Брейгель. картины яна брейгеля старшего

Биография Яна Брейгеля

Ян Брейгель родился в Брюсселе. Отец его — Питер Брейгель Старший — был знаменитым нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером, которого по праву считали одним из основоположников реалистического гол­ландского и фламандского искусства. Ян не помнил отца: тот умер через год после его рождения. Учиться Яну дове­лось у художника Гоэткиндта в Антверпене. Затем он от­правился в Италию. Будучи в 1593 году в Риме, познако­мился с архиепископом Фредериго Боромео, который стал покровительствовать молодому художнику и взял его в Милан.

В 1596 году, вернувшись в Антверпен, Ян Брейгель был принят в гильдию св. Луки и стал работать с большим рвением. Вскоре к нему пришла известность. Получив ти­тул придворного художника эрцгерцога Альбрехта, он не­однократно выполнял различные поручения эрцгерцога и самого императора так называемой Священной Римской им­перии Рудольфа II.

В первый период творчества Ян Брейгель писал глав­ным образом пейзажи и цветы. Однако свои разнообраз­нейшие реальные впечатления художник старался вместить в старые традиционные схемы. Мотивируя обращение к пейзажному жанру религиозной темой, он, как правило, оживлял пейзажи множеством персонажей из священного писания, мифологии («Пейзаж с прощанием Товия», «Лес­ной пейзаж с бегством в Египет» и другие). В «оживлении» пейзажей Яну Брейгелю нередко помогал великий Рубенс, с которым он был связан узами теснейшей дружбы. Из­вестна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Ру­бенса «Рай». В этой картине первый написал ландшафт, а второй Адама и Еву.

Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел в высшей степени убедительно передать всю прелесть их формы, яркость, сочетание красок. Написанные им живот­ные тоже говорили о нем, как о человеке, глубоко изуча­ющем природу.

Около 1600 года в живописи Яна Брейгеля, наряду с его излюбленной тематикой сложных аллегорий, фантастиче­ских пожаров, «райских» пейзажей и заколдованных лесов появляются простые, типичные для его родины виды — деревенские улицы с гуляками у трактиров, оживленные проселочные дороги с повозками, всадниками и пешехода­ми, бескрайние равнины с ветряными мельницами, каналы с лесистыми берегами. Эти нарядные и пестрые карти­ны с живо и верно наблюденными бытовыми сценами на переднем плане, тщательно выполняются художником в миниатюрной технике, с гладкой как бы эмалевой поверх­ностью. Подобные же сценки Ян Брейгель вписывает в эти годы в пейзажи художника Иоса де Момнера.

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со­хранилось также большое число его рисунков.

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.

Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе

Ян Брейгель Младший

Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.

Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу

Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж

Искусство Младшего Брейгеля

В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.

Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)

Живописное мастерство

Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.

Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса

Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.

Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»

Питер Брейгель Младший

Питеру Младшему было всего пять лет, когда умер его отец. И свое художественное образование он получил у своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст в Брюсселе. Сыновья Питер и Ян Брейгель делали в мастерских копии картин своего гениального отца.  Они были художниками талантливыми, поэтому их работы пользовались популярностью.

Питер Брейгель Младший. Посещение крестьянского дома

В картине Питера Брейгеля Младшего «Посещение крестьянского дома» (1611) пара богатых горожан приходит к многодетному крестьянскому семейству. Сюда, по всей видимости, отдан на воспитание их незаконнорожденный ребенок. Особо советую вам посмотреть на феноменальную картину художника «Перепись населения в Вифлееме», о которой я рассказывала после посещения выставки ГМИИ из Княжества Лихтенштейн.

Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)

В подавляющем большинстве случаев Питер Брейгель Младший вдохновлялся работами своего отца, чего нельзя сказать о его картине «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)». В картине художник подчеркивает насмешливое отношение крестьян к юристам, а вернее, к тем, кто у них деньги отбирает.

Питер Брейгель Младший. Бобовый король

Бобовый король

Работа Питера Брейгеля Младшего «Бобовый король (Король пьет!)» (1620) более шестидесяти лет находилась в частном собрании в Барселоне. Зритель оказывается вовлеченным в веселую шумную пирушку. День трех королей — популярный в католических странах , отмечаемый вечером 6 января. Накануне праздника пекли большой пирог, в который прятался боб, символ Рождественской звезды.

Питер Брейгель Младший. Бобовый король, фрагмент

В начале застолья, после службы в храме, пирог торжественно разрезали по числу гостей. Обнаруживший в своем куске боб провозглашался королем. На голову счастливчику надевали бутафорскую корону, ему оказывали всяческие почести и беспрекословно повиновались.

Питер Брейгель Младший. Невеста Духова дня

Немалый интерес представляет картина Питера Брейгеля Младшего «Невеста Духова дня (Дня Святой Троицы)». Стоя перед ней, хочется подробно рассмотреть всех ее персонажей. А сюжет такой: в день празднования Святой Новозаветной Троицы христиане, надев свои лучшие костюмы, вспоминали о сошествии Святого Духа на апостолов. Организовывалось шествие, возглавляемое маленькой девочкой в платье невесты и с короной на голове. Дети славили Святую Троицу, переходили от дома к дому и выпрашивали у взрослых гостинцы.

Ян Брейгель Старший. Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: