Лучшая картина венецианова. биография и творчество алексея гавриловича венецианова

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина — часть цикла, посвященного временам года.


Смотреть галерею

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

Галерея работ

См. также: Список картин Алексея Гавриловича Венецианова

  • Venetsianov Threashing Floor.jpg

    Гумно, 1821

  • Venetsianov Spyaschiy pastushok.jpg

    Спящий пастушок, 1823—24

  • Aleksey Venetsianov — На пашне. Весна — Google Art Project.jpg

    На пашне. Весна, 1820-е

  • Venetsianov Zakharka.jpg

    Захарка, 1825

  • Nikolay Karamzin by Alexey Venezianov (1828, National Pushkin Museum).jpg

    Портрет Н. М. Карамзина, 1828

  • Venetsianov Fortunetelling.jpg

    Гадание, 1842

  • Girl with accordion by Venetsianov.jpeg

    Девушка с гармошкой, 1840

  • Meeting at the well by Venetsianov.jpeg

    «Встреча у колодца». 1843. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку

  • Venetsianov Girl In Shaul.jpg

    Девушка в платке

Творческий путь живописца

Писать портреты Венецианов начал ещё во время учёбы в Московском пансионе под руководством неизвестного художника-самоучки. Служебную карьеру живописец начал в Санкт-Петербурге помощником землемера. В 1819 году Венецианов оставил службу и переселился в Тверскую губернию, в свою усадьбу.

Художник учился у великого портретиста В. Л. Боровиковского, но выписывать лица не очень любил. Портреты в его исполнении по художественной ценности значительно уступают пейзажным работам. Живописец достиг вершин творчества в изображении русской природы и крестьянского труда.

Картина «На пашне. Весна» по праву считается шедевром национального искусства

Полотно небольшого размера (51,2 x 65,5 см) неизменно привлекает к себе внимание ценителей живописи

«На пашне. Весна» — первая из серии трёх картин, посвящённых полевым работам. Другие картины цикла: «На жатве. Лето» и «Сенокос» тоже принадлежат Третьяковской галерее. К наиболее известным сельским работам мастера относятся:

  1. «Гумно».
  2. «Крестьянка с косой».
  3. «Захарка».
  4. «Крестьянские дети в поле».

Живописец считается родоначальником русской бытовой живописи, которая впервые была представлена полотном «Очищение свёклы». В 1811 году Венецианов стал академиком Императорской Академии художеств, а в 1830 году удостоился звания придворного живописца.

В селе Сафонково художник открыл школу живописи, в которой учил способных молодых людей, многие из них были крестьянами. Деньги от продажи картин он часто тратил на школу, что привело к разорению и продаже части земель. Погиб Венецианов 4 декабря 1847 года в результате несчастного случая.

Описание картины «На пашне. Весна»

Центр притяжения полотна — фигура красивой нарядно одетой крестьянки. Она царит на земле и в небе.

Специально для создания парящей воздушной фигуры мастер занизил горизонт и выписал героиню на фоне белёсого неспокойного небесного свода, по которому плывут перистые и кучевые облака. На крестьянке красивый кокошник и лёгкий просвечивающий сарафан.

Она опирается только на одну ногу и всем корпусом подаётся вперёд. Этот порыв, движение придают полотну символический оттенок.

По пашне ступает босыми ногами не простая деревенская жительница, а Весна, пришедшая на поле, чтобы пробудить землю и открыть кладовую плодородия. Женщина ведёт за собой двух лошадей, которые тянут борону. Работа не кажется тяжкой.

Начало пахоты — праздник для всей округи, народ вышел в поле. Вдалеке, на линии горизонта, движется крестьянка с парой лошадей, а перед ними виднеется ещё одна борона.

Картина передаёт романтическое сообщение, что, наконец, пожаловала весна.

Слева у края полотна автор изобразил маленького ребёнка, сидящего на подстилке и играющего камешками и сучками. Мать повернула голову и смотрит всё ли в порядке. Пол младенца определить трудно, но похоже, что это мальчик.

Деревенские жители всегда брали детей в поле. Дома оставлять было не с кем. Все, от мала до велика, работали в страду от зари до зари.

Художественные средства

Композиция полотна призвана подчеркнуть объём и пространство. Деревья на переднем плане, лошади, борона — всё находится на линии горизонта. Это визуально расширяет пашню и отдаляет кромку леса. Центральные фигуры крестьянки и лошадей ярко подсвечены и выделяются на фоне более тёмного низа картины.

Освещённость пашни тоже меняется. Поле светлеет по мере удаления от зрителя и из коричневого становится светло-жёлтым у кромки леса. Небо у горизонта обесцвечивается и оттеняет вершины деревьев, ограничивающих пространство поля со всех сторон. Маленький островок с молодыми деревцами и не выкорчеванным пнём придаёт равновесие композиции и делает её законченной.

Тона картины неяркие. Колорит построен не на контрастах, а на плавных переходах цвета. Лошади, пашня и даже трава у кромки поля выдержаны в желтовато-коричневых тонах. Только фигура крестьянки, её цветной сарафан и красный кокошник вносят сочные тона в центр полотна.

В основе творения автора сочетаются романтика и жизненная правда. Именно соединение противоположных мотивов позволило Венецианову создать шедевр на основе простой бытовой сцены.

Сочинение по картине Венецианова Захарка (описание)

Венецианов — Захарка

Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».На полотне перед зрителями предстаёт молодой паренёк лет двенадцати. На плече юноши деловито расположен рабочий топор и сразу становится понятно, что мальчишка является сельским жителем. Огромная меховая шапка, толстые коричневые варежки и накинутый на плечи подростка тулупчик, указывают на зимнее время года.

Мальчишка не отличается особой красотой: русые курчавые волосы, выглядывающие из-под головного убора, по-детски пухлые щёчки, большие красноватые губы, аккуратный коротенький носик, густые нахмуренные брови и задумчивый взгляд карих глаз.

Автор хотел донести до зрителя, что порой деревенские мальчуганы, занимаются совсем недетскими делами. Ведь топор в руках Захарки — главного героя картины, говорит о том, что он собирается или уже закончил рубить дрова.

А ведь это совсем не детская работа.

Полотно исполнено в грубых коричневых тонах. Светлым пятном здесь является лишь лицо Захарки, показанное в светло жёлтых и тёмно-оранжевых красках.

После просмотра картины в душе остаётся тяжёлое чувство того времени. Как обычные дети должны были помогать своим родителям, работая как взрослые, а иногда даже и больше.

7 класс

Другие интересные картины

  • Сочинение по картине Шишкина Утро в сосновом лесу (бору) 2 класс (описание) Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют Утро в сосновом лесу). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.
  • Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг.
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5, 6 класс (описание) Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.
  • Сочинение по картине Маковского В.Е. Рыбак. Финляндия (описание) На картине Владимира Егоровича Маковского изображен летний день, два человека в лодке рыбачат. Один из них еще совсем маленький, второй старше, похож на дедушку. Они наслаждаются природой
  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание Иван Антонович Тихий, уникальный русский художник, который написал картину «Аисты», она до сих пор удивляет всех художественных критиков своим величием и натуральностью

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, – выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. Картины, описание содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои – простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку – кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои – их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное – ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима

Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам – Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев – людей из народа

Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену – Марфу Афанасьевну – и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок – это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и — что особенно бросается в глаза — мягкий, но всё заполняющий свет.

Библиография

  • Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862.
  • Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. — М.; Л., 1931.
  • Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949. — 140 с. — (Мастера русского искусства). — 5 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. — М., 1954.
  • Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955.
  • Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546—598.
  • Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит. статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963. — 72 с. — (Русские художники). — 30 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970. — 56, с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. — Л.: Искусство, 1980.
  • Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. — М., 1983.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети – частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен — это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка — главный герой картины Венецианова. С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.


Смотреть галерею

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам профессии художника, он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова – гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» — полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

Сочинение по картине Захарка — Алексей Венецианов

Портреты всегда обращали особое внимание зрителей. Ведь внимательно рассмотрев их, можно лучше понять человеческую натуру

Такая практика не только для психоаналитиков будет полезна. Но и каждому.

Ведь лица людей, я убежден в этом, это — целый мир! Мир, полный не только загадок, но, думаю, и особой логики. Так, узнавая лучше людей, можно понять, как вести себя в разных ситуациях. Получается, что это целая академия для познания жизни. Поэтому, картина А. Г. Венецианова заслуживает особого внимания.

Ведь «Захарка» — это и портрет, и история, которую нам поведает натура, со своим бытом, культурой, обычаями. Так что лично я узнал, смотря на это полотно? И чему научился?

Написать портрет маленького сорванца, казалось бы, что в этом такое особенное? Но А. Г. Венецианов мог это сделать, подчеркнув особенности своего героя, изобразив характерную искорку во всем образе. Смотря на портрет Захарки, я невольно поражаюсь тому, что маленький мальчик такой серьезный.

Возможно, топор на плече его должен подсказать причины того, почему нет озорства в глазах, которое так присуще этому возрасту.

Его загорелый цвет лица свидетельствует о частом пребывании на свежем воздухе, и о физическом труде. А значит, ребенок остался за главу семьи.

Отсюда и печаль в глазах, что он не считает себя уже ребенком. Совсем другие заботы свалились на плечи маленького мальчика.

Рассматривая его портрет, я думал, а я готов отвечать как взрослый за свои слова и поступки? А заботиться о своих близких? Хорошо, что мне не приходится этого делать.

Ведь тогда я потеряю последнюю возможность побыть еще какое-то время ребенком, которому можно почти все. А главное, у меня есть еще время, чтобы разобраться, как правильно жить!

(1

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети – частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен — это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка — главный герой картины Венецианова. С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам профессии художника, он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова – гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец – Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Смотреть галерею

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром – главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, – одна из вершин творчества великого русского живописца.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург) А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург) Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре. За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург) Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры. В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности. Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург) В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема. А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

↑ Деревенская тема

В 1818 г. Венецианов навсегда оставил государственную службу, женился и уехал в родовое имение жены – Сафонково. Именно тут он обрел источник вдохновения для своей главной темы творчества. Сначала это были частные портреты крестьян, затем – художественные композиции из народной жизни. В 1822 г. одна из таких картин художника – «Очищение свеклы» — была показана императору. Полотно поместили в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, а автору заплатили тысячу рублей. Считается, что именно эта картина Венецианова является точкой отсчета в зарождении и развитии бытового жанра в русском искусстве живописи.

Следующая картина – «Гумно» — стала одной из лучших его работ. За нее заплатили 3000 рублей и разместили в постоянной экспозиции Эрмитажа. На полученные деньги Венецианов открыл школу, где бесплатно обучал живописи молодых и талантливых людей всех сословий, многие из которых даже жили у него. На его счету больше семидесяти учеников, о которых он по-отцовски заботился, а некоторым крепостным даже помог получить вольную.

Параллельно с педагогической деятельностью Венецианов много работал в созданном им направлении – писал картины деревенского быта. Но со временем они все более сдержанно принимались Академией художеств, все больше ему нарекали на отсутствие академичности в изображении, странности сюжетов. Чуждыми и непонятными остались тогда его шедевры: «Жнецы», «Кормилица с ребенком», «Купальщицы». В последней он написал обнаженные тела деревенских купальщиц не по классическим канонам красоты, а по каноном реальности простой, здоровой деревенской жизни.

В 20-ых годах Венецианов написал несколько крестьянских портретов, на которых изображены или девушки то с крынкой молока, то с васильками, то со свеклой, или задремавший под деревом мальчик, или простые и мудрые лица стариков и старух.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, – выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. Картины, описание содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои – простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку – кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои – их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное – ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: