Признание
После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.
Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.
Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.
Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.
Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.
Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com
Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.
Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.
Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru
Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.
Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.
Известные картины
Дерево с воронами, около 1822. Холст, масло, 59*74 см. Лувр, Париж.
В пейзажах, изображающих древнегерманские захоронения-мегалиты, художник подчеркивает мысль о гармоничном сосуществовании человека и природы. Вид балтийского побережья, как в других аналогичных произведениях, композиционно выстраивается из отдельных набросков. На месте камней, образовывавших некогда древние могилы, ныне растут деревья. Таким по замыслу художника нашему взору предстает таинственный храм природы.
Море, покрытое льдами, около 1823. Холст, масло, 97*127 см. Кунстхалле, Гамбург.
Первый вариант этой картины назывался Крушение «Надежды». На ней изображены обломки корабля. Перед нами не только символ тщетности человеческих усилий постичь тайны божественного промысла и покорить природу. Пейзаж отражает крушение патриотических надежд художника, связанных с началом эпохи Реставрации.
Двое, созерцающие луну, 1819/20. Холст, масло, 34*44 см. Картинная галерея, Дрезден.
Фридрих часто вписывал на фоне пейзажей фигуры людей, стоящих спиной к наблюдателю. Они не способствуют оживлению композиции, а помогают художнику передать дальнюю перспективу. Кроме этого, художник стремится привлечь зрителя к происходящему, превратить его в еще одно действующее лицо композиции.
Монах на берегу моря, 1808–1810. Холст, масло, 110*171,5 см. Галерея романтизма, Берлин.
Изображение побережья — любимый мотив Фридриха, помогающий художнику выразить преклонение перед природой. В ней живописец видел превосходящее все ценности величие и мощь, бесконечность мироздания, постигаемые только человеком, ищущим и глубоко верующим. Фигура одинокого монаха подчеркивает контраст между беспредельной природой и человеческим существом.
Горный пейзаж, после 1830. Холст, масло, 45*58,3 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
Для выражения мистических религиозных идей Фридрих использует два основных живописных мотива — изображение атмосферных явлений и высоких гор. Над плоскогорьем вздымаются ввысь Исполиновы горы. Небесный посланник, туман придает пейзажу пластичность и торжественную таинственность.
Меловые скалы на острове Рюген, около 1818. Холст, масло, 90*70 см. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур. Пейзаж проявляет умение художника находить необычные ландшафты и ракурсы их изображения. Вздымающиеся к небу утесы открывают вид на глубокую пропасть и необъятную морскую даль. Художник отвел путешественникам на переднем плане совсем немного места, создавая атмосферу сдержанной радости.
Биография Каспара Давида Фридриха
Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.
В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.
После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене.
Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом.
Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.
Детство
Каспар Давид родился в небольшом старинном городе Грайфсвальд на балтийском севере Германии 5 сентября 1774 года в протестантской семье, в которой было 10 детей. Семейным делом было мыловарение и изготовление свечей. Череда несчастий постигла Каспара ещё ребёнком, что безусловно наложило отпечаток на его психику, характер и будущее мировоззрение: в пятилетнем возрасте он потерял мать, которая скончалась от чахотки, через некоторое время одна за другой умерли две сестры, спустя несколько лет погиб старший брат. Вина за трагическую смерть брата всегда будет тяготить Каспара, ведь это он, младший глупец, полез на неокрепший лёд и провалился. Брат смог вытащить его, а на себя сил ему уже не хватило.
Произведения Каспара Давида Фридриха
Краткая биография
Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд — 1840, Дрезден) учился с 1794 по 1798 в Академии художеств в Копенгагене, одним из его учителей был Йенс Юль.
Помимо этого работал в Дрездене, где писал городские пейзажи и встречался с крупными представителями немецкого романтизма, в частности с поэтами Новалисом (1772–1802) и Генрихом Клейстом (1777–1811), а также с художниками Георгом Фридрихом Керстингом и Карлом Густавом Карусом.
Следуя примеру Филиппа Отто Рунге, пытался выражать на полотнах собственные представления, чувства, метафизические идеи. Подчеркивал страстное стремление человека слиться с Божественным абсолютом. В творческом наследии Фридриха помимо многочисленных картин есть немало литературных произведений.
Известные картины
Дерево с воронами, около 1822. Холст, масло, 59*74 см. Лувр, Париж.В пейзажах, изображающих древнегерманские захоронения-мегалиты, художник подчеркивает мысль о гармоничном сосуществовании человека и природы.
Вид балтийского побережья, как в других аналогичных произведениях, композиционно выстраивается из отдельных набросков. На месте камней, образовывавших некогда древние могилы, ныне растут деревья.
Таким по замыслу художника нашему взору предстает таинственный храм природы.
Море, покрытое льдами, около 1823. Холст, масло, 97*127 см. Кунстхалле, Гамбург.Первый вариант этой картины назывался Крушение «Надежды». На ней изображены обломки корабля. Перед нами не только символ тщетности человеческих усилий постичь тайны божественного промысла и покорить природу. Пейзаж отражает крушение патриотических надежд художника, связанных с началом эпохи Реставрации.
Монах на берегу моря, 1808–1810. Холст, масло, 110*171,5 см. Галерея романтизма, Берлин.Изображение побережья — любимый мотив Фридриха, помогающий художнику выразить преклонение перед природой.
В ней живописец видел превосходящее все ценности величие и мощь, бесконечность мироздания, постигаемые только человеком, ищущим и глубоко верующим.
Фигура одинокого монаха подчеркивает контраст между беспредельной природой и человеческим существом.
Для выражения мистических религиозных идей Фридрих использует два основных живописных мотива — изображение атмосферных явлений и высоких гор. Над плоскогорьем вздымаются ввысь Исполиновы горы.
Небесный посланник, туман придает пейзажу пластичность и торжественную таинственность.
Меловые скалы на острове Рюген, около 1818. Холст, масло, 90*70 см. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур.Пейзаж проявляет умение художника находить необычные ландшафты и ракурсы их изображения. Вздымающиеся к небу утесы открывают вид на глубокую пропасть и необъятную морскую даль. Художник отвел путешественникам на переднем плане совсем немного места, создавая атмосферу сдержанной радости.
Становление художника
Череда смертей и протестантское воспитание наложили неизгладимый отпечаток на характер Каспара. Став художником, он напишет немало кладбищ и могил. Не удивительно, что ещё при жизни он заслужит репутацию мрачного и меланхоличного художника.
Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Wikiart.org
В 20 лет Фридрих самостоятельно поступил в Датскую королевскую Академию художеств в Копенгагене.
Не обошлось без трудностей: в этом учебном заведении большое внимание уделялось анатомическому рисованию. Каспару изображение человека давалось с трудом, он с юности отдавал предпочтение пейзажной живописи
Недаром все персонажи его картин изображены довольно специфично. Со спины или в мелком масштабе.
Каспар Фридрих. На паруснике. 1818-1820 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org
До 30 лет Фридрих был “карандашным” художником. Он как бы пробует себя и оттачивает свое мастерство в технике штифта и сепии. Именно в этой технике создан его первый автопортрет (в начале статьи).
Лишь после путешествия по Балтийскому побережью он осторожно экспериментирует с маслом
Последние годы
Мечтатель
В 1825 году случился первый инсульт. Физически от него художник полностью оправился, двигался самостоятельно, но появились некоторые странности, свидетельствующие о нарушениях мозговой деятельности. Были они редкими и не мешали художнику работать с полной отдачей и создавать настоящие шедевры.
В 1835 году после второго инсульта пришлось на время оставить масляную живопись и вернуться к истокам: карандашу и сепии. Но творческий дух никогда не покидал художника, работы последних лет жизни удивительно пронзительны.
Умер великий художник-философ 7 мая 1840 года в Дрездене, в кругу семьи, не нажив никакого состояния. Главным его богатством были уникальный талант и семья.
Каспар Давид Фридрих Подготовила Авдеева Анна Проверила Шпакова Л.Н. – презентация
1 Каспар Давид Фридрих Подготовила Авдеева Анна Проверила Шпакова Л.Н
2 Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде (Передняя Померания). В молодости лишился большинства родствеников в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.
3 Крест в горах, 1808 Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (“Тетченский алтарь”; , Дрезден, Галерея новых мастеров). Эта картина принесла Фридриху первых почитателей и первых критиков. Заказал ее художнику владелец замка Тетчен в Чехии, поэтому она получила впоследствии название “Тетченский алтарь”.
4 “Аббатство в дубовом лесу Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров (“Аббатство в дубовом лесу”, , Берлин, Государственные музеи; “Заброшенное аббатство зимой”, 1834; “Собор”, ок. 1817, оба Нюрнберг, Германский национальный музей).
6 Руины монастыря Эльдена возле Грейфсвальда, 1825 Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и поэтому всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий. Эти возвышающиеся архитектурные постройки, кресты, распятия смотрятся как символы времени, привнося в полотна художника необычность и таинственность.
7 Монах у моря, В бесконечное пространство морского пейзажа, гор, гаваней, лесных чащ или полей Фридрих вводит человеческие фигурки. Они усиливают чувство космичности природы в полотнах, являясь как бы неким микрокосмом в ее необъятном макрокосме.
8 Прогулка на заходе солнца, Выписанность деталей пейзажа, восходящая к живописной традиции старых мастеров, всегда сочетается у Фридриха с воспроизведением эффектного, но приближенного к реальному освещения. Несмотря на определенную искусственность тональных разработок цвета, приносимого им, как то было свойственно романтикам, в жертву общей картинности пейзажей, художник всегда стремился к передаче определенного момента в жизни природы, правдивости светоцветовых отношений. Он изображал человеческие фигуры в световоздушной среде, добивался слитности планов, еще используя средства тональной живописи, лишь предвосхищая интерес мастеров более молодого поколения к возможностям передачи пленэра.
10 Двое, созерцающие Луну, Эту картину с полным основанием можно назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и всматриваются вдаль. Подле них – большой валун (камень веры) и ель (символ вечной жизни). Луна (символ воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет “живую” половину картины с валуном и зеленой елью от “мертвой” с засохшим деревом.
11 Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене, известность пришла к нему лишь в XX веке.
Библиография[ | ]
- Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971;
- Норберт Вольф. Каспар Давид Фридрих. 1774-1840. Художник спокойствия. — Арт-родник, 2006. — 96 с.
- Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970;
- Werner Busch: Caspar David Friedrich. Ästhetik und Religion. CH Beck, München 2003, ISBN 3-406-50308-X
- Herbert von Einem: Bildband über Caspar David Friedrich. 2. Auflage, Rembrandt-Verlag, Berlin 1938; 3. Auflage, Verlag Konrad Lemmer, Berlin (ohne Jahresangabe)
- Helmut Börsch-Supan & Karl Wilhelm Jähnig: Caspar David Friedrich. Gemälde, Druckgraphik und bildmäßige Zeichnungen. Prestel Verlag, München 1973. (Werkeverzeichnis Friedrichs mit Biographie).
- Helmut Börsch-Supan: Caspar David Friedrich. Prestel Verlag, München 2005, ISBN 3-7913-3333-X
- Sabine Rewald (Herausgeberin): Caspar David Friedrich. Gemälde und Zeichnungen aus der UdSSR. Verlag Schirmer/Mosel München-Paris-London 1991, ISBN 3-88814-420-5 (120 Seiten, 28 Farbtafeln, 41 Abbildungen, übersetzter Austellungskatalog des Metropolitan Museum of Art in New York)
Творчество
Крест в горах (Теченский алтарь). 1808 г.
- Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми.
- Названия его картин внушают не только трепет, но и определённого рода волнение: «Могила великана в снегу» (1807), «Странник над морем тумана» (1818), «Двое, созерцающие луну» (1819–1820), «Вход на кладбище» (1825), «Монах у моря» (1808-1810).
- Некоторые произведения мастера кажутся очень современными и иногда с трудом ассоциируются с живописью, созданной в начале XIX века. Например, полотно «Северный Ледовитый океан», которое раньше носило название «Крушение надежды», выглядит абсолютно современным и даже авангардным в свободном обращении художника с цветом и передачей форм и динамики ледяных глыб.
Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1823-1824 г.
Своеобразным программным произведением художника принято считать картину «Этапы жизни». На ней изображены трое взрослых и двое детей – представители разных возрастов, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют на берегу моря, в котором находится ровно столько же кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей.
Этапы жизни. 1835 г.
В конце жизни Каспар Давид Фридрих занялся экспериментами: между 1830 и 1835 годами, до того как его разбил паралич, он, учитывая романтическое влияние света, пробует технику живописи на кальке. В зависимости от освещения — дневного или вечернего — картины приобретали различные эффекты. Для создания дополнительного настроения демонстрацию таких картин он предлагал сопровождать игрой на поющих бокалах.
Интересные факты биографии
- Родился будущий художник в простой семье, его отец был мыловаром. Еще в совсем юном возрасте он лишился родителей и потерял большую часть своей ближайшей родни.
- Знакомство с романтическим направлением в живописи состоялось в Дрездене после окончания Датской королевской академии изящных искусств. Художественный стиль Фридриха испытал серьезное влияние многочисленных мастеров романтизма, воздействие оказало и знакомство с Гете, философом Карусом и другими великими людьми эпохи.
- Каспар Давид Фридрих был дружен с русским писателем Василием Жуковским. Их дружба продлилась практически 15 лет. Жуковский часто ездил в гости к художнику и подсадил на его пейзажи русскую царскую фамилию и дворян из своего окружения. По просьбе Жуковского художником была написана картина, на которой изображён сам писатель в компании Тургеневых — Ивана и Сергея (последний на тот момент недавно скончался, картина была призвана запечатлеть боль утраты).
А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И. Тургенев. 1827 г.
- Благодаря этой дружбе в России собирается неплохая коллекция Каспара Давида Фридриха. Восемь работ принадлежали царской семье, девять живописных полотен и пятьдесят рисунков были в собрании самого Жуковского. Впоследствии в государственные музеи — Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — они поступали также и из частных коллекций князей Вяземских, Барятинских и других.
- Художник создал много полотен, отражающих реальные или выдуманные объекты, например, плавающие в воздухе храмы или ангельские фигуры. Некоторые из картин мастера сближаются по эстетике и стилю выполнения с произведения в типично немецком стиле бидермайер.
- С 1824 года мастер становится профессором Академии художеств в Дрездене. После него остались довольно многочисленные афоризмы и размышления о роли искусства. Ужечерез 11 лет художник не смог продолжать заниматься любимым делом. Он заболел и оказался парализованным. Все что он мог делать в этот период – это рисовать сепией, создавая работы небольшого размера.
- Жизнь талантливого художника закончилась в нищете в любимом им Дрездене. Ему было всего 65 лет. На долгие годы его искусство было в забвении, вновь став популярным только в начале прошлого века с расцветом сюрреализма. Некоторые полотна мастера вполне могут считаться первыми опытами в этом направлении.
Особенности живописного языка Фридриха
К середине жизни художник после некоторых исканий окончательно утвердился в своей манере письма. Стиль его можно описать несколькими словами: трагичность, созерцание, загадочность, меланхолия… Упоительная и возвышенная красота его пейзажей заставляет зрителя замирать в раздумьях, а присутствие каких-либо фигур, которые вовсе не главные на картине, главное – природа, делает зрителя соучастником и действительным очевидцем завораживающих видов. Фридрих, философствуя с кистью, заставлял задумываться о вечном и зрителей. Особенно понятно его творчество зрелым людям, с жизненным багажом, для которых произведения художника подобны медитативным пособиям.
После учёбы
По окончании курса изобразительного искусства в Копенгагене в 1798 году Фридрих возвращается в Германию. Он объездил много городов, прежде чем решил остановиться в Дрездене, центре немецкой культуры в то время. Здесь он находит единомышленников, художников-романтиков, знакомится с поэтами, философами. На берегах и островах Балтийского моря, куда он неоднократно ездил в поисках вдохновения и мотивов, он встречает будоражащие его пейзажи, делает наброски. Открывает для себя горную Германию и Саксонскую Швейцарию – горы также волнуют молодого художника. Часто бывает дома, в родном Грайфсвальде.
Детство и юность
Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года и воспитывался в семье немца, где было 10 детей. Ранняя жизнь была несладкой, поскольку на глазах будущего художника произошли несчастные случаи, за которыми последовала смерть близких людей.
В 1781 году он лишился любимой матери, которая была ревностной лютеранкой, как и мыловар-отец. Вскоре после этого скончались сестры Софи, Элизабет и Мария, а потом брат Иоганн Кристофер на дне озера нашел свой конец.
Это повлияло на впечатлительного ребенка, который стал замкнутым и полюбил рисование, поэтому его отдали на обучение в Грайфсвальдский художественный университет. Там под началом Иоганна Готфрида Квисторпа, который считался талантливым пейзажистом, Фридрих начал писать с натуры, находясь в возрасте 16 лет.
Вместе с однокурсниками и преподавателем юноша ходил на экскурсии по окрестностям и под влиянием теолога Людвига Козегартена пришел к выводу, что природа — это Бог. А потом он познакомился с теорией искусства и работами нидерландских живописцев, среди которых присутствовали Робер Кампен, Петрус Кристус и Иероним Босх.
В 1794 году Каспар Давид переехал в Копенгаген и поступил в Датскую королевскую академию, где главенствовало течение «Буря и натиск», принадлежавшее к направлению предромантизм. Преподаватели отвергали неоклассические идеалы, ставя на первый план настроение, и учили подопечных, как передать красоту и эстетизм.
Отрывок, характеризующий Монах у моря
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю. – Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он. – Ехать, ехать! – закричал Анатоль. Балага было пошел из комнаты. – Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели. – Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая. Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю. – А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани. Лакей принес женский лисий салоп. – Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос. Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке. – Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа. Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее. – Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши. – Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья. – Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом. У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку. – Готовы, что ль? – спросил Балага. – Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару. – Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ
Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5 % по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.
Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.
Масляная живопись
Фридриху было почти сорок лет, когда он решился привнести красок в своё творчество, он взялся за масляную живопись. Первые же работы вызвали интерес коллег и публики, наряду с критикой звучали похвалы. Работа маслом вдруг выявила у художника огромный потенциал, собственный взгляд и проявление себя через искусство по-новому, что вызывало споры и было интересно многим. Появление картин «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» на выставке в 1810 году способствовало закреплению успеха художника у публики, сами произведения стали шедеврами. Их для своей коллекции приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III. Автор кроме почестей и материального вознаграждения получил членство в Берлинской академии искусств.
Фридрих Каспар Давид. «Двое, созерцающие луну», (1819–1820 год)
Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.
Двое, созерцающие лунуФридрих Каспар, (1819–1820 год) |
«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)
§ Ещё одну картину Фридриха Каспара смотрите на зелёной страничке «Качественные задачи по физике (тепловые явления)».
Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.
Личная жизнь
В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.
Открытием женитьба стала и для самого художника. “Я счастлив, – писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, – мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.
Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.
Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине. Artchive.ru
Индивидуальный стиль
Каспар Фридрих долго искал свой стиль. И по одному элементу он очень узнаваем.
На его картинах часто присутствуют наблюдатели. Они обращены спиной к зрителю, и как будто вместе с ним рассматривают открывшийся их взору пейзаж.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г. Гамбургский кунстхалле, Германия. Arthistory.ru
Пейзажи Фридриха наполнены мистическим смыслом, упоительной красотой. Воздушность и туманность придает им еще большую загадочность. А присутствие наблюдателя помогает художнику соединить конечное с бесконечным.
Почему же Фридрих считается одним из самых выдающихся представителем романтизма?
Главные сюжеты в духе романтизма – противопоставление всесильной природы и слабого, но героически стойкого человека. В русской живописи главным представителем романтизма считается Айвазовский и его культовая работа “Девятый вал”.
У Фридриха тоже немало работ, на которой стихия безжалостна к человеку. Например, в картине “Северный Ледовитый океан”.
Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1824 г. Старая галерея в Берлине. altertuemliches.at
Правда в отличие от оптимистичного Айвазовского, у Фридриха все более печально. Людям не спастись. Лёд поглотил корабль. Недаром второе название картины – “Крушение надежд”.
Война и психологический кризис
В боевых действиях 1812 года Прусское королевство принимало участие непосредственным способом – посылало войска для участия в наполеоновском походе на Россию – Фридрих-Вильгельм III надеялся получить дополнительные земли для прусского народа. Одновременно офицерами-патриотами был образован русско-немецкий легион, воевавший против французов. После разгрома в России король примкнул к антинаполеоновской коалиции. Вся эта военная чехарда лишила популярного художника королевской поддержки, тому было не до живописи. Кроме того, перемены на родине, невыполненные обещания короля народу добавили смятения в душу художника. Психологический кризис нашёл отражение в его работах этого периода, и без того отличающихся настроением созерцания и одиночества.
Самые известные картины
Работы Фридриха изумительны, вот уже более двухсот лет они неизменно пользуются любовью думающих и рассудительных. Поэтическими и одухотворёнными пейзажами мастера, к счастью, можно полюбоваться не только в музеях мира, но и с помощью интернета.
Каждое его произведение достойно пристального внимания. Наиболее известны:
- «Пейзаж с радугой» (1809),
- «Странник над морем тумана» (1818),
- «Восход луны над морем» (1822),
- «Двое, созерцающих луну» (1824-1830),
- «Этапы жизни» (1835),
- «Мечтатель» (1836-1840)
и другие – аллегорические пейзажи Фридриха, полные влажного воздуха и загадочного тумана, лунного света и закатных солнечных лучей, всегда будут напоминать человеку, что он лишь песчинка на фоне прекрасной, величественной и могучей природы.