биография
Аристарх Лентулов родился в городе Нижний Ломов в , Россия , в семье сельского священника. Учился искусству в Пензенской и Киевской художественных школах с 1897 по 1905 год, а затем в частной мастерской Дмитрия Кардовского в Санкт-Петербурге в 1906 году.
С 1909 года жил в Москве. Был одним из основателей авангардного выставочного объединения художников — группы « Бубновый валет ». Эта группа оставалась активной до своего роспуска в 1916 году.
С 1910 по 1911 год Лентулов учился в мастерской Анри Ле Фоконье и Академии де ла Палетт в Париже. 1910-е были для Лентулова периодом творческой продуктивности и экспериментов. Его тянуло к орфизму под влиянием французского художника Робера Делоне . Там он познакомился с современными французскими художниками, такими как Альбер Глез , Жан Метцингер , Фернан Леже и Робер Делоне, и, впитав принципы фовистов и кубистов, разработал свой собственный уникальный красочный стиль живописи. Позже, после своего возвращения в Россию в 1912 году, он оказал большое влияние на то, что стало русским футуризмом и, в частности, кубофутуризмом . Василий Кандинский и Казимир Малевич находились под его влиянием.
Лентулов также сформировал другую группу, с Владимиром Маяковским и Казимиром Малевичем , называемый сегодня Lubock ( Segodnyashnii лубок ). Они создали искусство сатиры, которое было антиавстрийским и антигерманским. Искусство черпало вдохновение из русского фольклора и лубочного искусства. Собственное искусство Лентулова было в значительной степени вдохновлено традиционной и народной русской архитектурой .
С дореволюционных времен Лентулов принимал активное участие в различных театральных проектах, оформлял спектакли Камерного театра ( Виндзорские веселые жены , 1916) и создавал декорации для постановки « Прометея» Скрябина в Большом театре в 1919 году.
В 1928 году Лентулов вступил в Общество московских художников, в которое входили художники, ранее связанные с группой «Бубновый валет». Он стал председателем Общества, а также начал преподавать в Российском государственном художественно-техническом училище ( ВХУТЕМАС ).
Лентулов скончался в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище .
Покушения на строение
За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.
В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.
В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.
Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».
В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».
Сочинение на тему: храм Василия Блаженного
Сейчас передо мной фотография красивейшего храма, что находится в нашей стране, в Москве на Красной площади.
И если честно, то даже глядя на фото, чувствуется величие святыни, видится красота, и веет от нее праздником.
А что тут говорить, когда находишься совсем рядом с этим храмом! Смотришь и не веришь глазам, неужели можно было построить такую красоту. А ведь построили и это храм Василия Блаженного.
Сегодня я напишу сочинение-описание Храма, где расскажу немного об истории, познакомлю с мифами и легендами, с предположениями, что связаны со святыней Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного
Итак, сочинение Храм Василия Блаженного за 8 класс я начну с истории появления этого замечательного архитектурного шедевра. И вот, следуя за историей, мы переносимся во времена правления царя Грозного. В то время, в пятидесятых годах шестнадцатого века, царю удалось взять Казанское ханство.
По случаю данного события, согласно указу царя, и был возведен собор Святой Троицы, на месте которого позже возвели храм. Он получил свое название в честь Покрова Богородицы. В него, спустя время, перенесены мощи Василия Блаженного, которого Грозный чтил. Говорят, даже царь побаивался этого святого ясновидца.
Как раз захоронение юродивого в стенах храма и дало второе название собору, о котором я пишу сочинение. Есть среди люда легенда о том, что сам юродивый собирал деньги на святыню, оставляя их на площади.
По легенде, монеты были неприкосновенны, передал же деньги на строительство святыни Блаженный царю перед самой своей смертью.
Что собой представляет храм Блаженного? Если внимательно рассматривать святыню, то вы поймете, что состоит он из восьми отдельных святынь, которые имеют общий фундамент. Церкви украшены куполами и не похожи друг на друга. Купола по своему дизайну напоминают луковицы.
Их украшают карнизы, кокошники, а также ниши с окнами. Эти восемь церквей окружают главную центральную церковь, что украшена шатром.
Все церкви носят отдельные названия, так, например, церковь по центру названа на честь Покрова Божьей Матери, она и дала общее название всему храму.
Если говорить о мастерах, что возводили храм, то здесь нет точной информации. По некоторым данным мастеров было двое: Постник и Барма, по другим данным Барма и Постник это одно лицо.
По легенде, царь выколол глаза мастерам, чтобы невозможно было больше воссоздать такую, а то и лучше, красоту, хотя, куда еще может быть лучше. Собор Василия Блаженного просто идеален, неотразим и очень сложно подобрать слова, достойные этого величественного храма.
Уж лучше просто приехать на Красную площадь и любоваться им в реальной жизни.
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Убранство храма
По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.
Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.
- В честь праздника Троицы.
- Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
- Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
- Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
- Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
- Александра Свирского.
- Варлаама Хутынского;
- Григория Армянского.
Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.
Каждый купол имеет свои разнообразные украшения — кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.
Внутри храма можно насчитать 9 иконостасов и около 400 икон, многие из которых относятся к 16-му веку и принадлежат кисти знаменитых иконописцев. Стены расписаны масляными красками и украшены старинными фресками.
Особое место в церкви отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.
В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.
Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России
И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины
Василий Блаженный
Янина БЕЛОШАПКИНА
Аристарх ЛЕНТУЛОВ ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Разноцветные, яркие потоки цвета, калейдоскоп красок… Формы, распадающиеся на отдельные объемы и острые грани, свивающиеся в спирали и устремляющиеся ввысь… Волшебный хаос, из которого вырастают праздничные купола, нарядные закомары, расписные аркады — конечно же, это с детства знакомый нам собор Василия Блаженного.
Аристарх Лентулов — один из самых значительных и самобытных участников «Бубнового валета» и, пожалуй, самый смелый экспериментатор. Но достигнуть этой самобытности оказалось не так-то просто. Сложение стиля Лентулова шло через изучение кубизма, футуризма и национальных традиций.
И вот все эти разнородные и, казалось бы, несовместимые элементы слились воедино, чтобы представить нам рождение нового оригинального художника. Это стало ясно в 1914 г., когда на выставке «Бубнового валета» зрители увидели два масштабных полотна — «Москва» и «Василий Блаженный».
Их появление предварял целый цикл картин, в которых художник работал над созданием такой абстрактной формы, чтобы она в то же время не полностью теряла cвои очертания, балансируя на грани фигуративности и беспредметности — задача, на первый взгляд, невыполнимая.
Однако, как мы видим, Лентулову удается совершить невозможное!
Его композиции составляются из пестрого набора кубиков, полосок, треугольников, однако вопроса «что же это такое изображено?» не возникает — не только в портретах (требующих большего жизнеподобия), но даже и в натюрмортах и пейзажах, где среди разноцветных красочных пятен вдруг появляется знакомый образ.
А пестрота и яркость («цветодинамика», как это называл сам художник) необыкновенны! В некотором роде Лентулова можно считать создателем нового направления в искусстве — «орнеизма», правда, не нашедшего последователей, но он об этом не сильно печалился.
В этом же плане написан Василий Блаженный: на синем фоне пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг — нечто похожее на лубочные картинки турецких святынь… Также можно найти перекличку с русскими народными картинками…»
Василий Блаженный на картине Лентулова оказывается (в лучших традициях кубизма) разложенным на отдельные формы и грани — он как будто воздвигается на наших глазах, как сказочный замок, возникающий из воздуха, создавая ощущение праздника, феерии. Собор как бы странным образом распластывается по плоскости холста — так, что мы одновременно видим его изнутри и снаружи, однако ощущения излишней дробности форм не возникает, композиция выглядит даже монументальной.
Кто знает, как могло бы развиваться это направление дальше. Но Первая мировая война предложила художнику новые темы, надолго отвлекшие его от прежних поисков. Тем не менее городской пейзаж с элементами архитектуры старой Москвы остался излюбленной темой в творчестве Лентулова.
Собор Василия Блаженного
Аристáрх Васи́льевич Ленту́лов родился в 1882 году в Пензенской области в семье сельского священника. Отец умер, когда Аристарху было два года. Мать надеялась увидеть в сыне продолжателя дела отца, определила его в духовное училище, потом – в семинарию.
Но Аристарх, не закончив семинарии, поступил в Пензенское художественное училище, в 1898 -1900 гг учился живописи в классе Селиверстова, в 1900 – 1904 годах продолжил обучение в Киевском художественном училище, но решив«подправить и украсить» этюд преподавателя Селезнева, был вынужден вернуться в Пензенское училище, которое успешно закончил в 1905 году.
Интересен факт его поступления в Академию художеств в Петербурге:
На вступительном экзамене во время написания проходивший мимо преподаватель язвительно заметил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зеленый цвет?». Лентулов в ответ нахально заявил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!».
И действительно, цвета он видел явно в более широком спектре, чем традиционно принято. После этой выходки на экзамене можно было смело собирать вещи и возвращаться в Пензу, но в дело вмешался счастливый случай.
Строптивого абитуриента заметил Дмитрий Кардовский и пригласил посещать свои занятия неофициально, без сдачи экзамена и получения диплома.
Оставшись в Петербурге, он познакомился с футуристами Каменским, Кончаловским, Бурлюками, творчество которых повлияло на дальнейшее формирование его как художника.
В 1911 году художник решил продолжить свое образование в Париже, он поступил в Академию живописи «Ла Палетт», увлекся творчеством Эжена Делакруа и Теодора Жерико, подружился с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье. Французы прозвали Лентулова «футуристом a la russe». Особо сильное влияние, которое в полной мере проявилось позже, оказал на художника Робер Делоне.
В Россию Лентулов вернулся в 1912 году. Знакомство с западными шедеврами позволило ему писать легко, свободно, вдохновенно, щедро наполняя свои картины солнечным светом.
В этот период он создал ряд ставших знаменитыми панно, так называемые архитектурные пейзажи: «Москва», «Звон», «Василий Блаженный». Особенность их — ощущение звона, шума, гула.
Его картины озарены удивительным, буквально сказочным светом, за что его и прозвали «художником солнца».
Солнце он писал всю жизнь.Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин.
Идеи Октябрьской революции Аристарх Лентулов воспринял с вдохновением. Мысль об эмиграции ему даже не приходила в голову, он видел свое место в новой России.
В 1933 году с успехом прошла первая и единственная прижизненная выставка картин Лентулова.
В последние годы жизни он обратился к соцреализму. Умер в 1943 в Москве.
История храма Василия Блаженного
Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.
История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.
Легенда первая
Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.
Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.
Легенда вторая
Над возведением собора колдовали сразу два мастера — Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.
Легенда третья
Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.
Собор Василия Блаженного Подготовка к сочинению- описанию с элементами повествования. — презентация
1 Собор Василия Блаженного Подготовка к сочинению- описанию с элементами повествования
2 Москва.КраснаяплощадьСоборВасилияБлаженного Собор Покрова, что на Рву; Покровский собор; До XVII в. – Троицкий собор
- 3 Из истории создания Покровский собор был построен в 1555 – 61 гг. по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством Архитекторы – Постник и Барма Согласно легенде, архитекторы были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма
- 4
- 5 Василий Блаженный
- 6 Композиция храма
7 Убранство собора Убранство собора выполнено из кирпича и камня в сочетании с полихромной керамикой. Изначально орнаментика носила геометрический характер, а также фигурные детали в виде звёзд, крестов, ромбов и треугольников.
- 8 Арки
- 9 Барабан
- 10 Бойницы
- 11 Восьмерик (вид изнутри)
- 12 Глава, главка
- 13 Гульбище (галерея)
14 Верхние ярусы церквей украшены кокошниками, расположенными в шахматном порядке – «вперебежку». Около трёхсот кокошников создают особую игру света и тени, придают легкость и нарядность всей конструкции.
- 15 Луковица
- 16 Портал
- 17 Свод (изнутри)
- 18 Шатёр
- 19 Ярус
- 20 Научный стиль речи Собственно научный Научно- учебный Научно- популярный Используется в Монографиях, научных статьях, диссертациях Учебниках, учебных пособиях, лекциях Рецензиях, отзывах, очерках, школьных сочинениях
21 Словарная работа Зодчие (высок.) – строители, архитекторы Храм (высок.) – собор, церковь Возводить (высок.) – сооружать, воздвигать, строить Увенчать (высок.) – завершить, закончить
22 Эпитеты Оригинальный, непохожий на другие; Прекрасный, удивительный; Уникальный, неповторимый; Величественный; Русский, сказочный …
23 Возможный вариант плана 1.Храм Василия Блаженного – часть русской истории. 2.Чудо русской архитектуры: а) композиция храма; б) центральная башня; в) башни по сторонам света и диагональные башни; г)галерея и порталы храма. 3. «Песня, запечатлённая в камне».
24
25