Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения – Дневник живописи
Наверняка вы слышали, что отцом Возрождения считается Джотто (1266-1337 гг). Это так. И даже больше. С Джотто начинается современная европейская живопись. До него были иконы. После него совершенно новое искусство. Которое просуществовало вплоть до импрессионизма конца 19 века.
Возможно, вы раньше видели его фрески. Современному человеку сложно понять, что же в них необычного. Но когда видишь работы его предшественников и современников, поражаешься. Как ему удалось это создать? Просто с чистого листа! С нуля.
Попробуем посмотреть на работы Джотто глазами его современников. Чтобы ощутить всю его революционность.
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы.
Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного.
А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
Новаторство Джотто
Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.
Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.
Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.
Благовещение святой Анне
Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия
На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.
Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.
Справа: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия
Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.
Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.
Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия
Упоминание в Библии
Собственно о саде говорят только Евангелисты, рассказывая о последних часах пред арестом Господа. Однако само это место издавна считалось иудеями особым:
- прежде всего, Кедрон (с еврейского – «черный» или «темный»), большой ручей, за которым находился сад, был священным сам по себе: когда во время богослужений в Иерусалимском храме приносились жертвы – многочисленные животные (тельцы, овны, козлы), то, как замечает П.А. Флоренский, «в поток Кедронский спускалась жертвенная кровь, – и осадком крови удобрялась вся Палестина»;
- долина, по которой протекал Кедрон, именовалась Иосафатовой, по имени благочестивого иудейского государя, царствовавшего чуть менее, чем за 900 лет до Рождества Христова; здесь он одержал важную военную победу над племенами моавитян, кроме того, здесь была также его могила;
- наконец, долина Кедрона также именовалась «долиной Суда», то есть последнего судилища Бога над миром; об этом говорит прор. Иоиль:
«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоил.3: 12); поэтому то, что именно это место Господь избрал, часто бывая здесь с Апостолами, разумеется, не случайно.
Описание
Богородица и Святой Бернар в центре лицом друг к другу, разделенные кафедрой, на которой открыта книга; Дева стоит, одетая в традиционные красные и синие цвета, слева смотрит на сидящего святого и показывает книга пальца; святой, одетый в белое, тоже смотрит на нее, раскинув руки ладонями к Богородице.
По обе стороны от этих двух главных святых фигур другие фигуры, по две с каждой стороны, завершают группу до краев картины: позади Девы — ангел, чьи крылья можно увидеть, а впереди — фигура, несущая доставленную; позади Сенбернара две фигуры тоже держат книгу: одна справа с бородатым лицом, другая безволосая держит стилус; все носят прозрачные эллиптические нимбы .
Место, которое их встречает, представляет собой симметричную архитектуру из десяти колонн с выступающими капителями, увенчанных сводами с полукруглыми арками, которые начинаются на переднем плане, на земле мозаика начинает репрезентативную монофокальную перспективу с центральной точкой схода, которая открывается на заднем плане. на ландшафте из двух холмов, на каждом из которых изображено детально изолированное дерево, разделенное ручьем, соединяющим линию горизонта. На холме слева изображен город и его колокольня у его подножия. За ней выделяется голубоватая гора на фоне белого неба, которое становится синим к вершине последней центральной арки.
Джотто
МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство
Оплакивание Христа (1303-06), Капелла дель Арена, Падуя
Этот шедевр Джотто — жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Именно сюда ведут глаз зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Очень выразительна поза Богородицы, склонившейся над Христом и неотрывно вглядывающейся в безжизненное лицо Сына. Эмоциональное напряжение этого «живописного» рассказа беспрецедентно — аналогов ему в тогдашней живописи мы не найдем. Символическим тут выглядит «пейзаж». Каменный склон делит картину по диагонали, подчеркивая глубину роковой утраты. Окружающие тело Христа фигуры своими позами и жестами выражают различные эмоции. Мы видим перед собой стоически переживающих горе Никодима и Иосифа Аримафейского, рыдающую Марию Магдалину, прильнувшую к ногам Христа, женщин, заламывающих в отчаянии руки, и оплакивающих смерть Спасителя ангелов.
Этот шедевр Джотто в концентрированной форме демонстрирует новаторский характер его живописи. Разрыв с византийской традицией, господствовавшей в средневековом искусстве, здесь резко обозначен. Это касается абсолютно всего. Сакральный сюжет превращается в живое повествование. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. Художник уходит от стереотипов, отказывается от жесткой символической системы, его интересуют сложные пространственные и оптические эффекты. Его интересует мир в его многообразии. Его, наконец, интересует правда человеческого чувства и человеческой мысли. Его персонажи теряют прежний иконописный облик,- они — коренасты, широколицы, наделены величавым обликом, облачены в одежды и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Боккаччо писал, что герои художника — совершенно живые люди, лишь не могут говорить. Важнейшую роль у Джотто начинает играть колорит. Он не только и не столько выражает теперь небесную символику, сколько помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции. В своих композициях Джотто подвергает анализу душу человека, разбирает его чувства, показывает различные стороны его характера, его нравственное состояние. Религиозные сцены он изображает в земной обстановке,-вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Да, на сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно. Но путь намечен. И этот путь приведет к высшим взлетам Ренессанса. Кажется, Джотто и, скажем, Микеланджело даже и сравнивать нельзя, но того Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти неуверенные, на наш взгляд, шаги. Первые шаги к новому искусству Сам Микеланджело это хорошо понимал, высоко ценя заслуги своего предшественника. Да и оценки других великих современников и близких потомков говорят о многом. Говорят о потрясении, испытанном ими от картин Джотто. Назовем Данте, Боккаччо. Назовем того же Вазари.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Иисус Христос в Гефсиманском саду
Завершилась Тайная Вечеря – по сути, первая в истории человечества литургия. Предающий Господа Иуда уже покинул сотоварищей, поспешив к иудейским старейшинам – сообщить, где будет Иисус Христос с учениками. Другие же Апостолы с Господом отправились туда, где Он любил уединяться для молитвы. Вот и сейчас, взяв с собой трех избранных, Господь отошел от них «на вержение камня», то есть на расстояние брошенного камня, попросив Апостолов «бодрствовать» с Ним, духовно поддержать.
Икона Моление о чаше
Евангелисты говорят, что ученики с этим не справились. Измученные трудами дня, неопределенностью, страхом за Учителя – на Тайной Вечере Он открыто предсказал Свою смерть! – они… заснули. Хотя, кажется, пытались исполнить просьбу Равви. Именно поэтому до нас дошли слова последней молитвы Христа – не все, но те, что смогли расслышать Апостолы, отягощенные сном, да еще на расстоянии… Многие толкователи предполагают, что это – всего лишь начало моления, которое ученики полностью не услышали, уснув.
Моление о чаше
Пещеру, где избранные Апостолы, предположительно, находились, западные христиане недаром издавна именуют «пещерой предательства», пусть совершенного по немощи человеческой, неразумию, непониманию слов Господа:
Ведь речь шла о скорби ввиду грядущей смерти, которую испытывает каждый человек. Большая часть переживаний Спасителя осталась сокрытой от нас – вот лишь немногие услышанные учениками слова.
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше». Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб». Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа
Текст молитвы
«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42).
С небольшими вариациями те же слова передают свв. Матфей, Марк (Мф 26. 39; Мк 14. 36).
Свт. Лев, Папа Римский, толкует эти слова так:
Так, истинный Человек, Христос подчинил Свою человеческую волю – Отцу, соглашаясь на смерть ради людей.
Моление о чаше (фрагмент), Эль Греко
Было ли это просто? Нет. Трижды подходит Он к спящим ученикам, особенно – к Петру. Еще несколько часов назад клялся он умереть за Учителя – а теперь не может понести самого простого: быть рядом во время скорби. Что уж говорить об остальных.
Ночной арест в Гефсиманском саду
Свою скорбную чашу Иисус встретил один. Третий раз подойдя к Апостолам, он уже ничего не просит:
Затем события развивались стремительно: мало что понимающие Апостолы вдруг увидели толпу воинственно настроенных иудеев, пришедших на Иисуса «как на разбойника», с оружием. Сопротивляться попытался лишь решительный Петр, казалось бы, опомнившийся: выхватил меч, ударил одного из слуг первосвященника, но… был остановлен Христом, запретившим кровопролитие. Более того, Он тут же исцелил этого раба, коснувшись раненого уха.
Гюстав Доре. Поцелуй Иуды
Не понимая, что делать, Петр растерялся совершенно. И, как внешне бесстрастно пишет св. Матфей, «тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56). У Креста будет стоять один только Иоанн…
ди Бондоне Джотто, «Оплакивание Христа»
Живопись XV-XVI вв.
Творчество флорентийского живописца Джотто открывает новую страницу в истории искусства Италии. До появления его картин итальянские художники твердо придерживались средневековых канонов и византийской техники живописи. С творчества Джотто в изобразительном искусстве Италии начинается разрыв с предшествующими традициями и окончательный отказ от следования им. Сами итальянцы утверждают, что этот великий мастер стоял у истоков новой эпохи в искусстве, и во многом они, бесспорно, правы. Творчество Джотто представляет собой явление Раннего Возрождения, или Проторенессанса. Азы живописи будущий гений постигал, вероятно, в мастерской Чимабуэ, в период с 1280 по 1290 год. В это время он знакомится с позднеантичным искусством й творчеством известного итальянского живописца Пьетро Каваллини. Уже в художественной манере Каваллини наблюдается стремление к передаче объемности и осязаемости на плоскости, использование светотени и тонкая градация цвета; естественно, изучение произведений этого живописца не могло не повлиять на Джотто. Именно они пробудили в сознании молодого художника мысль о максимальном приближении изображаемого к действительности, способствовали возникновению у него желания заставить зрителя поверить в реальность происходящего на полотне события.
В период 1302-1305 гг. он работал над росписью стен Капеллы дель Арена, называемой также по имени заказчика Капеллой дельи Скровеньи в городе Падуя. Фрески капеллы он расположил в три ряда на глухой стене. Джотто связал в единое целое 38 сцен из жизни Девы Марии и Христа, представив евангельские сюжеты как реально существующие события и создав тем самым величавый эпический цикл. Над входом в капеллу расположен «Страшный суд», на противоположной стене – «Благовещение». «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот», «Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй
Иуды», «Бичевание Христа», «Оплакивание Христа» проводят зрителя сквозь события Нового Завета. Одни сцены полны внутренней напряженности – как, например, «Воскрешение Лазаря», другие пронзительно трагичны как фреска «Несение креста». Иногда Джотто приносил красоту рисунка в жертву силе и правде изображения. Так, когда Мария Магдалина в горе и отчаянии бросается к кресту, обнимая его подножие, одежда сваливается с ее плеч и ложится у ног бесформенной массой. Само по себе это не очень красиво, но как отражение полного самозабвения Магдалины делает впечатление от картины неотразимым.
Под рядами основных фресок, на живописно имитированном цоколе из розовых и серых квадратов, Джотто расположил 14 аллегорических фигур пороков и добродетелей, как это часто делалось при украшении порталов северных соборов. Одна из аллегорий символизирует веру. Джотто представил ее в виде женщины с крестом и свитком в руках. Новаторским в данном случае является не выбор идеи, а техника воплощения. Изображение плоское, но у зрителя оно создает иллюзию объемной скульптуры в лучших традициях соборной пластики. Джотто смог при помощи деталей создать на плоскости объемную фигуру. Ничего подобного искусство еще не знало. Точно подмеченные линии головы и шеи, игра светотенью при обрисовке складок одежды, схваченные в движении руки, заставляют человека внимательнее всматриваться в фигуру фрески.
Этот прием стал открытием, которое заставило и самого Джотто пересмотреть свою концепцию живописи, позволило отказаться от использования условно-знаковых образов. С этого момента во власти художника оказалось вызвать у зрителя впечатление, что сцены священной истории разворачиваются у него прямо перед глазами.
Самое яркое воплощение открытые Джотто методы получили в его знаменитой фреске «Оплакивание Христа» – одной из центральных фресок Капеллы дель Арена. Это не миниатюра, где все происходящее вписано в невероятно суженные пространственные рамки. Здесь разворачивается реальное событие. Все персонажи вовлечены в действие, и при этом каждый из них расположен в пространстве так, что его местонахождение можно логически объяснить. Каждый жест персонажа конкретен и точно соответствует его душевному состоянию.
Другим новаторским приемом Джотто является единый эмоциональный фон полотна. Все персонажи выписаны художником с необычайной точностью, детали образов создают яркую и целостную картину. Эта фреска принесла Джотто заслуженную славу. С этого момента его имя вошло в число великих мастеров живописи.
Анализ
Персонажи обладают статичной и изолированной монументальностью, с очень густым и гибким цветом, раскрывающим сильную трехмерность.
Жесты и мимика делают атмосферу сцены спокойной и безмятежной. Ощущения едва намечаются, цвета яркие, но нежные, сливаются друг с другом, создавая эффект объема, который усиливается в пространстве, предлагаемом геометрической и воздушной перспективами пейзажа.
Лица типичны для художника, например, лицо Богородицы, которое произошло от лица его жены, которая также вдохновила большую часть юношеских работ Рафаэля .
Это «Sfondo портик» часто представлены в спектаклях Перуджино в последние два десятилетия XV — го века : мы находим эту функцию в полиптиха Албани Торлония , Благовещение Фано , Мадонна с младенцем между святыми Иоанном -Baptiste и Себастьена и в Пьете .
Атмосфера сцены спокойная и безмятежная. Ощущения едва намечаются, цвета яркие, но деликатно сливаются друг с другом, создавая эффект объема, который усиливается в пространстве, предполагаемом геометрической и воздушной перспективой пейзажа.
Гефсиманский сад на картинах художников (краткое описание)
К сюжету Евангелия обращались, прежде всего, западные живописцы, которые, ввиду особого внимание к человеческой стороне Личности Христа, стремились показать, как боролись человеческий страх смерти с Божественной волей. Впрочем, уже к XVII в
католические художники все чаще уделяют повышенное внимание мелким деталям, например, одежды, или окружающей обстановки, подвергая эстетизации самые страдания Господа.
Моление о чаше. Андреа Мантенья, 1431 – 1506 гг.
Традицию писать «Моление о Чаше», Гефсиманию, переняли также многие русские живописцы XIX – нач. XX вв., но они все же старались показать внутренние переживания Христа-человека.
Карло Дольчи
Картина живописца из Флоренции (XVII в.)представляет молящегося Господа, облаченногом алой одеждой. Его глава наклонена, руки сложены крестообразно. Рядом – юноша в одежде XVII в., которого интерпретируют как Ангела. Понятно, что об исторической достоверности изображения нет речи. Впрочем, поза, жесты, передают смирение Христа, Его покорность воле Отца.
Гефсиманский сад. Художник Карло Дольчи
Архип Куинджи
Его картина создана в 1901 г. Основная мысль художника узнается сразу – пронзительное одиночество Иисуса. Он стоит, освещенный сиянием луны, совсем один – а среди окружающей тьмы угадываются фигуры людей – включая, конечно, не понявших Его учеников.
Христос в Гефсиманском саду (картина Архипа Куинджи, 1901)
Николай Николаевич Ге
А это изображение предельно реалистично. Измученный душевными страданиями Спаситель, предчувствующий кончину, окружающая темнота, где лишь проблески лунного света – таковы последние минут перед взятием Господа на смерть.
Николай Ге «Христос в Гефсиманском саду», 1869Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель
В отличие от Н.Ге, созданный М.Врубелем образ немного ближе к иконе: глава Господа окружена золотым сиянием, нимбом. Он стоит на коленях, длани молитвенно сложены, Лик отрешенный, хотя предельно измученный.
Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду.
Илья Репин
Художник выбрал темой картины предательство Иуды – на заднем плане теряются во тьме стража, народ, свет освещает только Господа да его неверного ученика, который приближается к Равви с лицемерной улыбкой. Христос знает, что сейчас произойдет, но его Лик выражает скорбь об Иуде, а не о Своих страданиях.
Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-хХолст, масло. 62 x 91 смМузей изобразительных искусств Республики Карелия,Петрозаводск
Василий Перов
Наконец, этот русский художник представляет Господа, точно по Евангелию, «павшим на лице Свое», то есть зритель видит Христа распростертым на земле во время молитвы. На небе сияют звезды, вдали видны дома Святого града, Иерусалима, освещенные окна. Иудеи готовяться к Пасхе. А в Гефсимании совершается невидимое миру борение…
Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду, 1878
Совсем короткий эпизод Евангелия – такова история о Гефсимании. Она – прежде всего, о немощи человеческой, непонимании, доходящем до прямого предательства. Страшны душевные страдания Господа, не менее ужасны – предстоящие физические муки. Но вот слова, которые Он скажет, идя на Распятие: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк.23:28).
Наталья Сазонова
Где находится Гефсиманский сад
Сейчас существуют:
- не одно, а два места с таким названием;
- кроме того, два иноческих скита, также именуемых «Гефсиманскими».
Иерусалим
Местность к востоку от Святого Города, у подножия Елеонской горы, в древности именовалась Гефсиманией вся, так как здесь росло множество олив, из плодов которых делалось масло.
Общий вид на Гефсиманию, Елеонскую гору, долину Кедрон (она на переднем плане) и церкви (древние оливы видны на фото слева от церкви Всех Наций)
Однако, Евангелисты, говоря о собственно месте, где молился Господь, трактуют его различно:
св. Матфей говорит о «месте, называемом Гефсимания» (Мф.26:30);
св. Марк – о «селении», то есть некоем особом земельном владении (Мк.14:32);
и лишь св
Иоанн Богослов говорит, что после Тайной Вечери, «Иисус вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин.18:1); толкователи полагают, что слово «вошел» значит, что сад был огорожен, а дальнейшее повествование Евангелиста о том, что «знал… это место и Иуда, предатель Его», говорит о том, что место, где любили молиться Учитель с Апостолами, было вполне определенной «точкой» довольно большой Гефсимании.; кроме того, обращают внимание, что «сад» был достаточно велик, чтобы Господь мог уединиться, отойдя от избранных Апостолов «на вержение камня» (Лк.22:41).
Таким образом, собственно сад – место строго определенное. Его хорошо знали первые христиане Иерусалима, именно здесь проводившие богослужения четвертого дня Страстной Седмицы. Об этом упоминают:
- Евсевий Кесарийский, церковный историк IV в.;
- Паломница из Галлии (нынешняя Франция), Эгерия, побывавшая на особой ночной службе на месте молитвы Иисуса, с четверга на пятницу Страстной Недели:
Однако, позже церковь была разрушена, ее расположение стало забываться. В разное время считалось, что место последней молитвы Господа находится:
- там, где стоит сейчас католическая церковь, сооруженная на средства верующих 16 стран (поэтому она именуется «церковью всех наций»); так как здесь позднейшими раскопками открыт фундамент храма IVв., вероятность, что Господь молился здесь, считается самой высокой; здесь показывают камень, на котором Он обращался к Отцу;
- близ места погребения Богородицы, севернее «церкви всех наций»;
- восточнее храма – это место признают греки;
- наконец, на территории русского Гефсиманского монастыря св. Марии Магдалины.
Русская православная церковь Святой Марии Магдалины
К настоящему времени сад:
- сравнительно небольшой участок размером около 2000 кв.м.;
- здесь, среди множества более молодых, находится 8 оливковых деревьев, которые экскурсоводы часто называют современными Христу, однако, их возраст на 1000 лет «младше» евангельских событий; это понятно – после захвата Иерусалима (70 г.) римские воины вырубили Гефсиманский сад полностью.
Камень, на котором молился Христос, и алтарь церкви Всех Наций
Сад сейчас – собственность католического монашеского ордена францисканцев. Здесь сейчас:
- храм Моления о Чаше («церковь всех наций»);
- Успенская церковь над гробницей Богородицы; она принадлежит Иерусалимской Патриархии и Армянской Церкви;
- «пещера учеников», где они ждали Господа во время Его молитвы и заснули (католики также именуют ее «пещерой предательства»); около IV в. здесь был христианский храм, ранее же находился пресс для отжима масла.
Пещера учеников
Истра
На этой реке находится уникальный монастырь, основанный во 2 пол. XVIIв. Патриархом Никоном. Создатель обители задумал полную копию Святой Земли в России: именно поэтому главный храм монастыря, Воскресенский, архитектурно повторяет церковь Воскресения Иерусалима, а места близ обители получили названия, соответствующие топографии Святой Земли. Так, ручей, который находится близ холма, на котором находится обитель, Патриарх повелел называть Кедроном, рощу же, находящуюся здесь – Гефсиманским садом.
Скит Патриарха Никона, в Гефсиманском саду. Истра
Внешне этот, по сути, лес, не имеет ничего общего с Иерусалимским. А местные путеводители отмечают, что «это место отдыха стало любимым для многих туристов. В Гефсиманском саду по выходным организовано катание на лошадях», ведь здесь… не что иное, как архитектурно-этнографический музей.
Кроме того, на территории сада – скит Патриарха Никона, часовня, а также источник, называемый «Силоамской купелью», подобной Иерусалимской.
О работе:
Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о её рождении: «Всё началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, — Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника».
Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа — с картины Луиса ле Найна. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.
После Джотто
Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.
Взгляните на готическую картину Фабриано.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.
Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.
P.S.
Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.
Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.
Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Стихотворение Пастернака
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
1949 г.