биография
Аристарх Лентулов родился в г. Нижний Ломов в , Россия в семью сельского священника. Он изучал искусство в Пенза и Киев художественных училищ с 1897 по 1905 год, а затем в частной мастерской Дмитрий Кардовский в Санкт-Петербург в 1906 г.
Он жил в Москва с 1909 года, и он был одним из основателей авангардного выставочного объединения художников, Бубновый валет группа. Эта группа оставалась активной до своего роспуска в 1916 году.
С 1910 по 1911 год Лентулов учился в мастерской Анри Ле Фоконье и Académie de La Palette в Париже. 1910-е были для Лентулова периодом творческой продуктивности и экспериментов. Его тянуло к Орфизм под влиянием французского художника Роберт Делоне. Находясь там, он познакомился с современными французскими художниками, такими как Альберт Глейзес, Жан Метцингер, Фернан Леже и Робер Делоне, впитав принципы фовистов и кубистов, разработал свой уникальный красочный стиль живописи. Позже, после своего возвращения в Россию в 1912 году, он оказал большое влияние на то, что впоследствии стало Русский футуризм и в частности Кубофутуризм. Василий Кандинский и Казимир Малевич оба находились под его влиянием.
Лентулов также сформировал другую группу, с Владимир Маяковский и Казимир Малевич, называется Сегодняшний Любок (Сегодняшний Лубок). Они произвели сатира искусство, которое было антиавстрийским и антигерманским. Искусство черпало вдохновение из Русский фольклор и лубок Изобразительное искусство. Собственное искусство Лентулова было сильно вдохновлено традиционным и народным творчеством. Русская архитектура.
Из дореволюционный раз Лентулов активно участвовал в различных театральных проектах, оформляя спектакли в Камерный театр (Веселые жены Виндзора, 1916) и вспомогательные наборы для постановки Скрябин с Прометей в Большой Театр в 1919 г.
В 1928 году Лентулов вступил в Общество московских художников, в которое входили художники, ранее связанные с группой «Бубновый валет». Он стал председателем Общества, а также начал преподавать в Российском государственном художественно-техническом училище (г.ВХУТЕМАС ).
Лентулов умер в Москве и похоронен в Ваганьковское кладбище.
↑ Деятельность после революции
В отличие от многих своих коллег, Аристарх Лентулов быстро принял революционные изменения, произошедшие в России в 1917 году. Уже в 1918 году он вошёл в коллегию Наркомпроса РСФСР по изобразительному искусству. Позднее художник начал преподавать в открытых большевиками художественных школах-мастреских ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Аристарх Васильевич стал одним из основателей художественного объединения АХРР, которое заложила основы соцреализма в изобразительном искусстве и стало предтечей единого Союза художников СССР.
В двадцатые годы Лентулов стал ещё активнее сотрудничать с театральными режиссерами. Его художественное оформление использовалось в спектаклях Александра Таирова, Фёдора Комиссаржевского и Владимира-Немировича Данченко. Кисти Лентулова также принадлежит знаменитый портрет режиссёра Таирова, выполненный в традициях авангардизма.
Бубновый валет
Единомышленников Лентулов нашёл в лице И.Машкова, П.Кончаловского, Р.Фалька, М.Ларионова и А.Куприна. Молодые художники отвергали реалистическую традицию XIX столетия, академизм и салонную живопись. В 1910-м году они организовали выставку под эпатажной для того времени вывеской «Бубновый валет». Название отсылало как к карточной масти, символизирующей у гадалок молодость и легкомыслие, так и к эвфемизму, обозначающему каторжника и/или политического заключённого, ссыльного. Выбор наименования также был обусловлен чувством противоречия. Ларионов, в чью голову и пришла эта идея, объяснял: «Слишком много претенциозных названий… как протест мы решили, чем хуже, тем лучше… что может быть нелепее «Бубнового валета»?».
Художникам удалось взбудоражить общественность – на выставку пришло порядка двухсот человек. Это событие дало жизнь полноценному художественному формированию под названием «Бубновый валет», к которому немедля примкнули и Мелевич, и Кандинский, и Гончарова, и целый ряд западноевропейских художников – практически все видные авангардисты той эпохи хотя бы однажды участвовали в мероприятиях, которые группа стала проводить на регулярной основе. «Бубновалетцы» устраивали диспуты о судьбах современного искусства, выступали с докладами и программными манифестами. Они даже написали собственный Устав, провозглашавший основной задачей «валетов» «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств».
Участников объединения отличали не только амбициозность и решительный разрыв с миметической (т.е. реалистической, имитирующей натуру) живописью, но и удивительная продуктивность: некоторые из них могли написать сразу несколько законченных работ в течение одной недели. Возможно, этому способствовало безжалостное пренебрежение пропорциями, намеренное разрушение или деформирование форм, произвольная композиция, нарочитый примитивизм. Излюбленным жанром «валетов» стал натюрморт, а наиболее часто изображаемым объектом – поднос.
На выставках, которые группа стала проводить с завидной регулярностью демонстрировалась как российская, так и зарубежная авангардистская живопись – от Кеса ван Донгена и Мориса Вламинка до Альбера Марке и Феликса Валлотона. Как писал крупнейший российский искусствовед Д.В. Сарабьянов, «…поначалу напоминали некое торжище, давали своеобразный заряд анархической эстетики и эпатажа». Именно бубновалетцы первыми отвесили пощёчину общественному вкусу. Однако просуществует разношёрстная группа всего лишь без малого шесть лет.
После Революции
Революционный 1917 год захватил неравнодушного к политике и судьбе своей страны художника: начиная с весны он стал принимать непосредственное участие в общественной жизни, в частности, был избран в члены президиума Совета художественных организаций Москвы. Под впечатлением от Февральской революции он написал полотно «Мир. Торжество. Освобождение», на котором изобразил чернокожего человека – нового Адама – в окружении сказочной курочки Рябы, несущей золотые яйца, и поверженного двуглавого орла, символа монархии.
Лентулов также вошёл в состав художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих и солдатских депутатов, а после Октябрьской революции, в ноябре, вступил в сформированную в срочном порядке Комиссию по охране памятников Москвы.
С 1918 года неотъемлемой частью жизни Аристарха Васильевича стало преподавание. Он параллельно профессорствовал в Строгановском училище и руководил живописной мастерской во ВХУТЕМАСе, и вдобавок ко всему прочему выступал членом коллегии ИЗО Наркомпроса. Лично Анатолий Луначарский распорядился выдать художнику охранную грамоту на квартиру и мастерскую в пятиэтажном доме на Патриарших прудах.
Всё теснее становятся связи художника с театральной сферой. Он сдружился с режиссёром Александром Таировым и его супругой, актрисой Алисой Коонен, оформил спектакль «Сказки Гофмана» Ф.Комисаржевского.
В 1919 году в филиале Большого театра состоялась премьера оперы А.Рубинштейна «Демон» в декорациях Лентулова. Публика встретила постановку овацией. Шесть лет спустя макеты были отправлены на Международную выставку декоративного искусства в Париже и получили Гран-при.
Не оставлял Лентулов и станковую картину, хотя и перешёл к менее масштабным и претенциозным проектам, его живопись стала более сдержанной и сосредоточенной, цветовая палитра смягчилась. Конец 1910-х – начало 1920-х гг. отмечены циклом подмосковных пейзажей, а самой громкой работой стал очередной автопортрет – «Автопортрет со скрипкой»: на сей раз не столь провокационный, как автопортрет 1915 года, но возвращающийся к приёмам аналитического кубизма. Лентулов вошёл в моду, стал получать большое количество государственных заказов, оформлять интерьеры кафе и даже украшать площади по случаю празднеств. Однако эксперты единодушно называют 20-30 гг. временем угасания некогда неукротимого «певца солнца» и экспериментатора. Он стал писать в меру тривиальные индустриальные пейзажи, портреты, виды моря.
В 1933 году была открыта первая и единственная прижизненная персональная выставка Лентулова. На ней были представлены как работы советского времени, так и самые знаменитые полотна периода «Бубнового валета». Однако несмотря на оказанные почести, жизнь становилась всё труднее, а атмосфера эпохи сталинских репрессий, борьбы с «формализмом» и преследований деятелей искусств угнетала с каждым днём всё сильнее. Лентулов сел за перо и написал натянутые, полные фактических неточностей мемуары, в которых демонстративно отрекался от юношеских творческих порывов, компании «Бубнового валета», авангардизма, в сущности, от самого себя: «…в этом было что-то от улицы, от кафе филистёрского пошиба, молодых людей, оторвавшихся от сложной и серьёзной работы, которая оказалась им не по плечу. Я, хотя и был в котловане этого движения, в душе не был приверженцем похождений Бурлюков, хождения по улицам с раскрашенными физиономиями Ларионова и компании».
↑ Специфика стиля
Творчество Лентулова невозможно отнести одному жанру. Его произведения разных периодов относятся к футуризму, кубизму, символизму и постмодерну. На его работы также повлияли фовизм, импрессионизм и дадаизм. Поздние картины Лентулова тяготеют к реализму. Особенно часто художник использовал «взрыв красок» – сочетание мазков десятков разных оттенков, на первый взгляд, не сочетаемых друг с другом. Ярчайшие образцы работ Лентулова со «взрывом красок» – занавесы для театральных представлений, передающие одновременно тревожное настроение и восхищение разнообразием.
В конце тридцатых Аристарх Васильевич перестал заниматься масштабными проектами, но продолжил писать станковые картины. Художник умер в Москве в 1943 году.
↑ Ранние годы Лентулова
Аристарх Васильевич Лентулов родился в 1882 году неподалёку от уездного города Нижний Ломов Пензенской губернии. Одни источники называют местом его рождения деревню Ворона, другие – Чёрную Пятину. Отец будущего художника был приходским священником. В шестнадцать лет Лентулов поступил в Пензенское художественное училище (ныне училище имени К.А. Савицкого). В 1900 году молодой художник переехал в Киев и продолжил обучение в Киевском художественном училище. Там его главным преподавателем стал знаменитый художник Николай Пимоненко, один из наиболее выдающихся передвижников Украины. Лентулов окончил училище в 1905 году. В следующие годы он обучался в студии Дмитрия Кордовского в Петербурге.
↑ Первые успехи Лентулова
В декабре 1910 года тридцать художников-авангардистов организовали выставку, которую назвали «Бубновый валет». Лентулов был одним из этих тридцати человек. Выставка получила положительные оценки, и со временем, её организаторы создали одноимённый художественный союз. Изначально «Бубновый валет» объединял художников самых разных направлений. Уже через два года его покинули возглавляемые Малевичем супрематисты, которые создали своё объединение «Ослиный хвост». Однако недолгое существование «Бубнового валета» сыграло важную роль. Он позволил представителям новых направлений в живописи заявить о себе как о значимой силе.
Лентулов оставался членом «Бубнового валета» до 1916 года. До начала Первой мировой войны он много путешествовал по Европе. В 1910–11 гг. он около года провёл в Париже, обучаясь у знаменитых в то время французских живописцев Альбера Глеза, Жана Матценже, Фернана Леже и других. Именно во Франции, познакомившись с мэтрами кубизма и фовизма, Лентулов разработал собственный неповторимый стиль, который не вписывается ни в одно из течений авангардизма.