Алексей петрович антропов

Дочь Петровской эпохи

Мария Андреевна Матвеева родилась на заре переломной Петровской эпохи в 1698 году. Царь с неутомимой энергией поглощал всё новое и поощрял к этому единомышленников. В числе их был отец Марии, Андрей Артамонович Матвеев, исполнявший обязанности посла в Вене, Гааге. Он поддерживал все реформы государя. Устроил дом и быт по последней европейской моде. Дал прогрессивное образование трём дочерям. Они говорили по-французски, наравне с мужчинами могли вести интеллектуальные беседы и прекрасно танцевали.

Хорошей репутации семьи Матвеевых, немало послужил авторитет деда Марии, боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Он занимал важные должности при родителях Петра. Всегда был верен Романовым и трагически погиб на глазах маленького царевича во время стрелецкого бунта.

Г. Кнеллер. Портрет Петра I. 1698.

Знакомство с царем

После возвращения в Москву, жизнь закружила сестёр Матвеевых вихрем развлечений. По последним указам государя, все девицы были обязаны принимать участие в увеселительных мероприятиях. На одной из таких ассамблей Пётр увидел девятнадцатилетнюю красавицу Марию Матвееву.

Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло.

Он был старше на 27 лет, женат, имел множество связей и нескольких официальных любовниц, но эта страсть стала особенной. Бойкость, красота, образованность Марии покорили сердце императора. Современники отмечали, что государь питал к ней глубокое чувство.

Молодость избранницы и лёгкость, с которой она покоряла мужские сердца вызывала у Петра ревность. Говорят, он пытался воздействовать на любимую физическими мерами, но безрезультатно. Тогда, желая видеть Марию обузданной светскими правилами приличия, решил выдать её замуж. Подходящей кандидатурой был избран генерал-адъютант императора, небогатый дворянин — Андрей Иванович Румянцев. Суть сделки состояла в том, что Румянцев получил богатое приданое — многочисленные деревни, дом в Петербурге, большой участок земли в пригороде и продвижение по службе. От него ожидалось отсутствие лишних вопросов и, по личной просьбе Петра, жёсткий контроль за поведением жены.

Подтверждением этих событий служит свидетельство Великого Князя Николая Михайловича, признанного историка семьи Романовых:

Портрет сподвижника Петра I Александра Ивановича Румянцева (1680-1749)Худ. В. Л. Боровиковский

Свадьба состоялась летом 1720 года. Молодые поселились в доме № 3 по Марсовому полю. Царь вместе с супругой их часто навещал. Карьера Румянцева, сразу получившего чин бригадира, пошла в гору. Мария родила за три года после свадьбы троих здоровых дочерей. Пётр лично принимал участие в крестинах. В 1724 году Румянцев был направлен чрезвычайным послом в Константинополь. Жена с дочерьми осталась в Москве.

Зимой 1725 Мария Андреевна родила сына в молдавском селе Строенцы. Она жила там в ожидании мужа из Персидского похода. Некоторые источники сообщают, что ребёнок был рождён в Москве. Однако, официальная биография, генерал-фельдмаршала, графа Петра Андреевича Румянцева-Задунайского, а мальчик стал великим русским полководцем, сообщает, что это событие случилось на выезде.

Войска Петра I входят в Дербент во время Персидского похода 1722 года

Отцовство дитя окружено тайной. Точнее, вопрос предпочитали не обсуждать. Но много лет спустя, всё тот же неутомимый исследователь Великий Князь Николай Михайлович, опираясь на косвенные свидетельства современников Марии Румянцевой, утверждает, что отец мальчика Пётр I. Крёстной матерью ребёнка стала императрица Екатерина I. Назван сын Румянцевых был в честь государя — Петром.

Овдовев, на склоне лет, Мария Андреевна позволяла себе в частных беседах намекнуть на родственные связи с царствующей фамилией, но никогда не пыталась присвоить этому событию статус признанного факта.

П. А. Румянцев-ЗадунайскийНеизв. худ второй половины XVIII века.

За мужем

После смерти государя жизнь Марии Андреевны действительно стала протекать за мужем. Она разделила с ним тяготы ссылки при правлении Анны Иоанновны. Румянцев открыто конфликтовал с фаворитом императрицы Бироном. Был лишён всех чинов, орденов и отправлен в ссылку (по некоторым указаниям — за отказ занять предложенную ему должность президента Камер-коллегии; или же за избиение Бирона, уличенного им в казнокрадстве).

Мария с детьми последовала за ним и провела в глухой деревне четыре года. Она использовала свою дружбу с княжной Елизаветой, состояла с ней в переписке. Благодаря этим отношениям, семья Румянцевых была возвращена ко двору с восстановлением всех привилегий.

Бирон в герцогской мантии.Неизв. худ. XVIII века, 1737-1740 гг.

Дети Марии и их судьба

  • Екатерина Александровна (ноябрь 1721 — 3 апреля 1786), замужем за генерал-лейтенантом Н. М. Леонтьевым (1717—1769), брак не был счастливым. Она разъехалась с мужем и жила в доме матери.
  • Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (8 января 1725 — 1796) — знаменитый полководец  и военный теоретик. Генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны командовал осадой и взятием Кольберга. Главнокомандующий действующей армией в ходе Русско-турецкой войны (1768—1774). За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский».
  • Прасковья Александровна (7 октября 1729 — 17 апреля 1786), подруга Екатерины II, с 1751 года замужем за графом Я. А. Брюсом.
  • Дарья Александровна (конец 1723 или 1730 — 1809); 1-й муж — граф Франц Иосиф Вальдштейн (1719—1758), 2-й — князь Юрий Никитич Трубецкой (1736—1811), сын генерал-прокурора князя Никиты Юрьевича. Их дочь от второго брака — П. Ю. Гагарина.

Дарья
Петр Румянцев-Задунайский
Прасковья

«Портрет графини М. А. Румянцевой»

Описание картины «Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой»

Портреты старушек (Измайлова, Бутурлина, Румянцева) — самая интересная и значимая часть живописного наследия Алексея Антропова. Государственная дама Мария Румянцева (1699-1788) занимает в этой своеобразной галерее не только особое, но и вполне достойное место.
По рождению графиня Матвеева, она провела детство и юность за границей, а по возвращении в Россию выгодно отличилась европейскими манерами и прекрасным французским акцентом. Однажды при дворе Марии Матвеева понравился Петр I. Император был поражен его живостью, своеобразной красотой и . азартом: карты Матвеева могли проиграть целое состояние. На долгие годы она стала искренним другом Петра, некоторые спорили — и любовницей. В 1720 году император выдал Марию замуж за своего рукоположенного Александра Румянцева, но это не испортило их доверительных отношений. Сын графини Петра Румянцевой станет известным полководцем, фельдмаршалом, губернатором Малороссии и по милости Екатерины II добавит к фамилии отца пафосное имя «Задунайский», но слухи о нем будут постоянно распространяться как внебрачный сын. Пьетро.
В преклонном возрасте Мария Румянцева, как всегда, сжалилась, приняла в свой дом бомжей и бедняков, но сохранила здоровый дух и острый язык. «Его полуразрушенное тело, — писал французский посланник при русском дворе Сегюру, — одно свидетельствовало о его преклонных годах; но у него был живой, веселый ум и юношеское воображение. Поскольку у него была прекрасная память, его беседа была очаровательной и поучительной, как хорошо рассказанная история».
«Портрет дамы графини М.А. Румянцевой» Алексея Антропова написан архаично и несколько примитивно. Его отличает темный фон и непринужденная фасадная композиция. Антропов был не очень искушенным и не особо культурным педагогом. Он не имел возможности увидеть многие произведения европейской живописи, не учился за границей, как когда-то его наставник, «Петровское гнездо» Андрей Матвеев. Обучение Антропова ограничивалось иконописной мастерской и наблюдением за работой сначала Каравакки, а затем Ротари: успех, но далеко не самых выдающихся художников. Поэтому путь Антропова в технике живописи — это такой откат даже от художников предыдущего поколения «Пьетро», этакий «примитив» с предельно лаконичной (если не сказать упрощенной) композицией и жесткой окраской.
Характерный антроповский металлический блеск, который особенно ярко проявляется в бело-серебристой окраске «Портрета М.А. Румянцевой», является результатом особой техники мелирования, при которой сначала применяются темные тона и только в завершающей стадии — более светлые. Белый на темной основе и придает этому «безжизненный» свинцовый оттенок. Даже белое свечение в зрачке проецирует металлический оттенок — специфическая и почти всегда повторяющаяся особенность Антропова, опознавательный знак, благодаря которому исследователи часто могли идентифицировать его неподписанные работы.

Форма искусства: живопись

Сюжет и объекты: Портрет

Техника: Масло

Материалы: холст

Дата создания: 1764

Размеры: 48 × 62,5 см

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Самостоятельная жизнь в зрелые годы

Зрелые годы Марии Андреевны были очень насыщены. Она принимала активное участие в жизни первых женщин страны.

Императрица Елизавета Петровна поручила Марии Андреевне руководить двором Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II, когда та еще находилась в статусе невесты. Румянцева невзлюбила свою подопечную и та отвечала взаимностью. В личных письмах называла «злой сплетницей» и «самой расточительной картёжницей в России». Но взойдя на престол, осталась великодушной во многом благодаря военным заслугам Петра Андреевича Румянцева-Задунайского, сына Марии Андреевны. Румянцева получила статус гофмейстерины и ей был пожалован орден Св. Екатерины.

Елизавета Петровна Романова

Портрет М. Румянцевой в возрастеХуд. Антропов.

До конца жизни Мария Андреевна пользовалась расположением двора. Об этом свидетельствует тот факт, что тёплые месяцы она проводила в Летнем дворце Петра I, где разрешалось жить только самым близким к семье людям. Там она чувствовала себя хозяйкой. Показывала гостям комнаты, которые несли на себе отпечаток присутствия великого государя. Рассказывала о личных моментах из жизни царя. Для людей, интересующихся историей страны, графиня стала живой свидетельницей непросто событий, она описывала людей, рассказывала об их чувствах, открывала маленькие тайны.
Мария Румянцева (Матвеева)с бюстом Екатерины II

Андрей Ефимович Мартынов. Летний дворец Петра I

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: