Личная жизнь и семья
Михаилу Шолохову все-таки удалось получить высшее образование. Первым был биологический факультет МГУ, где писатель познакомился с будущей женой Марией Громославской, затем – исторический факультет Ростовского университета. В университете Мария училась на филолога. Полученное образование в дальнейшем позволило ей стать секретарем мужа-писателя.
Мария была дочкой атамана Петра Яковлевича Громославского, управлявшего станицей Букановской. Завершив учебу, в 1924 году Михаил вернулся в родную Каргинскую станицу, затем поехал в Букановскую. Он планировал свататься к дочке атамана, но не к старшей Марии, а к младшей Лидии, которая ему нравилась больше. Но Петр Яковлевич сказал будущему зятю: «Возьми лучше Марию, и я помогу тебе стать человеком».
Свадьба состоялась 11 января 1924 года. С Марией писатель прожил всю жизнь. Она работала учительницей начальных классов, родила мужу четверо детей. Когда семья поселилась в станице Каргинской, в 1926 году родилась дочка Светлана. После переезда в станицу Вешенскую в 1930 году родился сын Александр. В 1935-ом, когда семья находилась в Москве, на свет появился сын Михаил. А младшая девочка Мария родилась в Вешенской в 1938 году.
Родион Щедрин сейчас
В конце 2021 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.
Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».
Родион Щедрин в 2018 году
Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.
Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.
Любовь всей его жизни
В 1958 году Родион познакомился с женщиной, которая стала единственной любовью всей его жизни. Как-то раз ему довелось побывать на одной из вечеринок, которые устраивала муза знаменитого Маяковского Лиля Брик. В это время он как раз трудился над музыкой к пьесе «Они знали Маяковского». Здесь и состоялось его знакомство с примой Большого театра, знаменитой балериной, потрясающе красивой женщиной Майей Плисецкой.
После вечеринки Щедрин вызвался развести гостей по домам на своём автомобиле. Последней он отвозил Майю, они долгое время сидели в машине и разговаривали. А потом она попросила его написать ей ноты музыки из кинофильма «Огни рампы». Родион с радостью согласился, ведь так у него был повод ещё раз повидаться с Плисецкой.
Окончательно их сблизил написанный Щедриным балет «Конёк-Горбунок». Майя исполняла главную партию, Родион приходил на репетиции в Большой театр. Вскоре они стали вместе жить, отношения свои сначала не регистрировали. Как только у них появилось свободное время, Майя и Родион отправились в медовый месяц на Ладожское озеро. Они провели здесь почти целое лето, которое потом называли райским. А оттуда рванули на автомобиле в Сочи. А вот тут произошёл казус, так как супруги не были официально расписаны, сотрудники гостиницы не разрешили им поселиться в одном номере. И тогда Щедрин сделал Плисецкой предложение.
Когда они вернулись домой в Москву, то пошли в ЗАГС и зарегистрировали свой брак. Это было 2 октября 1958 года. Супруги прожили вместе 57 лет. Потрясающая пара, которая по-настоящему стала единым целым.
В мае 2015 года Плисецкая умерла. Для Щедрина это было страшным ударом, тем более что ничего не предвещало трагедии. У неё внезапно случился обширный инфаркт миокарда. С 1991 года Родион и Майя проживали в Мюнхене. Они составили совместное завещание, после смерти обоих супругов кремировать их тела, соединить прах и развеять над Россией. Урна с прахом Майи пока хранится в доме Родиона Щедрина…
Годы сороковые, военные
Стихотворение «В ответ врагу» Сергей Городецкий написал в первый день войны и прочел по радио в Ленинграде. Оно начиналось пророческой строфой:
«Выходит в бой страна моя родная,
В столетьях закаленная борьбой.
Наполеона участь и Мамая
Ждет всех, кто вызывает нас на бой».
После начала Отечественной войны поэт много выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах.
В эти годы поэт был уже пожилым человеком. Вскоре они вместе с женой отправились в эвакуацию в Ташкент. Там он делал переводы стихов узбекских поэтов. Затем, будучи в Таджикистане, переводил на русский язык таджикскую поэзию.
Сергей Митрофанович возвратился в столицу до окончания войны. В 1945 году он похоронил супругу и верного соратника, Анну Алексеевну, ушедшую из жизни в возрасте 56 лет.
Несмотря ни на что, продолжал плодотворно работать. В этом же году вышла его книга стихотворений «Песня дружбы».
Музыкальное образование
Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.
Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.
Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.
Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.
Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.
С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.
Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.
Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.
После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.
Акмеизм — новое направление поэзии
Разочаровавшись в символизме, Городецкий собирает 20 октября 1911 года в своей квартире учредительное заседание «Цеха поэтов», где он и Н. С. Гумилев были избраны ответственными наблюдателями нового общества.
С этого времени начался акмеистический этап его творческой биографии. Городецкий стал главным идеологом новой школы поэзии. Выступая в качестве критика, он всегда поддерживал товарищей по «Цеху поэтов» — М. Зенкевича, В. Нарбута и других. Сам же неизменно пользовался поддержкой Николая Гумилева. Сборник «Ива» (1913) Гумилев представил общественности как образец акмеизма.
А книга С. Городецкого «Цветущий посох», вышедшая в 1914 г. и содержащая стихи 1912-1913 годов, была объявлена автором программно-акмеистской.
Обращение поэта к акмеизму было инициировано стремлением уйти от иррациональных тем и писать о живой действительности. Стихотворение «Адам» стало гимном акмеистов. Городецкий описал в нем то, в чем видел призвание своей поэзии: «Живой земле пропеть хвалы».
В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий приписал последнему основные принципы акмеизма: избавление поэзии от мистики и воспевание многообразного, конкретного земного мира, придание слову точного значения:
«Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял…»
Когда в 1915 году первый «Цех поэтов» распался, Сергей Городецкий в биографии начинающих поэтов Н. А. Клюева, С. А. Есенина и других сыграл решающую роль. Он популяризировал молодых талантливых литераторов и стал инициатором создания групп, объединяющих крестьянских поэтов, — «Краса» и «Страда».
Образование
В 1910 году Александр Михайлович получил должность у купца в станице Каргинской, туда и перевез семью. Будучи человеком обеспеченным и желающим лучшей доли для сына, он нанял учителя Тимофея Мрыхина, чтобы тот учил Мишу грамоте.
В 1912-ом Михаил поступил в Каргинское приходское училище. Но через 2 года из-за глазной болезни мальчику пришлось уехать на лечение в Москву. В 1914 году Михаил Шолохов учился в Московской мужской гимназии №8. В 1915-ом перевелся в Богучарскую гимназию в Воронежской губернии, обучался там до 1918 года.
Анастасия Даниловна была женщиной неграмотной, но умной и смекалистой. Она быстро научилась грамоте, чтобы самостоятельно отправлять письма сыну-гимназисту.
В период Первой мировой войны Михаил, бросив гимназию, вернулся в родной хутор. После закрепления советской власти отец будущего писателя стал заведовать в станице Каргинской заготовительной конторой Донского продовольственного комитета. А Михаил стал заниматься делопроизводством в местном ревкоме.
Российские писатели
Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:
- «Свои люди – сочтёмся»;
- «Бесприданница».
Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.
Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.
Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.
Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.
Биография Юшкевича Виктора Николаевича
Художник Юшкевич Виктор Николаевич родился 20 марта 1961 года, в небольшом городке Пинск, БССР (Белоруссия). Он закончил Кобринский государственный художественный профессионально-технический колледж (Белоруссия) и уже в начале 1990-х годов стал является одним из самых известных мастеров пейзажной живописи на территории бывшего СССР. Нужно отметить, что некоторые из его работ украшают коллекцию белорусского президента.
Однако современный художник не любит выставлять свое искусство живописи на многочисленных арт выставках. Белорусский мастер пейзажного искусства предпочитает умиротворение и скромность, поэтому его работы можно увидеть только в многочисленных частных коллекциях по всему миру.
«Вечерний звон»
Виктор Юшкевич как художник-композитор
Любопытно, что художник Виктор Юшкевич является также и композитором. Его музыка часто появляется как музыкальное сопровождение для его роликов на YouTube. Юшкевич в каждом своем видео преподает мастер класс по созданию пейзажных картин, который сопровождается оригинальной музыкальной композицией самого художника.
Нужно отметить, что у белорусского живописца есть талантливый сын Юшкевич Виктор Викторович. С самого детства он выезжал на творческие пленэры с отцом и привил ему большую любовь к изобразительному искусству. Работы художников часто путают, так как они рисуют свои картины в похожем стиле и кроме этого имеют одинаковое имя и фамилию. Однако истинные ценители пейзажной живописи легко узнают работы Юшкевича старшего по легкой и ненавязчивой духовной сюжетности, которая присутствует в большинстве его картин.
Вы читаете сайт Art Digest (znaydaydzest.ru)
«Рассвет у реки»
Пейзажи художника Виктора Юшкевича: стиль живописи
Бесспорно, художник Юшкевич Виктор Николаевич является одним из настоящих мастеров современного пейзажного . Его произведения изобразительного искусства пронизаны некой тоской по чему-то настоящему, нетронутому и истинному. Его способ выражения реальности на поверхностный взгляд кажется консервативным и в некотором смысле банальным. Но это далеко не так. Создается впечатление, что Юшкевич в каждой из своих картин пытается придать дню и солнечному свету дополнительное духовное измерение и актуализировать этот бесконечный творческий процесс до триумфа ярких палитр красок над скучными и серыми буднями окружающей реальности. Ввиду этого Виктор Юшкевич может с достоинством считаться одним из лучших современных художников 21 века в категории пейзажной живописи.
«Зима»
80-е
В 1981 году Щедрин создает шесть хоров на стихи Алескадра Сергеевича Пушкина, «Казнь Пугачева », «Тетрадь для юношества», а также 15 пьес для фортепиано, «Концертино» и др. Середина 80-х ознаменовалась для него созданием произведений, посвященных юбилею его кумира, 300-летию И. С. Баха. Его произведение для органа, шлейт, фаготов и тромбонов «Музыкальное приношение» поразило всех масштабностью. Создавалось такое впечатление, что он возвел своеобразный памятник памяти великого композитора. Компактная версия «Приношения» стала часто звучать в Рижском Домском соборе. Другим сочинением Щедрина, которое он также посвятил 300-летию Баха, была сольная соната для скрипки “Эхо” (1984 г.). Ее стали исполнять такие именитые скрипачи, как У. Хёльшер, М. Венгеров, С. Стадлер и др.
В том же году Р.Щедрин написал пьесу «Автопортрет» для симфонического оркестра.
Особенности творчества Городецкого в 30-е годы
С наступлением 30-х годов, в то время, когда в стране происходило становление социалистического реализма в искусстве, Городецкий много занимался переводами, знакомя советских читателей с творчеством украинских, болгарских, белорусских и армянских поэтов.
В 1931 году написал свое первое приветствие партийному съезду.
В 1936-м вышел его «Изборник» («Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения»).
Одновременно с этим он много и талантливо писал оперные либретто: «Прорыв» о Гражданской войне композитора С. Потоцкого, «Александр Невский», либретто поэмы Э. Багрицкого «Думы про Опанаса» композитора В. Юровского, создал для Большого театра либретто к опере «Амран», переработал для оперы поэму «Граф Нулин», перевел «Фиделио» Бетховена, «Лоэнгрин» и «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, «Водонос» Керубини и другие. Именно он в 1937 году начал создание нового текста к опере «Иван Сусанин» Глинки, который завершит только в 1945 году.
Очевидно, занятие «безопасным» творчеством помогло бывшему дворянину избежать репрессий.
Связь с Родиной
В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.
Сегодня Герхард Рихтер — это… понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.
Перестройка
С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.
«Атлас»
Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» — это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.
На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», — так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.
Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.
«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим — понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.
Михаил Шолохов – биография писателя
Михаил Александрович Шолохов – советский писатель, журналист, произведения которого известны во всем мире, стали классикой русской литературы. За творческие заслуги в 1941 году награжден Сталинской премией, в 1960-ом – Ленинской. За произведения, достоверно и художественно описывающие донское казачество в тяжелые для страны времена, удостоен Нобелевской премии. Михаилу Шолохову дважды давали звание Героя Труда, в 1939 году он стал членом Академии Наук СССР.
Михаил Шолохов – единственный писатель с советским гражданством, ставший лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Шолохов – один из немногих русских писателей, еще при жизни признанных классиками. Его жизненный путь изобиловал счастливыми и горестными событиями, нашедшими отражение в творчестве. Он избежал расстрела, не боялся дерзить Сталину, постоянно сталкивался с запретами и цензурой, что не мешало ему мечтать о славе Льва Николаевича Толстого.
Сергей Городецкий: краткая биография послевоенных лет
На склоне лет поэт уже не писал так много стихотворений, как в молодые годы. И это естественно. Прожив насыщенную событиями жизнь, встречаясь со многими знаменитыми деятелями культуры, пережив многих друзей и близких, Городецкий много работал над воспоминаниями и биографиями.
После стихов «Послесловие» и «Памяти Радищева», вышедших в 1947 году, он писал многое на заказ, от второго Приветствия партийному съезду 1958 года, стихотворения «Кремль» до кантаты «Песнь о партии».
В 1958 году он издал автобиографическое сочинение «Мой путь».
В 1960-х он написал стихи, посвященные космонавтам, а также стихотворение «Моя обитель» (1967) и много других. Одновременно С. М. Городецкий преподавал на заочном отделении Литературного института им. Горького.
В одном из последних стихотворений, «Арфа», он обращается к музыке, так много значившей для него:
«И кажется, что эти звуки
На волю выведут меня
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.»
Сергей Митрофанович Городецкий умер 7 июня 1967 года в городе Обнинске Калужской области, в возрасте 83 лет. Похоронили его в Москве, на Ваганьковском кладбище, в той же могиле, где он двадцать два года назад предал земле прах своей любимой жены.
От поп-арта до абстракционизма
Первый большой успех пришел к Рихтеру в 1967, когда его отметили премией «Молодые таланты Запада». За этим последовала серия небольших выставок, но год за годом известность художника росла. Его работы появлялись не только в известных немецких, но и зарубежных музеях. Например, популярность пользовалась серия работ «Серое — несколько плоских однотонных прямоугольников. Позже он начал экспериментировать и с цветными изображениями, часть из которых легла в основу группы работ «Абстрактная живопись».
«Тигр», Герхард Рихтер, 1965 год. (gerhard-richter.com)
В 1972 художник добился настоящего успеха: Рихтер представлял Германию на Биеннале в Венеции. Для выставки была отобрана его серия «48 портретов», на которых были изображены известные люди и совершенно разных областей: ученые Фредерик Жолио-Кюри и Альберт Эйнштейн, писатели Райнер Мария Рильке и Оскар Уайльд, музыканты Игорь Стравинский и Петр Чайковский и многие другие. Это был первый случай в истории, когда целый павильон был отведен под работы одного художника.
Политика
Во второй половине 80-х Родион Щедрин решил заняться политикой, и в 1989 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Он входил в группу, членами которого были Сахаров, Ельцин, Старовойтова, Гдлян, Попов и др. Все чаще между Щедриным и Горбачевым возникали перепалки. Композитор выступал за реабилитацию Галины Вишневской и М. Ростроповича. В 1987 году, в связи с 1000-летием принятия крещения, он написал грандиозное произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Для него, внука священника, данная тема была особенно близка. Для первого исполнения композитор послал это произведение Ростроповичу, в Штаты. Таким образом, премьера состоялась в Кеннеди-Центре в Вашингтоне.
Герхард Рихтер: биография
Родился художник 09.02.1932 в Дрездене (Германия). Детство его прошло в сельской местности, где отец работал учителем. Семье удалось пережить непростой военный период, и в 1948 году повзрослевший Герхард поступил в ремесленную школу города Циттау.
Герхард Рихтер всерьез увлекся изобразительным искусством. С 1952 года он обучался в Дрездене по специальности «художник», однако его творческие идеи в ГДР не одобрялись. Работы Герхарда называли «слишком буржуазными». По этой причине он бежал в западный Берлин в 1961 году, за несколько месяцев до строительства печально известной стены. Попросив политического убежища, Рихтер переехал в Дюссельдорф (ФРГ) и продолжил обучение в местной Академии искусств.
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа
Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года
После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Мария Шелл и Родион Щедрин
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Происхождение и семья
В 1884 году, 5 января по старому стилю (17 января нового стиля), в Санкт-Петербурге, в дворянской семье земского деятеля, сотрудника Министерства внутренних дел, действительного статского советника Митрофана Ивановича Городецкого, и его жены Екатерины Николаевны родился сын Сергей.
Их семья была поистине интеллигентной, с богатыми культурными традициями. Отец семейства был большим ценителем искусства, литератором-этнографом, занимался живописью и археологией. Он с детства прививал Сергею любовь к поэзии Пушкина, Никитина, Кольцова. Мать была знакома с И. С. Тургеневым, увлекалась литературой и помогала детям изучать языки и историю искусств.
В доме родителей Сергей часто видел известных писателей и художников. Дорогим подарком для мальчика стала книга Н. С. Лескова «Левша» с дарственной надписью автора.
В 1893 году, когда Сергею было девять лет, умер его 47-летний отец. Забота о пятерых детях легла на мать.
70-е
В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.
Где родился и вырос
Михаил Шолохов появился на свет 11 мая 1905 года. Его малая родина – хутор Кружилин. Теперь это хутор Кружилинский Шолоховского района. Почти вся жизнь писателя прошла в родном краю.
Маленького Мишу воспитывал отец Александр Михайлович Шолохов. Это был человек обеспеченный, не принадлежащий казачеству. Он занимался перепродажей скота, засевал покупные поля казаков. Его дед был рязанским купцом 3-ей гильдии, в 1870-е он переселился на Верхний Дон, стал скупщиком зерна.
Мама писателя, Анастасия Даниловна Черняк, была дочерью черниговского крестьянина, переселившегося на Дон. Она рано осиротела, работала в господской усадьбе Ясеневка у помещицы Поповой, пока та из корыстных побуждений не распорядилась выдать служанку за казачьего атамана Кузнецова. Анастасия Даниловна мужа не любила. Забеременев от него, родила мертвую девочку. После чего решилась сбежать к Александру Шолохову, к которому испытывала глубокие взаимные чувства.
В неузаконенном союзе родился мальчик Михаил. Как незаконнорожденного, его записали наследником мужа матери, дали фамилию Кузнецов, по закону выделили участок земли, как всем детям казаков. В станице маленького Мишу, как всех нагулянных мальчиков, называли «нахаленком», отношение сельчан к нему было соответствующим.
Революции и война в жизни поэта
Когда началась Первая мировая война, Городецкий оказался под влиянием шовинистских настроений. Это отобразилось в книжке стихов «Четырнадцатый год» (1915).
В 1915 году началась его дружба с Есениным, в котором поэт Городецкий увидел талант и свежий стихотворный дух. Есенин пришел на квартиру к известному поэту по рекомендации Александра Блока. Сергей Городецкий в короткой биографии начинающего стихотворца Есенина оставил неоценимый след: он дал молодому коллеге рекомендательные письма в различные издательства, к тому же подарил ему свою только что вышедшую книгу стихов с автографом.
Весной 1916 года Городецкий, разочаровавшись в литературной сфере деятельности и поссорившись с «предводителем петербургских символистов» Александром Блоком, едет на Кавказский фронт корреспондентом газеты «Русское слово».
Там, в Армении, увидев войну воочию, он понял незрелость своих недавних милитаристских убеждений и снова занялся писательской деятельностью. Его сборник 1918 года «Ангел Армении» проникнут сочувствием и болью.
Когда произошла Февральская революция, Сергей Митрофанович работал в Персии (Иране), в госпитале для тифозных больных. Там он оказался с отступавшими русскими войсками. Свои тяжелые воспоминания об этом периоде жизни он отразил в романе «Алый смерч», написанном в 1927 году.
Затем у Городецкого была насыщенная работа в Тифлисе: редактором журнала «Арс», организатором аналога петербургского «Цеха поэтов», лектором по эстетике в консерватории. Там его и застала весть об Октябрьской революции 1917 года.
В стихотворении «Ностальгия», написанном в 1918 году, он говорит о своем выборе стать на сторону революции
Это было важное решение поэта Городецкого, биография которого была с этого момента предрешена
Смена эпох и творческого пути
Новая жизнь увлекла Городецкого. Он начинает писать политические стихи – агитки, становится видным литературным деятелем Закавказья.
Поэзия его все больше приобретает «пролетарский» характер. В 1919 году Городецкий написал цикл стихотворений «Алая нефть» о бакинских рабочих. В декабре того же года им были написаны стихи «Кофе» о тяжелом труде на плантациях острова Ява. Очень скоро «Кофе» было переведено на несколько европейских языков.
Уже в Баку, с приходом в 1920 году Красной Армии, он активно начал сотрудничать с новой властью: был руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов.
Летом 1920 года поэт приехал в Петроград, где А. Блок организовал вечер поэзии Городецкого.
Осенью Сергей Митрофанович уехал за семьей в Баку. По его воспоминаниям, ехали целый месяц, и он в купе вагона запоем читал книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Прочтение этой книги, по признанию самого С. Городецкого, стало для него «подлинным университетом».
Только осенью 1921 года Городецкий приехал в Москву. Здесь он до 1932 года работал в газете «Известия», до 1924-го — руководил литературной частью Театра революции. Все это время он также писал и прозу, и стихи. Наряду с этим печатал много стихов-приветствий пролетариату.
Тогда же он пытался возродить «новый акмеизм». В 1925 году московский «Цех поэтов» выпустил сборник «Стык» со стихами П. Г. Антокольского, М. А. Зенкевича, В. М. Инбер, И. Л. Сельвинского, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевца.
На протяжении 1920-х годов Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения.
Заключение
Городецкий Сергей Митрофанович, биография которого была тесно переплетена со всеми потрясениями первых десятилетий двадцатого века, прожил долгую, интересную и плодотворную жизнь.
Некоторые критики считают, что все «эстетически значимое» было создано поэтом в дореволюционный период его творчества, и ничего более значительного, чем «Ярь», ему создать не удалось.
Тем не менее большим вкладом в культуру страны являются не только стихи Городецкого. В числе его заслуг — появление в русской литературе детского фольклора и создание нового направления в русской поэзии, оказавшей существенное влияние на ее дальнейшее развитие.
Художник И. Е. Репин, написавший совместный портрет поэта с женой, назвал С. М. Городецкого «Певцом национальных восторгов».