Victor vasarely

Крупнейший производитель бытовой радиотехники — расцвет советской эпохи

Летом 1941 года из Харькова и Бердянска в Бердск были эвакуированы два завода, выпускавшие знаменитые фотоаппараты «ФЭД» и комплектующие к ним. В тылу они были перепрофилированы на производство топливных агрегатов и оптических прицелов для армии.

После окончания Второй мировой производственные мощности вернулись домой, а на освоенных промышленных площадях было решено организовать радиозавод. Уже в 1947 году с конвейера сошел первый пятиламповый трехдиапазонный радиоприемник III класса в деревянной коробке с громкоговорителем.

Уже в следующем году вышла новая модель, а с 1950-го начался выпуск первых ламповых радиол «Рекорд-50». После ее модернизировали в «Рекорд-51», «Рекорд-53» и «Байкал», который получил Большую Серебряную медаль на международной выставке в Брюсселе. Но настоящий расцвет завода пришелся на период с 1965 по 1986 год.

Тогда на смену «Рекорду-64», с его двухдорожечной односкоростной магнитофонной панелью, пришла целая плеяда радиол и приемников: «Сибирь», «Байкал», «Фиалка» и пр. Ну а чуть позже наступило время и для транзисторно-стереофонической аппаратуры «Вега». Все эти приемники высшего класса, переносные магнитолы и стереофонические электрофоны завоевывали множество призов на международных выставках, массово отправляясь на экспорт.

Начиная с 1979 года БРЗ производит музыкальные центры, минимагнитофоны, плееры, стереофонические телефоны, проигрыватели лазерного типа и магнитофонные приставки. Все участники «Олимпиады-80» получили в подарок «Радиоколокол» – радиоприемник с электронными часами, цифровым табло и возможностью задавать время для будильника.

В октябре 1991 года ПО «Вега» отметило свое 45-летие. В планах завода значилось изготовление цифровых проигрывателей лазерного типа, выпуск ЭВМ, а также совместное сотрудничество с японскими и корейскими предприятиями. Это были последние грандиозные планы флагмана советской радиотехники.

Жизнь

Виктор Вазарели учился в Академии Подолини-Фолькмана в Будапеште . Позже он посетил школу графики Мюэли, которую руководит Шандор Бортник в традициях Баухауза.

В 1930 году он переехал в Париж, где с 1930 по 1940 год работал художником по рекламе , в основном создавая плакаты . Он проявил интерес к trompe-l’œil (по- французски «обмануть глаз»), графическим узорам и иллюзиям пространства.

С 1944 года он посвятил себя исключительно живописи. В этом году он впервые выставлялся в галерее Дениз Рене в Париже. Здесь, помимо узоров на шахматной доске и противоречивых узоров, он показал еще и фигуративные мотивы. С 1947 года Вазарели сосредоточился на конструктивных, геометрических, абстрактных мотивах.

Логотип Renault (1972 г.)

В 1950-х он разработал свою кинетическую художественную программу . В своем Желтом манифесте ( Manifest Jaune ) для групповой выставки Le Mouvement в Дениз Рене (1955) он призвал произведение искусства в качестве прототипа — со свойствами повторяемости, такими как серийная воспроизводимость, и применимость его форм за пределами искусства. Он выполнил эти требования: его собственные картины и скульптуры теперь характеризуются агрессивным взаимодействием стандартизированных основных форм и цветов, которые по-разному соединяются для создания узоров. С 1961 года жил в Анне-сюр-Марн .

Виктор Вазарели получил множество международных художественных премий в 1965 и 1967 годах. Он был участником документа 1 (1955), документа II (1959), документа III (1964), а также 4-го документа 1968 года в Касселе . В 1972 году он разработал новый ромбовидный логотип в стиле оп-арта для автомобильной компании Renault .

Вазарели получил премию Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1964 году. В 1965 году он стал кавалером ордена искусств и литературы в Париже. Другие призы: Гран-при VIII биеннале в Сан-Паулу , номинация 1970 года в рыцари Почетного легиона .

Его сын Жан Пьер (1934-2002) стал известен как художник под именем Иварал .

Виктор Вазарели умер в Париже в 1997 году от рака.

Accomplishments

  • Vasarely was perhaps the first modern artist to realize that Kinetic Art did not have to move. Instead he created an extraordinary series of paintings and sculptures which used geometrical effects to suggest motion within static forms. From illusions of oscillation and vibration to Escher-like tricks whereby apparent indentations in the picture-surface suddenly seem to protrude from it, Vasarely’s pioneering techniques not only influenced the Op Art movement of the 1960s, but helped to define the whole psychedelic mood of that decade.
  • Like his predecessors in the Constructivist and Concrete Art movements, Vasarely wanted to create a universal visual vocabulary for modern art. By the 1960s, he had developed what he called an «Alphabet Plastique» of endlessly interchangeable compositional elements. These small, square units each consisted of a simple combination of figure and ground, whose color and shape could be changed in any number of ways, to be organized in any conceivable pattern. This aspect of Vasarely’s work exemplifies a post-Second World War concern with using art to communicate across national and cultural boundaries, by stripping away all topical reference, and using visual effects so simple that they would mean the same thing to any viewer. In this way, Vasarely sought to create what he called a «Planetary Folklore».
  • As a student of Constructivism, Vasarely believed that art should have a functional purpose within society, an aim he pursued partly by exploring the overlaps between art and architecture. As well as designing murals and other visual features specifically for architectural spaces, Vasarely believed that his visual vocabulary of interchangeable compositional elements could be used in urban planning, as a way of combining qualities of regularity and variety within domestic architecture, street design, and so on. While many artists from the 1910s onwards had considered how modern art and architecture might influence each other, few pursued that idea with such a singular and consistent vision as Vasarely.

Планы на 2021 — второе дыхание от военпрома?

Слухи о том, что на базе бывшей «Веги» начнутся работы по созданию системы противодействия беспилотникам, подарили многим надежду на возрождение завода. Но дело в том, что речь идет не о заводе бытовой радиотехники, а о концерне радиостроения «Вега», являющемся головным предприятием госкорпорации «Ростех».

В состав концерна входит Научно-образовательный центр и несколько предприятий, специализирующихся на производстве радиотехники и радиоэлектроники для военной промышленности. Бердский радиозавод в их числе не значится.

Конечно, советская радиотехника никогда не могла сравниться с японской, и все же на счету СССР были достойные внимания разработки. Производство союзной радиотехники конца 80-х демонстрировало настоящий подъем. И не случись перестройка и экономический кризис, как знать, каких высот она могла бы достичь сегодня.

2. Награды, призы и премии

  • 1955 — премия Художественных критиков, Брюссель; Золотая медаль Милана; Международный приз живописи Венесуэлы.
  • 1964 — Гуггенгейм-премия, Нью-Йорк.
  • 1965 — произведён в рыцари Ордена Искусств и Литературы при министерстве культуры Франции.
  • 1965 — Большой Приз на VI Международной графической выставке в Любляне; Большой Приз на VIII Биеннале искусств в Сан-Паулу.
  • 1965 — Золотая медаль Общества содействия искусства и индустрии, Париж.
  • 1966 — присвоено звание почётного гражданина Нового Орлеана (Луизиана, США).
  • 1966 — Премия на I Международной биеннале графики, Краков.
  • 1966 — Золотая медаль на II международном симпозиуме эстетики, Римини.
  • 1967 — приз министра международных дел Японии на IX Токийском биеннале.
  • 1967 — премия в области живописи института Карнеги, Питтсбург (США).
  • 1968 — премия «Престиж дю Папир».
  • 1969 — I премия на II Международном биеннале графики в Кракове.
  • 1969 — Первая «Золотая палитра» на международном Фестивале живописи, Канн-сюр-Мер (Франция).
  • 1970 — открытие фонда-музея Вазарели в Горде.

Скульптура в родном городе Пече

Summary of Victor Vasarely

Victor Vasarely provided us with some of the most distinctive images and optical effects in 20th-century art. From his days as a commercial graphic designer in 1930s-40s Paris to his final decades developing and marketing what he hoped would become a new universal language for art and architectural design, Vasarely steered a unique course, combining virtuosic technical precision with a scientific awareness of optical and geometrical effects. He is best known for his grid-like paintings and sculptures of the 1960s onwards, which play with the reader’s sense of visual form by creating illusory, flickering effects of depth, perspective, and motion. In making the act of looking one of their primary subjects, these works speak to a quintessentially modern concern with the difference between what we can see and what is really there.

90-е и нулевые, как начало конца

В 90-е предприятие вошло с оптимизмом. Но грянули экономические и политические перемены, в ходе которых был принят целый ряд законов, повышающих налогообложение и сводящих практически к нулю рентабельность российских предприятий.

Далее последовала целая цепь приватизационных скандалов. Сотрудникам не выплачивалась зарплата — вместо этого их сокращали и отправляли в отпуск без содержания. В начале 1998-го «Вегу» объявляют банкротом, а в следующем году предприятие перестает существовать официально.

Все наукоемкое и высокотехнологичное производство было уничтожено. Энтузиасты из числа бывших работников организовали производство по восстановлению и ремонту аппаратуры «Вега», создав попутно музей БРЗ. Примечательно, что на их оптимизме эта небольшая компания протянула до сих пор.

биография

Дьезо Васархейи родился 9 апреля 1906 г.в Печ , Австро-Венгрия. Он начал изучать медицину , которую бросил через два года. Затем он заинтересовался Баухаусом и учился в Műhely (in) Шандора Бортника  в Будапеште с 1929 по 1930 год.

В 1930 году он переехал в Арквей со своей женой Клэр (Клара) Спиннер (1908–1990), сначала временно в мастерской Plas , затем на авеню Jeanne-d’Arc, 1 . Он начинал там как художник-график в таких рекламных агентствах, как Havas , Draeger , Devambez . Именно там он выполнил свою первую крупную работу, « Зебру» ( ), которая сегодня считается первой работой в жанре оп-арта .

В 1934 году у них родился сын Жан-Пьер (умер в 2002 году), который стал пластическим художником под именем Иварал и работал со своим отцом.

В 1948 году пара влюбилась в Горд ( Воклюз ), где в 1970 году был открыт музей Вазарели при поддержке фонда, созданного Вазарели и его женой в 1971 году, и закрылся в 1996 году из-за проблем с управлением.

В течение следующих двух десятилетий Вазарели разработал свою собственную модель геометрического абстрактного искусства, работая с различными материалами , но используя минимальное количество форм и цветов.

Христос и Сен — Пьер является один из немногих религиозных произведений художника. Собственность города Шарантон-ле-Пон , они экспонировались до декабря 2018 года в склепе собора Эври . Вазарели также спроектировал двадцать пять витражей для церкви Сен-Франсуа д’Ассиз в Порт-Гримо в Вар .

Он также работал для многих компаний и метаморфозы в 1972 году с его сыном логотипом из Renault .

В результате этого сотрудничества между Renault и Vasarely родится серия работ, установленных на краю французских автомагистралей. «  Автомагистраль представляет собой счастливое сочетание природных и искусственных ландшафтов  », — сказал Вазарели. Художник извлекает выгоду из технологического ноу-хау лакокрасочных лабораторий Renault, которые рекомендуют использовать эмалированный листовой металл, чтобы выдерживать плохую погоду.

Он также изготовил в 1972 году фасадные студии RTL на улице Баярд, 22 в 8- м округе Парижа , одетые в металлические лезвия. Это сооружение , внесенное в список Исторических памятников , было демонтировано, когда радиостанция переехала в другое место.23 октября 2017 г.. RTL Group передает его в фонд Вазарели , расположенный в Экс-ан-Провансе .

В 1970-х он создал фасад колледжа Клода Николя Леду в Доле, а затем стал ведущим художником с 1960-х по 1970-е годы.

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Вазарели умер 15 марта 1997 г.в 16- м  округе Парижа , когда ему исполнился 91 год, в результате рака простаты .

3. Избранные полотна

  • «Букк» 1953 Брюссель, собрание Хониво
  • «Донан II» 1951 Копенгаген, Государственный музей искусств
  • «Оур» 1956 Дания, собрание Крестенсен
  • «Дарджилинг» 1952-53 Вена, Музей XX-го столетия
  • «Иол» 1952-59 Скопье, Городской музей
  • «Бхопал» 1949 Льеж, Музей искусств
  • «Кангадар» 1951 Нью-Йорк, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма
  • «Бель-Иль» 1949-50 Нью-Йорк, собрание Бетти Парсон
  • «Миндоро-II» 1954-56 Париж, Музей современного искусства
  • «Минданао» 1955 Буффало, галерея Оллбрайт-Нокс
  • «Ондо» 1960 Нью-Йорк, Музей современного искусства
  • «Таймыр» 1958 Роттердам, музей Бойманс
  • «Эридан-III» 1956 Детройт, Институт искусств
  • «Тлинко-II» 1956 Базель, Художественный музей
  • «Арктур» 1964-65 Нью-Йорк, собрание Хиршхорн
  • «Бирюза-III» 1965 Амстердам, Стеделийк- музей
  • «Зетт» 1966 Монреаль, Музей современного искусства
  • «Вега-JG» 1967 Нью-Йорк, собрание Джеймса Г.Кларка
  • «Сапфир-Z» 1966 Лозанна, собрание Эсселье
  • «Калота МС» 1967 Кёльн, Музей Людвиг Вальраф-Рихартц

«Дань Малевичу», Венесуэла

Фонд Вазарели и музеи

Фонд Вазарели — это некоммерческое учреждение, созданное художником и его женой Клэр и признанное общественно полезным в 1971 году . Она включает в себя учебный музей Горд (1970-1996) и центральную архитектонику в Экс-ан-Прованс (1976) и два «дидактических» музеев в Пече (1976) и Будапеште (1986).

Музеи Вазарели в Печ и Будапеште хранят неотъемлемые пожертвования; В коллекции Печского музея есть работы других художников ( Сото , Морелле , Иварал , Клэр Вазарели).

Пьер Вазарели , внук художника, является его универсальным наследником, обладателем неимущественных прав на его работы и президентом фонда Вазарели со времен21 июля 2009 г..

1. Жизнь и творчество

  • 1925 — оканчивает школу.
  • 1927 — поступает в художественную академию Польдини-Волькман в Будапеште.
  • 1928 — учёба в ателье «Мюхели» в Будапеште.
  • конец 1920-х — учится в Баухаузе у Шандора Бортника и Л. Мохой-Надя.
  • 1930 — женится и переезжает в Париж.
  • 1930—1940 — работает в различных французских рекламных агентствах рисовальщиком и графиком.
  • 1944 — начинает работать в жанре живописи.
  • 1947 — художественный период «Бель-Иль», мастер работает с круглыми и эллипсоидными формами
  • 1948 — переезд в Горд (департамент Воклюз), художественный период «Горд-Кристалл»; картины художника двузначны, мастер много работает над перспективой и объёмом пространства.
  • 1951 — период «Денфер».
  • 1955 — пишет «Жёлтый манифест» (фактически, программа «оп-арата»); кинетический период творчества, архитектонические работы, создаёт эскизы для ковров, участвует в оформлении в киноиндустрии, сериграфии.
  • 1961 — переезжает из Аркюля в Анет-сюр-Марн.
  • 1969 — присуждено звание профессора в Высшей школе прикладного искусства в Будапеште. В будапештском дворце Зичи работает музей Виктора Вазарели.

Музей Вазарели в Экс-ан-Прованс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: