Описание полотна
Изображение лесной опушки, известное зрителям по полотнам Левитана, Саврасова и Шишкина, использовал в своем творчестве и Архип Куинджи. «Березовая роща» — картина, в работе над которой мастер тщательно, почти с математической точностью, просчитал высоту деревьев, размер поляны и заднего плана. На полотне нет ничего спонтанного, оно представляет собой четко выверенную художественную мысль автора. Картину очень трудно назвать пленэрной работой. Об этом свидетельствуют многочисленные зарисовки и наброски, сделанные художником.
На полотне изображен яркий, сверкающий, солнечный день. На лесной поляне тихо и спокойно. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи солнца. Они отбрасывают желтые блики на ровный ковер из травы. Картина сразу наполняет зрителя чувством умиротворения, радости и восторга. Художнику удалось вложить в простой пейзаж богатую гамму чувств
На переднем плане расположены белые березки. Солнечные блики движутся по стволам и переливаются в зеленеющей траве. Необыкновенная игра света и тени делает картину живой и наполняет трепетными чувствами.
Живописец, по сути, изобразил не березовую рощу, а небольшой фрагмент, уместившийся в раму. Зритель видит только стволы
Для художника неважно изображение кроны. Он считает, что воображение может дорисовать ее самостоятельно.
Главным является игра света. Он стремится передать, как освещение может изменить окружающее пространство. Кажется, что солнечные блики вплетены в тонкие березовые веточки. Живописец позволяет почувствовать дуновение теплого ветерка, услышать негромкое пение птиц и шелест листьев.
Для этого полотна Куинджи характерна некая декоративность. Она заметна в выверенном размещении березовых стволов. Они выглядят немного уплощенными. Художник не стремится передать движение. Картина лишена мелких деталей.
Около берез течет небольшая речка. Композиционно она делит изображение на две части. Чистая и прохладная вода контрастирует с летним жарким днем. Ее ровная зеркальная поверхность поросла ряской. Река постепенно уводит взгляд вглубь полотна, где виднеется лес.
Вся красота пейзажа кроется в солнечном свете, заливающем поляну, и яркой зелени. Описание полотна можно использовать для рассказа или поиска идей для собственного сочинения в 5 классе.
Художник Куинджи
На протяжении 2 лет Архип пробовал поступить в академию, но оба раза неудачно. В этот период биографии им была написана картина «Татарская сакля», которую Куинджи представил на Академической выставке. Благодаря этому, ему позволили стать вольнослушателем занятий в Академии.
В скором времени в биографии Куинджи произошли важные события. Он близко познакомился с такими выдающимися художниками, как Илья Репин, Иван Крамской и Виктор Васнецов.
Под их влиянием талантливый парень написал несколько мрачных картин, которые были прекрасно восприняты критиками.
После поездки на Валаам в 1870 г. Куинджи написал 2 великолепных пейзажа – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Через 3 года он представил на выставке свой новый шедевр «Снег», который в 1874 г. получил бронзовую медаль в Лондоне.
В 1876 г. в творческой биографии Куинджи появилась картина «Украинская ночь». Зрители восхищались тем, насколько мастерки был передан лунный свет на фоне темной ночи. С этого времени художник создал ряд полотен в стиле романтизма.
Архип Куинджи являлся первопроходцем в русском искусстве в отношении использования яркого цвета, за счет применения дополнительных цветов. Вскоре он решил покинуть общество передвижников, поскольку хотел радоваться жизни, а не объяснять ее.
В 1879 г. Куинджи представил на обозрение свою трилогию: «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Искусствоведы отмечают в этих работах влияние импрессионистов, хотя и в малой степени.
В 1880 г. Архип Иванович объявил о выставке, на которой была представлена только одна его работа – «Лунная ночь на берегу Днепра». Интересен факт, что полотно находилось в темном помещении и освещалось лишь лучом электрического света.
В таких условиях пейзаж выглядел невероятно реалистично. Складывалось впечатление, будто Луна действительно светится. Зрители даже заходили за картину, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо другой подсветки.
Произведение Куинджи вызвало настоящий ажиотаж в обществе. Его везде обсуждали, восхищаясь необыкновенным талантом мастера.
Во время написания своего шедевра художник по-прежнему экспериментировал с красками. В частности, он применил битум, который при воздействии воздуха и света начинал темнеть. Позже его работу купил великий князь Константин Константинович.
В 1882 г. Куинджи организовал очередную выставку, на который были 2 его картины – «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Стоит отметить, что последний пейзаж многие считают лучшим в его биографии. Во время его написания, одним из первых зрителей еще незаконченной картины был Иван Тургенев, с которым художник поддерживал хорошие отношения.
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (Репин, 1877 г.)
После этого Архип Куинджи перестал появляться в обществе и на целых 20 лет исчез из виду. Он полностью посвятил себя творчеству, однако при этом никому не показывал свои шедевры.
Во время поездки на Кавказ, живописец стал свидетелем редкого явления. Он увидел свое увеличенное отражение на ярко окрашенном облаке. После этого Куинджи написал ряд горных пейзажей.
В 1901 г. Архип Иванович согласился показать своим ученикам и близким друзьям свои последние картины. В их числе оказалось полотно «Христос в Гефсиманском саду», до глубины души поразившее всех зрителей.
Незадолго до смерти Куинджи были написаны такие картины, как «Радуга», «Вечер на Украине» и «Днепр утром».
История и описание[ | ]
Картина «Радуга» считается одним из шедевров позднего периода творчества Куинджи. По композиции и тематике она созвучна со значительно более ранней картиной художника «После дождя», написанной в 1879 году. В картине используются несколько мотивов, характерных для творчества русских художников — мотивы хлебного поля, дороги и радуги.
Вот как описывает картину «Радуга» писатель Михаил Неведомский, автор биографии Куинджи:
Зелёная равнина-поле между двумя отлогими, ровными, как валы, холмами; на правом холме — хуторок: типичный малороссийский ландшафт… Солнечный свет, пробившись сквозь облака, ударил в склон холма почти в центре картины, и она светится только тут: всё остальное на земле — в полутени… А по небу громоздятся тучи; справа ещё не кончился ливень, и его длинные, чуть косвенные, тёмные полосы спускаются с самого верха и донизу… В небе (посредине — на фоне оранжевых, светлых облаков, а по правую и левую сторону — на фоне тёмной буроватой тучи) сияет широкий мост радуги: тона её удивительно чисты и легки… Черная, ещё затянутая нитями дождя даль даёт импрессионизирующее мрачное пятно… |
Существует также другая, меньшая по размеру картина Куинджи «Радуга» (1885—1895, бумага на картоне, масло, 20 × 31 см), хранящаяся в Чувашском государственном художественном музее в Чебоксарах.
«Не хорошо человеку одному…»
Через такую сложную, насыщенную событиями жизнь Архип Иванович Куинджи прошёл с верным другом, любимой женой. Вера Елевфериевна (в Петербурге отчество заменили на более простое Леонтьевна) Кечеджи-Шаповалова посвятила жизнь мужу и скромно оставалась всегда в его тени (даже многие близкие его друзья не были с ней знакомы). Именно желание быть рядом с этой женщиной, младшей его более чем на 10 лет, особо мотивировало художника поскорее преодолеть свою нищету. Ведь девушка была из богатой семьи греческих купцов из Мариуполя, и её отец не хотел отдавать её замуж за казавшегося ненадёжным бедняка-живописца. Но тихая Вера Леонтьевна вдруг проявила твёрдость и заявила, что уйдёт в монастырь, если ей не позволят обвенчаться с любимым. Тогда её отец поставил условие Куинджи заработать прежде определённую сумму, тогда он сможет дать своё разрешение на брак. Девушке пришлось пережить разлуку с возлюблённым, уехавшим искать счастье в Северной Пальмире, и ждать долгие годы, пока он финансово окрепнет и сможет привести отцу затребованный выкуп, не единожды повышавшийся требовательным родителем. Но всё-таки влюблённые, к счастью, оказались вместе и обвенчались. Жили они в согласии и мире. Им не важны были ни нахлынувший успех, ни богатство. Трудно поверить, что эта семья миллионера-художника жила даже без прислуги – художник сам ремонтировал что-то время от времени, Вера Леонтьевна сама мыла полы, готовила и убирала, да и вообще жила семейная пара крайне аскетично, с минимумом мебели, скромной одеждой, отсутствием собственного экипажа и пр. Даже решение супруга, не имевшего детей, завещать почти всё своё состояние созданному Обществу художников имени А. И. Куинджи для поддержки молодых талантов кроткая и спокойная Вера Леонтьевна приняла и поняла, хотя оно в конечном итоге стало для неё фатальным. После смерти мужа её саму Общество оставило без всякой поддержки, и умерла она в 1920-е гг. от голода…
Супруги жили уединённо, впускали в свой мир лишь избранных (например, Д. И. Менделеева, с которым не только дружил художник, но и которому помогала образованная Вера Леонтьевна, делала переводы текста научной статьи и пр.). Их радовали такие простые вещи, как совместное музицирование: Куинджи играл на скрипке, а жена – на рояле… Ездили в родной Мариуполь, в Крым на свой участок, где супруги жили уединённо в шалаше, напоминавшем по простоте схимническое убежище. В Петербурге разве что редкие выходы в театр на оперу позволяли и несколько поездок в Европу.
Но очень символично, что в своё время пара даже в свадебное путешествие поехала не на какой-то шумный и престижный европейский курорт типа Баден-Бадена, а на Валаам.
Следующий этап – Академия художеств
В 1865 году Куинджи уже достаточно уверен в себе, чтобы ехать в Санкт-Петербург. В заветную Императорскую Академию художеств он попал только с третьей попытки: стал её вольнослушателем. Появились друзья и знакомые, впоследствии сыгравшие важную роль в его творчестве и жизни. Среди них были художники-передвижники И.Н. Крамской и И.Е. Репин.
Увлечение передвижничеством и первые успехи
Художники-передвижники, противопоставляющие своё творчество академизму, привлекли молодого Куинджи своими взглядами и творческой составляющей. Под их влиянием он пишет пейзажи «Осенняя распутица», «Забытая деревня». «Чумацкий тракт в Мариуполе». Социальное миропонимание и выражение гражданских чувств художник в этих полотнах проявляет с помощью контраста унылых красок земли и светлых тонов неба. Эти работы носили явный оттенок сострадания к героям картин. На выставках передвижников пользовались успехом и отмечались как очень удачные, тем самым принеся славу и автору.
Эскизы и варианты картины[ | ]
В Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Берёзовая роща» (холст, масло, 27 × 46,6 см, 1879, инв. 11088), с 1879 года принадлежавший художнику Илье Репину, а в 1903 году подаренный им художнику и коллекционеру Илье Остроухову. Эскиз поступил в Третьяковскую галерею в 1929 году из Музея Остроухова.
Три одноимённых эскиза, датируемых 1879 годом, хранятся в собрании Государственного Русского музея — инв. Ж-1105 (клеёнка на картоне, масло, 19 × 29 см), инв. Ж-1107 (холст на картоне, масло, 19,5 × 36,8 см) и инв. Ж-1110 (эскиз-вариант, бумага на картоне, масло, 21 × 33,5 см). Все три эскиза поступили в Русский музей в 1930 году из Общества художников имени А. И. Куинджи.
Ещё один одноимённый эскиз находится в собрании Нижегородского государственного художественного музея (холст, масло, 19 × 36,4 см, инв. Ж-1309)
Эскизы картины «Берёзовая роща» (1879)
Берёзовая роща (ГТГ, инв. 11088)
Берёзовая роща (ГРМ, инв. Ж-1105)
Берёзовая роща (ГРМ, инв. Ж-1107)
Берёзовая роща (ГРМ, инв. Ж-1110)
Берёзовая роща (НГХМ, инв. Ж-1309)
Второй вариант картины «Берёзовая роща» (холст, масло, 165 × 115,5 см), представленный на выставке 1881 года, Куинджи писал по заказу промышленника и коллекционера Павла Демидова, князя Сан-Донато, но их сделка по каким-то причинам расстроилась. Затем Куинджи пытался договориться с предпринимателем Козьмой Солдатёнковым, но тот отказался от покупки картины. В конце концов полотно было приобретено сахарозаводчиком и коллекционером Фёдором Терещенко за 7 тысяч рублей. Долгое время местонахождение этого варианта считалось неизвестным, но потом он «нашёлся» в частном собрании в Нью-Йорке. В 2008 году он был продан на аукционе «Сотбис» за 3,065 млн долларов США.
Третий вариант картины «Берёзовая роща» (1901, холст, масло, 165,5 × 116 см) в 1910 году (после смерти автора) перешёл в собственность Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1918 году он был продан Л. А. Собоцинскому, затем находился в ленинградском собрании В. И. Павлова. В настоящее время этот вариант хранится в Национальном художественном музее Белоруссии (инв. РЖ-1443), куда он поступил в 1954 году из фондов Дирекции художественных выставок и панорам.
Личная жизнь
Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.
Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.
Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.
В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.
Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.
Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.
Одинокий пастух
Для колонизации новых земель и ослабления Крымского ханства императрица Екатерина II задумала переселение с полуострова малых христианских народностей, ведущих активную торговлю и выплачивающих хану значительные налоги, – армян и греков. Армян переселили на Дон, греков – в Приазовье.
В Приазовье греки заселили Мариуполь (который и сегодня является негласной столицей греческой диаспоры в Украине) и основали около 20 поселений. В числе депортированных семей были и предки Куинджи, официальные фамилии которые обрели благодаря своим прозвищам. В частности, дедушка Архипа Ивановича был ювелиром, а по-турецки ювелир – «куюмджи».
Будущий живописец родился в Мариупольском уезде в семье бедного сапожника. Куинджи, видимо, до конца дней так и не знал точного года своего рождения, так как имел 3 паспорта с разными датами. В детстве судьба не баловала мальчика: в 4-5 лет он остался сиротой, заботился о ребёнке то старший брат Спиридон, то тётя. Пришлось Куинджи рано повзрослеть, чтобы выжить. В 11 лет паренёк уже был полностью самостоятельным, стал зарабатывать на пропитание – пас скот, собирал кизяк, работал на строительстве храма в приёмной кирпича, в хлебной лавке. За небольшую плату выучился греческому письму у малограмотного грека, немного проучился в городской школе, в свободное время любил рисовать. Детство проходило в крае с небогатой растительностью, но прекрасными в своих широких просторах украинских степях. Как замечает литературный критик и автор первой монографии о «мастере света» М. П. Неведомский, отношения художника и взрастившего его родного пейзажа бывают часто сложными – нередко живописец как бы пытается перерасти, преодолеть родной ландшафт: Шагал разукрашивал в яркие краски серые и унылые дома Витебска, бостонец Уикс словно бежал из родных бетонных джунглей в пёструю экзотику Востока и пр. «Но про Куинджи можно сказать, что эта зависимость интимных влечений художника от окружающего пейзажа была прямая, положительная, а на мой взгляд – и неоспоримая. Мариупольское предместье Карасу (или в русской переделке – Карасевка), где стоял, ныне исчезнувший, его родной дом, и где в доме брата или тетки проводил и дальнейшие годы детства маленький Архип, громоздится по краю крутого, живописного обрыва, а с этого обрыва открывается широкий вид на долину исторической реки Калки (Калмиус) и на море. Бессменно дежурящее в ясном небе южное солнце, залитая его лучами гладь хамелеона-моря, яркий свет, четкие тени, конкретная, четкая красота южного дня и пряные, томные, фантастические, дурманящие краски южной ночи – вот колыбель будущего Куинджи…», писал Неведомский.
Единственная любовь на всю жизнь
С Верой Шаповаловой художник встретился в родном для обоих Мариуполе. Молодые люди полюбили друг друга. Но Вера была из богатой купеческой семьи, и отец её поставил условие: заработаешь – Вера твоя. Трудно было, но целеустремлённым и терпеливым Архип был не только в деле овладения профессией. Все годы (12 лет с момента знакомства до венчания) его вдохновляли и поддерживали слова Веры о любви и обещании ждать, сколько надо.
В 1875 году наконец-то состоялась свадьба. В свадебное путешествие молодые отправились в живописные Ладожские места. По пути на Валаам корабль напоролся на подводную скалу. Пассажирам пришлось прыгать с борта в шлюпки. К счастью, всё обошлось, и супруги решили, что раз им удалось спастись, теперь они всю жизнь будут творить благие дела.
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Бег с препятствиями
Художник вёл очень замкнутый образ жизни, хотя многим постоянно помогал делом и словом. Он не оставил после себя воспоминаний и дневников, потому что даже с бумагой не делился личным и сокровенным. О его биографии сохранилось мало сведений. Но из того немногого, известного биографам, можно составить впечатление, что путь Куинджи, как и многих выдающихся людей, напоминал бег с препятствиями уже с раннего детства. Всю жизнь ему приходилось преодолевать то нищету, то неверие в себя, то обесценивание его таланта, то зависть и грязные сплетни, интриги, его окружающие после заслуженно обретённого успеха.
Мальчику, влюблённому в живопись, рекомендовали показать свои работы И. К. Айвазовскому. Известный маринист помогал многим молодым художникам, организовал художественную школу в Феодосии для юных талантов, ходатайствовал в Петербурге о начинающих живописцах. Но в застенчивом подростке, с надеждой пришедшем к нему пешком из мариупольских степей, таланта не разглядел. Хотя мнения биографов расходятся: одни утверждают, что сам феодосийский мастер отверг юного Куинджи, показавшего ему свои этюды и наброски, и предложил ему лишь красить свой забор и смешивать краски, не пуская даже в мастерскую и предложив ночлег на 2-3 летних месяца прямо на улице, под навесом; другие, опираясь на якобы записанные А. И. Менделеевой воспоминания самого художника, говорят, что «несовпадение» произошло как раз с учениками Айвазовского, а Ивана Константиновича в тот момент в городе не оказалось. И есть также третья версия, согласно которой Куинджи всё-таки учился в феодосийской художественной школе, но не выделялся среди других учеников. Однако впоследствии Куинджи всё же называли учеником Айвазовского за преемственность тематики, любовь к широким просторам, водной стихии, романтизацию природы и пр.
Молодой Куинджи занялся ретушью в салонах фотографии Мариуполя, Одессы, Таганрога. Даже мечтал открыть свою студию фотографии, но так и не нашёл базового капитала. Участвовал в Первой обороне Севастополя в годы Крымской войны, когда на 7-тысячный севастопольский гарнизон обрушился удар более 60-тысячной англо-французской армии.
Парень не оставлял надежды стать художником, потому отважился поехать в Петербург поступать в Академию художеств… и дважды провалил экзамен (интересно, что второй раз его не приняли единственного из всех поступающих). Он остался в Северной Пальмире и подрабатывал вновь ретушером фотографии, зарабатывая копейки и нищенствуя. Как замечает В. Григорян, доход Куинджи в это время составлял 17 рублей, что вдвое меньше заработка знаменитого гоголевского персонажа, бедного разночинца Акакия Акакиевича из «Шинели». «Я нуждался так, что не имел средств купить даже чаю и пил один кипяток без сахара, с черствым хлебом, но никогда, ни разу, я не просил помощи», – позже вспоминал художник. Но и тут Куинджи проявил свой волевой характер и всё же с третьего раза был принят вольнослушателем в Академию в 1868 году, громко заявив о себе работой «Татарская сакля в Крыму». Волна интереснейшей артистической студенческой жизни накрыла молодого Куинджи: он подружился с Репиным, Васнецовым, Макаровым, Буровым, Крамским, Маковским, участвовал в бурных обсуждениях судьбы современной живописи и пр.