Правило 2: чётко определись с целями
«Хочу рисовать. Только рисовать и писать маслом, ничего более!», — так говорил Амедео, как только приехал в Париж. Хотя с подобной целью он определился намного раньше и остался верен ей до конца своей жизни.
Семья дала мальчику прекрасное образование. Он много читал, отлично знал историю, литературу и обладал феноменальной памятью: знал наизусть Данте, читал Достоевского, любил Ницше. Родители пророчили ему прекрасное будущее, если бы не одно но, которое это будущее и определило. Во время очередного приступа лихорадки мальчик с уверенностью рассказывал об итальянском искусстве, называл имена художников и утверждал, что обязательно увидит галерею Уффици. После этого случая родители отдали его в художественную школу.
«Автопортрет» (1919)
Самые известные картины Амадео Модильяни. Шедевры экспрессионизма
Картины Амадео Модильяни отличает безупречная внутренняя гармония. Его герои погружены в мир своих фантазий. Они словно видят сны наяву, невольно затягивая в свои грезы и зрителя. Каждый из портретов Модильяни — идеальный объект для медитации. Самые известные из его шедевров:
- «Лежащая обнаженная» (1917-18 гг.). Картина, на которой изображена обнаженная женщина, лежащая на алом покрывале, считается одной из самых выставляемых работ в мире.
- «Портрет Жанны Эбютерн в красной косынке» (1919 год), на котором изображена любовница, муза, любимая натурщица и спутница мастера, покончившая с собой сразу после его гибели. Эксперты Sotheby’s считают именно это произведение одной из лучших работ мастера.
- «Портрет Жанны Эбютерн» (1918) — еще одно изображение музы живописца.
- «Еврейка» (1908 год) — образ красивой молодой женщины с типичным для героинь мастера узким лицом.
По одной из семейных легенд, Амадео был потомком Спинозы. В честь живописца назван синдром псевдозоба в медицине.
Модильяни умер в возрасте 35 лет. Его картины стали признаны и популярны только после смерти. И еще как популярны! Так, например, на «Кристис» в 2015 году «Лежащая обнаженная» Модильяни была продана за $170 миллионов.
Правило 3: всегда говори честно
«Модильяни. Еврей». Именно так представлялся художник незнакомцам и никогда не стеснялся своего происхождения (полное имя художника — Амедео Клементе Йедидия). Подобное выражение даже стало своего рода визитной карточкой художника. Возможно, он и переживал по поводу своей национальности, столкнувшись с французским антисемитизмом, но отрекаться от неё не стал. Наоборот, пытался всеми силами сделать так, чтобы ни один встречный прохожий не подумал, что с ним может быть что-то не так.
Честность перед самим собой также стала жизненным кредо художника. Модильяни считал так: «Всегда высказывайтесь и продолжайте двигаться вперёд. Человек, который не может найти новых амбиций и даже нового человека внутри себя… не человек».
Амедео Модильяни: краткая биография
Итальянский живописец и скульптор Amedeo Modigliani родился в городе Ливорно в 1884 году в еврейской семье. Его отец объявляет себя банкротом, и главой семьи в тяжелое время становится получившая прекрасное образование мать мальчика. Обладающая сильным характером и несгибаемой волей, женщина, прекрасно знающая несколько языков, подрабатывает переводами. Младший сын Амедео – очень красивый и болезненный ребенок, и Евгения Модильяни души не чает в своем малыше.
Мальчик сильно привязан к своей матери, которая быстро распознает у него способности к рисованию. Она отправляет 14-летнего сына в школу местного художника Микели. Подросток, получивший к тому времени разностороннее образование, забывает обо всем, он только и делает, что сутками рисует, полностью отдаваясь своей страсти.
Любовь до гроба
В марте 1917 года Модильяни познакомился с начинающей художницей Жанной Эбютерн, которой на тот момент не было и 19 лет. Она брала уроки рисования, подрабатывала моделью и, как и её старший брат Андре, мечтала стать профессиональной художницей, способной зарабатывать на жизнь творчеством. Она также изучала музыку и играла на виолончели. Семья была категорически против её связи с Модильяни, который был на 14 лет старше, страдал туберкулёзом, употреблял наркотики и алкоголь. Тем не менее пара съехалась и поселилась на Монпарнасе.
После его романов с Ахматовой и Гастингс, Жанна была первой и единственной женщиной, которая разделяла страсть Модильяни к живописи. Весной 1918-го они были вынуждены покинуть Париж и уехать на Лазурный берег в попытке спастись от бомбёжек и эпидемии испанского гриппа. В ноябре того же года у них родилась дочь. Интересно, что ни Жанна, ни Амедео не написали ни одного портрета девочки. (Хотя ту же Жанну Амедео писал более 20 раз).
К концу мая 1919 года они вернулись в Париж. Состояние Модильяни было крайне тяжёлым, к осени он окончательно потерял силы и уже не мог работать. 24 января 1920 года 35-летний Амедео Модильяни умер. Через два дня Жанна Эбютерн, находившаяся на восьмом месяце беременности, покончила с собой.
Амедео Модильяни незадолго до смерти. (wikipedia.org)
Похороны художника на кладбище Пер-Лашез из скромной церемонии обернулись громким событием. «Как будто принц умер», — говорили на Монпарнасе. Деньги на похороны собирали всем миром. Художники, писатели, модели, арт-дилеры, владельцы баров и бистро Монмартра и Монпарнаса — все пришли проститься с Модильяни. Его дочь забрала к себе сестра, жившая в Ливорно.
Непризнанный гений
Во Франции Амедео ищет свой стиль, пишет картины, а на вырученные от их продажи деньги угощает новых приятелей в барах. За три года, проведенные в Париже, Модильяни не получает признания зрителей и критиков, хотя друзья художника считают его непризнанным гением.
В 1909 году Амедео Модильяни, биография которого наполнена драматическими событиями, знакомится с весьма эксцентричным скульптором Бранкузи и увлекается работой с камнем. Денег на дерево или песчаник для будущих шедевров у молодого человека не хватает, и он крадет ночью со стройки городского метро нужный материал. Позднее он бросает заниматься скульптурой из-за больных легких.
Биография Модильяни
Амедео Модильяни (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.
В начале 1906 он приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.
В ноябре 1907 Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.
Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.
С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.
В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.
В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.
В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.
Детство и юность
Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Его судьба была отчасти предрешена происхождением. Отец Амедео – знаменитый итальянский живописец с еврейскими корнями. Когда мальчику было несколько лет отроду, отца настигло банкротство, и заботы о воспитании и содержании детей взяла на себя мать. В четвертом, младшем, ребенке она не чаяла души. Болезненность Амедео добавляла материнской заботы, а он отвечал ей привязанностью, традиционной для еврейских семей.
Автопортрет Амедео Модильяни / Museu de Arte Contemporânea da Universidade de São Paulo
Евгения Модильяни, в девичестве Гарсен, имела отличное образование и прививала детям тягу к знаниям. Она знала несколько иностранных языков, и переводы стали дополнительным доходом для семьи. Заметив склонность сына к изобразительному искусству, мать поначалу не предала этому значения. Но в 11 лет Амедео заболел тифом и в бреду говорил только о живописи. Евгения сделала единственно правильный выбор. Когда Модильяни-младшему исполнилось 14, его отдали на обучение местному художнику Гульельмо Микели.
Став самым младшим среди учеников наставника, Амедео быстро определился с интересовавшими его сюжетами. Главным направлением его творчества стали портреты. В 1900 году Модильяни заболел туберкулезом. Чтобы восстановить здоровье, мать увезла сына на остров Капри, и уроки были временно приостановлены.
Путешествуя по Италии, мальчик знакомился с произведениями выдающихся живописцев. Он побывал в Риме и Флоренции. Здесь начинающий художник поступил в школу живописи, а спустя год перебрался в Венецию, где стал студентом «Свободной школы обнаженной натуры».
Художник Амедео Модильяни / Википедия
В 1906 году Амедео с помощью матери перебрался в Париж, ставший столицей искусств в эти годы. Публика в то время увлекалась кубизмом, поэтому работы, выставлявшиеся Модильяни на продажу, не пользовались спросом. Поселившийся в дорогих апартаментах, молодой человек был вынужден вскоре съехать на дешевую съемную квартиру, где писал картины на заказ. Параллельно он брал уроки в Академии живописи Коларосси.
Единственным источником дохода для Амедео оставались деньги, высылаемые матерью. Часто ему было нечем платить за проживание, поэтому из съемных квартир приходилось сбегать, оставляя в счет оплаты картины. Зато в мире искусства он постепенно завоевал признание, хотя на финансовом состоянии это никак не сказывалось.
Неприятности начинаются
Модильяни родился в 1884 году в итальянском городке Ливорно, недалеко от Пизы. Он был четвертым и самым младшим ребенком в семье Фламинио Модильяни, торговца углем и деревом. Будущему художнику не повезло сразу же — в год его рождения отец обанкротился.
В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, а в 1898 году — тифом, который в то время считался неизлечимым. Он выздоровел, но именно эта болезнь навсегда изменила его жизнь. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров и распознал своё предназначение стать художником. После выздоровления, родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.
В детстве у него диагностировали и туберкулёз, в конце концов убивший его. И всё же он был настоящим красавцем и успел за свою короткую жизнь разбить немало сердец.
Рисовать Модильяни учился в родном Ливорно, во Флоренции и в венецианском Институте искусств. В 1906 году, когда ему исполнилось двадцать два, Амедео с небольшой суммой денег, которую смогла собрать для него мать, переехал в Париж, о котором мечтал уже несколько лет. Сначала он поселился в приличном отеле, но уже очень скоро переехал в крохотную комнатку на Монмартре.
Город сделал его нищим, голодным, несчастным — и подарил вдохновение. Первые годы он работал чуть ли не круглые сутки, рисуя до 150 эскизов в день.
Последняя муза и шекспировский финал
В апреле 1917 Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю студентку Жанну Эбютерн. Голубоглазая и с косичками, «она была в основном беременна большую часть времени, которую они прожили вместе». Её родители были в ужасе от того, что её избранник — нищий алкоголик и наркоман, к тому же еврей — и отреклись от дочери.
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн
Модильяни посвятил Жанне Эбютерн больше всего работ и именно её лицо мы, скорее всего вспомним, когда речь зайдёт о портретах кисти «последнего богемного художника Парижа». К сожалению, любовь девушки уже не могла спасти Амедео, хотя и вдохновила его на создание множества шедевров.
Фотографии Жанны Эбютерн и её портреты кисти Модильяни
К моменту знакомства со своей последней музой, Модильяни уже много лет был запойным алкоголиком, начинающим утро с рюмки или трубки гашиша. Жили они очень бедно: картины художника почти не продавались. Отчасти причиной этого был его исключительно скверный характер. Непонимание зрителей приводило Модильяни в бешенство («Почему глаза без зрачков? — спрашивали они. — Почему такие огромные шеи?»). Но и тех немногих коллекционеров, что интересовались его картинами, он умудрялся отпугнуть откровенным хамством.
Правило 1: помни, что ты родился для великих свершений
Сам факт рождения Амедео был своего рода предзнаменованием счастливого будущего. Его отец был обанкротившимся бизнесменом, имущество которого должны были вот-вот конфисковать, если бы не рождение сына, которое спасло всю семью от разорения.
Родители мальчика осуществили хитрый план: по итальянским законам того времени считалось, что кровать роженицы — неприкосновенная часть имущества для приставов, поэтому они решили положить на неё всё, что было нажито непосильным трудом. И в тот момент, когда в дверь Модильяни-отца постучали, роженица мучилась в схватках с кучей вещей на кровати. Сегодня такие порядки кажутся странными, но тогда это уберегло семейство от голода. Стоило бы радоваться счастливому избавлению, но мать Амедео, Евгения Гарсен-Модильяни, увидела в нём дурной знак: она считала, что ситуация с приставами была предзнаменованием несчастливой жизни для ребёнка.
Чуть позже станет известно, что счастье и несчастье в жизни Моди действительно переплетутся. Несмотря на то, что мальчик рос болезненным и до своего совершеннолетия дважды был при смерти, он обладал невероятным талантом, который, правда, оценили только после его смерти.
Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Салмон (1916)