Сюжет на века
В знаменитом библейском сюжете про Сусанну и старцев, суть, конечно, не в сексуальной истории. И это не про вожделение или безумную страсть, не о целомудрии и коварстве клеветы. А больше о торжестве правды над ложью.
В Средневековье живописцы в центр своих картин обычно ставили Даниила, совершившего правосудие. Более пикантно сюжет стал изображаться, начиная с эпохи развитого Возрождения, когда обнаженная женская фигура перестала восприниматься как вместилище греха и пороков.
Сусанна и старцы, Жирардо делла Нотте, 1655 , Галерея Боргезе, Рим. Здесь Сусанна похожа на симпатичного Юношу.
Истрия Сусанны и старцев запечатлена во многих полотнах итальянских живописцев: Доменико ди Микелино, Тинторетто, Алессандро Аллори, Гвидо Рени, Артемизии Джентилески, Себастьяно Риччи, Помпео Батони. Одной из лучших работ считается картина голландца Рембрандта, написанная в 1636 году, которая хранится в настоящее время в Берлинской картинной галерее.
Ну и сравните как красиво писали итальянские мастера своих «Сусанн» и как получилось не у итальянцев.
Якоб Джорданос, Сусанна и старики, 1690: Государственный музей Кинста, Копенгаген
У Рубенса: впрочем, Сусанна не лучше получилась. Я, когда не знала еще произведений Галереи Боргезе пришла в нее первый раз подумала, что Рубенс проститутку написал. Вот посмотрите сами…
Сусанна и Старики, Питер Пауль Рубенс, 1607, Галерея Боргезе, Рим
В историю православной церкви праведная Сусанна вошла как святая под именем Сусанна Вавилонская.
Ну а теперь, вишенка на торте, как говорится. Сусанна и старцы в современном искусстве!
Томас Харт Бертон
Бруно Чеккобелли, Сусанна и старцы
Владимир Верещагин
Не знаю Сусанну ли изображал Лев Котляров, но видно, что сюжет актуален и сейчас. Старичков уже трое. Наверно, собрались сообразить на троих, а тут Сусанна….
Лев Котляров
На одном форуме читатели насчитали 239 художников, писавших свои произведения на эту тему. Некоторые художники по два-три произведения создали на эту Сусанны и стариков.
Александр Гуревич
Картина «Самсон и Далила»
Анализ и описание работы Рубенса на популярный в живописи барокко сюжет.
Питер Пауль Рубенс — чрезвычайно важная для стиля барокко фигура. Художник создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего отъезда в Италию. Работа была заказана Алдерманом Николасом Рококсом (1560–1640) для частной резиденции.
Библейская история
Согласно Ветхому Завету Библии, Самсон — сын Манои — был избран Богом, чтобы помочь израильтянам одолеть своих врагов — филистимлян. В обмен на принятие обета не бриться и не стричься (обет назорейства), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он охотно использовал в своих приключениях.
К сожалению, герой влюбляется в соблазнительницу Далилу, в долине Сорек. Когда филистимляне прознали об этом, они подкупили женщину за 1100 шейкелей серебра, дабы та разузнала секрет силы Самсона.
В конце концов, она выясняет, что его мощь исчезнет, если отрубить волосы. Однажды ночью, пока Самсон спал, Далила требует сбрить его волосы слугу, после чего филистимляне ворвались и одолели мужчину.
Эта история легла в основу большого числа религиозных картин, созданных в эпоху барокко. Свое виденье истории было у Рембрандт (Картинная галлерея в Берлине). Гуэрчино (Музей искусств де Страсбург).
Анализ картины
Фрагмент полотна
В этом шедевре библейского искусства Рубенс показывает спальню Самсона, который лежит в объятьях возлюбленной Далилы. На заднем плане филистимлянские солдаты ждут момента, чтобы наброситься на ослабленную жертву.
Рубенс использует различную символику, чтобы выделить обман Далилы. Например, руки парикмахера скрещены — это символизирует ложь. Позади, на стене, расположена статуя Венеры, богини любви, со своим сыном (Купидоном).
Это намек на то, что именно любовь стала причиной поражения Самсона.
Стоящая за спиной Далилы старая женщина, держащая свечу, не упоминается в Библии, добавлена Рубенсом, вероятно, как символ того, что в будущем ждет предательницу.
Персей и Андромеда. Рубенс.
На первый взгляд сцена выглядит довольно спокойной, но на самом деле полна напряжения
Особое внимание стоит уделить положению руки женщина на спине еврейского героя. Это может интерпретироваться как любящий жест, но Далила лишь успокаивает Самсона, дабы тот не пробудился и не убил возлюбленную за измену
Мастерское использование светотени, на что, вероятно, повлияли работы Караваджо, подчеркивает великолепное телосложение героя. Итальянское влияние проявляется также в выборе цвета. Чувственность сцены усиливается благодаря ярким краскам и текстуре. В частности пестрому красному платью Далилы, узорным коврам и драпировки ткани, свисающей с потолка.
Семь деяний Милосердия, фрагмент, Караваджо. Самсон с челюстью осла.
Авторство
Ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, работавшему в Риме в начале 17-го века. Недавний дендрохронологический анализ подтвердил авторство Рубенса.
Ложное обвинение в грехе
В VI веке до нашей эры проживала в Вавилоне молодая, красивая и очень добродетельная женщина Сусанна, жена Иоакима. Есть версия, что ее муж был не абы кем, а сыном самого царя иудейского, которого тоже звали Иоакимом. Власть в Вавилоне в те годы принадлежала старейшинам и судьям – это были самые влиятельные люди.
Пинтуриккьо, Сусанна и старцы, Апартаменты Борджиа в музеях Ватикана, Рим, 1492
Двое высокопоставленных иудеев, которые как раз и были власть предержащими старейшинами (судьями), к несчастью Сусанны, так пленились ее красотой и молодостью, что не могли обуздать свои вспыхнувшие страсти. Они стали тайно и постоянно подглядывать за гуляющей в саду женщиной.
Рембрандт Ван Рейн, Сусанна и старики, 1647, Галерея живописи, Берлин
Однажды им «повезло» увидеть женщину нагой, купающейся у источника в ванной в саду в полном одиночестве: служанок она отослала закрыть ворота, принести ей масел и мыла. Похоть и вожделение так овладели почтенными старцами, что они стали в открытую домогаться красавицы.
Рембрандт, Сусанна и старцы, фрагмент
Старики стали шантажировать ее тем, что, если она откажет и начнет кричать, они расскажут всем, что застали ее в обнаженном виде с молодым мужчиной, якобы сбежавшим при их появлении. Старики поставили Сусанну в безвыходное положение. За прелюбодеяние в то время замужним женщинам грозила мучительная казнь: их забивали насмерть камнями.
Гвидо Рени, Сусанна и старики, 1629, Национальная галерея, Лондон
Богобоязненная и целомудренная Сусанна, поставленная старцами в безвыходное положение, все же делает выбор — лучше смерть, чем согрешить перед богом, изменив мужу со старцами. Для нее грехопадение страшнее людского осуждения и наказания. Она начинает кричать, звать слуг, сбегаются люди.
Пьетро Делла Велья, Сусанна и старцы, Национальный музей, Будапешт
За отказ Сусанны оскорбленные похотливые старцы осуществляют свою угрозу. Перед собравшимися людьми они оклеветали честную женщину, обвинив ее в греховной связи с чужим мужчиной.
Спасение невинной
Это событие имело место в период так называемого вавилонского плена, когда народ иудейский лишился политической самостоятельности. Он был пленен вавилонянами и находился в пленении 70 лет.
Жизнью иудеев управляли старейшины и судьи. Их власть была так велика, что хотя Сусанну и знали как женщину честную, богобоязненную, но оболгавшим ее клеветникам все же поверили: так силен был их авторитет.
Джован Франческо Барбиери по прозвищу Гверчино, Сусанна и старики, Национальная галерея Пармы
Напрасно рыдающая Сусанна клялась, что она ни в чем не виновата. Ее осудили по закону Моисея (7-я заповедь) и повели на казнь. Тогда она стала горячо молиться богу, прося защиты у него, больше помощи ей не от кого было ждать. Господь внял голосу невинно оклеветанной женщины. И послал ей на помощь молодого юношу, которому он открыл правду о виновности Сусанны. Им оказался будущий пророк Даниил. Именно он смог остановить толпу людей, ведущих Сусанну на смертную казнь.
Джован Франческо Барбиери по прозвищу Гверчино, Сусанна и старики, 1617, музей Прадо, Мадрид
А дальше происходило то, что сегодня в следственной практике называется перекрестным допросом, успешно применяемым по настоящее время для выяснения истины.
Людовик Караччи, Сусанна и старцы, Коллекция банка Емилия Романья, Модена
Мудрый юноша Даниил разделяет старцев-клеветников и опрашивает каждого в отдельности, задавая обоим один и тот же вопрос: «Под каким именно деревом они увидели совокупление Сусанны и ее любовника?».
Людовик Караччи, Святая Сусанна, 1616, национальная галерея, Лондон
Тут старцы и прокололись. Один сказал, что под мастиковым деревом, а второй – под дубом. Когда лжесвидетельство выяснилось, уже самих клеветников по закону Моисея (9-я заповедь) ожидала смертная казнь. И насмерть камнями забили не Сусанну, а двоих похотливых грязных стариков, жаждавших убить невинную женщину.