Литература
- Воскресенский А. К. Андрей Петрович Рябушкин. Биографический очерк. — СПб.: Тип. Морского Министерства, 1912. — 48 с. — (Серия иллюстрированных монографий «Современное искусство», вып. 6.).
- Мурина Е. Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961. — С. 96. — 10 300 экз.
- Кузнецов Б. М. Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969. — 62 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
- Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976. — 18, с. — (Русские художники). — 75 000 экз.
- Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз.
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904)
Хрупкий и болезненный, «словно носящий в себе
какую-то тайну», «человек большого таланта и больших, скрытых
страстей» (М. В. Нестеров),
А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со
свойственным ему природным чувством декоративности представил быт
Древней Руси.
Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца.
Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные
способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю,
он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя,
В. Г. Перова, Рябушкин
продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).
Работы его неизменно отмечались наградами, однако
за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил
большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально
утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже
намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и
использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М.
Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир
Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных
средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную
поездку, правда, сроком не на три, а на два года.
И Рябушкин отправился по старым городам России.
Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем
посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов,
Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует
фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях
старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает
литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это
интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время
подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных
иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней
Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни
(журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно
признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за
собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой
жизни. Этим редким даром он напоминает
В. И. Сурикова.
Художник поселяется под Петербургом, недалеко от
станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь
в специально для него построенном доме с мастерской он начинает
самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины «Ожидание
новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891) и исторической
композиции «Потешные в кружале» (1892; изображены солдаты потешных
полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще
по-передвижнически темная. Но появляется новое — отсутствие
развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу
Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты
на выставки передвижников.
Но следующую картину, в которой художник наконец
нашел себя, — яркое, красочное «Сидение царя Михаила Федоровича с
боярами в его государевой комнате» (1893) — передвижники взять
отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее,
все действие заключается в бездействии — в «думании» о
государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы
обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.
Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных
стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой
люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.
Рябушкин
Рябушкин в Энциклопедическом словаре: Рябушкин — Андрей Петрович (1861-1904) — российский живописец. Красочныежанровые и жанрово-исторические картины воссоздают быт Москвы 17 в.(»Свадебный поезд в Москве», 1901).
Тимон Васильевич (1914/15-86) — российский экономист,член-корреспондент АН СССР (1966). Основные труды в области политэкономиии статистики.
Определение слова «Рябушкин» по БСЭ: Рябушкин
— Андрей Петрович , русский живописец. Сын крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Жил в Петербурге. Писал жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта («Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии», 1880, Третьяковская галерея; «Чаепитие», 1903, частное собрание, Москва), сцены из истории России (главным образом 17 в.), трактуя их в камерно-бытовом плане . Оставаясь в целом верным традициям русской живописи 2-й половины 19 в. (убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж), Р. вместе с тем нередко прибегал к обобщению форм, придавал своим композициям динамику и некоторую плоскостность. Декоративной красочностью, навеянной народным творчеством, введением орнаментальных и архитектурных мотивов он стремился подчеркнуть национальный характер изображаемого. Работал также как иллюстратор. Лит.: А. П. Рябушкин. , М., 1961; Суздалей П. К., Рябушкин, М., 1961; Масалина Н. В., А. П. Рябушкин, М., 1966. А. П. Рябушкин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Третьяковская галерея. Москва.
А. П. Рябушкин. «Едут». 1901. Русский музей. Ленинград.
Рябушкин — Тимон Васильевич , советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1942. Окончил Институт народно-хозяйственного учёта в Воронеже (1936). В 1948-53 заместитель начальника, начальник отдела статистической методологии ЦСУ СССР; главный редактор Госстатиздата. В 1954-61 заведующий сектором экономической статистики института экономики АН СССР. В 1961-70 заведующий сектором статистики, заместитель директора института экономики мировой социалистической системы АН СССР. С 1970 заведующий отделом демографии и статистики Центрального экономико-математического института. В 1948-61 представитель СССР в статистической комиссии и комиссии по народонаселению ООН. С 1958 член Международного статистического института, в 1961-65 и с 1973 вице-президент этого института. Основные труды в области политической экономии и статистики. В них рассматриваются проблемы баланса народного хозяйства, экономико-статистические методы анализа пропорций в народном хозяйстве и взаимосвязи его элементов, методы сопоставления статистических данных в международном плане, исследуются закономерности развития мирового социалистического хозяйства. Под редакцией Р. издана книга «В. И. Ленин и современная статистика» (т. 1-3, 1970-73). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Очерки по экономической статистике, М., 1950; Статистические методы изучения народного хозяйства, М., 1957; Проблемы экономической статистики, М., 1959; Международная статистика, М., 1965; Темпы и пропорции развития народного хозяйства социалистических стран, М., 1966; Экономическая статистика, М., 1966; В. И. Ленин и статистика, М., 1971.
Рябушинский Рябушкин Рябчик
Рябушкин Андрей Петрович1861–1904
17 октября 1861 (село Станичная слобода около Борисоглебска Тамбовской губернии) — 27 апреля 1904 (имение Дидвино Новгородской губернии)
Живописец, график, художник-монументалист.
Родился в крестьянской семье, в которой помимо прочего занимались иконописным ремеслом. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1875 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина.
По окончании курса переехал в Петербурге, поступил в ИАХ, занимался под руководством П. П. Чистякова. В 1887 за этюд натурщика удостоен большой серебряной медали, в 1889 за программную картину «Ангел выводит апостола Петра из темницы» — малой золотой медали. Годом позже выступил соискателем большой золотой медали с картиной «Голгофа», но за отступление от первоначального эскиза не был награжден. Выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени.
В 1891 поселился в имении И. Ф. Тюменева Приволье Новгородской губернии. Тогда же начал участвовать в выставках ТПХВ. В конце 1880-х — 1890-х много путешествовал по городам средней полосы России. В 1890-х писал иконы, создал эскизы мозаик и росписи для соборов в Новороссийске и Варшаве, храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, большого и малого залов, а также церкви петербургской консерватории. Работал в области книжной графики.
В 1895–1898 экспонировал свои картины на выставках Общества художников исторической живописи.
В 1900 за картины «Московская улица XVII века», «Семья купца XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви» отмечен почетным дипломом на Всемирной выставке в Париже. В том же году переехал в имение художника В. В. Беляева Дидвино. В 1901–1903 принимал участие в выставках «Мира искусства», а также в первой выставке Союза русских художников в 1903. В том же году для лечения выезжал в Швейцарию, посетил Дрезден и Мюнхен.
Мемориальные выставки произведений Рябушкина были организованы в 1912–1913 в Петербурге и Москве. Ретроспективы мастера прошли в 1961 в Москве и Ленинграде, в 1962–1963 — в Минске, Киеве, Львове.
Андрей Рябушкин — один из ведущих русских живописцев рубежа XIX — XX веков. Несмотря на сравнительно небольшой период активной творческой деятельности, всего около пятнадцати лет, художественное наследие Рябушкина достаточно велико: десятки картин, сотни этюдов и рисунков; известно, что только для картины «Голгофа» было написано более пятидесяти подготовительных живописных эскизов и этюдов.
Работал преимущественно в историческо-бытовом жанре. Предметом интереса мастера была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Художник выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого являются яркие звучные цвета и декоративность. Значительную роль в своих картинах отводил пейзажным мотивам.
Произведения Рябушкина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.