересы Петра I не менее разносторонни: от флота до медицины. Что ж, совпадений немало, и всё-таки это просто совпадения. Мало ли что в жизни бывает — вон, в наши дни существует даже целый театр двойников!
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Портрет Петра1
Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.
В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа. Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не боятся»
Ломоносов — внебрачный сын Петра I?
В 1711 году Пётр I прибыл в небольшое село под Петербургом, чтобы встретиться с местными кораблестроителями. Сохранились даже реестры, в которых записывали имена присутствующих. Была среди них и Елена Сивкова. Девушка, сирота от рождения, занималась бытом государя: приносила поесть, организовывала досуг. Как именно Сивкова развлекала царя — никто не знает. Остаются только догадки. На встречу девушка прибыла вместе с Ломоносовым, правда не с Василием, а с Лукой.
Согласно этой версии, после того, как государь уехал, Лука с Еленой переехали в деревню Денисовка в Архангельской области. Лука Ломоносов срочно выдал Елену замуж за своего родственника — Василия. Под венец барышня пошла в положении, так как первенец родился уже осенью.
Была ли та Елена Сивкова действительно матерью будущего гения или произошло полное совпадение имени и фамилии — неизвестно. Кроме того, Сивкова могла забеременеть и не от государя. Однако после рождения первенца в настоящей семье Ломоносовых дела пошли в гору.
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М.В. Ломоносовым
Карьера Ломоносова и императрица Елизавета
То, что между Елизаветой и Ломоносовым были тёплые отношения — исторический факт. В 1741 году Михаил стал адъюнктом академии наук и получал жалование в размере 360 рублей. Императрица неоднократно награждала его премиями, пожаловала дворянское звание и подарила девять тысяч десятин земли с крестьянами. Действительно ли Елизавета просто восхищалась талантами Ломоносова или просто старалась держать опасного наследника поближе к себе и в неведении? Ведь пока он занимался наукой, дела до престола ему не было никакого.
В зрелом возрасте, добившись уважения и признания, Михаил Ломоносов позволял себе поколачивать именитых академиков тяжёлой тростью. Точь-в-точь как Пётр, который неоднократно срывался на собственных подданных.
- Сокровища Неглинки — загадочной подземной реки Москвы
- Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили
- Особенности отдыха в советских санаториях
- Первую в мире операцию по смене пола провели советские врачи
- Как Советский Союз стал империей азартных игр
Интересные факты
- Ломоносов родился в зажиточной семье, но имел простое происхождение, потому права на образование у него не было. Из положения мужчина вышел, подделав бумаги о дворянстве.
- За свою жизнь Михаил Васильевич провел несколько тысяч исследований.
- Энциклопедист способствовал развитию практически всех отраслей научного знания. Среди открытий Ломоносова можно назвать создание основ корпускулярной теории, определение, что у Венеры есть атмосфера и пр. Это не считая его достижений в географии, филологии, истории и стихосложении.
- По разным сведениям Михаил Васильевич знал почти 20 иностранных языков. 12 из них в совершенстве.
- Исследователь отличался крепким телосложением и не подходил под описание типичного ученого. Интересный факт о Ломоносове: как-то раз он легко раскидал нескольких матросов, которые пытались его ограбить. А с одного снял одежду и заставил возвращаться в город в чем мать родила.
- Ученый в свое время разработал прототип вертолета и прибор ночного видения. Но о его прикладных изысканиях стало известно почти через полтора века после смерти.
- Значительную часть жизни Михаил Васильевич отстаивал необходимость широкого образования, а еще боролся с немцами, засильем иностранцев в Академии наук.
Универсальный ученый: вклад Ломоносова в российскую науку
О других мифах
О великих людях всегда сочиняется много мифов и различных домыслов. Ломоносов — не исключение. Многие годы говорилось и писалось, что Михайло Васильевич — бедный крестьянин из простой крестьянской семьи. Однако на самом деле назвать Ломоносова «простым крестьянином — можно с большой натяжкой, и уж, конечно, не бедным. Его отец — Василий Ломоносов — был весьма состоятельным человеком. И именно отец материально обеспечил «поход» сына в Москву. Кстати, в Первопрестольную отправился совсем не мальчик, о чём также часто упоминалось, а 19-летний молодой человек, широкоплечий силач, с 10 лет ходивший в море. Теперь об образовании Ломоносова. Опять же, бытовало мнение, что в Москву пришёл «неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям». В действительности 19-летний Михаил в свои годы уже прикоснулся к науке и безграмотным не был. Историк Борис Башилов отметил в одном из своих исследований, что уже к XVII веку, во времена «тишайшего государя» Алексея Михайловича, «…особенно культурен был Север страны — Вологодский край и Беломорье, никогда не знавшие крепостного права. Население Севера давно общалось с иностранцами, плавало в Норвегию и Англию. Появление в Москве юноши из Холмогор далеко не случайно. Образованность в районе Белого моря была гораздо более распространена, чем в центральных районах России. Многочисленные раскольничьи скиты слыли очагами грамотности». Естественно, Ломоносов приобрёл многие знания на своей малой родине. А вот — миф о ненависти Михайло Васильевича к немцам. Слухи о неприязни учёного к этой нации также не имеют под собой почвы. Своими учителями Ломоносов считал Христиана Вольфа и Леонарда Эйлера. Жена Ломоносова — немка Элизабет-Христина, в девичестве Цильх. Своему шурину Иоганну Цильху Ломоносов завещал своё любимое детище — мозаичное дело. Другом академика был учёный-физик Георг Рихман. Спорил же Ломоносов с коллегами-немцами только по научным вопросам. Например, с Герхардом Миллером, когда вышел в свет его труд «Происхождение имени и народа российского». Дебаты вокруг данного исследования продолжались на 29 заседаниях. Ломоносов выдвинул собственную убедительную теорию о славянской природе российской государственности. И, наконец, стоит сказать о «безмятежной и благополучной» жизни Ломоносова. На самом деле, его судьба не была такой уж безоблачной. Изведал Михайло Васильевич и горести, и унижения. Ему слали подмётные письма, какие впоследствии получал от своих недоброжелателей Пушкин. Учёного травила церковь, его труды высмеивались. Далеко не всем деяниям Ломоносова давали «зелёный свет». Например, когда он затеял создать при Академии наук химический научный центр, как бы сказали сейчас, то на прошении — оно хранится в архиве Академии — начертали: «Адъюнкту Ломоносову отказать».
Наука
После возвращения домой Ломоносов продолжал учиться. Одновременно заниматься исследовательской деятельностью. Желая продвинуться по карьерной лестнице, Михаил Васильевич подготовил две диссертации: по химии и по физике.
Назначение в академию наук позволило бы ему заниматься серьезными исследованиями. Причем самостоятельно. Однако руководство не торопилось с его повышением.
Гавриил Иванович Скородумов, портрет М. Ломоносова
После вступления на престол Елизаветы Петровны дело пошло быстрее. Ломоносов получил должность адъюнкта. Став полноправным ученым он добивался организации химической лаборатории. Е середине 40-х годов у Михаила Васильевича начались ожесточенные конфликты с немцами, членами Академии наук.
Больше всего Ломоносова возмущали лживые попытки изменить историю и принизить русских и страну в целом. Для ругани были и другие поводы.
По свидетельствам современников Ломоносов при всем интеллектуальном потенциале, утонченными манерами не отличался. Он был человеком прямым и резким. Сквернословил и ругался на немецких коллег из Академии.
В 43 году очередной конфликт поставил его карьеру под угрозу. Ломоносова приказали арестовать и 8 месяцев держать в неволе. К счастью, наказание серьезно смягчили, всего лишь урезав его жалование в два раза.
В 1745 М.В. Ломоносов, наконец, получил звание профессора химии и дворянский титул. В эти годы он занимался естественнонаучными исследованиями, филологией. Способствовал развитию российского образования.
Леонид Семёнович Миропольский.«Портрет М.В. Ломоносова». 1787 г.
К концу 1740-х между Михаилом Васильевичем и немцами в Академии наук разгорается очередной конфликт. И снова на почве попыток переврать историю и затормозить развитие отечественного образования.
Наиболее непримиримым противником Ломоносова выступал Миллер, один из авторов т.н. «норманнской теории» происхождения России, которая подчеркивала несостоятельность и ущербность русских как неспособных к историческому и государственному строительству.
Герард Фридрих Миллер, один из авторов «Нормандской теории»
На сей раз противостояние закончилось ничем. Сам же Ломоносов, стараясь продемонстрировать лояльность Елизавете Петровне, получил усадьбу и несколько близлежащих деревень в свое распоряжение.
В 1755 под влиянием идей Ломоносова и благодаря его близости к фавориту императрицы Шувалову открывается ставший знаменитым Московский университет.
Михаил Васильевич лично подготовил для него проект устава. Он отстаивал идеи всеобщего образования не по происхождению, а по потенциалу и знаниям.
После воцарения Екатерины II, конфликт Ломоносова и его идейного противника Миллера по вопросам истории разгорелся с новой силой.
Желая противодействовать вранью иностранцев, Михаил Васильевич взялся за написание собственного многотомного труда по древней истории России. Он должен был охватить время с самого зарождения государства и до его дней.
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754 г.
Ставка на новую императрицу не сыграла. Немка по происхождению и сознанию, новоиспеченная государыня поддержала Миллера. Более того, тот пригласил в Россию своих коллег, которые придерживались тех же позиций и помогли ему выработать легенду по первым годам существования России.
Так на свет окончательно появилась норманнская теория, согласно которой государство было создано пришлыми варягами, а не неспособными к политическим свершениям русским.
Алексей Данилович Кившенко. «М. В. Ломоносов показывает Екатерине II в своём кабинете свои мозаичные работы». 1880 г.
Такая история как нельзя кстати играла на руку Екатерине и ее сторонникам. Тем более что гуманитарная наука и исследования прошлого в те времена использовали как чисто идеологический инструмент, способ продвигать нужные мысли.
Последние годы жизни Ломоносов занимался наукой, но воли ему не давали. Высказываться по актуальным и тем более спорным вопросам он не мог, оставаясь в лучшем случае на вторых ролях.
И. К. Фёдоров. «Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова». 1889 г.
К концу своей жизни энциклопедист занимался географией, составил атлас. Биография Михаила Ломоносова дополняется чиновничьей деятельностью. Он заведует вопросами науки.
В то же время исследователь до последнего отстаивал необходимость широкого и равного образования для всех независимо от сословия. По его мнению, только так можно добиться прогресса и порядка во всех сферах жизни общества.
Впрочем, его идеи так и остались невостребованными вплоть до самого падения Российской Империи.
ИСТОРИЯ МОЗАИКИ
Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.
Апостол Петр — одна из последних работ мастерской М.В.Ломонсова
Мозаика – монументальный вид искусства. Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь. Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно отделанные поверхности создают в помещении праздничную атмосферу.
Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Как способ оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.). В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.
Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта — непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков. Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н.э. Ее уникальные свойства — загадочное мерцание и блеск, насыщенность и неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. В Византии убранство храмов отличалось обилием золотистой и синей смальты, служившей фоном для изображения святых. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Полюбоваться ее великолепием можно и сегодня, побывав, например, в соборе Святой Софии в Константинополе.На Руси смальта появилась в XI веке — с началом строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII века ,храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков. Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. Смальта по сути — это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей.Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не истирается и не выцветает. Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова.
ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ
Мозаичное панно «Полтавская баталия»
В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить «знатнейшие дела историческим образом», подразумевая под ними начало правления Петра, «избавление от стрельцов», историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, «Полтавскую баталию» и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра.
фрагмент «Полтавской Баталии» — Петр1 на коне.
В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». В декабре 1764г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена раму. «Полтавская баталия»(видео) — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии — «Азовское взятие» остался неосуществлённым.
В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над «Полтавской баталией» наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье.Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы. Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней, согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23
ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В.ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ
Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. М.В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями.Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.
Ломоносов обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов
Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
Инструменты М.В.Ломоносова — химика
Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.
мастерская М.В.Ломонсова
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.
Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой.
Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него.
Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных.
Европа в биографии Ломоносова
В 14 лет Ломоносов сбежал от отца в Петербург, где его взяли в школу Заиконоспасского монастыря. После переезда Синода в Петербург из школы в столицу направили 12 лучших студентов, в том числе и Ломоносова. А потом талантливый Михаил оказался за границей. Елизавета (дочь Петра I), узнав о происхождении Ломоносова, изолировала его от хищных представителей русского престола.
В Германии Михаил женился и уже ждал первенца, когда пришло письмо с просьбой вернуться в Россию. Если Елизавета действительно верила, что Ломоносов — сын Петра, она не могла допустить, чтобы наследник Михаила родился за границей. В противном случае немцы будут предъявлять права на престол в будущем.
Дом М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге, на реке Мойке
Михаил Ломоносов — биография
Михаил Васильевич Ломоносов — первый российский ученый-энциклопедист 18-го века, которого по праву можно назвать одной из ключевых фигур отечественной науки.
Человека столь незаурядного ума в истории России до этого момента встретить было сложно. Ломоносов отличался недюжинными познаниями и живым исследовательским интеллектом. Он был ученым-энциклопедистом. Специалистом, который успешно работал сразу в нескольких отраслях науки, что для тех времен было частым явлением.
Круг интересов Михаила Васильевича был поистине широк: он изучал химию, занимался физикой, географией и геологическими изысканиями, математикой. При этом знал почти 2 десятка иностранных языков, был сведущ в словесности, филологии, языкознании. Занимался историей и характеризовался современниками как непримиримый борец с мифами и политически обусловленной ложью.
Недюжинный интеллект делал Ломоносова не только выдающимся ученым, но и видным общественным деятелем. Он не боялся вступать в конфликты с властями, чиновниками, активно боролся с засильем немцев в научных институтах отечества, а также их попытками принизить Россию и народы, ее населяющие.
Кроме того, если верить современникам ученого, отличался большой физической силой и легко мог постоять за себя.
Словом, был человеком разносторонним. Научные исследования Ломоносова положили начало систематической отечественной науке. Ему принадлежат многие открытия как в точных областях, астрономии, так и в гуманитарных сферах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов сознательным переводом на язык более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно. Детали в его картинах никогда не заслоняют общего впечатления, не переходят в мелочную деталировку. Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был портрет. Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике. Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого.
М.В.Ломоносов демонстрирует Екатерине 2 свои мозаичные работы
Таким образом,можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства. Великому русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства — в Италии. За год до смерти Ломоносова в “Учёных Флорентийских ведомостях” появилась статья, датированная 12 марта 1764 года, где сообщалось что Ломоносов “приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чём”. Смальты Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были делом, заслонившим всё остальное. А остальное — это комплексный подход исследователя к проблемам оптики. Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по исследованию и получению различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по технологии изготовления и многоцелевых по практическому использованию.
Самые известные работы М.В.Ломоносова:
- Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)
- Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж);
- Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва);
- Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова);
- Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей);
- Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж);
- Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей);
- Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург).