«ленинградский день победы»

Биография

Дочь сенатора, тайного советника Петра Ивановича Остроумова и его жены Марии Климентьевны Чехович. 1889—1892 — посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889—1892), где её главным преподавателем был В. В. Матэ.

1892—1900 — училась в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у В. В. Матэ, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова, которое закончила со званием художника по классу гравюры В. В. Матэ, представив 14 гравюр на дереве, в том числе цветных, что явилось для того времени новаторством в технике т. н. высокой печати.

1898—1899 — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера. С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924). Участник художественных выставок с 1900 года.

В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год). В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева, впервые синтезировавшего в промышленном масштабе искусственный каучук. 1918—1922 — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники. 1934—1935 — преподавала во Всероссийской академии художеств. Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осаждённого города. 1949 — действительный член АХ СССР.

Адреса

Жила всегда в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде:

  • Лето 1905 — 04.1906 года — 13-я линия, 20, кв. 57;
  • 12.1906 — 1913 — доходный дом — Александровский проспект, 21, кв. 19;
  • 1913—1917 — 3-я линия, 46, кв. 21;
  • 1917—1924 — Нижегородская улица, 6;
  • 1924—1955 — Нижегородская улица, 10, кв. 4. Эта квартира включена в список памятников истории России, охраняемых государством.

Похоронена в Некрополе мастеров искусств.

Работы

Иллюстрации и книжная графика

Иллюстрировала книги:

  • Курбатов В. Я. Петербург, 1912
  • Анциферов Н. П. Душа Петербурга, 1920 (переиздана в 1990 в том же художественном оформлении).

Картины

  • «Петербург», 1908—10, альбом ксилографий
  • «Павловск», 1922—23;
  • «Петербург», 1922 альбом литографий
  • «Марсово поле», 1922 (акварель) Третьяковская галерея
  • «Инженерный замок в инее», 1929, Русский музей
  • «Александровский дворец в Детском Селе»
  • «Петербург. Нева сквозь колоны Биржи»
  • «Петербург. Новая Голландия»
  • «Светильники и сфинкс»
  • «Портрет артиста И. В. Ершова», 1923;
  • «Портрет Андрея Белого», 1924;
  • «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925

Творчество

В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.

Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.

Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.

Из воспоминаний современников

А. Н. Бенуа: «… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: