Гелий Михайлович Коржев — Моя соседка из дома напротив, 1954, 100×130 см: Описание произведения

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности — 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина… Его полотна закупали Третьяковская галерея, Русский музей. Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Немного о художнике

Гелий Коржев — известный советский художник.

Гелий — в переводе Бог Солнца. Его родители хотели назвать сына Трактор, но так как тот родился знойным летом, назван был Гелиосом. А если более официально, то Гелий Михайлович Коржев — советский живописец, педагог, профессор, яркий представитель «сурового стиля». А также академик АХ СССР, народный художник, Лауреат нескольких Государственных премий.

За творческие заслуги перед Советским государством был награжден орденом Ленина, хотя в рядах коммунистической партии никогда не состоял. В свое время был главой Союза художников. И что очень любопытно, от заработной платы председателя творческого союза Гелий отказался, положенной по должности служебной машиной — не пользовался, да и выставок себе персональных — не устраивал. Потому как никогда не гнался за известностью и славой. Бессребреник от искусства… по-другому и не скажешь. Он настолько был самодостаточен, что практически всю жизнь был закрыт от окружающего мира и писал, не покладая кистей, до последнего вздоха только то, что волновало его душу.

Многих современников и коллег-художников сильно уж раздражала его самобытность и обособленность, переполнявшая его несгибаемую натуру. Он никогда не оглядывался на других, и больше всего дорожил внутренней свободой. По-видимому, здесь немаловажную роль сыграло имя, данное ему от рождения и, которому он всю жизнь невольно пытался соответствовать.

На его полотнах никогда не было сцен баталий, и не присутствовали обыденность и мелочность. Его герои — простые люди, но с крепким внутренним стержнем, способные на героические поступки, люди неординарные, сильные духом. Именно такие образы изображал на своих полотнах художник, и при том практически всегда крупным планом, во весь рост. Всю свою творческую карьеру Коржев показывал как идеалы, так и недостатки своего времени. Самое удивительное и цепляющее зрителя — свойство мастера никогда не приукрашивать жизнь, не полировать ее, как делали почти все соцреалисты того периода. Ведь считалось, что настоящее, а тем более будущее социалистического строя по тогдашним меркам непременно должно было быть светлым, с чем у Коржева были большие проблемы: от светлого будущего на его полотнах не было и следа.

И всю жизнь его основным постулатом была прописная истина: «Суть метода реализма — непрерывная борьба художника с ложью». И с этой самой ложью Гелий непрестанно боролся вокруг себя и внутри себя. На его полотна попадала только сущая правда, впрочем, такая, какой он её сам себе представлял.

Библейские сюжеты соцреалиста Гелия Коржева

Однако вскоре художник покончил с гротескной серией и переключился на вечную тему, а именно на библейские сюжеты. Видимо таким образом мастер решил показать, что все мы рано или поздно приходим к осознанию истинных ценностей. 

Этот факт очень напрягал в свое время критиков: «Соцреалист рисует Христа!» И вы также скажете, нонсенс, и с одной стороны будете правы. А с другой — это не в случае с Гелием Коржевым. Вспомните хотя бы тот факт, что он не был коммунистом, занимая руководящую должность. Вот это действительно было из ряда вон выходящим. Тем не менее… факт остается фактом.

Высказываясь на вечную тему посредством живописи, Коржев воспроизводит библейские истории в виде современных событий и сюжетов. Так, к примеру, Адам и Ева изображены как персонажи современного мира с их пороками и слабостями. И что интересно, самого Христа, он пишет каким угодно — идущим на казнь, распятым, умершим, но не воскресшим. Видимо не было у художника в это веры. А там, как знать… 

Одним из лучших творений библейского цикла являются «Лишенные рая» (1998), на котором видим Адама, бережно несущего по пустынной земле Еву. Все, вроде бы, как и много веков тому назад. Однако теперь это звучит по-другому. Глядя на это полотно, неожиданно приходит в голову мысль… Теперь Адам и Ева — не первые, а последние люди на Земле. А если быть точнее — последние не сдавшиеся.

Тюрлики из серии «Мутанты»

В конце 80-х и начале 90-х годов Коржев неожиданно и кардинально меняет направление своего творчества, он начинает писать остросоциальные картины в карикатурном жанре. На его полотнах внезапно оживают мифические существа уродливые, страшные и смешные одновременно. Тюрлики, так художник назвал своих персонажей, живущих собственной жизнью, на его полотнах. Этому циклу предшествовал ряд реалистичных картин, изображавших беспробудное пьянство и деградацию советского общества, которые со страшной силой вызывали в душе Гелия Михайловича протест.

Тюрлики Гелия Коржева.

Неожиданный гротескный цикл творений, посвященных тюрликам, возник как диагноз тогдашней перестроечной действительности и приобрел значение памфлетов. В переломное историческое время люди мутировали и, превратившись в тюрликов, стали предвестниками развала огромной страны.

А вот сюжет этой картины и завораживает и пугает. Мы видим человека сцепившегося не то со своей тенью, не то с бесовским отродьем и сложно предположить, кто одержит в этой схватке победу. Картина «Схватка» была написана Коржевым в «перестроечное» время и несомненно отражала взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.

Тюрлики Коржева, всеми силами стремясь быть похожими на людей, дошли до последней черты внутреннего измельчания, когда интеллектуальное и духовное убожество начинает накладывать весьма заметный отпечаток на внешность. Куриные мозги и крысиное нутро не скрыть ни пластическими операциями, ни косметическими средствами, как видим это на картине «Старая кокетка».Чудом уцелевшие среди мутантов люди, понятное дело, пытаются поговорить с ними в надежде вразумить их, или хотя бы найти какой-то общий язык для взаимопонимания. Однако все бесполезно, мир постепенно меняется и не в лучшую сторону. 

Серия Коржева «Мутанты» мало знакома российскому зрителю, так как большая ее часть осела за границей. Да и история ее создания также покрыта тайной. До сих пор не известно, что подтолкнуло художника к работе над ней. 

Мутанты Гелия Коржева.

И вместе с этим стоит заметить, что «Мутантами» восхищается уже не одно десятилетие международная аудитория, в отличие от отечественной публики, у которой тюрлики Коржева зачастую вызывают негативную реакцию. 

Тюрлики Гелия Коржева.

Но, как бы там ни было, точность наблюдений и уровень философского проявления в этой серии поистине удивительны. Нею художник как бы ставит безошибочный диагноз нашему больному обществу, пораженному гнусными и постыдными хворями.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих — на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»… Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

Гелий Коржев «Лишенные рая», 1998

За этими картинами на библейские сюжеты последовал целый цикл «христианских» полотен. Также в поздний период он пишет фантасмагорический цикл о тюрликах — странных созданиях, который лучше, чем многие реалистические картины, передает ужас конца окружающего мира и наступления новой реальности.

Семья

Автопортрет, 1985

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым, сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

!Портрет отца М.П.Коржева, 1966

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада… В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: