Антонис ван дейк (22.03.1599-1641) — штрихи к портрету
cocktail
at
понедельник, 26 марта 2012 г.
Знаменитый фламандский живописец много лет провел при дворе английского короля Карла Первого, который не только дал ему рыцарское звание сэра, но и платил ему огромное по тому времени жалованье — двести фунтов стерлингов в год! — и даже подарил свою фамильную золотую цепь. В королевской галерее в Лондоне хранится богатейшее собрание портретов работы Ван Дейка. В Лондоне художник и умер — всего сорока двух лет от роду.
Портрет кардинала Бентивольо
А ГОВОРЯТ, ЧТО РУБЕНС СДАЛ!..
Ван Дейк начинал учеником у Рубенса. Однажды, когда сам маэстро отправился на свою обычную пятичасовую прогулку верхом, все ученики принялись внимательно разглядывать его новую картину. И кто-то случайно смазал свежую краску локтем. Довольно большой кусок картины оказался испорчен. Ученики перепугались. — Я придумал! — заявил вдруг один. — Пусть Ван Дейк — он самый талантливый из нас — напишет этот кусок заново. Уверен, что учитель ничего не заметит. Известно же, что память у него — стариковская. Ван Дейк весьма сомневался в успехе этой авантюры, но делать было нечего: он переписал кусок картины, стремясь максимально следовать манере учителя.
На следующее утро Рубенс подошел к своему полотну и принялся пристально вглядываться в ту самую часть картины. Ван Дейк решил, что их обман разоблачен и ему грозит гнев мастера. Но Рубенс вполне благодушно обвел своих учеников отеческим взглядом. — Вот, говорят, Рубене сдал, — объявил он. — А взгляните-ка на этот фрагмент. В молодые годы я ни за что бы так не написал. Для этого нужен опыт и старческая мудрость!
Отдых на пути в Египет
НАМ МАЗНИ НЕ НАДО!
В одном монастыре, куда Ван Дейк попал по пути в Англию, его попросили написать картину с Христом. Художник написал настоящий шедевр — он в точности учел, как будет все выглядеть, когда картину повесят на предназначенное ей место, довольно высоко на стене. Но монахи смотрели с близкого расстояния и остались очень недовольны.
— Мазня! — заявили они. — Христос похож на носильщика! А остальные фигуры — какие-то карлики. Ван Дейк очень обиделся. Одни монастырские поварята ему посочувствовали. — Ничего, — утешали они. — Холст ведь испорчен не до конца. Из него еще можно сделать хорошую ширму.
Художник не стал требовать платы за труд, скрутил свой холст и уехал. А через несколько лет монахам наконец объяснили, какой художник побывал у них в гостях. Они устыдились и послали к Ван Дейку заказ сразу на десять картин. — Передайте им, — отвечал он мстительно, — что мазни у них в монастыре достаточно. И скажите им еще, что я пишу для людей, а не для ослов.
Портрет Генриетты Марии, королевы Англии
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
Когда Ван Дейк делал портрет Генриетты Марии, королевы Англии, он очень хорошо выписал руки
Это заметила даже сама королева.
— Почему вы обратили внимание именно на мои руки, господин Ван Дейк? — Видите ли, моя госпожа, — почтительно отвечал художник, — я меньше остановился на других ваших чертах, потому что мне от них нечего ждать. Именно ваши прелестные руки привлекли мое внимание — ведь ими вы будете отсчитывать деньги за мой скромный труд!
Портрет Карла Первого, короля Англии
К СТОЛУ!
Один друг спросил у Ван Дейка:
— Почему ты так торопишься заканчивать свои картины? Раньше, помнится, ты работал помедленней! А ведь теперь ты знаменитый живописец, и никто не посмеет упрекнуть тебя за медлительность.
— Раньше я работал для своей репутации, а теперь — для своего стола. Разве ты не торопишься за стол, когда он уставлен вкуснейшими яствами?
История создания[ | код]
Картина «Амур и Психея» была создана во время проживания Антониса ван Дейка в Лондоне, в который он перебрался еще в 1632 году. Написанная в 1638 году она относится к последним работам художника перед смертью. Сюжет был выбран из древнегреческого романа об «Амуре и Психее». На полотне автор отобразил сцену, когда после долгой разлуки Амур находит Психею спящую вечным сном. Предполагается, что работа Антонису ван Дейку была заказана для украшения Королевского дворца в Гринвиче.Сэр Питер Лели, голландский художник и коллекционер — был почитателем творчества Антониса ван Дейка и всячески старался ему подражать. После смерти последнего, 1660 году Лели приобретает ряд его картин, среди которых была — «Амур и Психея».
Сюжет картины[ | код]
Сюжетом картины послужил рассказ из романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Психея была третей дочерью в семье смертных людей. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этому воспротивилась его мать Венера и Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечей, осветила его лицо. Амур был разбужен пролившимся на него горячим воском и будучи рассерженным — оставляет ее одну в замке. После долгих поисков путей примирения, Психея пришла просить помощи у Венеры и последняя приняла решение загубить девушку разными сложными заданиями. Смертельным из которых стало требование принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Прозерпина, богиня подземного царства, сжалилась над девушкой и отдала ей требуемое, но строго запретила открывать сундук. На обратном пути Психея не сдержала любопытства и, открыв его, моментально уснула вечным сном. Амур, который выздоровел к тому времени, отправился на поиски девушки. Обнаружив ее без сознания, он целует ее, чем и пробуждает от вечного сна.
Примечания[ | код]
- ↑
- Елена Матвеева. Фламандская живопись XVII века. — М.: Белый город, 2008. — С. 90. — 130 с. — ISBN 9785040095292.
- Kevin Sharpe. Reading Authority and Representing Rule in Early Modern England. — A&C Black, 2013. — С. 147. — 352 с. — ISBN 9781441145581.
- Brandon Henderson. Sir Peter Lely (1618-1680): Dutch Classicist, English Portraitist, and Collector. — Florida: Universal-Publishers, 2008. — С. 59. — 175 с. — ISBN 1599426889.
- Анна Бену. Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты. — М.: Литрес, 2014. — 3879 с. — ISBN 9785457514010.
- Наталья Будур. Сказочная энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005. — С. 19. — 606 с. — ISBN 9785224048182.