Березовая роща Куинджи и Левитана: общее и различия
Полотно Куинджи «Березовая роща» было представлено публике в 1881 году, а спустя четыре года Левитан начал работу над собственной одноименной картиной. У обоих произведений сходный мотив и примерно одинаковые слегка вытянутые форматы. Внимательный анализ полотен дает понять, что общее между произведениями на этом заканчивается
Березовая роща Левитана
Куинджи с самого начала стремился создать драматический эффект, добиться контрастов и крайне скрупулезно подходил к созданию освещения. Его задачей было формирование некого фантастического, космического света, проникающего повсюду. Левитан же явно оказался более лиричным и сосредоточился на психологической составляющей.
Если Левитан в своей «Березовой роще» старался передать естественную асимметрию природы, то Куинджи не волновался на реализм изображаемых предметов и прибегал к откровенной симметрии. Первый использовал в качестве объекта отображения реальное место, а второй работал по памяти.
Мнения критиков
Почти все критики сошлись во мнении, что в картине «Березовая роща» автор успешно смог придать значимость, казалось бы, обычному пейзажу. Достиг такого эффекта он с помощью сочетания красок, построения необычной композиции, а также умелого перехода от одних оттенков к другим. Куинджи, пожалуй, виртуознее всех умел создавать свет без солнечных лучей.
Художественный критик Владимир Стасов
Владимир Стасов, рассматривая картины на 7-й передвижной выставке, особенно выделил полотно Архипа Куинджи. Критик писал, что данный художник обладает особенным, поэтическим чувством. Стасов отмечал, что, хоть у Куинджи и не закончены некоторые детали, работа со светом и тенью выполнена на высшем уровне.
Критик резюмировал:
Художник и критик Александр Бенуа
Критик и художник Александр Бенуа отмечал в своей книге следующее:
Бенуа подчеркивал мастерство художника и писал, что в процессе изучения полотна невольно проникаешься уважением к автору, который каждый мазок использовал для создания особенного эффекта. В целом Бенуа отзывался о «Березовой роще» так: «Замечательны ее смелые, ясные краски, не безразлична и техника».
Искусствовед Владимир Петров
Владимир Петров считал, что в «Березовой роще» Куинджи воплотил типичное для него солнцепоклонничество. Искусствовед писал, что художник создал «“гимн” льющемуся с неба живоносному свету». Также он отмечал, что от картины так и веет праздником и приподнятостью.
Искусствовед Виталий Манин
По мнению Владимира Манина, Куинджи в своей картине искал положительный идеал. Искусствовед считал важными для мира живописи нововведения художника – нетипичное построение композиции и новое понимание пластики объектов. Манин также высоко оценил умение Архипа Куинджи работать со светом и тенью, которые тот использовал для «реалистической передачи природы»
В то же время искусствовед отмечает, что картина выглядит статической, оцепенелой, застывшей.